7-8 день: ВАФЕЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ
Ближайший от Сахюрты магазин был в Бугудельке. Мы теперь были еда-зависимыми людьми, поэтому отъезжая от одного магазина уже думали чего вкусного купим в следующем. Целью сегодняшнего дня было максимально близко подъехать к Бугудельки. До нее от нас – 85 км.
Дорога потрясла нас изобилием чистого льда, заточенного между торосами. Мы ехали по ледяной глади, потом перебирались через торосы и застывшие трещины на новое поле льда. Весьма увлекательно. Кажется, ничего кроме затянувшихся фотосессий не помешает нам добраться к Бугудельки за одень день.
Но дорога приготовила сюрприз. С виду совсем безобидный. Лёд стал чередоваться с небольшими островками льда. Сочетание льда и снега - самое сложное. Сперва мы могли объезжать снежники, но потом это стало невозможно. Стоило заехать колесами на мягкий снег, как он забивал протектор. 4 оборота колеса требовалось, чтобы шипы снова стали работать. Велосипед просто носило из стороны в сторону. Даже ноги в разные стороны разъезжались. После очередного заноса и падения было сложно начинать движение, ведь велосипед подскальзывался набок, заднее колесо то и дело безрезультативно крутилось на месте.
Мы с Максимом приспустили давление в колесах и более не менее уверенно поехали на этом участке. Сложней всего оказалось Оле. Весь вес багажа приходил на заднее колесо. В итоге выровнять равновесие после снежника было почти невозможно. Велосипед носило, Оля миллионный раз падала на лед. Мы с содроганием сердца следили за ее мучениями. Упала, опять упала… Да, мы в этой поездке падали часто и крайне много. Думаю, если бы на велосипедах был установлен измеритель падений, то он насчитывал бы по 400 почти падений в день и 30-100 полноценных, что называется от души.
У нас с Максимом были самодельные шипованные покрышки 2-4 рядные. Они неплохо себя показали, особенно, если приспустить давление в камерах. Единственное, конкретно для такого похода по льду нужно было прикручивать шипы более часто. Ехать по снегу и сельским дорогам было бы еще тяжелей, но зато на льду держались бы уверенней.
У Оли были были магазинные шипованные 4-рядные покрышки. При спускании давления в камерах шипы продавливались внутрь, поэтому улучшить сцепление ее велосипеда с поверхностью льда было невозможно. К тому же, заднее колесо загружено и спускать давление в нем было чревато проколами.
Нам повезло, что почти не было ветра. Во время ветра и 5-рядных агрессивных покрышек могло бы не хватить, чтобы удержаться на льду.
В целом, наши навыки езды на велосипеде достигли небывалого уровня. Нигде не обрести подобных навыков, как на льду. Из 10 подскальзываний, 9 раз нам удавалось выровнять равновесие и сцепление обоих колес. Если нас заносило, мы могли об снежник ударить заднее колесо и таким образом выровнять его положение.
По нашим наблюдениям, центр тяжести при езде по льду должен приходить на середину велосипеда, максимально близко к кореточному узлу. Так проще всего маневрировать и держать равновесие. У Максима была очень тяжелая нарамная сумка. При одинаковых покрышках и опыте езды по льду, он ехал намного увереннее меня. У Оли же помимо общей проблемы – слишком загруженного заднего колеса велосипеда, была еще проблема правильно распределить вес в велоштанах. Если вес был не уравновешен для каждой стороны – ее велосипед дополнительно заносило.
Концепция использования много маленьких сумочек вместо одного загруженного багажника в таком походе более оправдана.
Велосипед все время нужно было контролировать, каждый метр, каждое движение, каждый поворот. Концентрация движения к вечеру снижалась и количество падений возрастало.
Достаточно один раз хорошенько приложиться ко льду или к элементам велосипеда во время падения, чтобы задуматься, хочешь ли ты на него снова сесть. Но мы научились правильно падать. Если лед ровный – просто плавно скользишь по нему максимальной площадью тела, метра 3 свободного скольжения получалось. Либо нужно выпрыгивать с велосипеда и стараться не упасть при этом. У меня выпрыгивания плохо получались, поэтому я разработала авторскую методику падений. Не знаю, как так получалось, но почти во все падения я стояла на ногах и гасила энергию падения скольжениями ногами об лед, а в это время велосипед скользил по льду, лежа у меня между ног. Продолжать движение так было быстрее :)
В этот день мы завернули в одну из бухт для ночевки, проехав за день 43 км, из них лишь около 20 в сторону Бугудельки. Выйти на берег не удалось из-за скопления торосов.
Итак, мы снова ночуем на льду. Но в этот раз на самом чистом льду. Вообще без снега. Теперь у нас была новая ускоренная система установки палатки. Мы сперва быстро расстилали все вещи на месте будущей палатки, потом ставили над ними палатку.
У нас была палатка-чум: однослойная без дна, шили сами. Палатка устанавливалась на одну удлиненную трек-палку, в середине палатки можно было стоять в полный рост. Внутри палатки помещались мы втроем, наши велосипеды и вещи. Было место и для приготовления пищи.
Палатка устанавливалась на лед при помощи шурупов с кольцами. С усилием их нужно было закручивать в лед, так как у нас не было с собой бура. Откручивались с утра колышки легко, главное крутить не руками, а ранее снятым колышком.
Вес палатки с трек-палкой, колышками и сумкой для нее был 2.6 кг в сухом виде. Но, как мне кажется, я еще возила около килограмма льда, налипшего на стенки палатки из-за конденсата.
Эпическим было мое падение при входе в палатку, распласталась в двери – одна нога внутри, вторая снаружи.
Во время сна было все нормально, мы не скользили.
Лёд ночью был активен у торосов. Видимо, мы слышали как образуются новые торосы, а старые запрыгивают на низлежащие.
Новый красивый рассвет на Байкале.
Вчера мы проехали мало, но сегодня наверняка наверстаем. И доедим до Бугудельки, без вариантов. Всего навсего нужно проехать 60 км. Будучи пешеходами, мы проходим по 35 км в зимний день. Значит, в теории, даже если на половину будем идти пешком, все равно должны добраться до Бугудельки. Вперед!
И вот мы снова идем по льду со снегом, иногда пытаясь ехать. Вчерашняя история повторяется.
Сегодня от полного провала наших амбиций, нас спасает только «вафелька»! Вафелька – это протектор, оставленный колесами вездехода на влажном льду. След впечатался в лед и застыл, по нему неплохое сцепление у велосипеда. Самое сложное – ехать ровно по следу, приходится экстренно обучаться навыку езды по линии.
Как странно, когда мы едем по льду со снежниками – мечтаем о снеге. Когда мы едем по снегу на звездах 1-1 и буксуем – мечтаем о льде. Но на снеге хотя бы не падаешь, если только велосипед резко не стопорится.
Так и не доехали до Бугудельки, сворачиваем за 25 км до нее в бухту на сушу для ночевки. За сегодня 46 км проехали.
В этот раз удача на нашей стороне. Мы увидели в бухте сарай. Он оказался аналогом карпатской колыбы – домик пастухов с печкой. Дом очень удобный, со столом, скамейкой, нарами для сна.
Спалось комфортно, то и дело мы просыпались от сильного ветра, бушующего снаружи. Ураганный ветер с жуткой силой пытался уничтожить все кругом. С утра мы стали подшучивать, сможем ли сегодня доехать до проклятой Бугудельки. Ведь с ветром в 25 м/с хорошо, если просто идти сможешь. Ветер задумался над нашими словами и решил утихнуть.
Теплая и уютная ночевка, возможность просушить спальник – это то, чего нам так не хватало. Силы к нам вернулись, усталость забылась. Мы свежи и готовы все-таки покорить Бугудельку!