Авторские ножи и "искусство китобоев"
Добавлено: Пт мар 09, 2012 23:17
Когда-то бескрайние просторы морей в погоне за китами или левиафанами, как их тогда называли, бороздили целые флотилии отважных китобоев.
Свист лебедки, клочья пены, обезумевшие лица,
Сильный крен, крутая ругань, злой вопрос – кто победит.
Бой окончен, стихло море, с гарпуном в огромном сердце
Из пучины кверху брюхом всплыл гигантский синий кит…» (Д.Ёлкин)
Суровая дисциплина, царившая на китобойцам приводила к тому, что экипажи проводили в бездеятельности долгие часы, ожидая начала неистовой погони, сигналом которой служили крики: “Thar she blows!”. Именно бездеятельность и подталкивала моряков к творчеству, которое служило им хоть каким-то развлечением. А так как основным материалом, которого на китобойцах было вдосталь, являлась китовая кость, то моряки развлекали себя резьбой и гравировкой по кости, которая позднее получила название Scrimshaw. Вот какое определение дает Норман Флейдерман, автор книги, посвященной Скримшоу: “Scrimshaw – это искусство резьбы или по-другому придание формы нужным или декоративным вещам, выполняемые, главным образом, охотниками на китов, моряками и другими людьми, связанными с морским занятием. Основными материалами художественных изделий является китовое сырье. Другими материалами могут быть различные формы морской жизни, раковины или другой разнообразный материал, собранный в землях, посещаемых судами, также как и дерево, металл и т.п., находящихся или используемых на борту корабля. Художественные изделия должны иметь связь с морской тематикой, в соответствии с одним или нескольких критериев, таких как создатель, основная тема, метод или сырье”.
Сначала моряки предназначали свои изделия в качестве подарков любимым и подругам, но позднее они начали продавать свои поделки в портах и Скримшоу получило новое значение. Охота на китов процветала в 19 веке и именно тогда произошел всплеск интереса к Скримшоу. Причем искусство Скримшоу было известно задолго до американских китобоев – практически все цивилизации владели этим искусством, но именно благодаря американским китобоям происходила популяризация Скримшоу. К начало 20 века китобойный промысел в своем первозданном виде сошел на нет и вместе с ним пропал интерес и к «искусству китобоев». Кто знает что было бы дальше, если бы не интерес в конце 50 – начале 60 годов одного американского моряка прошедшего Вторую мировую войну, к коллекционированию поделок, украшенных Скримшоу. Звали этого моряка Джон Ф. Кеннеди. Постепенно искусство Скримшоу снова начало развиваться по всей стране, двигаясь от прибрежных штатов в глубь США. Техника Скримшоу все время совершенствовалась и развивалась. Сначала начали появляться ювелирные украшения со Скримшоу, а потом в этой технике стали украшаться и рукоятки авторских ножей сначала в Америке, а потом, перешагнув океаны, и в других странах Мира.
Причем некоторые найфмейкеры украшали свои ножи сами. Например, американец Билл Эллис (William Ellis) канадец Гаэтан Бошам (Gaétan Beauchamp) австралиец Бранко Гилиевич (Branko Giljevic) словак Стефан Альберт (Stefan Albert) и тайские мастера из фирмы «Appaloosa» Но постепенно развитие получило разделение труда, когда ножи делают найфмейкеры, а украшают мастера Скримшоу. Например, нож Денниса Фридли (Dennis Friedly) украшенный Конни Белле (Connie Bellet) Работы Боба Хергерта (Bob Hergart) на ножах Крейга Биглера (Craig Bigler) и Ларри Дэвидсона (Larry Davidson) Нож Билла Генри (William Henry), украшенный Кэтрин Пламер (Katherine Plumer) Нож Стива Ликарича (Steve Likarich) украсил Даррел Моррис (Darrel Morris) Нож Расса Коммера (Russ Kommer) раскрасила Мэри Мюллер (Mary Mueller) А нож Стивена Маккрила (Steven MacKrill) Сандра Брэди (Sandra Drady) А вот совместная работа семьи Хэнсон – нож работы Дона (Don Hanson) и скримшоу Тины (Tina Hanson) Ева Халат (Eva Halat) раскрасила нож Андре Тоберна (Andre Thorburn) А Боб Бардетт (Bob Burdette) своим скримшоу украсил целую серию ножей Росса Тайсера (Ross Tyser) Нож Фрэнка Чентофанте (Frank Centofante) со скримшоу Рика Филдса (Rick Fields) Скримшоу Гэри Уильямса (Gary Williams) украшают ножи Гила Хиббена (Gill Hibben) и Джина Баскетта (Gene Baskett) Очень популярны истинные художницы скримшоу: шведка Вивека Салин (Viveca Sahlin) и американка Линда Карст-Стоун (Linda Karst-Stone)
Вивека Салин украшала ножи Томаса Лефгрена (Thomas Lofgren) , Тони Карлссона (Tony Karlsson) и инуитскую серию Бьярне Расмуссена (Bjarne Rasmussen) Скримшоу Линды Карст-Стоун можно встретить на ножах Лойда Макконнелла (Loyd McConnell), Леона Трейбера (Leon Treiber), Денниса Фридли (Dennis Friedly) и фирмы «Pro-Tech» В России тоже получило развитие подобное разделение. Пиратскую карту на ноже Алексея Белькова из Чернигова рисовала Елена Фролова. А Игорь и Светлана Астафьевы украсили своими скримшоу ножи Валеры Вегера, Ильи Глебова и Игоря Музалева. Хотя есть мастера, которые украшают свои ножи сами. Например одессит Сергей Полунин и питерец Игорь Гулин А еще такие замечательные мастера есть и на нашем форуме. Сергей Подварко aka Corg_KND из Кондопоги И Юрий Капустин aka U-Ka из Питера Спасибо, что есть на свете такие замечательные мастера, радующие своим искусством всех любителей ножей!
Свист лебедки, клочья пены, обезумевшие лица,
Сильный крен, крутая ругань, злой вопрос – кто победит.
Бой окончен, стихло море, с гарпуном в огромном сердце
Из пучины кверху брюхом всплыл гигантский синий кит…» (Д.Ёлкин)
Суровая дисциплина, царившая на китобойцам приводила к тому, что экипажи проводили в бездеятельности долгие часы, ожидая начала неистовой погони, сигналом которой служили крики: “Thar she blows!”. Именно бездеятельность и подталкивала моряков к творчеству, которое служило им хоть каким-то развлечением. А так как основным материалом, которого на китобойцах было вдосталь, являлась китовая кость, то моряки развлекали себя резьбой и гравировкой по кости, которая позднее получила название Scrimshaw. Вот какое определение дает Норман Флейдерман, автор книги, посвященной Скримшоу: “Scrimshaw – это искусство резьбы или по-другому придание формы нужным или декоративным вещам, выполняемые, главным образом, охотниками на китов, моряками и другими людьми, связанными с морским занятием. Основными материалами художественных изделий является китовое сырье. Другими материалами могут быть различные формы морской жизни, раковины или другой разнообразный материал, собранный в землях, посещаемых судами, также как и дерево, металл и т.п., находящихся или используемых на борту корабля. Художественные изделия должны иметь связь с морской тематикой, в соответствии с одним или нескольких критериев, таких как создатель, основная тема, метод или сырье”.
Сначала моряки предназначали свои изделия в качестве подарков любимым и подругам, но позднее они начали продавать свои поделки в портах и Скримшоу получило новое значение. Охота на китов процветала в 19 веке и именно тогда произошел всплеск интереса к Скримшоу. Причем искусство Скримшоу было известно задолго до американских китобоев – практически все цивилизации владели этим искусством, но именно благодаря американским китобоям происходила популяризация Скримшоу. К начало 20 века китобойный промысел в своем первозданном виде сошел на нет и вместе с ним пропал интерес и к «искусству китобоев». Кто знает что было бы дальше, если бы не интерес в конце 50 – начале 60 годов одного американского моряка прошедшего Вторую мировую войну, к коллекционированию поделок, украшенных Скримшоу. Звали этого моряка Джон Ф. Кеннеди. Постепенно искусство Скримшоу снова начало развиваться по всей стране, двигаясь от прибрежных штатов в глубь США. Техника Скримшоу все время совершенствовалась и развивалась. Сначала начали появляться ювелирные украшения со Скримшоу, а потом в этой технике стали украшаться и рукоятки авторских ножей сначала в Америке, а потом, перешагнув океаны, и в других странах Мира.
Причем некоторые найфмейкеры украшали свои ножи сами. Например, американец Билл Эллис (William Ellis) канадец Гаэтан Бошам (Gaétan Beauchamp) австралиец Бранко Гилиевич (Branko Giljevic) словак Стефан Альберт (Stefan Albert) и тайские мастера из фирмы «Appaloosa» Но постепенно развитие получило разделение труда, когда ножи делают найфмейкеры, а украшают мастера Скримшоу. Например, нож Денниса Фридли (Dennis Friedly) украшенный Конни Белле (Connie Bellet) Работы Боба Хергерта (Bob Hergart) на ножах Крейга Биглера (Craig Bigler) и Ларри Дэвидсона (Larry Davidson) Нож Билла Генри (William Henry), украшенный Кэтрин Пламер (Katherine Plumer) Нож Стива Ликарича (Steve Likarich) украсил Даррел Моррис (Darrel Morris) Нож Расса Коммера (Russ Kommer) раскрасила Мэри Мюллер (Mary Mueller) А нож Стивена Маккрила (Steven MacKrill) Сандра Брэди (Sandra Drady) А вот совместная работа семьи Хэнсон – нож работы Дона (Don Hanson) и скримшоу Тины (Tina Hanson) Ева Халат (Eva Halat) раскрасила нож Андре Тоберна (Andre Thorburn) А Боб Бардетт (Bob Burdette) своим скримшоу украсил целую серию ножей Росса Тайсера (Ross Tyser) Нож Фрэнка Чентофанте (Frank Centofante) со скримшоу Рика Филдса (Rick Fields) Скримшоу Гэри Уильямса (Gary Williams) украшают ножи Гила Хиббена (Gill Hibben) и Джина Баскетта (Gene Baskett) Очень популярны истинные художницы скримшоу: шведка Вивека Салин (Viveca Sahlin) и американка Линда Карст-Стоун (Linda Karst-Stone)
Вивека Салин украшала ножи Томаса Лефгрена (Thomas Lofgren) , Тони Карлссона (Tony Karlsson) и инуитскую серию Бьярне Расмуссена (Bjarne Rasmussen) Скримшоу Линды Карст-Стоун можно встретить на ножах Лойда Макконнелла (Loyd McConnell), Леона Трейбера (Leon Treiber), Денниса Фридли (Dennis Friedly) и фирмы «Pro-Tech» В России тоже получило развитие подобное разделение. Пиратскую карту на ноже Алексея Белькова из Чернигова рисовала Елена Фролова. А Игорь и Светлана Астафьевы украсили своими скримшоу ножи Валеры Вегера, Ильи Глебова и Игоря Музалева. Хотя есть мастера, которые украшают свои ножи сами. Например одессит Сергей Полунин и питерец Игорь Гулин А еще такие замечательные мастера есть и на нашем форуме. Сергей Подварко aka Corg_KND из Кондопоги И Юрий Капустин aka U-Ka из Питера Спасибо, что есть на свете такие замечательные мастера, радующие своим искусством всех любителей ножей!