Форты Кронштадта: 1-ый Северный форт

Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Форты Кронштадта: 1-ый Северный форт

Сообщение Vinny M »

Вступление
Приближенность Кронштадта к столице Российской империи привела к созданию мощного фортификационного узла, основу которого составляли береговые и островные форты на острове Котлин, на побережье и в акватории Финского залива. Всего фортов, составлявших основу обороны Кронштадта, было 22 (на юге – Красная Горка, Серая Лошадь, Константин, Кроншлот, Александр I, Петр I, Павел I, Милютин, Дзичканец и 1 Южный; на севере – Ино, Обручев, Тотлебен, Риф, Шанц и семь северных номерных фортов (от 1 до 7)). Сегодня речь пойдет о бывшем островном форте, превратившемся со временем в фактически часть острова Котлин. Это Северный форт №1.
1.jpg
2.jpg

Историческая справка
Остров Котлин расположен в Финском заливе таким образом, что обойти его можно по южному или северному фарватерам. Дабы защитить эти фарватеры и были заложены островные номерные форты, причем сначала был ими защищен южный фарватер, как более простой. Северный же считался трудным для судовождения, поэтому первые свайные батареи на нем появились только в 1801 году – это были северные батареи №1 и №2. Позднее к ним добавились батареи на ряжевых основаниях. Первые батареи были деревоземляными и сильно страдали от ледоходов и наводнений. Особенно отличилось наводнение 1824 года, сильно повредившее ряжевые батареи и разрушившее свайные.
Крымская война 1853-56 годов, хоть и проходила далеко от Балтики, послужила толчком к новому развитию фортификации. В 1855 году император Александр II утвердил проект сначала 4, а потом и 9 батарей на обоих кронштадтских фарватерах. Батареи были временными на ряжевых основаниях. Позднее стал вопрос о создании постоянных батареи. Одной из первых в камень стала одеваться северная батарея №5, которая после перенумерования 1868 года превратилась в Северную батарею №1. Позже батареи стали именовать фортами. Вооружение батарей постоянно менялось – пушки и мортиры разных калибров, на лафетах и без оных и т.д.
3.jpg

К концу XIX века было решено перевооружить форт двенадцатью 9-дм орудиями на лафетах Дурляхера, перестроить его в бетоне и соединить дамбой с островом Котлин. К 1903 году реконструкция форта была полностью завершена. В строй были введены три дальномерных павильона (один для вертикально-базного дальномера Прищепенко и два для горизонтально-базных дальномеров Петрушевского), скрывающаяся прожекторная вышка, перестроены казематы и траверсы, установлены орудия. В итоге 1-ый Северный форт стал единственным укреплением на северном фарватере, полностью воспроизведенным в бетоне. В 1910 году наконец была построена дамба, по которой проложена железная дорога. В то время дамба доходила только до волнолома, а дальше с фортом ее соединял мост (непосредственно до форта дамбу продлили уже в советское время).
Постепенно вооружение форта устаревало и в 1916 году все пушки были переданы в полевую артиллерию. Правда им практически тут же на смену пришла зенитная батарея 76-мм пушек Лендера образца 1915 года. Перед Великой Отечественной войной на форту возвели ДОТы противодесантной и ледовой обороны, которые были вооружены пулеметами «Максим». С 1935 года форт входил в состав ПВО Кронштадта, был вооружен четырьмя зенитными орудиями 34-К и вел борьбу с вражескими самолетами.
4.jpg

После войны форт был окончательно разоружен и использовался до 2002 года в качестве склада военного имущества Ленинградской ВМБ. После того, как форт был оставлен военными, он был разграблен металлистами , а также разрисован граффити и загажен мусором, которые пытаются убирать добровольцы. В настоящее время форт включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.[/i]
Как добраться
Самый простой способ – это доехать на автобусе от метро «Черная речка» или «Проспект Просвещения». В пределах видимости форта выйти из автобуса, перелезть через дорожное ограждение и пешком дойти по дамбе до форта.
Можно доехать на машине, но так и не смог выяснить, где же съезд с КАДа на дорогу к форту.
Вариант с попаданием на форт по воде на маломерных судах реален, благо пристань на форту имеется, но довольно хлопотен и не быстр (пешком получится быстрее)
Прогулка по форту
Так и добирались, как описывал выше – автобусом из Питера с высадкой из него на дамбе прямо напротив форта. Поскольку расстояние по прямой совсем небольшое, то бетонные сооружения форта хорошо видны с дамбы.
6.jpg

Перелезли через ограждения и двинулись к форту по насыпи, идущей несколько по дуге. Дорога укатана, видны следы от проезжавших машин. По обочинам растут невысокие деревья и кусты, ожидающие теплых дней, чтобы одеться наконец в зеленые наряды.
7.jpg

Чем ближе к форту, тем больше по обочинам стало вместо деревьев больших валунов и малых камней. Со стороны акватории Залива к насыпи приткнулись большие массы льда.
8.jpg
При посещении форта использовали в качестве основной карты план форта, датированный 1907 годом, когда на форту было две батареи на 6 9-дм пушек каждая.
8а.jpg

По сути весь форт – это одно большое бетонное сооружение. Фронтально форт развернут к акватории Залива. С тыльной стороны идет хозяйственная улица, огражденная по берегу со стороны дамбы остатками колючей проволоки, сохранившейся от советских вооруженных сил.
9.jpg

Боевая улица, плавно огибает большие батарейные казематы. Самое удивительное, что она сохранила частично свои стальные ограждения, до которых весьма охочи охотники за металлом. Более того они даже не помяты и не покорежены попадающими на форты вандалами.
10.jpg

Орудийные дворики выглядят одинаково, сохранив бетонные основания для орудий. Также сохранились бетонные лестницы, выводящие на бруствер.
11.jpg

В батарейных казематах сохранились рельсы-направляющие, которые, видимо, использовались для работы снарядных подъемников, хотя может снаряды поднимались на батареи при помощи приспособлений, типа кранов.
12.jpg

Если вернуться на хозяйственную улицу форта, то в глаза бросается занятная надпись относительно передвижения по территории. Интересно с каких времен она сохранилась? В последние годы военной службы форта здесь были армейские склады… Как-то жестоко по отношению к кладовщикам…
13.jpg

Пристань у форта совсем маленькая, а выход из гавани прикрывает сильно порушенный и оттого невысокий волнолом.
14.jpg

В центральной части форта, как бы разделяя собой две батареи, расположена казарма. Точнее, наверное, это казарма. Для фортовой церкви помещение слишком уж большое, да и к тому же форт слишком мал, чтобы иметь собственную фортовую церковь.
15.jpg
16.jpg

На правом фланге форта каземат, связанный с техническим обеспечением форта, т.е. там расположена прожекторная шахта, а также дальномерные павильоны. Стены разукрашены неким подобием петроглифов, только сделанных при помощи краски. Рисунки качественные, но надо признать, что несколько неуместные в данном антураже. Стены тоже сохранили свою старую окраску.
17.jpg

Снова поднялись наверх. Вот хорошо знакомый типовой НП с частично срезанным бронеколпаком. Броня от металлистов всегда страдает самой первой – видимо слишком много весит, а оттого особенно ценна. С НП можно посмотреть на залив, а можно его пофотографировать.
18.jpg
19.jpg

К башне прожекторной шахты по верхнему ярусу вел узкий проход. Бронеплиты сохранились, а вот перила уже срезаны, т.ч. подходит не очень уютно – вроде падать невысоко, но все-таки падать. Наверху элегантный балкончик. Зачем он там, не очень понятно. Может для управления прожектором? Кстати, в настоящее время срезаны и бронеплиты, так что подойти к двери на верхнем ярусе уже невозможно.
20.jpg
20.jpg (40.96 КБ) 20823 просмотра
21.jpg

Небольшие размеры форта плюс возвышенное положение правого края над левым позволяют в хорошую погоду легко обозревать весь форт.
22.jpg
22а.jpg

Также сверху хорошо виден разрушенный штормами и ледоходом волнолом перед фронтальной частью форта. Судя по всему, волнолом не столько защищал от действия стихии, сколько должен был препятствовать возможной высадке десанта. На берегу большое скопление льдин и снега.
23.jpg
24.jpg

На правом фланге батареи имеется советский КП зенитной батареи, построенный в бывшем орудийном дворике. В постройку оказалось вписано бетонное основание 9-дм орудия.
25.jpg
26.jpg
26.jpg (30.79 КБ) 20823 просмотра

В амбразуру видно, что, хоть залив еще покрыт льдом, но на ветках уже набухли почки, оповещая о приходе весны.
27.jpg

На этом собственно можно и заканчивать рассказ. На обратном пути на дамбе нашли очередной старинный кирпич с клеймом «Поршневъ». Эти кирпичи изготавливались на заводе потомственного почетного гражданина Ивана Поршнева. Завод располагался в селе Усть-Ижора на правом берегу реки Большая Ижора и трудилось на нем 500 человек. Существовал завод с 1881 года. С 1903 года перешел к наследникам – Дмитрию Ивановичу (одному из сыновей) и Станиславу Романовичу. После Революции скорее всего был национализирован, либо прекратил свое существование.
28.jpg

Еще одним признаком весны, заметным с дамбы, стали лебеди в местах, где залив уже вскрылся ото льда.
29.jpg

Вместо заключения
Единственная моя поездка на 1-ый Северный форт состоялась весной 2008 года. Тогда форт выглядел еще вполне пристойно. Но близость к Кронштадту, возможность подъезда на машинах, отсутствие охраны и присмотра, а также полнейшая разруха, царящая в головах наших сограждан, привели постепенно форт в ужасающее состояние полнейшего упадка.
30.jpg
31.jpg

Лучше всего для описания того, что творится на форту, подходит вопрос на стене прожекторной шахты и дальномерного павильона, хотя этот же вопрос правомерно задать и тем людям, которые собственно его на стене и намалевали.
32.jpg

«Разруха, затхлость, сырость, тьма…
Куда ж ты катишься, Россия?
И не спасет тебя Мессия,
Раз нету своего ума…»
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
SumO
втянувшийся
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Пт дек 30, 2011 23:26
Имя: Александр
Откуда: СПб
Контактная информация:

Форты Кронштадта: 1-ый Северный форт

Сообщение SumO »

Сергей, как всегда на высоте!!! :bra_vo:
Читаю и наслаждаюсь. Любимые места Кронштадта :cry_ing:

пы.сы.: надписи на стенах и картинки - это все от киношников, то как "зону", то как концлагерь его снимают, а то еще и как постапокалипсис...
Боже сохрани! Я вообще редко думаю. Мне это вредно…(S.T.A.L.K.E.R.)
Ответить

Вернуться в «Альманах путешествий»