Записки сталкера: Комсомольск-на-Балтике

Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Комсомольск-на-Балтике

Сообщение Vinny M »

Этот маршрут вызрел благодаря Bozman’у – именно он позвонил и спросил, знаю ли я про бетонный катер в Выборге. Вопрос слегка поверг в шоковое состояние, поскольку и про катера, и про корабли из бетона я никогда слыхом не слыхивал, более того всегда считал, что бетон плавать не может. Чтобы восполнить пробел в знаниях, полез в интернет и обнаружил, что выборгский катер это мелочь, и что в Усть-Луге есть целая бетонная баржа. Поскольку расположение Усть-Луги к поселку Ручьи, где когда-то начинали строить город Комсомольск-на-Балтике, довольно близкое, то включил их в один маршрут. Бетонной баржой удалось заинтересовать и Славу. Выезд спланировали на среду 30 сентября 2015 года.
Поехали втроем – я Слава и Андрюха. Правда Слава по недоброй привычке старательно маршрут тормозил – сначала опоздал, потом пришлось заезжать на встречу с какими-то «ваххабитами», а потом еще и на стройку. В итоге на запланированный маршрут вышли с часовым опозданием.
Усть-Луга. Бетонный корабль
На подъезде к Усть-Луге довольно легко сориентировались на местности и нашли нужную дорогу, хоть подъезд и был скрыт большими штабелями бревен.
1.jpg

Дорога хоть и подходила больше для всяких лесовозов, но и нашему «лендроверу» оказалась по зубам. За бревнами, приткнувшись к берегу Луги, расположилась искомая бетонная баржа. Причем весьма немаленького размера.
2.jpg
3.jpg

Что известно о кораблях из бетона? В процессе написания обзора нашел интересный материал по таким кораблям, многие из которых ныне дайверские рэки. Ну а если вкратце…
Первое упоминание о подобном корабле относится к середине 19 века, когда француз Жан-Луи Ламбо представил на парижской Всемирной выставке лодку из проволочной сетки, обмазанной цементом. Лодка вызвала неподдельный интерес у публики, став настоящей диковинкой.
Но серийное производство кораблей из железобетона началось в период Первой Мировой войны и связано это было с заметным дефицитом стали. Пионером в бетоностроении кораблей стал норвежец Николай Фоугнер, построивший в 1917 году теплоход «Намсенфъорд», имевший водоизмещение в 200 тонн и развивавший скорость в районе 10 узлов. Почин Фоугнера подхватили англичане, итальянцы, французы и датчане. А к 1919 году подобные корабли имели практически все ведущие страны мира, включая Китай. Корабли из бетона активно продолжали строить и в период между мировыми войнами и в годы Второй Мировой войны. Так в период с 1939 по 1944 год в США было построено около сотни подобных кораблей, из которых около 80 барж, а в Германии в большом количестве строились грузовые корабли – танкеры, лихтеры и сухогрузы.
Считается, что судно в Усть-Луге – это бывший немецкий лихтер проекта 20-х годов, доставшийся СССР в качестве репарации. В 50-60 годах судно использовалось в качестве плавучего рыбоперерабатывающего завода ПРЗ-38. После было заброшено и пребывает в таком состоянии и по сей день.

Что и как происходило на лихтере в годы существования ПРЗ установить сейчас сложно. Точнее процесс переработки рыбы понятен – он слишком подробно описан в разных книгах, но что, где и как делалось именно здесь… Через отверстие в борту заглянули внутрь. В трюме плещется вода и плавает различный мусор, принесенный водой, аборигенами и туристами.
3а.jpg

По кем-то сооруженной деревянной лестнице поднялись на борт лихтера.
4.jpg

Палуба заросла мхом и травой. Черным зевом зияют незакрытые, ибо не чем закрывать, люки в трюм. А ветродуй на Луге чертовски не слабый и осень ощущается очень сильно – в шортах и рубашке особенно.
5.jpg
6.jpg

На палубе видны небольшие возвышения с остатками торчащей арматуры – когда-то лихтер имел надстройки и всяческие металлические детали, типа прожекторов (видел фотографии), которые успели срезать и растащить охотники за металлом.
7.jpg
8.jpg

С лихтера открывались красивые виды – на Усть-Лужский рыбокомбинат, расположенный на другом берегу Луги
9.jpg

и на устье реки с сооружениями морского торгового порта Усть-Луга (хорошо видны резервуары для мазута на дальнем плане).
10.jpg

На этом решили закончить, поскольку смотреть на лихтере было больше нечего, а ветер продувал уже насквозь и даже я стал слегка замерзать. Вернулись к машине и поехали дальше.
Ручьи. Стоянка кораблей
Через Лужицы, Косколово, Дубки и другие мелкие деревеньки доехали до Ручьев. Вроде по размеру деревня довольно большая, но какая-то сонная и безлюдная. Легко сориентировались с нужными поворотами и дорогой и скоро выехали на берег Лужской губы, как раз около пристани с кораблями, а в обе стороны раскинулись остатки так и недостроенного города, который должен был носить название Комсомольск-на-Балтике.
11.jpg

Прямо перед нами, поднятый над землей, располагался какой-то буксир, а у причала, тесно прижавшись друг к другу, грустили две баржи и земснаряд.
12.jpg
13.jpg

Судя, по креативной надписи на корпусе земснаряда, здесь имелся, как минимум один сторож. Но куда он делся – спрятался от нас, спал где-то в машинном отделении или ушел в деревню за водкой – выяснить так и не удалось. Хотя наличие его подтверждалось удочками, заброшенными в воду прямо с борта.
14.jpg
Прошли вдоль многочерпакового земснаряда по имени «Эст-Ранд» с IMO-номером 8870786, раздумывая над поистине гамлетовским вопросом: «Лезть или не лезть?». Проблесков жизни на борту заметно по-прежнему не было.
15.jpg
16.jpg

Решили, что все-таки надо лезть. В конце концов мы не занимаемся ни воровством, ни дестроем. Просто посмотрим и пофотографируем. Оказавшись на борту, по ближайшему трапу поднялись наверх.
17.jpg

Для сухопутных крыс вроде нас предназначение большинства предметов на борту были не сильно понятны. Разве что стул выглядел вполне по сухопутному – такие предметы мы в школе проходили.
18.jpg

Ну и смогли опознать круглую бочку, скрывающую внутри спасательный плот. Не то, чтобы знали об этом заранее… Скорее смогли правильно разобрать рисунки на бочке… Ну и прочитать текст на русском языке.
19.jpg
20.jpg

Залезли еще выше – на площадку над бегущей лентой, по которой двигается начерпанный грунт. А также всякие мачты и провода.
21.jpg

С площадки интересно смотрится капитанская рубка – эдакая мультяшная моська с тремя квадратными глазами и широко раскрытым ртом.
22.jpg

Перебрался поближе к рубке. Обе двери закрыты, поэтому попасть внутрь легальным способом возможности не было. Свербило сильно, но пришлось помнить, что мы не варвары, поэтому пришлось ограничиться подглядыванием через стекло. Но как же хотелось поковыряться в бумагах…
23.jpg
24.jpg

Посмотрел на ленту-подъемник и с другого ракурса, правда отсутствует движущаяся лента и черпаки, а есть только стальной каркас.
25.jpg

Снова вернулись на причал, по которому дошли до самого конца, чтобы подойти к баржам, точнее к грунтоотвозным шаландам, именуемым «Аул» и «Лаук» с носа. «Аул» ближе к земснаряду, «Лаук» чуть дальше. Кстати, шаланды, судя по внешнему виду рубок, относятся к разным типам.
26.jpg
27.jpg

Начали с «Аула». IMO-номер – 8925555. Кстати IMO-номер – это уникальный идентификационный номер, который присваивается морскому судну на основе регистра Ллойда. Относится к самоходным грунтоотвозным шаландам проекта 81030 и построена чкаловским ССРЗ им. Ульянова-Ленина. До 2006 года «Аул» принадлежал Эстонии и ходил под номерным именем «ШС-56».
Большую часть судна занимает открытый грузовой трюм, предназначенный для приема грунта с земснаряда. Что изнутри, что снаружи шаланда давненько не приводилась в порядок, хотя числится вполне рабочим судном, не предназначенным ни на слом, ни на забвение.
28.jpg

На баке какие-то непонятные приспособления, из которых удалось опознать лампу и сделать предположение об их предназначении для подъема якоря.
29.jpg

Рубка, расположенная на юте, тоже закрыта, но такого интереса, как рубка земснаряда она не вызвала.
30.jpg
За рубкой нашелся мушкель – деревянная киянка для такелажных работ. Может стоило ее прихватить в качестве трофея?..
31.jpg

Перебрались на «Лаук». Что сказать о нем? Самоходная грунтоотвозная шаланда проекта 903А. Построена в 1967 году. IMO-номер - 8928131. До 2008 года под названием «НШ-1» шаланда принадлежала эстонским компаниям. Числится действующей.
О чем еще стоит упомянуть? Рубка отличается по форме от рубки «Аула». Наверное это наиболее заметное различие у обеих шаланд. Дверь в нее тоже закрыта. А так хотелось покрутить штурвал…
32.jpg
32а.jpg

Механизмы на баке «Лаука» практически идентичны тем, что на «Ауле», разве что лампы нет. Зато есть мачта, которая отсутствует на «Ауле».
33.jpg

Секции открытого трюма слегка заполнены водой. Трюм, кстати, тоже, как и рубка, имеет существенные отличия от трюма «Аула».
35.jpg
Закончив осмотр шаланд, снова прошли через земснаряд. Напоследок поднялся на верхнюю площадку «Эст-Ранда», чтобы пофотографировать, благо оттуда открывались очень неплохие виды. В том числе на буксир на стапелях, наш «лендровер», сиротливо стоящий в стороне и ряд деревянных строений.
36.jpg

Недалеко от причала расположен большой деревянный дом. Точнее он большой в сравнении с другими строениями. У него есть крыша, застекленные окна и дверь на замке. В интернете он именуется «Боцманским». Вряд ли название такое уж корректное, но к причалу он точно имел самое прямое отношение. Походил вокруг и позаглядывал в окна. Внутри относительный порядок, но с печатью запустения.
37.jpg

За «Боцманским» домом на некотором отдалении расположен еще один дом, причем даже большего размера, но он то ли остался недостроенным, то ли уже частично разобран. А поближе покосившиеся сараи, в которых раньше хранилось «боцманское» имущество. Оно и счас есть, но это, скорее, сейчас можно обозвать хламом – ломаные ящики, старые сети, поплавки от сетей. Ничего интересного.
38.jpg

Вернулись на причал, снова пройдя мимо кораблей. Кстати, гавань в которой они стоят, изначально именовалась вспомогательной. С другой стороны ее ограничивал недостроенный, а теперь и полуразрушенный пирс.
39.jpg
39а.jpg

Холодный осенний ветер морщил поверхность Лужской губы, нагоняя волну. В промежутках между волнами появлялся из воды металлический фрагмент судна. Причем не простого, а самого исторического и легендарного. Когда-то выстрел орудия с этого корабля послужил началом новой эры в истории нашей страны. Этот корабль крейсер «Аврора». В какой-то момент стало ясно, что подводная часть крейсера ремонту не подлежит, поэтому ее заменили на новую, чтобы символ Ленинграда продолжал оставаться на праву, а старую часть отбуксировали сюда в 1987 году, где попытались превратить ее в волнорез, но добились только того, что она затонула, причем сейчас на поверхности торчит лишь малый кусок.
40.jpg

Чуть подальше из воды выступают прямоугольные конструкции, похожие на небольшие бассейны, облюбованные для отдыха чайками. Это затопленные кессоны, которые использовались во время здешнего активного довоенного строительства.
41.jpg

Вернулись на берег. Вправо в море виднелись большие корабли, а вдоль берега тянулись полуразрушенные временем и волнами фрагменты соединительно стенки, которая когда-то связывала вспомогательную гавань и гавань №1 строившегося города Комсомольск-на-Балтике, он же ВМБ «Ручьи», он же «Объект 200».
43.jpg
44.jpg

Комсомольск-на-Балтике. Прибрежная зона
Когда дело касается подобных, малоизвестных, объектов, всегда хочется совершить экскурс в историю. За основу этого экскурса взяты материалы историка Вадима Аристова и краеведа Татьяны Хмельник:
По заведенной в советское время традиции все крупные стройки имели собственные номера. Так хорошо всем известный город Комсомольск-на-Амуре именовался «Строительством 201». И мало кому известно, что в проекте было строительство еще одного Комсомольска, но уже на Балтике, и скрывалась эта стройка под вывеской «Строительство 200». С чем же было связано это строительство? Еще в начале ХХ века к участку побережья нс Сойкинском полуострове между деревнями Ручьи и Вистино возникло пристальное внимание, уж больно удобным выглядело это место, для строительства Военно-морской базы, которая позволила бы обезопасить столицу империи, выведя ее флот подальше в море, чтобы перекрыть дальние подступы к Петербургу. При этом новая база должна была взять на себя функции Кронштадта, став таким образом по сути вторым Кронштадтом. Но Революция, а затем и Гражданская война так и оставили проект на бумаге. В начале 30-х годов о проекте вспомнили уже в Советском Союзе и связано это было с тем, что флоту в Ленинграде и Кронштадте стало ощутимо тесно, а рейд в Лужской губе активно использовался флотом для учебных маневров и стоянок кораблей еще с 1925 года. Москва признала необходимость строительства новой ВМБ, что и отразилось в секретном приказе №37 «Об особых мероприятиях по Кронштадтской морской крепости», в котором звучало: «Приступить в 1934 г. к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе…». База должна была обеспечить надежную стоянку на рейде для всех кораблей, хранение и прием топлива, воды, предметов снабжения и боеприпасов, а также размещение и культобслуживание личного состава кораблей и их семейств. Планировалась, что ВМБ «Ручьи» сможет принимать в мирное время до 102 кораблей разного класса, а в военное – до 138. Как обычно и происходило в СССР тех лет, строительство объекта было возложено на плечи заключенных, возникшего здесь, Лужского лагеря НКВД. Кроме заключенных в работах на «Строительстве 200» принимали участие и вольнонаемные представители инженерно-технического персонала, для которых начали строить жилой поселок. Именно он и ВМБ «Ручьи» и должны были стать основой нового города Комсомольска-на-Балтике. На территории один за другим вырастали жилые дома, магазины, столовые, детские сады, школа, ресторан, госпиталь, клуб, электростанция и другие необходимые заведения. ВМБ обзаводилась гаванями, сухим доком, судоремонтными мастерскими, лабораторией и т.д. Планировалось, что база, а с ней и новый город, включат в себя и Усть-Луга, а также озеро Липовское. В планах были гидроаэродром, базы торпедных катеров и подводных лодок «Малютка» и других объектов. Для сухопутной обороны на Сойкинском полуострове планировали возвести зенитные и артиллерийские батареи, а также расположить на железной дороге транспортеры с дальнобойными морскими орудиями. Окончание строительства было намечено на 1939 год, но в дальнейшем оно было отодвинуто на более поздний срок.
В итоге уже в первые дни Великой Отечественной войны немецкие самолеты сбросили бомбы в Лужскую губу. Стало ясно, что ни сил, ни возможностей оборонять и новую ВМБ и Таллин у Балтийского флота нет, поэтому работы по строительству базы начали сворачиваться. Когда стало ясно, что Таллин не удержать, планировался переход кораблей на базу в Ручьи, но промедление привело к общеизвестной трагедии Таллинского перехода, в результате которого Балтфлот потерял 16 боевых кораблей и катеров, а также 36 транспортов и вспомогательных судов. Трагедия Таллина предопределила и конец «Второго Кронштадта». В августе 1941 года немцы вышли на западный берег Лужской губы, взяли Кингисепп и повели наступление по линии Котлы – Копорье. Все это поставило ВМБ «Ручьи» в очень сложное положение. В сентябре последовал приказ, подписанный Сталиным, Шапошниковым и Кузнецовым, о необходимости в случае прорыва обороны Ленинграда уничтожить боевые и транспортные корабли, оборонные объекты флота, Запасы оружия и боеприпасов и т.д. Этот приказ решил судьбу города и базы. Построенные на совесть объекты взрывали в течении нескольких дней, а затем на территории вспыхнул пожар, который и довершил начатое. В 1944 году после освобождения территории база была воссоздана под названием «Лужской», но просуществовала недолго, хоть и числилась в составе флота.
44а.jpg

Местные жители постепенно разбирали остатки сооружений для своих хозяйственных нужд. После развала Союза вновь возникли проекты по восстановлению базы, но дальше проектов они не пошли. О строительстве город вопрос уже попросту не стоял. А сейчас существует опасность из-за постоянного расширения терминалов и объектов Усть-Луги, что и останки Комсомольска-на-Балтике будут уничтожены окончательно и все, что касалось «Строительства 200» уйдет в небытие.[/i]
Каким в итоге вырисовывался наш маршрут? Прямо на берегу вспомогательной гавани заметили бетонный короб с люком.
45.jpg
46.jpg

Сущность данного сооружения осталась непознанной, хотя Андрей и слазил внутрь, но, кроме мусора в воде, он ничего там не нашел.
47.jpg

Пока смотрел люк, тщетно пытался найти на берегу старый катер. Нашли только кусок днища – все, что от него осталось, а ведь еще лет пять назад он там был.
48.jpg
Отошли от берега немного в лес, частично чтобы посмотреть насыпь железной дороги, а частично чтобы согреться. От железки, как обычно, осталась только насыпь да сгнившие шпалы. Зато нашли раскоп, оставленный то ли белыми, то ли черными следопытами. В любом случае на месте остались наименее интересные по их мнению предметы. Собственно и нас они не заинтересовали.
49.jpg
50.jpg

Чуть в сторонке нашли в земле бетонную трубу с выломанным верхним фрагментом, хотя может здесь был какой-нибудь люк. Внутри труба наполовину заполнена сырой землей и опавшими листьями.
51.jpg
52.jpg

Вернулись на берег четко напротив полуразрушенного пирса, ограничивающего вспомогательную гавань, недалеко от которого в воде виден бетонный кессон, наиболее близкий к берегу из всех местных кессонов.
53.jpg
54.jpg

Дальше шли уже по берегу, причем, судя по карте, шли по берегу сухого дока. Только со времен, когда он был сухим, прошло столько лет, что ныне он уже давно является мокрым. Площадь у этого дока весьма немаленькая и, чтобы его выкопать, однозначно требовалось чертовски много усилий.
55.jpg
56.jpg

Волны яростно грызли обкусанный прибрежный бетон, словно пытались добраться до нас и утащить с собой в море. Ну или хотя бы основательно обмочить. Как всегда каждая волна имела собственное лицо, не похожее на облики своих товарок. Сделал много фотографии ликов волн.
57.jpg
58.jpg

Дальше вдоль берега пошли ряды деревянных свай и волн здесь практически не было, словно сваи выступали в качестве волнолома.
59.jpg

На берегу нашли фундамент какого-то здания, заросшего травой. Что это было, сказать сложно. Возможно какие-то склады, а может что-то другое. На карте его нет.
60.jpg

Дальше немного прошли по лесу, вернувшись снова на берег метров через 250, уже за пределами сухого дока и за пределами карты.
Комсомольск-на-Балтике. Городской коллектор
Прямо перед нами на берег выползало большое бетонное чудовище, похожее на гигантского серого змея, будь то Йормунганд или же Татцельвурм, выползшего к моря, чтобы утолить жажду. На самом же деле никакой мистики. Это городской коллектор – наиболее сохранившееся сооружение города.
61.jpg
Залезли наверх, чтобы посмотреть на вход в коллектор со стороны моря, или, скорее всего, выход. Волны захлестывают открытую часть коллектора, но заливают его не сильно.
62.jpg
63.jpg

Часть бетонного короба коллектора имеет земляную обсыпку, на которой успели вырасти деревья. В одном месте чернел проем люка с металлической лестницей.
64.jpg
65.jpg

Внутри в свете фонарика отразилась поверхность воды. Сколько ее там, сверху было не очень понятно, кроме того, что немного. Но ясно было, что спускаться первым необходимо мне, благо мои треккинговые сандалии были наиболее приспособлены для хождения по воде любой глубины. Спустился. Внутри коллектор разделен на две линии примерно 1,5 метра шириной каждая. Да и в высоту получалось метра два, поскольку идти можно было не пригибаясь. Через определенные промежутки линии соединялись дверными проемами.
66.jpg

Если в сторону моря, коллектор сохранился в принципе нормально, но вот в другую сторону проход местами затруднителен, поскольку фрагменты коллектора частично обрушились.
67.jpg
В таких местах приходилось проползать сквозь упавшие секции, или обходить, если все было с возможностью прохода совсем плохо.
68.jpg
69.jpg

А вот потом бетонная крыша над головой закончилась и мы оказались в открытом части коллектора, которая представляла собой все тот же бетонный короб, но без крыши – эдакая небольшая речушка, одетая в серые бетонные берега. Речушка, правда, совсем мелковатая с глубиной не более 5-7 сантиметров. А вот дальше берега стали пологие, поскольку плиты бетонные легли под наклоном, но зато дно коллектора сильно сузилось.
70.jpg
71.jpg

Дальше русло снова расширилось, а затем собственно коллектор закончился наклонной стенкой из прямоугольных плоских камней, по которым сбегала вода речки, текущая из русла, не имеющего никаких следов деятельности человека.
72.jpg
73.jpg

Выбрались из коллектора. Вокруг лес и довольно крутая горка. Где-то здесь должен был быть еще одно городское сооружение.
Комсомольск-на-Балтике. Последний дом
Последние дождливые дни привели к тому, что в сумрачный лес так и не пришла осень, не раскрасив листья в осенние желто-красные цвета. Зато по гнилым упавшим деревьям расселились целые грибные семейства.
74.jpg

Осмотревшись по сторонам и взвесив все «за» и «против», решили, что нужно лезть в гору. Лезть по скользкому склону было тяжело, но зато угадали с направлением. На горе средь деревьев увидели руины…
75.jpg
76.jpg

Это то самое последнее здание Комсомольска-на-Балтике. Может армейская казарма, а может дом для гражданских специалистов. Доводилось встречать критику качества бетона, но полагаю, что он не настолько плох, хотя это конечно мнение не специалиста, просто все-таки разрушение идет не самыми быстрыми темпами. В 60-х годах прошлого столетия он еще был вполне себе домом.
76а.jpg
А сейчас от него осталась одна стена с частичными фрагментами еще двух. Но ведь прошло больше пятидесяти лет. За этот срок разрушаются без надлежащего присмотра и более внешне основательные здания, а это в лесу да еще и не нужное никому. Голыми глазницами окон оно взирает на окрестности и редких туристов, вроде нас. Зато можно войти внутрь через дверь, совсем как в нормальный дом. Двери, правда, тоже нет, как и перил у балкона, как и комнат, и лестниц внутрь, но есть дверной проем.
77.jpg
78.jpg

Некоторые окна когда-то были забраны решетками из арматуры. В итоге процесс разрушения дома привел к некоторой сюрности обстановки – стены дома нет, окна нет, а решетка из арматуры висит, как будто, в воздухе. Хорошую арматуру использовали строители, качественную.
79.jpg

Внутри дома горы мелких и средних бетонных обломков, местами уже затянутых землей и травой. А вокруг останки каких-то еще сооружений, но поскольку осталось от них очень немного, то даже примерно понять, что же это было, не представлялось возможным.
81.jpg

Поскольку информации о других объектах ВМБ «Ручьи» у меня на тот момент не было, то решили двигаться в обратный путь. Спустились с горы и оказались на вполне приличной дороге, которая провела нас над городским коллектором.
82.jpg

По дороге в лесу попадались разные руинированные постройки в разной степени разрушенности. Относительно одних можно было строить предположения, другие же даже намеков на свою сущность не давали. К сожалению полных карт, даже сейчас найти практически нереально, ибо большая часть информации по «Строительству 200» засекречена до сих пор, хотя сам факт существования данного объекта уже давно «секрет Полишинеля».
83.jpg

Вернулись обратно на берег в районе сухого дока, где волны залива продолжали яростно штурмовать береговой бетон, отгрызая от него мелкие кусочки.
84.jpg
85.jpg

Около корабельной стоянки ничего не изменилось, все осталось на своих местах, в том числе и наша машина – то ли сторож не вернулся, то ли не проснулся, то ли просто «лендровер» наш его не заинтересовал. Пора было отправляться в обратный путь.
Возвращение
Блуждание по лесам Комсомольска-на-Балтике привело к тому, что в сандалии набилась земля, опилки и прочий мусор, не доставлявший комфорта при ходьбе. Решил перед отъездом помыть в заливе ноги и это решение оказалось ошибочным. После омовения ног и сандалей понял, что идти к машине по песку означало опять извозиться в нем. А вот чуть в стороне можно было по камням добраться до травы на обочине дороги и по ней уже идти к машине. Перепрыгивая с камня на камень, доскакал до травы и не заметил в ней оборванный кусок колючей проволоки. Одна из колючек, как нож сквозь масло, прошла сквозь подошву сандалей и вонзилась в ногу. Матерясь, допрыгал до машины и, усевшись на сиденье, обнаружил кровь, сочащуюся из раны в стопе. Посчитал, что рана ерундовая и снова ошибся…
Несмотря на то, что Славу начали теребить со стройки постоянными звонками, подбил его заехать ненадолго на пограничное стрельбище, где прямо через дырку в окне при помощи магнитного щупа выудил патронную плашку взамен утерянной в прошлый раз, а заодно спилил табличку об охраняемости стрельбища силами ФСБ.
Заехали на стройку и проторчали там довольно долго, так что обратно в город возвращались уже сильно в темноте.
86.jpg
87.jpg

На Черной речке распрощались. Прихрамывая, доехал до дому. Следующий день отработал нормально, а потом наступил черный октябрь, начавшийся госпитализацией и операцией на ноге, связанной с загноившейся раной от колючей проволоки… В итоге следующий выезд просто на природу случится только почти через три месяца.
Настали осенние иды
И ветры их злы и кусачи,
А сталкера тоже плачут,
Когда их никто не видит…
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
fedor
эксперт
Сообщения: 5093
Зарегистрирован: Пт ноя 09, 2007 2:09
Откуда: Могилев, Беларусь

Записки сталкера: Комсомольск-на-Балтике

Сообщение fedor »

Как всегда познавательно.. про бетонные корабли не знал))) :co_ol: :co_ol:
Ответить

Вернуться в «Альманах путешествий»