Записки сталкера: Объект 100

Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Объект 100

Сообщение Vinny M »

Вернувшись из отличной поездки, завязанной на бывшей гидроавиабазе Гора-Валдай, обнаружил, что кое-что мы там из вида упустили. Чтоб не откладывать дело в долгий ящик, нарисовал новый маршрут, в который вошли окрестности Горы-Валдай и Черной Лахты. Сделали маршрут в воскресенье 6 сентября 2015 года.
Гора-Валдай. Склады ВМФ
В этот раз проехали в направлении Горы-Валдай через КПП в Лебяжьем. Интереса у женщин-военнослужащих мы опять не вызвали – видимо, даже на подержанных львов не тянем.
Въехав в Гору-Валдай, миновали Троицкую церковь и доехали до заброшенного усадебного дома. Дорога упиралась развилкой в забор. Налево мы попали бы к Горовалдайскому озеру, а нам нужно было направо. Проехали вдоль забора и, как только он закончился, обнаружилось строение, сильно похожее на автомобильные армейские боксы. Наверно, это они и есть… Или были…
1.jpg

Крайний слева бокс однозначно ремонтный. Я не силен в строениях автомобильных гаражей, но яма точно предназначена для ремонта автомобилей.
2.jpg

Дальше шло собственно помещение для машин. От машин правда следов не осталось, впрочем так же, как и от бетонных плит. Сохранились разве что щиты с напоминаниями о технике безопасности и бренности бытия.
3.jpg
4.jpg

Пока ходили по ангару, не покидало ощущение, что за нами кто-то наблюдает. Думал, что паранойя, но оказалось, что действительно наблюдают… плюшевые игрушки, рассевшиеся у стены – «кто-то плюшевый такой наблюдает за тобой…»
5.jpg

За ремонтным боксом находились еще помещения, причем явно имелся и второй этаж, но лестница, которая когда-то вела туда с наружной стороны здания, оказалась срезанной.
6.jpg

Окна второго этажа манили неизведанным. Мои рассказы о необходимости иметь для таких случаев кошку с веревкой сподвигли Славу на акробатический этюд при помощи каких-то крючков и веревочек. Со стороны смотрелось забавно, но в итоге Славу пришлось ловить, чтобы он не сверзился спиной вниз. Не то, чтобы было сильно жалко, но кто-то должен же был меня доставить домой.
7.jpg
8.jpg

Больше интересных сооружений в этом месте не было – отдельные руины и пожарища. Прошли по лесной дороже, оставив машину, и вышли прямиком на трассу. На обратном же пути решили пройтись прямиком через покосный участок.
9.jpg

В итоге вышли к бывшей железнодорожной платформе, сохранившейся на разобранной ветке, соединявшейся с железной дорогой Шепелево – Красная Горка.
10.jpg
11.jpg

Перед отъездом попытались залезть на территорию, огражденную забором, поскольку на ней виднелось старое кирпичное строение очень перспективного вида. Залезали с тыльной стороны. В сухих хрустящих зарослях потеряли друг друга, а поскольку от дома назойлово стала лаять собака, предпочли ретироваться за пределы частной собственности. Причем сначала ушел я, а потом Слава, который (по его словам) героически подобрался к самой стене интересовавшего нас здания. Так это были или нет я не знаю, но рассказ его звучал красиво – «ну вот ты и стал героем…»
Уже практически уехав, заметили напротив Троицкой церкви старый массивный забор из крупных валунов. Вполне логичным оказалось, что там могли находиться какие-то усадебные постройки, поэтому свернули туда, благо воскресная церковная служба не подразумевает праздные шатания верующих по окрестностям.
12.jpg

За забором уютно расположился, совсем не похожий на усадебную постройку, одноэтажный деревянный дом. Скорее он походил на стандартный советский дачный дом. Правда, на дверях было написано «Караульное помещение».
13.jpg
14.jpg

Видимо в данном месте тоже были военные склады, скорее всего относившиеся изначально к гидроавиабазе, поэтому и имелась караулка. Дверь была закрыта, но кто-то проделал в ее нижней части вполне удобную дыру для залаза. Первое, что нас встретило внутри, оказались обязанности пожарного расчета – объявлять пожарную тревогу, сообщать о пожаре дежурному, тушить возгорание и т.д. Видимо тута было сразу «два в одном» - и охрана, и пожарка. А в окно под обязанностями вероятно выдавались огнетушители.
15.jpg
Судя по всему, изначально охрану несли моряки, а потом их сменили вохры. В оружейном шкафу имелись бумажки с номерными СКС, а также номерными АКМ, закрепленными за конкретными матросами.
16.jpg

Документация, разбросанная по караулке, имела также отношение, как к армейцам (в/ч 20570), так и к вохрам (воен.склад 2655).
17.jpg
18.jpg

В помещениях имелись печки для обогрева, а также печка-плита для приготовления пищи.
19.jpg

Нашли занятную табличку, пробудившую настоящий полет фантазии, поскольку, что нужно было «заводить по понедельникам в 6 часов утра» каждый понимал в меру своей испорченности.
20.jpg

Напротив караулки длинный, но не широкий, асфальтовый плац, который с двух сторон окружают бывшие склады, или хранилища, как о том гласят таблички на стенах. Справа склады каменные из крупного камня, явно относившиеся когда-то к усадьбе «Алютино», возможно когда-то это были конюшни. Ну а слева склад деревянный.
Первое каменное хранилище, - и по порядку осмотра, и по нумерации, - имело два входа, но они были плотно и надежно закрыты на замки.
21.jpg
22.jpg

Пришлось фотографировать через окна. Но поскольку ничего интересного внутри не было, разве что какие-то металлические конструкции с сеткой рабеца - то ли стеллажи, то ли клетки, то и лезть внутрь не стали.
23.jpg

Следующее хранилище, он же склад, за номером 2 имело больше дверей, а значит и помещений. Причем если первые двери были заперты, то остальные гостеприимно распахнуты настежь.
24.jpg

Распахнуты-то они, конечно, были, но внутри царила пустота, даже мусора и то было по минимуму.
25.jpg
26.jpg

Оставалось разве что пройтись по всем секциям хранилища, чтобы ничего интересного не упустить, ну и заодно посмотреть, как сие старое строение выглядит изнутри.
27.jpg
28.jpg

Правда в одном из помещений подобрал в качестве хабара вохровский журнал доклада часовых с постов. Начат журнал был 20 декабря 2005 года, а окончен 26 марта 2006. Правда, это отнюдь не означало свертывание охраны объекта, просто закончились страницы в журнале.
29.jpg
30.jpg

С противоположной стороны плаца деревянное хранилище. В отличии от каменных складов, оно явно более поздней постройки, времен развитого СССРа. Внутри тоже пустынно и неинтересно.
31.jpg
32.jpg
Больше смотреть было нечего, поэтому на этом тему с Горой-Валдай мы закрыли. Дальше ждал центральный объект всего маршрута, расположенный между Горой-Валдай и Черной Лахтой.
Объект 100
Буквально через километр после выезда из Горы-Валдай дорога 41А-007 (Санкт-Петербург – Ручьи) делает резкий поворот налево и фактически сразу в лесу открывается широкая просека.
33.jpg

Машину оставили, как только съехали с дороги, и дальше шли пешком. С погодой категорически повезло – сухо, тепло и светло. В такую погоду бродить по лесу только в кайф.
34.jpg

Когда-то эта просека была частью «Объекта 100».
«Объект 100», или Стрельбовые позиции для батарей крупнокалиберных железнодорожных транспортеров серии ТМ-1-14 (или ТМ-3-12). Построены в середине тридцатых годов.
Широко применялись при Государственных испытаниях построенных транспортеров. Боевая деятельность площадок началась и закончилась Советско-Финляндской войной. 9 декабря 1939г. 9-я батарея транспортеров ТМ-3-12 нанесла артиллерийский удар по Южным укрепрайонам «Линии Маннергейма». Во время Великой Отечественной не использовались. В 1960-х годах использовались как временные стоянки для транспортеров, а так же как площадка для их консервации перед постановкой на долговременное хранение в ангары форта «Красная Горка».
35.jpg
35.jpg (112.85 КБ) 19583 просмотра

По пути попадались отдельные фрагменты деревянных шпал и другие мелкие детали, затруднительные к опознанию. Рельсов же на просеке давно уже нет. А вскоре среди деревьев стала заметна площадка.
36.jpg

Площадка забетонирована. Через нее проходили рельсы. Таких площадок на объекте было несколько. На них останавливались транспортеры для ведения стрельбы, а после они снимались с места, дабы препятствовать прицельному огню противника.
37.jpg
38.jpg

Несмотря на то, что грунтовая подушка, на которой располагалась железная дорога, местами срыта, а рельсы давно порезаны, вывезены и сданы в металлолом, местами сохранилась насыпь с лесенками подгнивших, но пока еще не развалившихся в труху, шпал.
39.jpg
Железка шла двумя ветками и на них находилось несколько бетонных площадок под транспортеры. Прошли через лес к другой площадке, хотя конечно находить в них различия сложно, поскольку выглядят они абсолютно типовыми.
40.jpg
41.jpg

Рядом с площадкой нашли люк в «подземелье». Слава не упустил возможности туда залезть, предварительно привязав к упавшему дереву систему страховочных веревочек.
42.jpg
43.jpg

Внутри горизонтальная шахта, вероятнее всего технического характера, для всяких там кабелей, ведь проводит их по поверхности довольно глупо – любой случайный осколок вывел бы из строя. Передал Славе фотоаппарат, чтобы он сие запечатлел для истории.
44.jpg

Пройдя дальше вдоль несуществующей железки, нашли еще один люк с приподнятым бетонным коробом. Слава залез и в него.., правда, уже без страховочных веревок.
45.jpg
46.jpg

Внутри такая же , похожая на предыдущую, шахта, причем они скорее всего соединяются между собой, а также с другими люками. Внутри много нанесенного водой песка. Ни кабелей, ни чего-то подобного им внутри нет.
47.jpg

Надо признать, что на объекте чище, чем где бы то ни было. Полагаю, что причин этому две. Первая – это сильная удаленность объекта, до которого праздные туристы редко добираются. Ну а вторая – это то, что за объектом следят, по крайней мере таблички с описаниями встретились нам не однажды. Кроме собственно площадок для транспортеров и остатков железки, попадаются также руины блиндажей и заплывшие открытые опорные позиции.
48.jpg

В одном месте нашли, судя по всему, разрушенный каземат с обваленным входом и торчащей во все стороны арматурой.
49.jpg

В другом наткнулись на торчащие из земли бетонные приблуды, похожие на большие фиксирующие приспособления. Возможно в этом месте транспортер останавливался прямо на путях и вел стрельбу, а для большей устойчивости платформы ее «ноги» закреплялись в этих приспособлениях. Площадки бетонной здесь не было.
50.jpg
51.jpg

Все-таки такое времяпровождение и интересно, и полезно, и приятно. Людей нет, погода хорошая, воздух чистый… Как там было в классическом фильме по Джерому? «Только солнце, только небо и река…». Реки у нас впрочем не наблюдалось, зато имелось несколько прудов – то ли природного, то ли искусственного происхождения.
52.jpg

Прошли довольно много, прежде чем повернули в обратную сторону. Можно было большую часть пути проделать и на машине. На обратной дороге все больше обращали внимание на различные фрагменты, имевшие отношения к «Объету 100» - от крупных до мелких. Жаль, шанцевый инструмент оказался слишком убит жизнью, а то можно было забрать в качестве хабара.
53.jpg
54.jpg

Напоследок прошли еще одну бетонную площадку для транспортеров. Она такая же, как и предыдущая. Главное, что в сохранности и чистая. Хотя с транспортером она была бы поинтереснее, но боюсь, что в реалиях нашей жизни транспортер бы простоял тут очень недолго.
55.jpg

На этом данный этап закончили. Дошли до машины и поехали дальше.
Усадьбы Черной Лахты
Примерно на полпути между «Объектом 100» и Красной Горкой свернули налево в Черную Лахту, известную в этих местах с 1676 года, когда она носила шведское название Mustaluio. После победы в Северной войне 1700-21 годов Черная Лахта была пожалована А.Г.Разумовскому. Традиционно для России тех времен неоднократно меняла своих владельцев, причем следы в ней сохранились от очень немногих.
Мы и раньше бывали в Черной Лахте, но как-то все походя. Сейчас же впервые заехали целеноправленно. Интересовали нас две старых усадьбы.
Налево от въезда в деревню располагалась усадьба купца Байкова, владевшего мызой Черная Лахта в середине 19 века. Дом большой и, судя по всему, частично обитаем. К сожалению из-за густой растительности сделать нормальных фотографий не удалось. Также не удалось найти и нормальной информации о купце Байкове, даже имени-отчества, хотя допускаю, что я просто плохо искал.
56.jpg
57.jpg

А вот свернув направо, согласно карте, оказывались напротив усадьбы Яблочкова – мелкого промышленника, женатого на сестре Байкова. Дом тоже выглядит вполне живым и ухоженным, хоть и заметно меньше по размерам.
58.jpg
59.jpg
60.jpg

И вот уже в процессе написания обзора, выяснил, что в карте существенно серьезная ошибка, поскольку этот дом не принадлежал Яблочкову. Дом Яблочкова находился в глубине участка Байкова, поскольку они по своей родственной связи фактически были одной семьей и имели соответственно общую территорию. В конце нулевых годов XXI века дом находился в полуразрушенном состоянии, хотя и планировался к восстановлению. А вот тот дом, что мы посмотрели, был, согласно показаниям местных, просто чьей-то старой дачей. Возможно имя владельца история не сохранила, а возможно дом просто сдавали Байковы-Яблочковы желающим на лето, благо Финский залив был почти под боком.
Кстати последние, виденные мной в интернете, фотографии, сделанные людьми меньше года назад, сигнализируют об упадке обоих домой и состоянии их близком к заброшенному.
Ну а нас ждал еще один запланированный на сегодня объект.
ЗРК С-125 «Катарсис»
Вернувшись на трассу из Черной Лахты, не доезжая Красной Горки свернули направо в лес. Дорога привела к позициям бывшего ЗРК С-125, имевшего когда-то в годы службы позывной «Катарсис» (в/ч 03214), расформированного в 90-х годах ХХ века
Первым объектом на территории стали стандартные ангары для техники, стандартно исписанные и замусоренные, а также использовавшиеся в качестве тира.
61.jpg
62.jpg

Дальше песчаная дорога, потерявшая свое бетонное покрытие, вывела к хранилищу ракет.
63.jpg
64.jpg

Большие помещения для ракет, коридоры, малые технические помещения. Традиционные для заброшенного техногена граффити и мусор. Железо срезано, документации и интересного хабара нет.
66.jpg
67.jpg

Рядом со стеной ангара лестница, которая вывела нас на крышу.
68.jpg
69.jpg

Прошли поверху и сбоку в насыпном валу увидели вход на КП.
70.jpg

Предбанник после входа довольно чистый, разве что присыпанный песком, а вот дальше начинается традиционный срач, упоминание которого уже натерло мозоли на пальцах, стукающих по клавиатуре. Когда-то КП имел выход к хранилищу ракет, но этот выход был заделан.
71.jpg
72.jpg

Раз выхода напрямки не было, то пришлось обходить КП по свежему воздуху. Оголенный от земли угол КП смотрится весьма солидно.
75.jpg

Двор между тыльной стороной КП и хранилищем ракет занимает бетонная эстакада, похожая на ремонтную, но она довольно сильно заросла травой, поэтому могу и ошибаться относительно ее предназначения.
73.jpg
74.jpg

Пошли бродить по территории, поскольку где-то рядом должны были находиться стартовые площадки для запуска ракет. Таковые имели место быть. Выглядели они как большие поляны со весьма скудной растительностью – конечно не поляны смерти, но внешне где-то около того.
76.jpg

Стартовые поляны были окружены насыпными валами-капонирами. Ну а деревья рядом с этими полянами, видимо под воздействием ракетного топлива, изуродованы в весьма занятные формы.
78.jpg
77.jpg

Побродили по дорожкам между стартовыми полянами и наконец уперлись в остатки забора, ограждавшего часть, с сохранившимися фрагментами колючей проволоки. Колючка в траве чертовски неприятная штука, особенно для ног.
79.jpg
80.jpg

На территории обнаружили еще пару сооружений, сущность которых из-за серьезной разрушенности и отсутствия планов части осталась непознанной. Но если первый объект с довольно зловещей надписью на внутренней стене еще можно было с натяжкой посчитать за какое-то хранилище – например, топлива,
81.jpg
82.jpg

то второй, от которого остался один фундамент и разбросанные рядом бетонные основания, идентификации поддаваться не соизволил.
83.jpg
84.jpg

Постепенно дошли до того места, где раньше были въездные ворота на территорию части.
Если смотреть на въезд с территории, то справа расположена бетонированная огневая точка для часового на три амбразуры. Такие подобия ДОТов широко распространены на военных объектах, поскольку они позволяют часовым иметь надежные укрытия на случай возможного нападения на объект.
85.jpg
86.jpg

В левую же строну от бывших ворот немного в глубине обнаружились заросшие деревьями руины.
87.jpg

Судя по расположению это было когда-то караульное помещение. Сейчас же от него остались стены с дверными проемами и оконными просветами. Крыши нет. Хабара нет. Внутри все сильно заросло деревьями и прочей растительностью.
88.jpg
89.jpg

Территорию части ныне активно используют всякие «…исты» - страйкболисты и пейнтболисты. Довольно много поэтому на территории открытых позиций, стены которых укреплены деревом – и для личного состава, и для техники. Только неясно сохранились ли они со времен существования части или это все-таки игровой новодел.
91.jpg

Кроме того часть используется в качестве кроссовой трассы то ли для мотоциклов, то ли квадроциклов, а может и для тех, и для других. Мы же еще немного побродили по территории, пройдя вдоль еще одного участка колючего ограждения части. Участок более открытый и на нем хорошо заметна линия столбов с неплохо сохранившейся колючей проволокой.
92.jpg

В итоге посмотрели вроде все, ничего не упустив, и в кои-то веки полностью выполнили запланированную на день программу и даже вернулись домой засветло.
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Ответить

Вернуться в «Альманах путешествий»