Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Модераторы: Валерий, leoge, Чечако, Bambr 11

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6177
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Сообщение Vinny M » Вс июл 30, 2017 23:33

Вступление
Есть в Ленинградской области два города, которые я не устаю открывать для себя заново при каждом новом посещении – это Выборг и Кронштадт. Вроде остров Котлин и Кронштадт изучены вдоль и поперек, но все время находится что-то новое и интересное. Так выкроив время в отпуске между поездками по Ломоносовскому району в компании Славы, наметил новый маршрут по Кронштадту, включив в него места, о которых раньше не знал. Кстати, если в Выборге старый город расположен очень компактно и обходится за довольно короткое время, то Кронштадт – сплошной старый город, поскольку все новостройки вынесены ближе к КАД.
Батарея Литке
18 августа 2015 года, вторник. Поехал автобусом от метро «Черная речка». Как обычно пришлось долго сидеть в автобусе и ждать его заполнения, но доехали очень быстро. Как только свернули с КАД, вышел на первой же остановке в 19 квартале. Сориентировавшись по карте, свернул на улицу Литке. Причем на другой стороне увидел забор второго запланированного объекта. Шел и высматривал варианты залаза на территорию. Правда не нравилось, что на улице копошились какие-то ремонтники. Забор остался позади, а вскоре улица Литке уперлась в Цитадельское шоссе, за которым шла местность, заросшая лесом. Перешел через шоссе и углубился по тропинке в лес. Практически сразу справа потянулось ограждение с колючей проволокой, за которой виднелось сначала кирпичное одноэтажное строение, а потом и бетонное здание порохового погреба. Дыры в проволоке виднелись, но за ней была густая поросль растительности с преобладанием крапивы. Не самая приятная травка для ног в шортах. Колючий забор повернул направо и я следом за ним. Там то и удалось найти приемлемую дыру для залаза. Аккуратно ныряю в нее и оказываюсь на территории весьма малоизвестной батареи.
Батарея Литке. Построена в середине XIX века. В 1852 году получила название батарея №2, в 1854 – батарея №4 с присвоением имени адмирала Федора Петровича Литке – русского мореплавателя-гидрографа и военного генерал-губернатора Кронштадта. В 1863-64 годах была перестроена в люнет. Включала земляные траверсы, два пороховых погреба (бетонный возведен в 1895 году), склады, казарму, подземное хранилище и караулку. В советское время на батарее располагалась база торпедных катеров. По идее, охраняется государством.
От земляных траверсов мало что осталось, поскольку они счас больше напоминают оплывшие и заросшие холмики. Поэтому основное внимание уделил сохранившимся кирпичным и бетонным сооружениям. Самое масштабное конечно – это пороховой погреб 1895 года постройки, похожий на большой холм с основанием из бетона. На верху, похожая на колодец, башенка – возможно прожекторная шахта.
1.jpg
2.jpg

Как ни соблазнительно выглядел погреб, но решил пока тропинку к входу не искать – слишком уж густые заросли. Сначала пошел по нормально дороге к первому зданию из красного кирпича, которое видел еще в начале пути вдоль колючей проволоки. Согласно карте, это один из складов.
3.jpg

Внутри традиционная для таких мест помоечная разруха. Валяется всякий хлам, некоторые проемы затянуты старыми коврами, будто тут кто-то жил. А еще стоят емкости с какой-то сыпучей субстанцией золотистого цвета – наверное, так должен выглядеть золотой песок. Жаль, что это не он.
4.jpg
5.jpg

По бокам здания две галереи, не очень понятного предназначения. Возможно в случае необходимости тут можно было нести оборону.
6.jpg

Закончив со складом, все-таки пробил тропу к входу в пороховой погреб, старательно пригибая к земле заросли крапивы. Вход перекрыт бетонным сквозником. Сохранилась дверь.
7.jpg

Внутри сохранились рельсы, по которым перемещались снаряды и прочее имущество данного погреба.
8.jpg

В самом большом помещении сохранились какие-то конструкции из бревен. Причем на каждом бревне стояло по свечке. Тут, блин, что ли сатанисты собирались?
9.jpg

Сохранились также некоторые другие помещения, правда заваленные хламом и загороженные этим же хламом. Но маневрируя по лестницам и лавируя между хламовыми заграждениями, удалось посмотреть все. Правда интересного в имевшемся хламе не было.
10.jpg

Все-таки эпоха бетона в кронштадтской крепости была впечатляющей, ведь не зря до наших дней сохранились многие форты и крепостные сооружения, несмотря на все умышленные или случайные попытки их уничтожить.
10а.jpg

Дальше спокойно ходил по дорожкам. Большинство оставшихся строений на территории батареи кирпичные и вдобавок находятся на разных стадиях разрушаемости. Ближайшие руины были одноэтажными. На карте обозначены в качестве неопознанных руин, но мне кажется, что это тоже был склад.
11.jpg
12.jpg

Следующее здание опознать не сумел. Проемы широкие и высокие, но недостаточные для автомобилей. Версий было много, но не одна из них не показалась достаточно убедительной.
13.jpg

А вот следующие кирпичные руины были единственным двухэтажным зданием на территории батареи. По карте это склады, но мне почему-то кажется, что более вероятно это была казарма, хотя возможно часть здания действительно использовалось под склады, особенно во времена базы торпедных катеров.
14.jpg
15.jpg

Здание частично выгорело, частично разрушено. Внутри мусор самого разного предназначения и происхождения.
16.jpg

Нашел также полуподземное хранилище с арочным сводом, превращенное в очередную помойку. Рядом валялись обломки старинных кирпичей, но не удалось найти ни одного фрагмента с полным клеймом, пригодным для опознания.
17.jpg

Самый лучший сохран имело небольшое одноэтажное здание около въездных ворот. По всей видимости, это караулка. Причем это было единственное здание с окнами в решетках и дверью, закрытой на замок. Походил кругом, раздумывая, стоит ли пытаться взломать дверь. Решил, что не стоит, поскольку слишком близко к жилым домам 19 квартала.
19.jpg

Залезал на территорию через дыру в колючей проволоке, а вот ушел почти что через ворота. «Почти» – потому что ворота были на замке, но рядом имелась удобная дыра в заборе.
20.jpg

На этом первая часть маршрута была закончена. Прошел вдоль забора по обочине Цитадельского шоссе, направляясь обратно к улице Литке, миновав по пути стаю собак, вольготно разлегшихся прямо посреди проезжей части, и познакомившись с молодым собакеном, выведшим на прогулку свою хозяйку. Следующий этап пути ждал совсем недалеко.
Пожарная школа
Прошел немного назад по улице Литке. Работяг вроде не видно, но и дырок в заборе не было. Свернул в сторону. Обошел территорию АТС и по тропинке вышел к забору. Шел высматривал возможные пути проникновения на территорию. И неожиданно для себя дошел до открытых ворот. Как все оказывается просто.
21.jpg

Несколько шагов и я на территории, которую когда-то занимала 132 пожарная высшая школа младших специалистов (ВШМС). Слева от ворот двухэтажное здание пожарной дежурной дружины с боксами для техники и каланчой.
22.jpg

Боксы захламлены всяким мусором, причем традиционно, в основном, гражданским. На втором этаже хлама тоже навалом, но есть и остатки пожарного наглядного имущества. Кстати, лестницу на каланчу найти не сумел.
23.jpg
24.jpg

Дальше большую площадь занимал плац, в самом дальнем левом углу которого руинированное одноэтажное здание склада. А вот с другой стороны шло длинное здание учебного корпуса в два этажа. Года постройки легко различить по цвету кирпича – корпуса из белого кирпича построены в СССР. А вот краснокирпичные здания были построены еще в 19 веке, а точнее в 1892 году, когда в этом месте размещалась минная рота крепости Кронштадт.
26.jpg
27.jpg

Находится внутри реально не безопасно и это еще мягко сказано. Потолки прогнили настолько, что местами просто провалились. А ведь буквально пару лет назад здание выглядело почти новым – видел фотографии. Ходить по второму этажу тот еще экстрим, когда чувствуешь, как пол прогибается под ногами при каждом шаге. В коридоре первого этажа подобрал в качестве хабара два учебника – «Пожарно-техническая подготовка» и «Пожарно-профилактическая подготовка».
28.jpg
30.jpg
31.jpg

Следом за учебным корпусом располагалось здание штаба пожарной школы, которое изначально было казармой для офицеров минной роты.
32.jpg

Побродил по коридорам и помещениям. В одном месте обнаружил люк в потолке, из которого свисал пожарный шланг, выполнявший роль каната. Постоял, послушал… Ни одного звука с чердака не донеслось – видимо, остался от прошлых сталкеров. Сфотографировал схему обхода объекта, правда названия на схеме к школе уже никакого отношения не имели, хотя изображена именно территория, на которой я находился.
33.jpg
34.jpg

Напротив находилось здание трансформаторов, у которого возились, виденные мной до этого у забора, работяги. Прошел у них за спинами. То ли так тихо шел, что они меня не заметили, то ли все ж заметили, но им было пофиг. Дошел до еще одного старого здания из 19 столетия. Тогда это было офицерское собрание и канцелярия роты.
35.jpg

Позднее стала казарма школы и столовая. Помещения с ободранными деревянными панелями, но сохранившие рисунки на стенах.
36.jpg

Срезано практически весь металл, даже батареи, трубы и крепления умывальников.
37.jpg

В столовой панели со стен тоже содраны, но она узнаваема по окошку выдачи пищи и окошку приемки грязной посуды.
38.jpg

Напротив автомобильные боксы, в которых, кроме различного гражданского мусора, хватало и мусора автомобильного.
39.jpg
40.jpg

Последними осмотренными сооружениями были старинный ледник, оставшийся от минной роты, и нечто, похожее на ларек, невесть как попавший на территорию. В принцие на этом круг замкнулся и можно было двигаться дальше.
Выйдя за ворота школы, прошел между вполне живым общежитием (слева) и недостроенным корпусом ПТУ «Морской завод». Вполне себе добротный техноген, но лезть туда было лень.
41.jpg

Три неудачи
Вышел на Кронштадтское шоссе и двинулся по направлению к старому городу. Следующим объектом должна была стать в/ч 42907. Мнения относительно сущности этой части (действующая или нет) были диаметрально противоположными, поэтому решил смотреть на месте. Свернул с шоссе на Цитадельскую дорогу и прошел мимо автосервиса, что прямо на углу дорог. Уперся в ворота с часовой вышкой. Ворота вроде не убитые, замок висит. На вышке никого не увидел. С одной стороны граничит с автосервисом – не залезть, с другой – с Лютеранским кладбищем. Лезть через ворота прямо с улицы, по которой ездят машины, не рискнул. Надо было наврное идти через кладбище, но не пошел. Потом пожалел об этом, поскольку на кладбище были похоронены такие известные моряки, как Беллинсгаузен и Вирен. Посмотрел бы на их кенотафы…
Очередным объектом должен был стать бывший завод по ремонту боеприпасов. Стены, выходящие на Кронштадтское шоссе, основательные, ворота закупоренные наглухо. С одной стороны граничит с действующим военным объектом. С территории доносится лай собак – то ли бродячие, то ли сторожевые. Наверное моно было обойти с правой стороны, где огороды, но не пошел.
Дальше с левой стороны шоссе за АЗС начался партерный сад, в котором установлена стела в честь присвоения Кронштадту почетного звания «Город Воинской славы». А с правой стороны начиналась территория 42-ой мореходной школы, именуемой в народе «Шмонька». Территория, видная через колючку, чистая и ухоженная, но людей ни на территории, ни на КПП не заметно. Правда и лезть через колючку неудобно – слишком заметно с дороги. Понял, что ошибся с погодой – надо было выбирать самую пасмурную, когда люди по домам сидят, а не по городу шоркаются. Свернул направо на улицу Зосимова, решив поискать более безопасные варианты проникновения. Шел вдоль стены 2-ой Западной оборонительной казармы, относящейся к мореходной школе. Казарма с полубашней была построена в 1826-29 годах и дважды реконструировалась (в 1903-06 и 1979-81). Окна нижнего этажа забраны стальными листами. Этажи выше сохранили стекла, хоть и не везде. Занавесок на окнах нет. Света в них не видно, правда днем он и не нужен. Людей тоже не заметил.
42.jpg

Дошел до конца здания и свернул во двор. Там обнаружился забор из массивных валунов, по которому можно было залезть на территорию. Но совсем рядом с машиной возился мужик вполне себе армейской выправки, который, заметив меня с фотоаппаратом, начал пристально за мной наблюдать. Пришлось ограничиться фотографированием, хотя свербило сильно.
43.jpg

Двинулся дальше, сверяясь со списком интересных объектов с адресами, при этом маршрут был выписан очень тщательно, с продвижением с улицы на улицу.
В/ч 25059
Продолжил движение по улице Зосимова. На углу с Андреевской улицей расположено здание с колоннами. Это бывшая церковь – сначала англиканская, потом православная.
Построена в 1819 году. С 1819 по 1822 – Англиканская церковь. Архитектор неизвестен. В дальнейшем была упразднена. В 1902 году здание приобрел К.Н.Туркин и оно было переделано в православный храм Во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь освятил сам Иоанн Кронштадтский. В 1931 году церковь была закрыта, колокола сданы в металлолом, а помещение перестроено под общежитие. В настоящее время не действует.
44.jpg

Прошел мимо основательно закупоренного стальными листами красно-кирпичного Собрания корпуса артиллерийских офицеров, расположенного по современному адресу – улица Зосимова, 15Д. Построено здание в 1907 году индженер-капитаном Ставицким. Было бы интересно взглянуть на него изнутри, но как туда попасть…
45.jpg

На углу улиц Зосимова и Мартынова расположен комплекс казарменных построек из трех штук. Построены казармы были в конце XIX века неустановленным архитектором. Материал – кирпич красного и белого цветов. Впоследствии казармы превратились в армейские склады, причем в настоящее время два склада заброшены, а один вдобавок и частично разрушен из-за провалившейся крыши. В относительном сохране только бывшая 1 казарма, что вытянута по улице Мартынова.
46.jpg
47.jpg

С улицы Мартынова свернул на Посадскую и прошел ее всю до конца, пока не уперся в 1-ую Северную оборонительную казарму, построенную в 1831-34 годах, с башенками по краям, что расположена на улице Восстания. Ныне она является частью 279-ого учебного центра ВМФ (в/ч 37535 имени А.Маринеско).
50.jpg
51.jpg

После казармы, кафе «Старая Крепость» и 1-ой Северной полубашни располагается Сухопутный манеж. Построен он был в 1831-34 годах для солдатских занятий строевой подготовкой в зимнее время. В советское время в манеже был кинотеатр.
52.jpg

Вернулся по Посадской улице чутка назад, поскольку на углу с Кронштадтской улицей должна была находится бывшая в/ч за номером 25059. Собственно здания бывшей в/ч оказались на месте, равно как и закрытые ворота. А вот места для залаза не было, поскольку окна первых этажей забиты наглухо, ворота заперты на ржавые замки, а стены довольно высоковаты, да и возраст не годится для гимнастических упражнений.
53.jpg
54.jpg
55.jpg

Ходил кругами, тыкаясь в разные, перспективные с виду, места. В итоге забрался во дворы и сумел таки там найти кирпичную стенку не очень большой высоты, через которую можно было довольно легко перелезть.
56.jpg

Перелез… Под стеной оказалась куча то ли прелой соломы, то ли соломы с навозом… В итоге все равно пришлось проявить чудеса ловкости, чтобы сохранить равновесие, подскользнувшись на этой дряни, и не упасть в нее ни попой, ни лицом. Чудесным образом это удалось, а очистить сандали было уже делом несложным.
Где-то совсем рядом слышались детские голоса. Завернул за угол и онаружил трех пацанов лет примерно 12. Двое стояли внизу, а третий сидел на крыше ангара и не мог спуститься вниз, поскольку явно переоценил свои способности. Пришлось поиграть в спасателя. Снял пацана с крыши и они убежали прочь. Ну а я начал осмотр объекта с того самого ангара на три автомобиля, а может и каких-нибудь БРДМа.
58.jpg

Внутри гаражей нашел кучу старых аудиокассет – пускай не «прощай, оружие», но «прощай, музыка»…
59.jpg

Перебрался в соседнее с гаражами здание штаба, примыкающее к гаражам с левой стороны. Ничего интересного не нашел. Наверное это было довольно мудренное занятие, учитывая, что части нет уже больше 15 лет.
57.jpg

Побродил по этажам, осторожно стараясь обходить мусор, среди которого попадался весьма неприятный, а то и травмоопасный. Сфотографировал, расположенное напротив и отделенное от штаба плацем, здание клуба.
60.jpg

Обогнул расположенное буквой Г к штабу здание и направился к самому высокому сооружению на территории части, имеющему аж три этажа в высоту. Здание совмещало когда-то функции казармы и столовой с кухней.
61.jpg

В едальной части здания сохранилась система вентиляции, плитки на стенах и прочее имущество, не заинтересовавшее металлистов и мародеров. В коридорах много дверей с табличками, начиная от «Раздевалки» и до «Мясного цеха».
62.jpg
63.jpg

Жилая часть тоже не сильно наполнена имуществом, но на удивление мусора не очень много, скорее много всяких неуклюжих граффити на стенах – это даже не столько граффити, как вид искусства, сколько варварский дебилизм из области «Здесь Миша драл Машу».
65.jpg

Перебрался из этой казарму в ту, что напротив, граничащую со зданием штаба. Именно она сначала интереса не вызвала, может потому что этажей в ней всего два. Рядом на улице высокая труба – возможно какая-то часть здания занята котельной.
66.jpg

Внутрь проник через окно первого этажа. Сложилось ощущение, что это здание значительно более ранней постройки, чем соседняя казарма – на эти мысли навели сводчатые потолки. А вот армейские граффити на стенах времен СССР стали как бы мостиком из прошлого дореволюционного Кронштадта в Кронштадт советской эпохи (каракули поверх рисунка – это уже мостик в нашу вандальскую современность).
67.jpg
68.jpg

Пока бродил по этой казарме наткнулся на приказ на одной из дверей. Странно в описаниях номер части 25059, а на приказе, датированном 2000 годом, стоит другой номер – 81203. Непонятно, однако.
Добрался в этой казарме и до чердака. Точнее бывшего чердака Когда-то он имел двускатную крышу с деревянными перекрытиями, от которых остались нынче только обгоревшие головешки, выглядящие как скелет непонятного существа, сквозь который видно чистенькое синее небо.
69.jpg
70.jpg

Смотреть здесь больше было нечего, поэтому аккуратно перебрался через забор, перекрыв перегнойную ловушку какими-то досками, и переключился к последнему этапу намеченного маршрута.
Прогулка по старому Кронштадту
Разными зигзагами по мелким улочкам выбрался на проспект Ленина. Равно как каждый город с вокзалом в нашецй стране имеет паровоз, с которого выступал Ильич, также в каждом нашем городе есть и улица или же проспект его имени, причем обычно это самая центральная городская артерия. Есть она и в Кронштадте. В доме с номером 9А расположен Владимирский собор, а точнее Крепостной собор Владимирской иконы Божией Матери.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери на этом месте находится с 1730 года. До 1875 года церковь была деревянной. В 1875-79 годах был построен каменный собор по проекту архитектора Х.Грейфмана. Окончательная отделка была закончена к 1882 году. В соборе были освящены приделы иконы Божьей Матери «Утоли мою печаль», блаженного Николая Качанова и иконы Казанской Божией Матери. В 1931 году собор был закрыт, а иконы и купола демонтированы и бесследно исчезли. В соборе разместился склад. В годы ВОВ здание сильно пострадало и было заброшено. В 1990 году храм передали православной церкви. В настоящее время Владимирский собор признан памятником архитектуры федерального значения и в нем проводятся службы.
Надо признать в солнечную погоду храм выглядит очень красиво и лаконично со своими белыми стенами и серыми куполами.
71.jpg
72.jpg

Дальнейший маршрут фактически превратился в ретроспективу исторических и архитектурных памятников, фотографий которых хватило бы на несколько обзоров. Например, проспект Ленина – Гостиный двор, жилые дома купцов и почетных граждан (Синебрюхова, Винберга, Никитина и др.) и т.д. Остановил свой выбор на доме купца И.Касаткина, что расположен по адресу проспект Ленина, 57А.
Построен в 1807 году в стиле классицизма конца XVIII – начала XIX века со скругленным углом дома. Архитектор неизвестен. Перестроен в 1849 году. В настоящее время в доме размещается художественная школа имени Аникушина.
75.jpg

Прошел проспект Ленина до самого конца, когда, миновав в/ч 37535 справа и Сквер подводников слева, уперся в итоге в бывшие казармы, что находятся нынче в аварийном состоянии. На перекрестке свернул налево на Макаровскую улицу. Полагаю, что названа она явно не в честь Макара, куда-то телят гоняющего, а скорее в честь адмирала Степана Осиповича Макарова. Виднейший ученый и флотоводец своего времени. Как же много он успел сделать в своей жизни и как же много не успел, погибнув в Порт-Артуре. На улице, названной в его честь, хватает интересных объектов. Не стал задерживаться на мосту через Обводной канал и фотографировать табличку блокадной колюшке, спасшей столько жизни в осажденном Ленинграде – ее фотографирует все, кто приезжает в Кронштадт. Но не остановиться перед памятником Петру Кузьмичу Пахтусову, что расположен в палисаднике перед бывшим Морским инженерным училищем Николая II (оно же Итальянский дворец) я не мог.
Петр Кузьмич Пахтусов – русский мореплаватель, гидрограф, исследователь Баренцева и Белого морей, родился в Кронштадте в 1800 году. В 1834-35 годах руководил первой русской экспедицией на Новую Землю. К сожалению век его из-за трудных условий работы в экспедиции оказался до обидного недолог – по возвращению с Новой Земли Пахтусов умер. В 1886 году скульптор Николай Лаверецкий и архитектор Алексей Силин возвели из гранита, бронзы и чугуна штурману Пахтусову памятник на средства, собранные по подписке морскими офицерами. Постамент выполнил каменных дел мастер А.А.Баринов, а бронзовые части памятника были отлиты на бронзолитейном заводе Морана.
76.jpg

Напротив дворца-училища, в настоящее время являющегося элементом в/ч 56097 расположен Итальянский пруд. Хотелось бы сказать, что он назван в мою честь или хотя бы в честь тех итальянцев (Ринальди, Трезини, Кваренги и др.), что оставили след в российской истории, но это не так. Назван он в честь Итальянского дворца А.Д.Меншикова, на первом этаже которого размещались лавки Итальянского гостиного двора. А вот устроен он был по замыслу Петра Первого. На одном берегу пруда каким-то чудом сохранился старинный портовый кран XIX века.
77.jpg

По ближнему же берегу пруда, как вечная батарея, охраняющая Кронштадт, стоят старинные пушки. В кадр попали не все, а те, что попали, начиная с ближней, таковы:
12-фунтовое гладкоствольное орудие, изготовленное в 1781 году на Олонецком заводе; 36-фунтовое бомбовое орудие, изготовленное в 1855 году на Александровском заводе и изготовленное там же в 50-х гг XIX века 10,5-фунтовое береговое орудие.
Всегда было любопытно посмотреть, как же они стреляли и какой мощью обладали.
78.jpg

Дальше мост через канал Петра Великого, переходящий в Петровский (Южный) док. На воротах дока старательно написано название и даже указан год постройки, чтобы всем сразу было все понятно.
В связи с увеличившейся в начале XVIII века нагрузкой на котлинский порт Петр Первый решил построить на острове каналы, в которых можно было чинить и строить корабли. Строительство началось в 1719 году под руководством сначала М.М.Самарина, а потом адмирала П.И.Сиверса. В 1724 году канал, доки и эллинги уже действовали, но строительство продолжалось до 1752 года под руководством Э.Лейна. На рубеже 19 и 20 веков док был реконструирован под руководством военного инженера Иоганна-Людвига Любераса. Размеры док-канала: больше 300 метров в длину и 20 метров в ширину.
79.jpg

Миновав Сад Попова и дом Миниха, свернул налево (весь маршрут все повороты налево) на Коммунистическую улицу. И как это после развала Союза ее не переименовали во что-то другое – например, в Новодемократическую или Депутатскую. Странное упущение. Заскочил в книжный магазин, понадеявшись, что есть какая-нибудь интересная литература по Кронштадту. Ага, счас… Наивный чукотский юноша…
Прошел по левой стороне улицы до расселенного дома с номером 5А и свернул во двор. Бывшая лаборатория, даром что бывшая, оказалась за железным забором с колючей проволокой поверху и отсутствием перспективных мест для проникновения. Рядом здание казармы Первого учебного морского экипажа, построенное в 1836-46 годах архитекторами А.Н.Акутиным, Э.Х.Анертом, Р.А.Желязевичем и Ф.Я.Фарафонтьевым. Интересно, это создание угловых круглых башен потребовало усилий аж четырех архитекторов? Здание тоже законсервировано и залазов я не нашел.
80.jpg

Миновал Петровский овраг с заросшими травой и деревьями каменными стенами, который является незаконченной частью доковой системы Кронштадта, и вскоре вышел на Якорную площадь, стороной обойдя памятник адмиралу Макарову. Наверное сие есть упущение, но все-таки старался в этом маршруте акцентироваться на малоизвестных достопримечательностях. Правда мимо Морского собора все же не прошел – не зря же он приковывает к себе взор и с воды залива и с дамбы.
Морской собор святителя Николая Чудотворца был построен в 1903-13 годах архитектором В.А.Косяковым. В 1929 году собор был закрыт и в нем был устроен кинотеатр. В настоящее время Собор был возвращен Православной церкви, в нем ведется реконструкция и проводятся воскресные службы.
Вот вроде и построен он в православно-пафосном стиле, но нет к этому раздражения – возможно из-за золотых якорей на куполе, а может просто потому, что он морской.
82.jpg
84.jpg

Народу по причине отличной летней погоду у собора немеряно. Постарался поскорее уйти от этой суеты и толчеи в сторону. Спустился к Доковому бассейну, который должен был соединиться каналом по Петровскому оврагу с доковым крест-каналом, но это так и не произошло. Поэтому он выглядит сейчас просто прямоугольным прудом, в дальнем углу которого на берегу разместилась насосная станция.
85.jpg

За Морским собором небольшой квартал жилых многоквартирных домов, а потом четыре корпуса парусных мастерских. Наиболее интересное здание ближнее, построенное в 1806-07 годах архитектором Г.Камероном. В начале ХХ века в здании размещался Артиллерийский офицерский класс, а затем Школа оружия Балтфлота.
86.jpg
87.jpg

По Парусному мосту через Обводный канал покинул территорию Адмиралтейства и дальше шел по аллее вдоль канала. Наконец-то удалось повернуть направо – на улицу Комсомола. Какие-то анахроничные названия улиц в Кронштадте. На другом берегу канала в закрытой части Адмиралтейства видно длинное здание Канатного завода.
Канатный прядильный завод Кронштадтского Адмиралтейства был построен в 1784-86 годах архитектором М.Н.Ветошниковым и имел в длину 426 метров и два этажа. В 1819-29 годах фасады здания были переделаны архитектором А.Н.Акутиным. Последние изменения были внесены в 1896 году архитектором И.Г.Гомзиным. В свое время завод считался одним из лучших в мире.
А вот что там находится сейчас неясно. Да и вообще действует ли он? Но в любом случае территория закрыта для посещения.
88.jpg

В доме 11А по улице Комсомола когда-то был склад. Сейчас это просто руины – стены без крыши. Правда в прошлый мой приезд выглядело все еще хуже – закопченное и загаженное. Счас же внутри все вычищено, точнее почти все.
89.jpg

В итоге внутри бывший склад похож на некое подобие музея граффити почти под открытым небом. Некоторые рисунки красивы, а некоторые забавны.
90.jpg
91.jpg

Дошел в итоге до самого конца улицы Комсомола, где она встречается с Петровской улицей. На углу расположена известная Машинная школа, построенная в 1904-05 годах неизвестным строителем.
92.jpg
94.jpg

На стене со стороны улицы Комсомола в верхней части сохранилась реклама толя фирмы Наумана. А что? Реклама - двигатель торговли во все времена.
93.jpg

С улицы Комсомола опять повернул налево. Сначала по Петровской улице мимо стен Кронштадтского Морского завода, а потом по Ильмянинова улице, которая ранее называлась Ильмяниновской, излишне говорить, что поворачивал снова налево, дошел до Ленинградской улицы и Музейной площади, где рядом с зданием бывшей гаупвахты притулилась небольшая Часовня церкви Богоявления Господня.
Построена в 1903-04 годах инженером В.П.Шаверновским по проекту архитекторов В.А.Косякова и А.И.Витселя на месте старой деревянной часовни. В советское время была заброшена и почти полностью разрушена. Восстановлена в 2003 году у 300-летию Кронштадта.
95.jpg
96.jpg

По улице забытого ныне революционера Мануильского, возглавлявшего в 1906 году Кронштадтское восстание, мимо водопроводной станции, дошел до Лазаревского переулка, названной в честь знаменитого путешественника и флотоводца, первооткрывателя Антарктиды, адмирала Михаила Петровича Лазарева, дом которого стоял в этом переулке. Уезжая на Черноморский флот, Лазарев подарил свой дом Кронштадту и в нем разместилась община сестер милосердия.
После создания в Кронштадте местной общины Красного Креста для нее на месте усадебного дома адмирала Лазарева был построен каменный дом по проекту архитектора В.М.Лопатина. В доме были жилые помещения, классные комнаты и библиотека. После революции община была распущена и в 1922 году в доме разместился противотуберкулезный диспансер. С 90-х годов здание пустует и разрушается, хоть и относится объектом культурного наследия регионального значения.
С каждым новым приездом в Кронштадт вижу, как Дом Лазарева продолжает гибнуть. Он успел побывать в огне пожара, его загаживают местные и приезжие вандалы. О каком культурном наследии можно вести речь, если культура у населения находится где-то в районе плинтуса? Несколько лет назад подобрал на улице рядом с домом маленькую обломанную деревянную главку, которую бережно храню до сих пор. Какое время вокруг дома стоял забор, поскольку планировалась перестройка его под гостиницу, но сейчас забор исчез – видимо гостиницы не будет. А скорее всего потом не станет и самого дома.
97.jpg
98.jpg

Вернулся на улицу революционера Мануильского, на которой расположена обширная территория военно-морского госпиталя имени Семашко. Госпиталь был открыт еще в 1717 году Петром Великим. С 1723 года он располагается на своем нынешнем месте. В госпитальный ансамбль входят около дюжины построек середины 19 века. Часть этих построек расположена по периметру, а остальные в госпитальном саду. Как и любой действующий объект ВМФ, госпиталь находится под охраной. Наверное, можно было проникнуть на территорию под видом навещающего больных, но в фотоаппарате начали садиться батарейки, а до конца запланированного маршрута оставалось еще с пару километров. Пришлось ограничиться зданиями на периметре.
Из периметровых объектов обращает на себя внимание Церковь-часовня Святого Николая Чудотворца при Анатомическом театре Морского госпиталя, напоминающая Морской собор Кронштадта в миниатюре.
Здание храма-часовни при анатомическом театре Военно-Морского госпиталя построили в 1905 году по инициативе главного врача госпиталя В.И. Исаева на средства петербургского купца А.И. Юркина. Проект составил архитектор В.А. Косяков, работавший тогда над сооружением Морского собора. Церковь была приписана к госпитальной церкви Святого Александра Невского, располагавшейся в главном здании. Над зданием анатомического театра была устроена однопролётная звонница с семью колоколами. Церковь освящена 18 декабря 1905 года отцом Иоанном Кронштадтским во имя святителя Николая Чудотворца и использовалась, как покойницкая, для отпевания чинов Морского ведомства и умерших пациентов госпиталя. К началу 1924 года церковь закрыли, колокола звонницы отправили в переплавку, а помещение передали в ведение администрации госпиталя для организации клуба юных пионеров. В послевоенные годы помещение использовалась в качестве ритуального зала для прощания с покойными. В настоящее время отремонтирован и освящен 19 декабря 2010 г.
99.jpg

Сразу следом за часовней разместился собственно и сам Анатомический театр Морского госпиталя, возведенный в 1849-52 годах по проекту инженер-поручика А.А.Мартынова. Двухэтажное здание из красного кирпича, который в кронштадтском строительстве тех лет использовался сплошь и рядом.
100.jpg

Свернув с улицы местного революционера на улицу Восстания, вышел фактически на финишную прямую, правда чертовски длинную. В самом ее начале под номером 1Б расположено довольно необычное здание. Это мясной склад-холодильник, который был построен в 1903 году по приказу Степана Осиповича Макарова, бывшего в те годы главным командиром Кронштадта, для улучшения качества питания военнослужащих. Жаль, что не сохранились на фасаде скульптурные бычьи головы, погибшие в годы Великой Отечественной.
101.jpg

Маскируясь за всякими автосервисами, стоянками и прочими кафе, вдоль улицы Восстания тянется северная крепостная стена с казармами, полубашнями и воротами.
102.jpg
Пройдя через одни воротам, вышел на берег Финского залива. Хорошо видна дамба, по которой предстоит возвращаться в Питер. Под ногами тропинка, а в зарослях просматриваются бетонные площадки – когда-то здесь были орудийные капониры, точное расположение которых можно определить только по старым картам.
103.jpg

Прямо перед остатками капониров расположен пулеметный ДОТ Кронштадтского Укрепленного района, прикрывавший кронштадтскую косу.
Построен во время Великой Отечественной войны. Одноэтажный. Сектор обстрела (приблизительно): от 315 до 135 градусов. Амбразуры защищались металлическими заслонками, открывающимися наружу, и для защиты от осколков имеют противорикошетные уступы. Амбразуры имели достаточный размер, для возможности ведения огня из пулемета системы Максима на станке Соколова, или из ручного пулемета. ДОТ — упрощенной схемы: один боевой каземат в форме трапеции с простым входом-бронедверью и без ружейных амбразур защиты входа. Размером метра 3 на 4, высота метра 3. Противооткольное покрытие потолка. Фильтровентиляционные и фильтропоглощающие установки отсутствовали, равно как и перископы.
104.jpg
С берега хорошо видна островная кирпичная громада Порохового погреба Морского ведомства, введенного в строй в 1861 году. В начале ХХ века в казематах бывшего уже Порохового погреба разместилась тюрьма. Интересно было бы там побывать, но это возможно при отсутствии маломерного плавсредства только зимой.
105.jpg

Последними в списке запланированных объектов были типовые корпуса Служительских флигелей, что расположились в количестве 6 штук на Флотской улице.
Служительские флигели (матросские казармы) возведены в 1785-88 годах по проекту архитектора М.Н.Ветошникова. в 1795-96 годах доработаны под руководством Баженова. В начале XIX века проведена была новая перестройка – сначала под руководством Ч.Камерона, а затем А.Д.Захарова.
106.jpg

Насколько я понимаю, сейчас это трехэтажные жилые дома с красивыми ажурными заборами и въездными воротами.
107.jpg

В одном из дворов расположен склад, относившийся к этим самым служительским корпусам. В настоящее время здание полузаброшено и полуразрушено, хотя на окнах первого этажа и имеются решетки.
108.jpg
На этом фотоаппарат сказал, что довольно и фотографировать дальше наотрез отказался. Попытался найти шаверму, но в этом не преуспел, ибо, судя по всему, Кронштадт является зоной свободной от шавермы и шаурмы. Сел в автобус и голодным отправился домой.
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Аватара пользователя
MaxjeG
ветеран
Сообщения: 2073
Зарегистрирован: Пн фев 03, 2014 13:01
Имя: Максим
Откуда: Купчино

Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Сообщение MaxjeG » Вс июл 30, 2017 23:57

Сергей, прекрасная прогулка!
В своё время облазили многие из тех зданий, что у тебя на фото. Только не вдаваясь в такие подробности.
Там, где у тебя канатный завод, там заброшенные цеха, больше похожи на цеха по ремонту машин или тракторов.
А там, где у тебя Машинная школа, склад был с алкоголем раньше.
Спасибо за фото, как снова побывал.
Изображение
"Я живой! Это дерзость, но это в крови!" КК
Тупые люди, как тупые ножи - вреда причинить не могут, но бесят!

Аватара пользователя
Чечако
модератор
Сообщения: 5071
Зарегистрирован: Пт июн 26, 2009 0:44
Имя: Николаич
Откуда: С.-Петербург

Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Сообщение Чечако » Пн июл 31, 2017 0:12

Сережа, спасибо. Здорово!
Доверять можешь кому угодно, но вот твердо рассчитывать – только на себя. Каждый – сам себе глобус, сам себе и Атлант. (Макс Фрай)

Зри в корень! (Козьма Прутков)
Мои работы Вконтакте http://vk.com/album-28450477_166673967" onclick="window.open(this.href);return false;
Изображение

Аватара пользователя
Валерий
модератор
Сообщения: 6263
Зарегистрирован: Вт авг 14, 2007 13:35
Откуда: Самара

Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Сообщение Валерий » Пн июл 31, 2017 1:17

Фундаментально. Очень познавательно и интересно. Спасибо большое, Сергей!

fedor
ветеран
Сообщения: 3909
Зарегистрирован: Пт ноя 09, 2007 2:09
Откуда: Могилев, Беларусь

Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Сообщение fedor » Пн июл 31, 2017 5:25

:co_ol: :co_ol:

Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6177
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Неизвестный Кронштадт

Сообщение Vinny M » Пн июл 31, 2017 10:48

MaxjeG писал(а): Там, где у тебя канатный завод, там заброшенные цеха, больше похожи на цеха по ремонту машин или тракторов.
А там, где у тебя Машинная школа, склад был с алкоголем раньше.
Скажем так, это не у меня, а у истории :-)
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Ответить

Вернуться в «Альманах путешествий»