Записки сталкера: Роза ветров

Модераторы: Валерий, leoge, Чечако, Bambr 11

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
Председатель Клуба
Сообщения: 5926
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Роза ветров

Сообщение Vinny M » Сб июл 22, 2017 16:42

Август и сентябрь 2015 года оказались наполнены маршрутами, но, из-за привязанности Славы к строительству коттеджей в районе Лопухинки, маршруты, в основном, охватывали Ломоносовский район Ленобласти, но охватывали довольно плотно. Кроме военных объектов, маршруты включали исторические, а также современный техноген. Очередной маршрут, выпавший на 3 сентября 2015 года (четверг), пролег от Воронино с усадьбой Енгалычевых через заброшенный зверосовхоз в Глобицах и ГБД-2 форта Красная Горка в Кандикюля до Горы-Валдай с гидроавиабазой ВМА и усадьбой Алютино.
Воронино. Усадьба Енгалычевых
Старт был традиционно назначен на 9-30 от метро «Черная речка». Так же традиционно Слава опоздал, типа, из-за пробок. Заехали сначала в «Сатурн» за какой-то хренью для стройки, а потом и на саму стройку. Оттуда двинулись кружными дорогами в направлении Соснового Бора, дабы объехать пост в Лебяжьем.
Первая остановка была запланирована в поселке Воронино, где располагалась одноименная усадьба семьи Енгалычевых.
Нельзя не отметить Нонну Васильевну Мурашову и Лину Петровну Мыслину – авторов серии книг о дворянских усадьбах Санкт-Петербургской губернии. В настоящее время в серии вышли книги по усадьбам Кингисеппского, Ломоносовского, Лужского, Тосненского и Всеволожского районов Ленобласти, а также Южного Приладожья. Из их книг и черпалась информация по посещаемым усадьбам, в т.ч. и краткая историческая справка по усадьбе Воронина:
Мыза Вороницкая (Воронина) была пожалована вместе с соседними землями в 1712 году Петром I обер-комиссару Санкт-Петербурга Алексею Михайловичу Черкасскому, позже назначенному губернатором Сибири. Черкасский сразу же начал активную застройку и заселению пожалованных ему земель. После его смерти все копорские земли отошли в приданое дочери Варваре Алексеевне, которая вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева – сына прославленного полководца. Шереметевы владели этими землями до 1831 года, когда Дмитрий Николаевич Шереметев продал их предводителю лифляндского дворянства Карлу Романовичу Липгарту, а тот в свою очередь перепродал имение супругам Ельпидифору Парфентьевичу и Марии Ивановне Енгалычевым, с именем которых и связана в основном усадьба Воронина. Отставной поручик Уланского полка Енгалычев приобрел усадьбу для летнего отдыха детей, коих у них с женой было пятеро. Постройки усадьбы были каменные. В усадьбе был разбит фруктовый сад и парк, построены оранжереи и водяная мельница. После смерти родителей в 1874 году Эммануил Ельпидифирович Енгалычев продал усадьбу. Она сменила нескольких владельцев, последним из которых был выборгский купец Гарри Августович Валь, в 1908 году заложивший имение в Тульском поземельном банке. До настоящего времени сохранились заросший парк, усадебный дом и ряд разрушающихся усадебных построек.
1.JPG

Было определенное опасение, что будем плутать в поисках усадьбы, но оно, к счастью, оказалось ошибочным – промахнуться мимо мы не смогли. Припарковали машину прямо возле усадебного дома. Каменный дом, согласно описанию, был построен в стиле позднего классицизма. Дом приятно удивил своей хорошей сохранностью.
1а.jpg

Окна забиты досками, главный вход с крыльца закупорен намертво. Обошли дом с тыла. Там тоже окна забраны досками, но была когда-то и дверь, которая вела, видимо, на несохранившуюся веранду.
2.jpg

Дверь тоже была забита фанерой, но кто-то проделал в ней отверстие, сквозь которое вполне удобно проникать внутрь. Да еще и подставил услужливо деревянную лесенку. Так и попали в дом.
3.jpg

Внутри дом представляет некий гибрид старинного особняка с советским госучреждением – лепнина на потолках и печах соседствовала с выкрашенными в казенные синие и зеленые цвета стенами.
4.jpg

В доме абсолютная пустота, даже мусора и то нет. Ощущение было такое, что учреждение, занимавшее эти стены, съехало совсем не давно, но при этом собиралось к отъезду оно весьма основательно. Нашли лестницу на чердак.
5.jpg

Поднялись. Чердак как чердак, хоть и видно, что старинный. Интересно, но тоже пусто.
6.jpg

Тем же путем, что попали в дом, покинули его. Нашли еще один лаз – выбитое окно в подвал.
7.jpg

Основательная конструкция с эффектными сводчатыми потолками. Стало ясно, куда делось имущество из дома – его утащили в подвал.
8.jpg
9.jpg

Хотя что или кто размещались в усадебном доме при СССРе так понять и не смогли. Возможно школа, а возможно какие-то вояки. Но точно можно согласиться с авторами книги, удивившимися, что никто не попытался взять усадьбу в аренду. По крайней мере состояние дома вполне способно еще послужить толковым людям, которые смогли бы сберечь и сохранить для потомков исторический особняк.
С правой стороны от усадебного дома когда-то располагался дом управляющего. В принципе дом есть и сейчас, но сохранился он только наполовину, а от второй его части остались только стены.
10.jpg

С другой стороны располагались конюшни и экипажный (каретный) сарай. Тот же камень и то же разрушенное состояние. Сохранились фактически одни стены. Хотя в советское время здание использовалось – об этом говорила советская плитка внутри не до конца порушенных служебных комнат.
11.jpg
12.jpg

Несколько в стороне от основного комплекса усадебных построек расположены руины оранжереи. Даже сейчас они выглядят весьма впечатляюще.
13.jpg
Видел фотографии оранжереи, сделанные в 1988 году, когда были в сохранности все стены и окна. Было очень красиво. И ведь прошло меньше трех десятков лет, а здание медленно и неуклонно разрушается – стекол в окнах нет, крыши нет, стены разваливаются, внутри все заросло деревьями.
14.jpg

В обе стороны от главного здания оранжереи уходят две каменно-кирпичные галереи, находящиеся в той же степени разрушенности и продолжающие разрушаться и зарастать деревьями и растительностью.
15.jpg
В такие моменты и в таких местах становится особенно грустно. Наверное, если бы это был усадебный дом, то в нем бы обязательно обитали привидения. Sic transit gloria mundi…
16.jpg
17.jpg

Задумчиво пофотографировал окрестности и поехали дальше. Причем знаменитый дуб-солитер, возраст которого приближается к двум столетиям, сфотографировать забыл. Каюсь… Следующая остановка – Глобицы.
Глобицы. Зверосовхоз
До Глобиц от Воронино недалеко. Когда-то они принадлежали одним владельцам – сначала Черкасским, потом Шереметевым и Енгалычевым. В то время в Глобицах существовала деревянная церковь Спаса Нерукотворного, от которой в настоящее время не осталось и следа – даже место, где она стояла, найти не удалось. Поэтому цель в Глобицах была одна – это заброшенный зверосовхоз.
Въехав в село, довольно лихо смогли сориентироваться на местности и припарковались у забора, перегораживавшего дорогу. За забором и оказался зверосовхоз. Надо признать, что, глядя на карту, я не осознавал его приличных размеров. Первое здание, правда, сильно смахивало на обычный дачный домик, брошенный хозяевами. Зато внутри поселилась помойка и крысы, хотя может и мыши, благо и тем, и другим корма в заброшенном зверосовхозе довольно. Фотографировать ничего не стал, поскольку с левой стороны дороги тянулись более интересные здания – сначала длинное и красное с выбитыми стеклами, похожее на ангар, а затем круглое, напоминающее формой крепостную башню, типа Круглой башни в Выборге.
18.jpg
19.jpg

Двери круглой «башни» были не заперты. Вошли. Внутри много бочек в разной степени сохранности – одни хоть как-то сохранились, другие совсем поломаны. Кроме бочек имелись еще и ящики. Рассыпано по полу содержимое, смахивающее на какие-то комбикорма. Наверное этим мыши и крысы и питаются.
20.jpg

Сразу следом шло еще одно здание – частично одноэтажное из белого кирпича, переходящее в двухэтажное из красного. К сожалению понять предназначения практически всех зданий было трудно.
21.jpg

Но вот и здесь не обошлось без снорков из «S.T.A.L.K.E.R.ской» зоны – один из них потерял свой противогаз прямо на пороге.
22.jpg

Внутри длинные коридоры, большие помещения с высокими потолками и массивными дверями. Большей частью помещения пустые, даже современного алкогольного мусора не много. Хотя встречались то ли шкафы, то ли клетки, похожие на шкафы.
24.jpg
25.jpg

В одной комнатенке нашли множество чистых бланков для закупки самых разнообразных кормов для звероживности.
26.jpg

В конце же нашли своеобразную и очень неустойчивую лестницу, ведущую в двухэтажное крыло. Впрочем на втором этаже находится тоже было не безопасно, а смотреть там было не на что.
27.jpg
28.jpg

Обошли здание с тыла и увидели следующее здание. Точнее пару кусков стен, что от него остались. Зато сохранился год постройки. 1956. Давно, однако, дело было.
29.jpg

С другой стороны дороги шли длинные ряды каких-то невысоких навесов, под которыми находились клетки. Почему-то не оставляло ощущение, что это были клетки для кроликов, хотя не факт, что ощущение это было верным. Подойти близко не смогли, ибо растительность, возросшая на комбикорме, вымахала весьма солидных размеров и полностью перекрыла все возможные подходы.
30.jpg
31.jpg

Решили вернуться к красному длинному ангару, который обошли внимание на самом старте. Между ним и «круглой башней» имелась еще какая-то стальная конструкция на высоком помосте – то ли какой-нибудь элеватор, то ли емкость под что-то.
32.jpg

В красном ангаре все стекла повыбиты, а вот дверь на расстоянии казалась закрытой. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что то был обман зрения и проникнуть внутрь удалось без проблем. Похоже, что это был какой-то склад. Ящики, деревянные рамы, солома. Ангар разделен на секции с каркасом из стальных труб. Нашли журнал весовщика за 1986 год. Выяснили, что зверосовхоз носил название «Воронковский».
33.jpg
34.jpg

Дальше дорога начала забирать в сторону. Миновали небольшое здание, возможно имеющее отношение к водоснабжению.
35.jpg
Вышли к большому кирпичному зданию. Окна выбиты, двери выломаны. По периметру сильно здание заросло деревьями. Судя по его размерам, это центральное здание зверосовхоза.
36.jpg

Есть помещения с остатками электрощитков, есть просто пустые, а есть и очень любопытные. Большое помещение, смахивающее на цех. Так бы и подумал, кабы объект был бы старым заводом. А тут сложно понять.
37.jpg

Обошли здание с другой стороны и как будто попали в иной мир. Во-первых, там здание выглядит почти живым. Ну а во-вторых, часть здания реально кем-то используется – стоят машины и раздается механических шум изнутри. Туда не пошли. Пошли в недействующую часть здания.
38.jpg

Начали с еще одного весьма немалого помещения с замшелым полом и какими-то железными шкафами, а может печами, а может и еще чем-то непонятным.
39.jpg

В соседнем помещении обнаружился скелет старой легковушки, непонятно зачем затащенный внутрь. Хотя это конечно не останки пожарной машины на крыше большого ангара – такое видеть доводилось.
40.jpg

Побродили по залу и соседним помещениям. Поднялись на балкон и ушли вторым этажом в другое помещение, выходящее на заброшенную сторону здания. Там и спустились по лестнице вниз. Кстати мимо этого помещения мы проходили, когда шли по улице, даже сфотографировал его. А вот теперь в итоге через него мы уходили.
41.jpg
42.jpg

Это был конец маршрута по зверосовхозу. Удивительно, что металлисты до него по сути не добрались, ведь металла разного тут много. Вернулись к машине и двинулись в путь к следующей запланированной точке.
Кандикюля. ГБД Красной Горки
По автодороге 41К-136 выскочили на Копорское шоссе в Сосновом Бору. Попытались поесть в кафе, но не нашли свободных мест. Пришлось довольствоваться мороженым и сухпаем. Больше попыток остановиться в Бору не делали, направившись в Кандикюля. Деревня не очень населенная (по данным переписи 2010 года в ней проживало 19 человек). Когда-то в ней, когда она еще носила название Перикюля, находилась усадьба Раевских, но сейчас от нее не осталось и следа, кроме упоминаний в литературе. Собственно сама деревня нас поэтому и не интересовала. Поэтому мы свернули, не доезжая деревни, к расположенному справа от дороги Горизонтально-базному дальномеру ГБД-2, относившемуся к форту Красная Горка.
43.jpg

Что же такое, собственно есть, горизонтально-базный дальномер? Несколько раз перечитывал технические статьи на эту тему, но понял немного.
Горизонтально-базный дальномер состоял из двух и более одинаковых отдельных угломеров, соединенных между собой телефонными линиями. Каждый угломер состоял из горизонтального лимба, зрительной трубы, вращавщейся вокруг центра лимба, базисного бруска и трех линеек – дистанционной, засекающей и вспомогательной. Расстояние определялось по способу засечек, при этом направление визирного луча, выраженное в делениях угломера, передавалось на главный прибор, расположенный на центральном посту, где и рассчитывалось расстояние до цели. В России использовались дальномеры систем фон Лауница, де-Шарьера и Петрушевского.
Как же в итоге выглядела система ГБД форта Красная Горка?
Система ГБД Красной Горки состояла из пяти постов: центральный пост – около форта Серая Лошадь; ГБД-1 – около форта Красная Горка; ГБД-2 – около Кандикюля, ГБД-3 – на Устьинском мысу вблизи деревни Ручьи; ГБД-4 – возле деревни Долгово (уничтожен во время войны).
Посты осуществляли наблюдение за акваторией и воздушной обстановкой, целеуказание и корректировку артиллерийского огня береговых батарей. Все посты были связаны с центральным постом подземной кабельной связью.

ГБД-2 старательно вычищен и окультурен энтузиастами. Выглядит это конечно красиво, но не уверен, что очень уж уместно – получилось несколько аляповато на мрачной серости бетона. Другое дело, что уровень культуры у нас в стране счас такой, что даже, разжевав все настолько подробно, можно все равно до сознанья людей не достучаться.
44.jpg

Внешне ГБД вызвал ассоциацию с гигантской голубятней. Бетонная труба основания, внутри которой шли лестницы наверх, пересекаемые площадками. Лестницы отсутствуют, а значит, добраться до верха современные варвары уже не смогут.
45.jpg

Заканчивается башня-основание ровной площадкой, на которой собственно и базировалась будка дальномерного угломера – прям как домик для голубей.
46.jpg
В паре десятков метров от башни дальномера сохранились кирпичные останки кубрика для персонала обслуживавшего дальномер – стены без крыши и с заросшими растительностью внутренностями.
Почти у самого основания ГБД расположился незаконный песчаный карьер, на другом краю которого Слава углядел какое-то бетонное сооружение.
47.jpg

Было много радостных криков про бункер. Пошли смотреть. Оказалось, что предположение было ошибочным – просто подрытые карьером края сооружения создали иллюзию входов вовнутрь.
48.jpg

На деле же это оказалось бетонное основание какой-то металлической конструкции, о чем недвусмысленно говорили небольшие остатки металла.
49.jpg

Оказалось, что раньше здесь находился створный знак высотой 24 метра, который срезали металлисты ориентировочно в 2003 году.
Слегка разочарованные вернулись к лендроверу и, лихо скатившись с горки, поехали к деревне Гора-Валдай.
Гора-Валдай. Гидроавиабаза и усадьба Алютино
Деревня Гора-Валдай старинная – известна с 1500 года, когда впервые была упомянута в Аисцовой книге Водской пятины под названием Варьевалда. Но выглядит не столько деревней, сколько военным городком и это не удивительно, поскольку до самого распада Союза в деревне базировалась в/ч морской авиации и деревня была закрытым объектом. Даже на въезде сохранилась будка КПП. Остановились у магазина, купили мороженого и спросили дорогу к усадьбе Алютино. У продавщицы и единственного покупателя мнения разделились, но было заметно, что даже местным собственная история не очень известна и совсем не интересна. Про авиабазу спрашивать не стали, решив, что сами по карте с этим разберемся. В принципе с задачей справились, причем та часть деревни, где были вояки, выглядит совсем грустно, сонно и полузаброшено. Склады и ангары заметны хорошо, но территория сильно заросла растительностью.
50.jpg

Припарковались на отшибе и, не парясь с поиском удобной дороги, тут же пролезли сквозь дыру в колючей проволоке. Первый ангар торчал к нам глухой стеной из бетонных блоков, поэтому пошли сразу к следующему, двери которого были гостеприимно распахнуты. Другое дело, что за этими дверями оказалось практически пустое помещение, разбавленное небольшим количеством мусора. Зато было заметно, что металлисты пытались разрезать ангар на металлические части, но им это не удалось. В такой ситуации оставалось только порадоваться их неудаче.
51.jpg
52.jpg

Подобные ангары (либо красные, либо серебристые) составляли большую часть сооружений на территории базы. Но надо признать, что тыловой частью база стала далеко не сразу, а когда-то она была самой что ни на есть геройской и приняла активнейшее участие в боях Великой Отечественной войны, поскольку именно здесь располагался один из двух действовавших постоянно в годы блокады военных аэродромов Морской авиации Балтийского флота. Историческую справку взял из Википедии:
Гидроавиабаза Гора-Валдай была сформирована в начале 1930-х г.г. как место базирования разведывательных эскадрилий гидроавиации Балтийского флота. Во время ВОВ эти эскадрильи на самолётах МБР-2 занимались не только воздушной разведкой, но и использовались как ночные бомбардировщики, выполняли военно-транспортные перевозки в удалённые и труднодоступные места, особенно на острова Лавенсаари, Сескар, Гогланд и др.
Для оптимизации управления часть эскадрилий ещё до войны свели в 15-й разведывательный полк. Причём в составе полка эскадрильи сохраняли свои номера. Эта традиция осталась до конца войны. Эскадрильи несли тяжёлые потери. По мере расформирования одних эскадрилий в состав полка вводились другие... так до последнего самолёта МБР-2. Всего на Балтийском флоте погибло 149 таких самолётов из разных эскадрилий.
Гидроавиабаза являлась местом базирования не только для летающих лодок, но зимой 1942-43 г.г. здесь базировались истребители прикрытия И-16 и И-15бис, которые были поставлены на лыжи и взлетали со льда Горавалдайского озера. В отдельные периоды Гора-Валдай был местом базирования штаба всего 15-го разведывательного полка, или передового пункта управления штаба полка.
В том, что во время войны удалось удержать Ораниенбаумский "пятачок", есть очень большая заслуга Морской Авиации Балтийского флота!

К сожалению, из старинных объектов базы сохранилось немногое, а большинство ангаров и прочих строений относятся к 70-80 годам ХХ века, когда база окончательно стала тыловой для балтийской военно-морской авиации.
Следующий ангар был ржаво-красного цвета с плотно закупоренной дверью, но мы ее сумели открыть, поскольку закупорена она была на проволоку. Другое дело, что это не принесло ни интересных находок, ни неожиданных открытий. Всему виной пустота помещения.
53.jpg
54.jpg

Следующий ангар снова был серебристым, как и большинство ангаров на территории. В нем наконец-то нашлось хоть что-то, пусть и в виде пустых ящиков от разного военного имущества.
55.jpg
56.jpg

За ангаром спряталось длинное кирпичное здание, построенное в 30-х годах прошлого столетия. В одном из описаний было высказано предположение, что это здание штаба.
57.jpg

Честно скажу, сильно в этом сомневаюсь. Никогда не видел, чтобы штаб на подобных объектах прятали столь глубоко на территорию – это раз. Некоторые надписи на стенах в помещениях данного здания заставляют делать иные выводы – это два. Ну и в-третьих, дальше мы нашли здание, которое значительно больше похоже на штаб, нежели это. Рискну предположить, что в этом здании тоже были склады – вещевые, продовольственные, возможно какие-то еще. Также возможно в нем было что-то типа учебных классов. Здание имеет много входов, причем входы эти ведут в изолированные от других помещения.
59.jpg

Часть помещений с надписями на стенах относительно местоположения овощных, рыбных и прочих консервов, а также иных продуктов, наводит на мысли о продовольственном складе.
60.jpg
61.jpg

Часть здания одноэтажная, а вот другая часть имеет два этажа, соединенных лестницами с сохранившимися перилами, до которых не добрались металлисты.
62.jpg

Второй этаж в плохой сохранности – что полы, что потолки. Но вот подобного размера общее помещение наводит на мысль либо о казарме со спальными помещениями для солдат, либо об учебном классе и помещении для собраний.
63.jpg

От загадочного здания дорога вывела к воротам с небольшим КПП. Уж в этом ошибиться было сложно. Так себе ворота и совсем уж так себе КПП.
64.jpg

Дорога начала забирать левее и вывела к новому зданию с облупившимися красными стенами. Стекла битые. В одно стене ворота для большой машины. Внутри редкостная помойка. Такое чувство, что весь мусор, посещающие объект, сбрасывают именно здесь. Рискнул предположить, что это пожарная часть. Очень уж на это похоже.
65.jpg
Дорога начала снова заворачивать, на этот раз в сторону Горовалдайского озера и привела для начала к сооружению, названному на карте большим навесом. Собственно, похоже. Несущие столбы, крыша и одна кирпичная стена. Других стен точно не было. Для чего
был нужен этот навес не очень понятно. Может для самолетов? Размер не сильно велик, да и далее был огромный ангар для «железных птиц». Для чего-то еще?.. Возможно…
66.jpg
67.jpg

Дорога привела-таки к берегу озера. В воде видны остатки причальных свай. Хотя и один деревянный, покореженный причал мы тоже увидели.
68.jpg
69.jpg

Это то, что осталось от причалов гидросамолетов, которые в годы ВОВ обороняли советское небо и советское море. А теперь остатки причалов разрушаются, но остается красивое Горавалдайское озеро.
70.jpg

По другой дороге вернулись обратно. Наверное в годы войны растительности было меньше и дорога шире, поскольку по нынешней дороге протащить гидросамолет к воде не представляется возможным. Вышли к останкам большого двухпролетного ангара для гидросамолетов. Масштабы ангара впечатлили, несмотря на его разрушенность. А ведь еще несколько лет назад он выглядел вот так.
70а.jpg
Сейчас же от ангара остались одни стены. Крыша же полностью сложилась и кусками валяется на земле. Что сказать? На лицо очередная историческая потеря нашего героического прошлого.
71.jpg
72.jpg

И какой-то издевкой выглядит оставшаяся с тех времен надпись на стене ангара. Тогда было нельзя, а теперь уже можно, ибо все, что могло сгореть, рухнуло и гниет на земле.
73.jpg

Прошли еще дальше к деревянному ангару, больше похожему на автомобильные гаражи. Может так оно и есть. Хотя почему из дерева? Это притом, что в центре бетонная перегородка…
74.jpg

Внутри деревянные несущие конструкции. Сохранились некоторые фонари и запорные устройства на некоторых воротах. Учитывая большое количество дерева, стоит признать, что ответственный за пожарную безопасность тов. Р.В.Рудый со своей задачей справился.
75.jpg
76.jpg
Последним осмотренным ангаром стал еще один ржаво-красный «сарай», словно вырезанный из гигантской бочки. Причем ворота в этом ангаре имели внизу очень большую щель высотою почти в метр, в которою мы легко пролезли. Похоже, что это был склад, имевший отношение к пожарке – по крайней мере огнетушители и щиты по противопожарной безопасности указывали именно на это. Но почему так далеко от самой пожарной части?..
77.jpg
78.jpg

На этом фактически замкнули складскую часть авиабазы. Последний склад-ангар тоже оказался пуст, а значит и неинтересен.
79.jpg

Сели в машину, но проехали очень немного. С правой стороны увидели плац, футбольное поле, спортгородок и два одноэтажных здания – одно деревянное, а второе из кирпича. Как ни странно, но кирпичное здание практически не сохранилось. Судя по всему, это была казарма.
80.jpg
Второе здание на картах тоже было помечено, как казарма, но слишком уж в нем небольшие помещения – сомнительно, что в казарме могли быть комнаты на двух-трех солдат, поскольку в армии такое не бывает. Здесь же было именно так. Проникнуть внутрь не смогли из-за запертых дверей, поэтому пришлось смотреть в окна. Ломать, кстати, двери не рискнули, ибо с обратной стороны оказалась детская площадка, на которой мамаши выгуливали мелких спиногрызов. В итоге решили, что это здание все-таки штаб.
81.jpg
82.jpg

Через дорогу заметили еще одно любопытное деревянное одноэтажное здание за небольшим забором. Пока шли к нему, не исчезало ощущение, что здание сильно похоже на железнодорожный вокзал. Да вот только рельсов поблизости не было. Вошли внутрь. Оказалось, что это армейская столовая. Еду здесь давно не подают, а местные развлекаются, как могут – молодежь рисует на стенах, а те, что постарше, захламляют помещения своим алкогольным мусором.
83.jpg
84.jpg

Вот после этого вернулись к магазину, от которого начинали путь по деревне. Выбрали другую дорогу, согласно карте и рассказам местных. Асфальт вскоре сменился старинной брусчаткой, которая когда соединяла две усадьбы, разделявшие Гору-Валдай на две части.
Мыза Горы-Валдайская (Каравалдайская) после окончания Северной войны была разделена Петром I на две части. Западная половина была пожалована генерал-майору Степану Андреевичу Шепелеву и получила название Шепелева. Усадьба много раз меняла своих владельцев и к сожалению до наших дней не сохранилась. Остальная часть мызы досталась Алексею Григорьевичу Разумовскому. В 1822 году у наследников Разумовских усадьбу купил действительный статский советник Дмитрий Никифорович Доброжанский, который назвал усадьбу Алютиной. В 1839 году усадьбу на торгах купил коллежский асессор Арист Иванович Дребс, семья которого владела усадьбой 60 лет, но в 1896 году усадьба была продана купцу Ивану Агаповичу Воронину.
85.jpg
Воронин решил построить в усадьбе приходскую церковь и привлек для этого известнейшего архитектора, строителя Морского Собора в Кронштадте Василия Антоновича Косякова. В 1899 году был утвержден проект однокупольной с колокольней церкви Св. Троицы. В 1903 году храм был освящен и в нем начали проводиться службы.[/i]
Полностью ощутить творение известного архитектора не удалось, ибо церковь находилась в строительных лесах. Вроде как ведутся реставрационные работы, но сколько таких церквей по одной только Ленобласти уже доводилось видеть – вроде работы начаты, но деньги кончились и работы встали. Но службы в церкви проводятся.
86.jpg
87.jpg

Проехали еще дальше по дороге и припарковались около сиротливо спрятавшегося в густых зарослях усадебного дома. Почему-то у нас в стране стоит дому потерять своих хозяев и начать разрушаться, как его тут же превращают в помойку. Стало грустно, равно как и при виде заросшего усадебного пруда.
88.jpg
В зарослях напротив что-то мелькнуло. Пробился почти ползком сквозь кусты и оказался с глазу на глаз с изувеченным памятником вождю мировой революции. Голова вождя сильно пострадала от ударов чем-то тяжелым, а одежда оказалась раскрашена в легкомысленные цвета.
90.jpg

Вот так и доживают друг напротив друга свой век усадьба времен Российской империи и памятник человеку, который эту империю собственно и уничтожил. Грустная ирония судьбы, что ни дом, ни памятник отныне никому не нужны и неинтересны.
Мимо пруда по сонной парковой дорожке вышли вновь на берег Горовалдайского озера. Под ногами оказались потрескавшиеся каменные плиты с красным кругом в центре, от которого в стороны расходились прямые лучи.
91.jpg

Сначала приняли это за простой узор, несколько неуместный в данном месте, а потом заметили в окончании основных лучей буквы N, W и S (O, видимо, спряталась подо мхом) и поняли, что это роза ветров. Только неясно имела она отношение к усадьбе или уже к гидроаэродрому. Почему-то кажется, что версия с аэродромом более вероятна, тогда и расположение ее на берегу озера, с воды которого собственно и взлетали самолеты, выглядит абсолютно логично.
92.jpg
93.jpg

В стороне из воды торчали причальные и печальные останки, от которых самолеты начинали свой разбег по воде.
94.jpg

Обратное движение по другой дорожке неожиданно вывело к железным воротам, за которыми спрятался небольшой одноэтажный домик, похожий на дачный. По карте здесь отмечена лодочная станция, функционировавшее в то время, когда на руинах базы некие шустрые люди создали базу отдыха.
94а.jpg
95.jpg

В это время здесь выдавались лодки отдыхающим. База отдыха просуществовала недолго. Но точно раньше этот домик относился к авиабазе, на мысли об этом недвусмысленно наводило сооружение, расположенное за домом. Возможно изначально здесь тоже был небольшой ангар для гидросамолетов, а потом в его недра воткнули склад – все-таки гидроавиабаза требовала какого-то наличия плавательных спассредств. Этот же склад могли использовать потом для хранения лодок для отдыхающих.
96.jpg

Большая часть склада пустая, хотя в дальней его части имелся разный хлам – старая поломанная мебель, несколько армейских ящиков, пачка ростовых мишеней. За исключением мишеней вряд ли что-то могло бы послужить хабаром. Привлек внимание деревянный черпак для вычерпывания воды из лодок. После долго жалел, что не забрал его, но таскать в руках эдакую хрень было лениво. Мда, с ленью надо как-то бороться…
97.jpg

Деревянное сооружение, обнаруженное за ангаром, показало, что дискриминация в армии присутствовала всегда. У нас на срочной в бане было солдатское отделение и офицерское. Читал в книгах про отдельные гальюны для солдат и офицеров, но вживую с этим столкнулся впервые. И заметьте, женского отделения не имелось – только для офицеров и только для курсантов.
98.jpg
99.jpg

Перед отъездом еще раз вышел на берег озера. Уже начинало смеркаться и на воду ложилась вечерняя тень. Нас ждал обратный путь в Питер. Было задумчиво и грустно.
101.jpg

Приедем ли мы еще хоть раз сюда? А если приедем, то что найдем здесь, какие руины?...
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Ответить

Вернуться в «Альманах путешествий»