Записки сталкера: В поисках паровоза
Добавлено: Сб июл 15, 2017 22:41
Вступление
Блуждая по интернету, в поисках нового однодневного маршрута наткнулся на фотографии любопытного железнодорожного транспортного средства – то ли паровоза, то ли прачечной на рельсах, то ли железнодорожной кочегарки. Находилось это диво в лесу рядом со старым заводом в районе станции Ваганово, что в направлении Ладожского озера. Появилось стойкое желание наведаться к нему. Изучил возможные объекты для посещения в данном районе, спланировал маршрут и наметил дату выезда – 28 августа 2014 года.
Прибытие в Ваганово
28 августа 2014 года, четверг. Стартовал с утра. Место старта обычное для направления на Ладожское озеро – станция «Пискаревка». Вновь пришлось бороться с нежеланием куда-нибудь ехать. В Ваганово прибыл в районе 12 часов. По лесной тропинке вышел с народом к остановке автобуса. Сориентировался по карте и направился к намеченному началу маршрута через Ваганово.
Вроде населенный пункт не из великих по размеру, но сколько ж там ларьков и лавочек с вывесками «Рыба». Шел, роняя слюну на дорогу. Интересно, рыба в них ладожская или это развод для городских? Некоторые вывески оформлены весьма креативным образом.
На развилке свернул с дороги за номером 41К-064 на отворотку, ведущую в направлении Козлова Дачи. Именно в том направлении ждал первый объект.
Бункер связи
За Дачей Козлова садоводств уже не было, зато леса оказались переполнены грибниками – самый что ни на есть грибной сезон. Увлекшись, проскочил нужный мне поворот в лес, поскольку дорога совсем уж не читалась, разве что при самом близком рассмотрении. Возможно раньше здесь были бетонные плиты, но теперь остались только бугры да ямы. Скоро дошел до столбов из белого кирпича, показывавшим, что когда-то здесь были ворота. Дальше дорога привела к большому открытому участку, правда сильно поросшему молодыми деревьями и заметно сырому – луж как-то оказалось многовато для сухого лета. За деревьями обнаружился какое-то большое строение – то ли корпус, то ли бункер.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что бункер. Возможно, что связи. Заглубленная в толщу вход под массивным козырьком когда-то имел бронированную дверь. Сейчас же остался один дверной проем.
За отсутствующей дверью коридор, из которого имеются входы в разные помещения. Двери, разделяющие бункер на отсеки тоже отсутствуют.
Ближайшее помещение имело остатки стеллажей и сильно смахивало на кладовку или каптерку. Почему-то вспомнилось детство в пионерском лагере, где подобное помещение, в котором хранились наши вещи и родительские вкусности, именовалось «сладкой комнатой». Напротив длинное помещение с остатками плитки на стенах. В центре два прямоугольных возвышения. В дальней стене пролом на улицу, проделанный, словно, каким-то монстром. В одной из стен окно, как будто для подачи пищи. Может действительно столовая? И плитка на стенах, и возвышения, на которых возможно стояли столы, наводят на подобные мысли. Только вот двери, которая вела бы в соседнее помещение, соединяемое окном, не нашлось.
Нашел и почти совмещенный санузел – одно помещение для отправления естественных надобностей с разбитым унитазом (почему-то всегда унитазы раскалывают первыми), а второе для омовения, т.е. душевая.
Следующее помещение по размерам и форме напоминало то, которое опознал в качестве столовой, но оно имело явно иное предназначение – какое понять не смог. В дальнем углу большая дверь, за которой облицованный плиткой предбанник.
Из предбанника деревянная дверь вела в техническое помещение с электрическими щитками и установкой для вентиляции воздуха.
Из бункера наружу вели четыре вертикальных шахты. Если это бункер связи, а очень на это похоже (неподалеку есть еще один схожий объект, но значительно более сильно разрушенный), то можно предположить вывод через эти шахты наружу каких-либо антенн и прочих подобных приспособлений.
Напоследок осмотрел еще один каземат, похожий на осмотренный ранее, только, в отличии от предыдущего, этот был абсолютно пустым.
Посчитал, что бункер может быть не единственным сооружением на территории и решил поискать еще, благо были заметны дорожки, хоть и заросшие травой. Правда, когда дорожки стали совсем не проезжими, а поиск безрезультатным, решил сворачиваться и двигать дальше.
Пользуясь замеченными ориентирами, вернулся обратно к бункеру. Перескочил все лужи и по тропинке через отсутствующие ворота отправился обратно на трассу.
Бетонный завод
Пара километров по дороге с массой припаркованных по обочинам грибниковых машин и я вышел на трассу 41А-189, именуемую также «Магистральная», которая с одной стороны соединяется с федеральной трассой «Кола», а с другой в районе Васкелово сливается с Ленинградским шоссе. Состояние дороги очень приличное, хотя машинопоток не самый большой.
Проходя мимо отворотки к какому-то хутору, был превентивно атакован грозным четверолапым охранником - эдакой помесью сосиски с табуреткой. Сумели разойтись краями и без потерь.
А потом состоялась развилка. Основная трасса, что в хорошем состоянии, завернула направо в направлении поселка Морозова, а мой путь пошел прямо туда, где Коккорево. Хороший асфальт моментально закончился, сменившись ухайдоканным покрытием, которое перемежалось большими лужами.
Ездили тут в основном одни тяжелые грузовики. В одном месте наткнулся на несколько кирпичей с клеймом «ЕЛИСѢЕВ». Кирпичный завод Якова Васильевича Елисеева существовал на рубеже XIX и ХХ веков в Колпино на реке Ижоре (до 1917 года). Клейма были трех видов - "Елисѣев", "Елисеевъ" и "Я.Елисеевъ". Клеймо с твердым знаком ставилось в 1910-х годах.
Практически тут же слева началась территория бывшего бетонного завода. Первая часть занята каким-то частным производством и там заметна жизнь хотя бы в лице старательно гавкающего лохматого охранника. А в двадцати метрах дальше уже жизни нет, а есть заброшенный техноген. Причем вход перекрыт шлагбаумом-воротами с заржавевшим от времени замком.
Ближайшее приземистое здание, наверное, когда-то было КПП. Хотел посмотреть его изнутри, но черное смолистое покрытие пола отбило такое желание – вступишь и завязнешь, как Шурик в одной из новелл фильма «Операция Ы».
Сразу за КПП располагались какие-то цистерны. На расстоянии я не мог понять, что это за белая хрень. А вот подойдя поближе, стало ясно, что это большие цистерны, обтянутые каким-то белым материалом, похожим на большое ватное одеяло. Может асбест, а может что-то иное.
В них явно хранилась та же густая черная гадость, что была на полу в КПП. Эта черная хрень сильно смахивала на битум. А вот из цистерн выходила целая россыпь труб, по которой эта «битумная» хрень куда-то переправлялась.
Следующее по счету было большое кирпичное здание, заметное прямо от ворот. Но вот дверь в нее со стороны ворот оказалась закрыта.
Пошел направо в обход. С боку видны выбитые окна и чуть в стороне какой-то большой бак, соединенный галереей с этим зданием.
Аккуратно ступая по битому стеклу и кирпичам, подобрался к окну, или скорее к проему в стене, чтобы посмотреть, что же там внутри.
Внутри печи. Получается, что это котельная? А может какой-то цех, ведь в них тоже бывают печи? Решил не строить догадки и не запариваться по этому поводу.
По дороге дошел до конца здания. С тыльной стороны, кроме двери, сохранились даже стекла в окне. Правда по пути пришлось обогнуть целую гору кирпича, вероятно выломанного внутри здания, но зато дверь оказалась незапертой.
Внутри двери в различные помещения. О их сущности в принципе можно догадываться – типа, раздевалка, комната отдыха и т.д., - но не очень интересно.
А вот дверь с надписью «Не работает» заинтриговала – что же это там такое не работает. Зашел… Проверил… Действительно не работает! А так хотелось… Придется идти в кустики…
Побродил по этому зданию, то ли котельной, то ли цеховой направленности. Печи частично поломаны в погоне за кирпичом. Интересно, если охотники за металлом зовутся металлистами, то как зовут охотников за кирпичом? Кирпичники? Кстати, у нас в армии в котельной печи были совсем не такие, хоть они тоже не блистали современным происхождением. Может все-таки цех?..
В дальнем, или ближнем к воротам, углу нашел комнату с какими-то большими бетонными полусферами, похожими на ограничивающие автомобильное движение грибки, только они были перевернуты плоской стороной вверх. Судя по всему основания под какие-то конструкции. Учитывая, что из одного грибка такая конструкция торчала, почувствовал себя Капитаном Очевидность.
Больше ничего интересного там не было. Ну не считать же за интересность старую грязную куртку с шевроном «Мегафон». Было бы «Монолит» - было бы интереснее. А «Мегафон» - это банально.
Дальше пошел по дороге вдоль бывшей железнодорожной насыпи, надеясь увидеть искомую железнодорожную транспортную единицу.
Дальше дорога раздвоилась. Правая часть шла дальше вдоль насыпи, а левая завернула в направление длинного здания какого-то цеха (так оно обозвано на карте).
Цех интереса не вызвал, тем более что от него доносился звук, похожий на работающую пилораму, а вот расположенный чуть дальше элеватор с наклонным конвейером заинтересовал.
Подошел поближе. Сильно заметна большая разрушенность. Хотя лестница из швеллеров и арматуры вполне надежна, да и падать с крыльца невысоко.
А вот внутри находится неуютно и это еще мягко сказано. В полу нехилые дыры и ходить можно только придерживаясь стальных балок перекрытий. Внизу в нескольких метрах от пола вода с плавающим в ней мусором.
Походил вокруг элеватора. Наверх лезть не рискнул – слишком уж ненадежной выглядела конструкция. Прошел под коробом конвейера до его нижней части, где имеется большая яма. Выглядит конструкция довольно хлипкой с дырами в стенах и крыше. В одной из боковых стенок нашел дверь, в которую и залез. Внутри стальной каркас конвейера и свалившаяся частично с него лента. Теоретически по каркасу можно было залезть наверх, но, занятый мыслями о паровозе, о такой возможности подумал только, когда ушел с территории завода.
Дальше можно было продолжить осмотр завода, но оставалась только кем-то обжитая часть, или идти искать транспортную единицу. Второй вариант выглядел и интереснее, и предпочтительнее, тем более, что насыпь узкоколейки была совсем рядом.
Поиск паровоза (дубль 1)
Поднялся на насыпь. То, что здесь была узкоколейка вполне узнаваемо, хотя бы по остаткам шпал – рельсы то ведь воруются в первую очередь. Кроме того заметны, хоть и сильно оплывшие промежутки между шпалами, даже когда дерево шпал уже сгнило до распадания на щепки.
По территории завода насыпь шла открытая и свободная от растительности. Идти по такой дороге – одно удовольствие. Где-то за деревьями просматривалась вторая ветка. Потом моя насыпь вошла в лес, стала более труднопроходимой из-за густых зарослей, а затем и вовсе слилась со второй веткой в районе каких-то руин, совмещенных с помойкой. Пошел прямо, благо насыпь была прямой как стрела, держа курс в направлении Ваганово.
Местами под ногами шпал вообще было не видно из-за густой травы.
Местами же появлялись просветы, причем в этих местах насыпь практически отсутствовала, поскольку ее подменяли длинные котлованы. Кто, когда и зачем срыл местами насыпь, история уже умалчивает. Хотя найти ответ на вопрос «Зачем» довольно легко – понятно, что сделано это было ради гравия и песка. Но пересекать подобные котлованы было неудобно – края и дно сильно сыпучие и все эта мелкая песчаная субстанция постоянно набивалась в сандалии. Таких котлованов разной длины пришлось преодолеть то ли три, то ли четыре штуки. Когда котлованы закончились, снова появились шпалы и, в целом, насыпь вновь стала легко проходимой.
А вот паровоза все еще не было. Уже с правой стороны пошло поле и деревья по краям насыпи сменились кустарником, а впереди замелькали машины. Возникло странное ощущение, что где-то была допущена ошибка. Когда же насыпь закончилась тупиком в виде большого разросшегося куста, за которым примостилась беседка местной кафеюшки, стало ясно, что паровоз я не нашел.
Пока шел обратно к станции, раздумывал над случившейся неудачей. Пришел к выводу, что паровоз должен находиться на главной ветке в той ее части, которую я обошел, двигаясь по территории завода. Собственно, чем не повод приехать еще раз? Даже невеселые мысли не мешали смотреть по сторонам. В Ваганово за деревьями обнаружился аккуратный домик с мемориальной доской, гласившей: «В этом доме с апреля по июнь 1942 г. находился штаб по строительству трубопровода через Ладожское озеро для снабжения горючим блокированного Ленинграда и частей Ленинградского фронта».
Надеюсь, люди будут обращать внимание на эту табличку на скромном деревенском доме и память о героической и трагичной странице из истории обороны Ленинграда будет храниться в сердцах людей.
С правой стороны дороги над Ваганово возвыщалась, похожая на козловой кран, конструкция, увенчанная, лениво вращающейся, лопастью то ли радара, то ли локатора, явно армейского происхождения. Причем выглядела эта лопасть довольно заброшено.
Решил пробить информацию насчет статуса объекта и, если он заброшен, то завернуть к нему во второй приезд в Ваганово. На этом маршрут закончил и отбыл электричкой домой.
Поиск паровоза (дубль 2)
Следующий раз выбрался в Ваганово только спустя 2,5 месяца, уже фактически поздней осенью, когда деревья в лесу оголились в преддверии зимы.
12 ноября 2014 года, среда. До Ваганово ехал тем же путем, что и в первый раз – автобусом до станции «Пискаревка», оттуда на электричке. В Ваганово вспомнил, что забыл посмотреть информацию про в/ч с локатором. Выяснилось, что я ничего не потерял, поскольку даже от дороги, по которой шел, оказалось заметно КПП с бродящими перед ним бойцами. Оказалось, что это действующая в/ч 28036, она же 1489 Гвардейский зенитный ракетный Речицко-Бранденбургский Краснознаменный орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк. Пошел дальше. В этот раз иных планов, окромя полного прохождения насыпи и поисков паровоза, не было.
Дошел до кафе. Оно и летом-то выглядело грустно, а поздней осенью совсем какое-то сиротливое. Кусты голые и тропа, уводящая на насыпь узкоколейки хорошо видна.
Сначала шел просто по знакомой насыпи. Потом появились знакомые шпалы. «И я по шпалам, опять по шпалам…»
Самым сложным в этот раз оказалось форсирование котлованов, пересекающих насыпь, все-таки для осени характерны довольно частые дожди и вода в этих котлованах застоялась большими лужами, сделав грунт мягким и вязким.
Утонуть, конечно, не утонул, но и приятного тут было мало.
Прошел отворотку на завод, по которой выходил в прошлый раз. Сквозь голые стволы деревьев замелькали заводские здания – элеватор с конвейером, то ли цех, то ли котельная… А вот самоходной транспортной железнодорожной единицы все еще не было.
А затем насыпь вдруг закончилась земляным холмом, за которым оказалась дорога на Коккорево. Появилось смутное ощущение, что паровоз просто и банально разрезали на металл, ведь металла в нем должно было быть много. Решил поискать в лесу, осознавая, что шансов на это очень немного. Прошел влево от насыпи метров сто по лесу, но кроме старых, замшелых уже, фундаментов ничего не нашел. Оставалась последняя возможность – пройти по насыпи за дорогу на Коккорево. Вероятность найти там паровоз была еще меньше, чем в лесу, поскольку по информации из инета там располагалась в/ч с номером 28038, относящаяся к зенитно-ракетным войскам. Но, как говорится, чем черт не шутит.
Осторожно проскочил дорогу, выбрав паузу между проездом грузовиков. Пошел аккуратно вперед и уткнулся в поломанный забор с проломам вместо ворот.
А насыпь узкоколейки, причем и без шпал, и без рельсов, вела дальше на территорию части. Первая пара кирпичных строений была плотно закупорена и явно не использовалась уже давно.
А вот потом насыпь встретилась с пересекающей ее грунтовкой. Место стало более открытым и идти дальше я уже не рискнул.
Уверенность в трагичной судьбе паровоза (или что там было такое) стала полной. Делать было нечего и пришлось поворачивать в обратный путь. Снова пересек дорогу. Отошел от нее подальше. Перекусил по-походному. И тут возникло стойкое желание немного потестировать нож, что болтался на поясе, тем более, что это был большой и брутальный боуи «Rogue» от фирмы «Bark River». Выбрал деревце средней толщины. С таким на тестах справлялись и не все мачете. Но «Rogue» справился и довольно быстро. Работать таким ножом было просто в кайф.
Обратно возвращалось грустно. Под ногами похрустывали старые шпалы, а мне все думалось – почему в людях жажда наживы превалирует над всем остальным. Ну порезали паровозик на металл… Ну сдали в обмен на деньги… Так ведь деньги закончатся в любом случае, а паровоза уже не будет – не найти его и не восстановить…
Вдали появилась беседка кафе. Оставалось дойти до станции и дождаться электрички.
Вместо эпилога
Досадно, что главную цель двух поездок достичь не удалось. Хорошо хоть кому-то удалось этот «паровоз» увидеть. Алексей Госс опередил меня на три года, поэтому воспользовался его фотографиями (надеюсь, он на меня не будет сердиться), благо объект действительно любопытный… Поправлюсь, был любопытный…
А вот, сущность данного паровоза, - помывочно-дезинфекционный поезд, прачечная, вагон-котельная или что-то еще, - так и осталась загадкой.
Блуждая по интернету, в поисках нового однодневного маршрута наткнулся на фотографии любопытного железнодорожного транспортного средства – то ли паровоза, то ли прачечной на рельсах, то ли железнодорожной кочегарки. Находилось это диво в лесу рядом со старым заводом в районе станции Ваганово, что в направлении Ладожского озера. Появилось стойкое желание наведаться к нему. Изучил возможные объекты для посещения в данном районе, спланировал маршрут и наметил дату выезда – 28 августа 2014 года.
Прибытие в Ваганово
28 августа 2014 года, четверг. Стартовал с утра. Место старта обычное для направления на Ладожское озеро – станция «Пискаревка». Вновь пришлось бороться с нежеланием куда-нибудь ехать. В Ваганово прибыл в районе 12 часов. По лесной тропинке вышел с народом к остановке автобуса. Сориентировался по карте и направился к намеченному началу маршрута через Ваганово.
Вроде населенный пункт не из великих по размеру, но сколько ж там ларьков и лавочек с вывесками «Рыба». Шел, роняя слюну на дорогу. Интересно, рыба в них ладожская или это развод для городских? Некоторые вывески оформлены весьма креативным образом.
На развилке свернул с дороги за номером 41К-064 на отворотку, ведущую в направлении Козлова Дачи. Именно в том направлении ждал первый объект.
Бункер связи
За Дачей Козлова садоводств уже не было, зато леса оказались переполнены грибниками – самый что ни на есть грибной сезон. Увлекшись, проскочил нужный мне поворот в лес, поскольку дорога совсем уж не читалась, разве что при самом близком рассмотрении. Возможно раньше здесь были бетонные плиты, но теперь остались только бугры да ямы. Скоро дошел до столбов из белого кирпича, показывавшим, что когда-то здесь были ворота. Дальше дорога привела к большому открытому участку, правда сильно поросшему молодыми деревьями и заметно сырому – луж как-то оказалось многовато для сухого лета. За деревьями обнаружился какое-то большое строение – то ли корпус, то ли бункер.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что бункер. Возможно, что связи. Заглубленная в толщу вход под массивным козырьком когда-то имел бронированную дверь. Сейчас же остался один дверной проем.
За отсутствующей дверью коридор, из которого имеются входы в разные помещения. Двери, разделяющие бункер на отсеки тоже отсутствуют.
Ближайшее помещение имело остатки стеллажей и сильно смахивало на кладовку или каптерку. Почему-то вспомнилось детство в пионерском лагере, где подобное помещение, в котором хранились наши вещи и родительские вкусности, именовалось «сладкой комнатой». Напротив длинное помещение с остатками плитки на стенах. В центре два прямоугольных возвышения. В дальней стене пролом на улицу, проделанный, словно, каким-то монстром. В одной из стен окно, как будто для подачи пищи. Может действительно столовая? И плитка на стенах, и возвышения, на которых возможно стояли столы, наводят на подобные мысли. Только вот двери, которая вела бы в соседнее помещение, соединяемое окном, не нашлось.
Нашел и почти совмещенный санузел – одно помещение для отправления естественных надобностей с разбитым унитазом (почему-то всегда унитазы раскалывают первыми), а второе для омовения, т.е. душевая.
Следующее помещение по размерам и форме напоминало то, которое опознал в качестве столовой, но оно имело явно иное предназначение – какое понять не смог. В дальнем углу большая дверь, за которой облицованный плиткой предбанник.
Из предбанника деревянная дверь вела в техническое помещение с электрическими щитками и установкой для вентиляции воздуха.
Из бункера наружу вели четыре вертикальных шахты. Если это бункер связи, а очень на это похоже (неподалеку есть еще один схожий объект, но значительно более сильно разрушенный), то можно предположить вывод через эти шахты наружу каких-либо антенн и прочих подобных приспособлений.
Напоследок осмотрел еще один каземат, похожий на осмотренный ранее, только, в отличии от предыдущего, этот был абсолютно пустым.
Посчитал, что бункер может быть не единственным сооружением на территории и решил поискать еще, благо были заметны дорожки, хоть и заросшие травой. Правда, когда дорожки стали совсем не проезжими, а поиск безрезультатным, решил сворачиваться и двигать дальше.
Пользуясь замеченными ориентирами, вернулся обратно к бункеру. Перескочил все лужи и по тропинке через отсутствующие ворота отправился обратно на трассу.
Бетонный завод
Пара километров по дороге с массой припаркованных по обочинам грибниковых машин и я вышел на трассу 41А-189, именуемую также «Магистральная», которая с одной стороны соединяется с федеральной трассой «Кола», а с другой в районе Васкелово сливается с Ленинградским шоссе. Состояние дороги очень приличное, хотя машинопоток не самый большой.
Проходя мимо отворотки к какому-то хутору, был превентивно атакован грозным четверолапым охранником - эдакой помесью сосиски с табуреткой. Сумели разойтись краями и без потерь.
А потом состоялась развилка. Основная трасса, что в хорошем состоянии, завернула направо в направлении поселка Морозова, а мой путь пошел прямо туда, где Коккорево. Хороший асфальт моментально закончился, сменившись ухайдоканным покрытием, которое перемежалось большими лужами.
Ездили тут в основном одни тяжелые грузовики. В одном месте наткнулся на несколько кирпичей с клеймом «ЕЛИСѢЕВ». Кирпичный завод Якова Васильевича Елисеева существовал на рубеже XIX и ХХ веков в Колпино на реке Ижоре (до 1917 года). Клейма были трех видов - "Елисѣев", "Елисеевъ" и "Я.Елисеевъ". Клеймо с твердым знаком ставилось в 1910-х годах.
Практически тут же слева началась территория бывшего бетонного завода. Первая часть занята каким-то частным производством и там заметна жизнь хотя бы в лице старательно гавкающего лохматого охранника. А в двадцати метрах дальше уже жизни нет, а есть заброшенный техноген. Причем вход перекрыт шлагбаумом-воротами с заржавевшим от времени замком.
Ближайшее приземистое здание, наверное, когда-то было КПП. Хотел посмотреть его изнутри, но черное смолистое покрытие пола отбило такое желание – вступишь и завязнешь, как Шурик в одной из новелл фильма «Операция Ы».
Сразу за КПП располагались какие-то цистерны. На расстоянии я не мог понять, что это за белая хрень. А вот подойдя поближе, стало ясно, что это большие цистерны, обтянутые каким-то белым материалом, похожим на большое ватное одеяло. Может асбест, а может что-то иное.
В них явно хранилась та же густая черная гадость, что была на полу в КПП. Эта черная хрень сильно смахивала на битум. А вот из цистерн выходила целая россыпь труб, по которой эта «битумная» хрень куда-то переправлялась.
Следующее по счету было большое кирпичное здание, заметное прямо от ворот. Но вот дверь в нее со стороны ворот оказалась закрыта.
Пошел направо в обход. С боку видны выбитые окна и чуть в стороне какой-то большой бак, соединенный галереей с этим зданием.
Аккуратно ступая по битому стеклу и кирпичам, подобрался к окну, или скорее к проему в стене, чтобы посмотреть, что же там внутри.
Внутри печи. Получается, что это котельная? А может какой-то цех, ведь в них тоже бывают печи? Решил не строить догадки и не запариваться по этому поводу.
По дороге дошел до конца здания. С тыльной стороны, кроме двери, сохранились даже стекла в окне. Правда по пути пришлось обогнуть целую гору кирпича, вероятно выломанного внутри здания, но зато дверь оказалась незапертой.
Внутри двери в различные помещения. О их сущности в принципе можно догадываться – типа, раздевалка, комната отдыха и т.д., - но не очень интересно.
А вот дверь с надписью «Не работает» заинтриговала – что же это там такое не работает. Зашел… Проверил… Действительно не работает! А так хотелось… Придется идти в кустики…
Побродил по этому зданию, то ли котельной, то ли цеховой направленности. Печи частично поломаны в погоне за кирпичом. Интересно, если охотники за металлом зовутся металлистами, то как зовут охотников за кирпичом? Кирпичники? Кстати, у нас в армии в котельной печи были совсем не такие, хоть они тоже не блистали современным происхождением. Может все-таки цех?..
В дальнем, или ближнем к воротам, углу нашел комнату с какими-то большими бетонными полусферами, похожими на ограничивающие автомобильное движение грибки, только они были перевернуты плоской стороной вверх. Судя по всему основания под какие-то конструкции. Учитывая, что из одного грибка такая конструкция торчала, почувствовал себя Капитаном Очевидность.
Больше ничего интересного там не было. Ну не считать же за интересность старую грязную куртку с шевроном «Мегафон». Было бы «Монолит» - было бы интереснее. А «Мегафон» - это банально.
Дальше пошел по дороге вдоль бывшей железнодорожной насыпи, надеясь увидеть искомую железнодорожную транспортную единицу.
Дальше дорога раздвоилась. Правая часть шла дальше вдоль насыпи, а левая завернула в направление длинного здания какого-то цеха (так оно обозвано на карте).
Цех интереса не вызвал, тем более что от него доносился звук, похожий на работающую пилораму, а вот расположенный чуть дальше элеватор с наклонным конвейером заинтересовал.
Подошел поближе. Сильно заметна большая разрушенность. Хотя лестница из швеллеров и арматуры вполне надежна, да и падать с крыльца невысоко.
А вот внутри находится неуютно и это еще мягко сказано. В полу нехилые дыры и ходить можно только придерживаясь стальных балок перекрытий. Внизу в нескольких метрах от пола вода с плавающим в ней мусором.
Походил вокруг элеватора. Наверх лезть не рискнул – слишком уж ненадежной выглядела конструкция. Прошел под коробом конвейера до его нижней части, где имеется большая яма. Выглядит конструкция довольно хлипкой с дырами в стенах и крыше. В одной из боковых стенок нашел дверь, в которую и залез. Внутри стальной каркас конвейера и свалившаяся частично с него лента. Теоретически по каркасу можно было залезть наверх, но, занятый мыслями о паровозе, о такой возможности подумал только, когда ушел с территории завода.
Дальше можно было продолжить осмотр завода, но оставалась только кем-то обжитая часть, или идти искать транспортную единицу. Второй вариант выглядел и интереснее, и предпочтительнее, тем более, что насыпь узкоколейки была совсем рядом.
Поиск паровоза (дубль 1)
Поднялся на насыпь. То, что здесь была узкоколейка вполне узнаваемо, хотя бы по остаткам шпал – рельсы то ведь воруются в первую очередь. Кроме того заметны, хоть и сильно оплывшие промежутки между шпалами, даже когда дерево шпал уже сгнило до распадания на щепки.
По территории завода насыпь шла открытая и свободная от растительности. Идти по такой дороге – одно удовольствие. Где-то за деревьями просматривалась вторая ветка. Потом моя насыпь вошла в лес, стала более труднопроходимой из-за густых зарослей, а затем и вовсе слилась со второй веткой в районе каких-то руин, совмещенных с помойкой. Пошел прямо, благо насыпь была прямой как стрела, держа курс в направлении Ваганово.
Местами под ногами шпал вообще было не видно из-за густой травы.
Местами же появлялись просветы, причем в этих местах насыпь практически отсутствовала, поскольку ее подменяли длинные котлованы. Кто, когда и зачем срыл местами насыпь, история уже умалчивает. Хотя найти ответ на вопрос «Зачем» довольно легко – понятно, что сделано это было ради гравия и песка. Но пересекать подобные котлованы было неудобно – края и дно сильно сыпучие и все эта мелкая песчаная субстанция постоянно набивалась в сандалии. Таких котлованов разной длины пришлось преодолеть то ли три, то ли четыре штуки. Когда котлованы закончились, снова появились шпалы и, в целом, насыпь вновь стала легко проходимой.
А вот паровоза все еще не было. Уже с правой стороны пошло поле и деревья по краям насыпи сменились кустарником, а впереди замелькали машины. Возникло странное ощущение, что где-то была допущена ошибка. Когда же насыпь закончилась тупиком в виде большого разросшегося куста, за которым примостилась беседка местной кафеюшки, стало ясно, что паровоз я не нашел.
Пока шел обратно к станции, раздумывал над случившейся неудачей. Пришел к выводу, что паровоз должен находиться на главной ветке в той ее части, которую я обошел, двигаясь по территории завода. Собственно, чем не повод приехать еще раз? Даже невеселые мысли не мешали смотреть по сторонам. В Ваганово за деревьями обнаружился аккуратный домик с мемориальной доской, гласившей: «В этом доме с апреля по июнь 1942 г. находился штаб по строительству трубопровода через Ладожское озеро для снабжения горючим блокированного Ленинграда и частей Ленинградского фронта».
Надеюсь, люди будут обращать внимание на эту табличку на скромном деревенском доме и память о героической и трагичной странице из истории обороны Ленинграда будет храниться в сердцах людей.
С правой стороны дороги над Ваганово возвыщалась, похожая на козловой кран, конструкция, увенчанная, лениво вращающейся, лопастью то ли радара, то ли локатора, явно армейского происхождения. Причем выглядела эта лопасть довольно заброшено.
Решил пробить информацию насчет статуса объекта и, если он заброшен, то завернуть к нему во второй приезд в Ваганово. На этом маршрут закончил и отбыл электричкой домой.
Поиск паровоза (дубль 2)
Следующий раз выбрался в Ваганово только спустя 2,5 месяца, уже фактически поздней осенью, когда деревья в лесу оголились в преддверии зимы.
12 ноября 2014 года, среда. До Ваганово ехал тем же путем, что и в первый раз – автобусом до станции «Пискаревка», оттуда на электричке. В Ваганово вспомнил, что забыл посмотреть информацию про в/ч с локатором. Выяснилось, что я ничего не потерял, поскольку даже от дороги, по которой шел, оказалось заметно КПП с бродящими перед ним бойцами. Оказалось, что это действующая в/ч 28036, она же 1489 Гвардейский зенитный ракетный Речицко-Бранденбургский Краснознаменный орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк. Пошел дальше. В этот раз иных планов, окромя полного прохождения насыпи и поисков паровоза, не было.
Дошел до кафе. Оно и летом-то выглядело грустно, а поздней осенью совсем какое-то сиротливое. Кусты голые и тропа, уводящая на насыпь узкоколейки хорошо видна.
Сначала шел просто по знакомой насыпи. Потом появились знакомые шпалы. «И я по шпалам, опять по шпалам…»
Самым сложным в этот раз оказалось форсирование котлованов, пересекающих насыпь, все-таки для осени характерны довольно частые дожди и вода в этих котлованах застоялась большими лужами, сделав грунт мягким и вязким.
Утонуть, конечно, не утонул, но и приятного тут было мало.
Прошел отворотку на завод, по которой выходил в прошлый раз. Сквозь голые стволы деревьев замелькали заводские здания – элеватор с конвейером, то ли цех, то ли котельная… А вот самоходной транспортной железнодорожной единицы все еще не было.
А затем насыпь вдруг закончилась земляным холмом, за которым оказалась дорога на Коккорево. Появилось смутное ощущение, что паровоз просто и банально разрезали на металл, ведь металла в нем должно было быть много. Решил поискать в лесу, осознавая, что шансов на это очень немного. Прошел влево от насыпи метров сто по лесу, но кроме старых, замшелых уже, фундаментов ничего не нашел. Оставалась последняя возможность – пройти по насыпи за дорогу на Коккорево. Вероятность найти там паровоз была еще меньше, чем в лесу, поскольку по информации из инета там располагалась в/ч с номером 28038, относящаяся к зенитно-ракетным войскам. Но, как говорится, чем черт не шутит.
Осторожно проскочил дорогу, выбрав паузу между проездом грузовиков. Пошел аккуратно вперед и уткнулся в поломанный забор с проломам вместо ворот.
А насыпь узкоколейки, причем и без шпал, и без рельсов, вела дальше на территорию части. Первая пара кирпичных строений была плотно закупорена и явно не использовалась уже давно.
А вот потом насыпь встретилась с пересекающей ее грунтовкой. Место стало более открытым и идти дальше я уже не рискнул.
Уверенность в трагичной судьбе паровоза (или что там было такое) стала полной. Делать было нечего и пришлось поворачивать в обратный путь. Снова пересек дорогу. Отошел от нее подальше. Перекусил по-походному. И тут возникло стойкое желание немного потестировать нож, что болтался на поясе, тем более, что это был большой и брутальный боуи «Rogue» от фирмы «Bark River». Выбрал деревце средней толщины. С таким на тестах справлялись и не все мачете. Но «Rogue» справился и довольно быстро. Работать таким ножом было просто в кайф.
Обратно возвращалось грустно. Под ногами похрустывали старые шпалы, а мне все думалось – почему в людях жажда наживы превалирует над всем остальным. Ну порезали паровозик на металл… Ну сдали в обмен на деньги… Так ведь деньги закончатся в любом случае, а паровоза уже не будет – не найти его и не восстановить…
Вдали появилась беседка кафе. Оставалось дойти до станции и дождаться электрички.
Вместо эпилога
Досадно, что главную цель двух поездок достичь не удалось. Хорошо хоть кому-то удалось этот «паровоз» увидеть. Алексей Госс опередил меня на три года, поэтому воспользовался его фотографиями (надеюсь, он на меня не будет сердиться), благо объект действительно любопытный… Поправлюсь, был любопытный…
А вот, сущность данного паровоза, - помывочно-дезинфекционный поезд, прачечная, вагон-котельная или что-то еще, - так и осталась загадкой.