Записки сталкера: Лисий Нос

Модераторы: Bambr 11, leoge, Чечако

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6296
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Лисий Нос

Сообщение Vinny M » Сб сен 22, 2018 19:23

Рассказ Славы о укреплениях на Лисьем Носу разожгли интерес, который подогрела найденная в интернете информация. Правда Слава категорически отказался выходить на связь, поэтому выбрал день, который оказался очередным четвергом, пришедшимся на 15 сентября, и поехал один. На метро доехал до Черной Речки, а оттуда электричкой до станции Горская. На платформе сориентировался по карте относительно нужного направления и двинулся туда. Первым объектом на маршруте должна была стать усадьба «Горская» бумажного фабриканта Фридриха Юльевича Кана. В советское время в усадьбе размещался дом отдыха Дзержинского почтового узла связи. Усадьбу за забором из сетки рабеца нашел легко. Правда, прежде чем заняться ею, пришлось сбегать до ветру, а то очень уж хотелось. Походил вокруг усадебной ограды в раздумьи почти по Гамлету – лезть или не лезть. С одной стороны жизни на территории заметно не было, да и дыры заборе в некоторых местах давали хорошие залазы. Но с другой стороны территория аккуратно убрана, на воротах новый замок, а где-то за усадебным домом слышно было звяканье собачьей цепи. В итоге решил не лезть. Попробовал сделать несколько фотографий через забор, но еще не опавшие по случаю осени деревья почти полностью закрывали обзор и в итоге ни одной фотографии нормально не получилось. Двинулся к следующему запланированному объекту, расположенному совсем рядом с усадьбой.
Там, где снимали «Морских дьяволов»
Объект за номером два начинался фактически через дорогу от усадьбы. Просто сначала шла живая, т.е. жилая, часть объекта – бывший офицерский городок, в котором продолжают жить люди. Прошел насквозь эту часть, поскольку интереса к ней не было никакого, и вскоре оказался около гостеприимно раскрытых въездных ворот с потертой звездой, заброшенного КПП и эстакады для досмотра транспорта.
1.jpg
2.jpg
2.jpg (283.45 КБ) 2755 просмотров

Когда-то все это относилось к в/ч 03213, она же отдельный линейно-кабельный батальон связи 6-ой армии ВВС и ПВО. Часть существовала с 1930-х годов, пока не развалился Советский Союз. Следом за ним частично рухнула и армия, оставив вот такие вот умершие в/ч и гарнизоны. Получилось довольно сюрно – чахлый рядок самодельных сарайчиков разделяет живую часть бывшей в/ч и мертвую.
Стоят по стране гарнизоны,
Заводы и города.
Сколь не смотрись в горизонты,
Жизнь не вернется сюда.

Справа за воротами курилка в виде большой беседки. Интересно собираются ли тут местные аборигены шандарахнуть пивка и водочки или может местные кумушки делятся свежими сплетнями? А что место удобное, вместительное, да еще и под крышей.
3.jpg

Прямая дорога, асфальт которой потихоньку завоевывают травы, ведет в автопарк. Видно, что давно дорогу никто не подметал и не убирал с нее упавшие ветки и деревья.
4.jpg

А отворотка направо приводит на плац, окаймленный двумя длинными казармами, а также столовой и деревянными сарайчиками – той самой границей живого от мертвого.
5.jpg

Левая казарма прям заманивает беззубым зевом дверного проема, хотя конечно окна у нее тоже не в лучшем состоянии.
6.jpg
6.jpg (305.01 КБ) 2755 просмотров

Спальные кубрики в казарме весьма не маленького размера – много когда-то могли вместить солдат-срочников, а если еще и кровати были двухярусные… Но кроватей, как и срочников, давно уже нет, равно как и частично отсутствует пол – очень уж кому-то были нужны доски. Наверное, сарайчик-границу строил, чтоб призраки бывшей в/ч в мир не лезли.
7.jpg
В целом же состояние казарменных внутренностей такое же, как и на других похожим образом брошенных объектах – мусор на полу, облезлые обои, поломанная мебель, пустые шкафы в каптерке.
8.jpg
8.jpg (146.32 КБ) 2755 просмотров

Встречаются разрозненные документы и различные схемы, в т.ч. и очень большие. Батальон же был связистский, вот и схема поэтому показывает сеть, связывающую различные объекты.
Там, где, скрывая печали,
Пела в динамик Москва,
Ныне вконец обветшали
Плакаты, дела и слова.
9.jpg

Из окон второго этажа виден пустынный плац. Легко можно представить, как по нему маршировал молодняк, обучаясь шагистике во время КМБ, как происходили общие построения батальона и звучали пафосно-торжественные речи комбата, особенно во время празднования советских социалистических праздников, и как звучало ответное громогласное «Ура!». А теперь свои мелкие построения проводят на плацу только, обитающие здесь же в куртинках травы, местные насекомые обитатели.
10.jpg

Состояние правой казармы почти идентично состоянию левой – мусор, мебель поломанная, пошарпанные и пооблезшие патриотичные картины на стенах.
11.jpg
Зато на оставленных щитах можно подчерпнуть всякую полезную (и не очень полезную) в жизни информацию. Например, как оказывать помощь пострадавшим от воздействия электрического тока. Думаю, что стоит проверить не под напряжением ли пострадавший, а то ухватишься за него и пляска Святого Витта обеспечена, а может и элегантное быстротечное обугливание…
12.jpg

Между двух казарм, замыкая собою плац, расположено самое важное заведение в жизни солдата. Прям святая святых! Столовая! Как говаривали у нас в армии: «Три заповеди солдата – в бой не рвись, держись ближе к кухне, при неясной обстановке ложись спать». Соблюдаю их до сих пор, особенно в части кухни и поспать.
13.jpg

Проник внутрь через окно, поскольку дверь была заперта, а залаз в окно использовался неоднократно и до меня. Смотрю, а обстановка до боли знакомая – где-то я ее видел. Пораскинул мозгами и понял, что в сериале «Морские дьяволы». Одна серия точно снималась здесь. Очень уж бывший фонтано-бассейн узнаваем. В кино здесь в столовой прятался от бандосов дедок – полу бомж, полу бродяга. Точнее все конечно было не так. Сначала я сюда слазил, а через некоторое время здесь снимали «Морских дьяволов». Хотя надо признать, что они успели наснимать свои многочисленные серии практически на всех заброшенных объектах Ленобласти. Художественные достоинства сериала весьма спорны, но выбирать места для съемок у них получается. Хотя попытки выдать батарею А форта Ино за каменоломни были, мягко говоря, смешны.
14.jpg
15.jpg

Пока лазил по столовой, изучил строение картофелечистки. Кстати, у нас на срочной был похожий агрегат. Чуть зазеваешься, а он картошку умудрялся счистить в мелкий горох.
16.jpg

Вылез тем же путем, что и проник внутрь столовой, т.е. через окно, и пошел к расположенному несколько в стороне зданию штаба. Штаб имел Т-образную форму и два-три этажа в высоту (три этажа у ножки буквы «Т», два – у перекладины).
17.jpg
18.jpg

На удивление, в штабе довольно неплохо сохранились стекла окон. Сначала думал, что дверь в штаб закрыта и попасть внутрь будет проблемно, но оказалось, что это фикция и дверь открылась легко и гостеприимно. Правда, сразу стало понятно, что в двухэтажную часть штаба попасть не получится, ибо дверь туда была замурована наглухо. Зато прямо перед носом оказались два целехоньких армейских ящика, правда абсолютно пустые. А жаль…
19.jpg
Побродил по коридорам и кабинетам, благо здание штаба сохранилось неплохо и пол под ногами предательски не проламывается, да и мусора не очень много – нет опасности сверзиться с какой-нибудь кучи размером с Эверест и чего-нибудь себе сломать.
20.jpg
20.jpg (141.23 КБ) 2755 просмотров

В кабинетах то и дело попадались красивые настенные росписи, причем отнюдь не на армейскую тематику и всякая не столь важная и ценная армейская документация.
21.jpg
22.jpg

Находясь на втором этаже, услышал какой-то шум и, выглянув в окно, обнаружил на улице собаку на цепи. Что она охраняла, я так и не понял, может трансформаторную будку, но то, что она слышала мои перемещения, в этом я уверен, поскольку ушки ее были на макушке, а взгляд внимательно изучал окна штаба. Пришлось дальше двигаться тише.
23.jpg

Если столовую покидал через окно, то из штаба вышел, как белый человек, через дверь. Продолжил осмотр, оставив по правому борту действующую котельную. Должна же как-то отапливаться живая часть городка.
24.jpg

С левой же стороны открылось скопление небольших одноэтажных строений с заросшей травой дорогой к ним.
25.jpg

Первым оказалось, построенное в 1968 году, овощехранилище. Внутри пустота и какие-то грязные пятна, вызывающие ассоциации с последствиями зомбоапокалипсиса – будто бы здесь зомби кем-то закусывали… Наверное, овощами…
26.jpg
27.jpg

Напротив оказалось длинное строение с частично рухнувшей крышей, не имеющее опознавательных знаков.
28.jpg
Внутри нашел какие-то вкопанные в землю деревянные чаны. Как подсказал один хороший человек, предназначены эти чаны были для заготовки квашенной капусты. Ого!.. Здесь солдат одной капустой кормили? Хотя может это и неплохо. Нас на срочной пытались кормить отвратительной солониной собственного приготовления. Сало от свиней начальство забирало себе, а нам перепадали соленые кости с малым количеством чертовски соленого мяса.
29.jpg

Немного в стороне нашел щит с инструкцией по неполной разборке автомата. Может здесь и вещевой склад тоже находился? А может и оружейный? Хотя вроде все склады здесь похожи на продовольственные.
30.jpg

В подтверждение этому нашел и склад, обозначенный табличкой, как «Продовольственный». Двери в него закупорены на замки, но окно выбито. Подлез к нему и понял, что внутри такая пустота, что даже фотографировать там нечего.
31.jpg

Из зоны продовольственных складов пошел прямо по заросшей дороге туда, где на карте обозначено стрельбище. Слева остался поворот в автопарк, который до сих пор функционирует, имея собственный выезд с территории, хоть и сидят там давно уже не армейцы.
32.jpg

С двух сторон от дороги видны были руины каких-то строений, причем от одного из них остался один фундамент.
33.jpg
34.jpg

Дорога закончилась, упершись… Нет, не в стрельбище, а в пустое, горбатое и поросшее травой поле. Может это и было стрельбище, но никаких, подтверждающих это, знаков я не увидел. А может стрельбище, т.е. тиры, это те разрушенные здания, а здесь просто пустырь, слегка превращенный в свалку?
35.jpg
Кроме того, на территории части интересовал еще один участок, именуемый учебным полигоном – несколько небольших кирпичных домиков на ограниченной территории, огражденной невысоким заборчиком. Территория, надо признать, довольно сырая, а домики не очень интересные. Полагаю, что здесь не было обучений по ползанью в грязи с автоматами и устройству засад. Скорее, поскольку часть связистская, то каждый домик был отдельным узлом связи, где обучали соответствующим навыкам, ну и общему, сетевому что-ли, общению и обеспечению.
36.jpg
37.jpg

Собственно на этом с в/ч 03213 я закончил и надо было двигаться дальше.
Прошлого тени без стона
Помнят о славном вчера
В покинутых гарнизонах,
В заброшенных городах.

Склад использованных резиновых изделий
Пересек всю территорию в/ч, миновал усадьбу Кана и местное кладбище, а затем по пешеходному переходу при помощи светофора форсировал Приморское шоссе. Обогнув «шелловскую» АЗС по дороге вошел на территорию полузаброшенной промзоны, или точнее портопункта, «Горская». Почему-то сразу вспомнился приснившийся некоторое время назад сон, из которого можно было снять знатную комедию. А приснилось мне, что работаю я кочегаром в такой же полузаброшенной промзоне где-то на берегу какого-то моря. Какого не скажу, ибо сон об этом умолчал. Территория большая, часть занимают чьи-то склады, какие-то заброшенные цеха и прочие непонятные сооружения. А тут еще в данном районе нашли золото, отчего вспыхнула нормальная такая золотая лихорадка. Кто-то золото моет, кто-то намытое золото отбирает, а промзона для этого идеально подходит. Ну я то вроде остался в стороне от этого безумия. Короче очередная смена. Вечер. Загрузил в печь угля, разворошил немного и решил прогуляться на берег моря. Лето. Тепло. А в котельной душно. Иду себе босичком по песку, воздухом морским дышу. Делаю очередной шаг и вдруг чувствую, что под ногой что-то есть. Аккуратно ощупываю пальцами. Баночка. Такая, среднего размера. Крышкой закрыта. И вдруг мелькает мысль – Золото! Сажусь на корточки, стараясь двигаться естественно. Выкапываю баночку и быстро сую ее под рабочую куртку. Встаю и неспешно двигаюсь обратно. А до котельной метров двести, аж огни ее еле светят. Ну а поскольку рабочий день закончился, то и жизнь в промзоне начинает затихать. А сумерки наступают все активнее. И вот тут-то просыпается паранойя и мне начинает казаться, что за мной следят алчные взоры из каждого темного угла. Последние метры проделываю практически бегом. Влетаю в котельную, запираю дверь на все замки и восстанавливаю дыхание. Вытаскиваю на свет божий баночку, отряхиваю ее от пляжного песка. Баночка-то тяжелая. Ну думаю вот он мой золотой песок. Дрожащими руками с трудом поворачиваю крышку. Открываю… Точно песок… …Сахарный.
И вот тут я проснулся и минут десять лежал в постели и хохотал. Вот такое лирическое отступление про промзоны.
Войдя в бывшие ворота, зашел в магазин, где купил несколько пирожков на походный обед. Какое-то время шел по дороге, но потом заметил в зарослях остатки железнодорожных путей и перебрался туда. Часть путей бывшей станции Лисий Нос-Экспорт сохранилась, а часть осталась только в виде вросших в землю шпал.
38.jpg
38.jpg (357.3 КБ) 2755 просмотров
39.jpg
39.jpg (384.69 КБ) 2755 просмотров

Для начала решил посмотреть заброшенный бетонный завод. Когда подошел поближе к подкопченному заводскому корпусу, то возникли сомнения, а точно ли завод был бетонным.
40.jpg

Сложилось ощущение, что это был завод неких резиновых изделий, поскольку цех был заполнен ими почти под завязку, что по ним можно было ходить, как по лестнице.
41.jpg

Обойдя цех, был вынужден остановиться перед нехилой водной преградой. Причем это было похоже не столько на огромную лужу, тем более, что сильных дождей в последнее время не было, а на наступление на территорию со стороны Финского залива и наступления вполне успешного.
42.jpg
А еще от завода сохранились два ряда бетонных столбов со срезанными стальными верхами.
43.jpg

А вот склады, обозначенные как заброшенными, таковыми не оказались. Не то, чтобы там била жизнь ключом, но люди сновали и техника стояла вполне себе исправная.
44.jpg
44.jpg (150.33 КБ) 2755 просмотров

В то же время кирпичное здание, похожее на административное или офисное, похоже заброшено окончательно и бесповоротно. Хотя часть стекол сохранилась и если внутри не совсем разруха, то возможно его можно восстановить и использовать. В описании сказано, что внутри пусто, но я на входе наткнулся на, перегораживающий проход, железный шкаф и лезть внутрь не стал, дабы себе ничего не поломать.
45.jpg
46.jpg

На карте было обозначено еще железнодорожное депо. Со стороны дороги оно выглядело вполне действующим, хоть и не по своему основному профилю. Но штабеля свеже напиленных досок свидетельствовали, что в депо есть жизнь. Но линия железки, огибающая депо, намекнула, что можно подойти с тыла.
47.jpg
47.jpg (329.2 КБ) 2755 просмотров

Железка разделилась на несколько путей, идущих в разных направлениях, а потом начала тонуть в воде. Сначала еще удавалось выбирать сухие участки, продвигаясь то по шпалам, то по рельсам, но потом вода слишком сильно затруднила продвижение и после того, как чуть не нырнул с рельса в черную воду с мазутными разводами, решил повернуть обратно. В конце концов можно приехать зимой, когда все замерзнет.
48.jpg
48.jpg (260.17 КБ) 2755 просмотров
49.jpg

Вышел к тому месту железки рядом с кирпичной будкой, где в прошлый раз Слава устроил нам «автомобильное сидение», ибо по его (Славы то бишь) именно отсюда они ходили к редуту Лисий Нос.
50.jpg

Редут Лисий Нос и сгоревший Арсенал
Двинулся вдоль железной дороги, благо дорога довольно широкая и удобная. Вскоре нарисовалась бетонная отворотка в сторону залива. Свернул было на нее, решив, что смогу срезать путь, но вовремя заметил, что она оставляет меня на другом берегу небольшой бухточки, т.ч. я оказываюсь не ближе к цели, а дальше от нее.
51.jpg

Вернулся на прежний курс. Скоро дорога кончилась и пришлось продолжать движение по шпалам. Может кому-то оно и в кайф, но я к их числу не отношусь, поэтому при первой же возможности, а появилась она уже в Лисьем Носу, соскочил с железки на нормальную дорогу. Забегая вперед, хочу заметить, очень хорошо, что в прошлый раз Слава не вспомнил дорогу, поскольку на машине можно было легко доехать прямиком до редута, да и пешком от остановки в Лисьем Носу, что автобусной, что железнодорожной, идти много ближе. Около газонакопительной станции свернул направо в направлении залива. Сразу исчезли и люди и машины. Очень удобно, можно идти прям посреди дороги без опасения, что кто-нибудь задавит.
52.jpg

Шел не спеша, наслаждаясь тишиной и свежим воздухом. Слева за деревьями заметна насыпь бывшей железной дороги, которая снабжала редут, к которому я и шел. И вероятнее всего именно по этой дороге в годы Великой Отечественной перемещался бронепоезд, который выдвигался к берегу залива, обстреливал немецкие позиции и уходил обратно в Лисий Нос. Немцам много времени потребовалось, чтобы понять в чем дело. Чуть было не прозевал небольшую отворотку направо, представляющую собой сильно заросшую дорогу. Помогло, что заметил белый столб с остатками колючей проволоки.
53.jpg
53.jpg (397.22 КБ) 2755 просмотров
54.jpg
Дорога стала сразу более сырой. Но идти было совсем недалеко. Скоро увидел сильно заросший растительностью защитный вал, а обогнув его край, обнаружил, что в средней части он имеет какой-то бетонный проем.
55.jpg
56.jpg
56.jpg (347.43 КБ) 2755 просмотров

Бетонное укрепление в центре вала имеет сквозной проход. Причем именно проход, а не проезд. Ближе к фронтальной стенке вала из прохода ведут ходы в два пустых помещения. Ну не считать же за наполнение всяческий мусор.
57.jpg
57.jpg (166.92 КБ) 2755 просмотров
58.jpg

В стенках есть по одному прямоугольному окну или амбразуре. Земляной обсыпки с лицевой стороны укрепление не имеет. Зато есть небольшой козырек.
59.jpg
59.jpg (312.05 КБ) 2755 просмотров

С тыльной стороны от входа наверх ведет почти полностью закрытая мхами лестница. Ступеньки не очень крутые, но мха на ней столько, что сумел заметить ее совершенно случайно.
60.jpg
60.jpg (359 КБ) 2755 просмотров
Учитывая, что вал имеет завернутые, как бы внутрь, края, можно именовать место, где я нахожусь, внутренним двором. Прямо перед собой увидел прямоугольную яму с бетонными стенками. А чуть дальше какое-то сильно недостроенное строение, имеющее стены буквой «П», но без крыши.
61.jpg
61.jpg (343.87 КБ) 2755 просмотров
62.jpg

Честно признаюсь, суть данного укрепления так и осталась за гранью моего понимания. Есть ощущение, что его недостроили, но когда строили и, главное, для чего я все-таки не понял. В итоге ушел с другой стороны, где, кроме колючей проволоки, вдоль дороги имелись еще и столбы бывшей линии связи.
63.jpg
63.jpg (386.92 КБ) 2755 просмотров

Вернувшись на дорогу, практически сразу увидел новый, более расчищенный, поворот направо и желто-красное кирпичное двухэтажное здание. Согласно информации на Викимапии, это здание 18-го Арсенала ВМФ, построенное в 1900-х годах. Датировка вызвала сразу же сомнение, равно как и принадлежность к 18-му Арсеналу. Все дело в том, что 18-ый Арсенал благополучно существует и в наше время, скрываясь под вывеской АО «18 Арсенал Военно-Морского флота», на своем историческом месте по адресу: Кронштадт, Макаровская улица, 10х.
64.jpg

Но если с принадлежностью к 18-му Арсеналу еще можно согласиться и об этом чуть ниже, то датировка немного сомнительна, ибо около здания валяется большое количество и отдельных кирпичей, и целых кирпичных блоков с клеймом «Стуккей». А вот завод Марии Константиновны Стуккей, что располагался немецкой Ново-Саратовской колонии Санкт-Петербургской губернии, работал в 50-70 годах 19 столетия. Правда немного смутили цифры «87» на кирпичах. Возможно, что датировка существования завода не совсем верна, если цифры означают год. Но с другой стороны между 1887 и 1900-ми все-таки довольно большой промежуток.
64а.jpg

Известно, что работы по строительству редута на мысе Лисий Нос велись в середине 19 века. Связано это было с действиями союзников Турции в Русско-Турецкой войне Англии и Франции, которые планировали нападение на Санкт-Петербург, введя свои суда в Балтийское море. Так же известно, что любая артиллерийская батарея требует постоянного пополнения боезапаса. Возить неудобно и хлопотно. Поэтому в 1863 году рядом с редутом было начато строительство порохового погреба, что как раз вполне укладывается в годы существования фирмы «Стуккей». Поэтому рискну предположить, что изначально это здание было именно пороховым погребом редута Лисий Нос. Возможно в конце 19 и начале 20 веков были проведены реконструкции погреба до размеров нынешнего корпуса и так же возможно, что позднее пороховой погреб был приписан к 18-му Арсеналу в качестве берегового склада. Тогда все нестыковки складываются в нормальную картину. Но в любом случае в начале 20 века (1906 год) на схемах данный объект еще именовался «Пороховым погребом».
Одни из двух больших ворот гостеприимно раскрыты перед приблудным сталкером. Ну не отказываться же от такого гостеприимного приглашения.
65.jpg
65.jpg (280.73 КБ) 2755 просмотров

Внутри все грустно. Разруха, мусор, копоть. Слышал и про пожар и про ограбление. Хотя даже не знаю, что тут было грабить. Металл срезан практически подчистую, а про ворота видимо забыли – слишком уж они маленькие и неприметные. Пол второго этажа, который потолок первого, частично обвалился.
66.jpg
67.jpg
67.jpg (170.7 КБ) 2755 просмотров

Походил по помещениям первого этажа. Надо сказать, что он выглядит скорее ограбленным, нежели горевшим, по крайней мере копоти не очень много, да и деревянные двери, которые должны были бы сгореть, в сохранности.
68.jpg
68.jpg (155.05 КБ) 2755 просмотров
В помещениях же полнейший бардак и раздрай. Валяются пустые ящики, тумбочки, шкафчики, полочки, частью целые, а частью поломанные. На полу грязные упаковки от чего-то и какие-то незаполненные бланки, а также мусор от посетителей данного места.
69.jpg

На одном из ящиков стоит номер в/ч – 31303. Любопытно! В/ч 31303 – это 28-ой Центральный НИИ вооружения ВМФ СССР. А графитовые заготовки не эти ли здоровенные хрени с дырками в середине? По цвету вроде похоже. По размеру тоже – пара штук в ящик должна поместиться.
70.jpg
70.jpg (161.78 КБ) 2755 просмотров
70а.jpg

Решил посетить и второй этаж. С лестниц перила тоже срезаны под самый корень, а учитывая количество мусора на ступеньках, то подниматься не очень комфортно, пару раз неприятно оступился на мелких камнях – свалиться вниз опасности не было, а вот подвернуть ногу можно было запросто.
71.jpg
71.jpg (181.59 КБ) 2755 просмотров

Второй этаж в противовес первому больше горелый, а не обворованный, хотя может огонь скрыл следы ограбления. В любом случае прислоняться к сильно закопченным стенам не стоило, равно как и нырнуть в дыру, образовавшуюся на месте части пола. Хотя и здесь сохранились деревянные двери, и не только двери. Попытался посмотреть в окна на редут, но редута не увидел – частично мешал вал, окружающий здание, но в большей степени все-таки мешались еще не успевшие облететь деревья.
72.jpg
73.jpg
74.jpg

Смотреть особенно внутри больше было нечего. Хабара интересного не было. Поэтому спустился по лестнице вниз и вышел на улицу. Обошел здание «арсенала» кругом, благо между стенами и валом оставалось достаточно места. Занятно, что вроде вполне обыденное и приземленное по своей сущности здание внешне выглядит к, если и не дворец, то весьма добротный особняк с затейливыми выступами, башенками и высокими окнами. Вряд ли бы отказался от такого «домишки». Разве что конечно не обугленного и не разрушенного.
75.jpg
75.jpg (272.05 КБ) 2755 просмотров
76.jpg
76.jpg (222.8 КБ) 2755 просмотров

Поднялся на поросший растительностью вал, окружающий почти полностью здание «арсенала». Поверху заметна тропинки, а также имеются вполне узнаваемые закопушки, только непонятно, что пытались выкапывать. Может эту бетонную хрень с отверстием, одновременно похожим и не похожим на люк, ибо шибко маленький. Скорее какой-то вентиляционный канал.
78.jpg
Чуть ниже вершины вала по периметру идут столбы с остатками колючей проволоки. Остатки остатками, но запутаться в ней или насупить не хочется. Похоже вырабатывается на нее аллергия – сразу начинает ныть шрам на правой ступне.
79.jpg

Спустился с другой стороны вала. Где-то совсем рядом… не истина, редут Лисий Нос.
Сложная политическая обстановка в середине 19 века привела к тому, что возникла насущная необходимость укрепить по возможности и остров Котлин, и фарватеры, и береговые позиции. К 1953 году на участке северного фарватера от острова Котлина до Лисьего Носа протянулась ряжевая преграда, временно возмещавшая отсутствие береговых батарей на этом участке. Сделано это было вовремя, поскольку началась Крымская война, в которой Турцию поддержали Англия и Франция.
В феврале 1954 года в Балтийское море вошла объединенная эскадра союзников адмирала Непьера, которая правда не решилась на активные действия, столкнувшись с минными заграждениями российского флота.
Дабы усилить береговую оборону, на мысу Лисий Нос, арендованном у владельцев земли Стенбок-Ферморов, началось строительство орудийного редута и гавани для канонерских лодок. Руководил работами автор проекта инженер-полковник Иосиф Альбертович Заржецкий. Мол и гавань были готовы в кратчайшие сроки – всего за 51 день. Следом были построены бараки для матросов, а потом началось строительство редута на месте, выбранном командующим обороной Северного фарватера вице-адмиралом Карауловым - на самом мысу для защиты гавани от атаки с западной стороны ряжей. Редут был окончательно готов к лету 1855 года и его командиром стал капитан-лейтенант Ламздорф. В непосредственном боевом контакте с вражеской эскадрой редуту бывать не пришлось, поскольку к концу года враг отступил и ушел из Балтийского моря. Последовал приказ о разоружении редута, но территория осталась в ведении Управления Кронштадтского порта, хоть и последовала затяжная тяжба с владельцами земли из-за размеров денежной компенсации за территорию.
80.jpg
На плане 1855 года присутствуют редут, гавань, мол и бараки для матросов, но нет порохового погреба, построенного несколько позднее.
Учитывая, что с тех пор прошла чертова прорва лет, найти и оценить точное местоположение редута довольно сложно. Территорию пересекают оплывшие валы, которые возможно и являются останками редута. Возможно время выбрал не очень удачное, но когда оно будет удачным. Зимой все скрыто снегом, летом – листвой. Весной листья еще не распустились, но придется месить грязь. Разве что подошла бы поздняя осень, то есть на пару месяцев позже моего визита, но там может быть и грязь, сродни весенней, и первые снега.
81.jpg
82.jpg
82.jpg (382.56 КБ) 2755 просмотров
83.jpg

Немного еще полазил по бугоркам и зарослям, периодически натыкаясь на колючую проволоку (без последствий для здоровья). После решил, что достаточно уже. Выбрался на берег залива и перекусил купленными в магазине пирожками, наблюдая как ветер гонит волны к берегу и ощущая силу его порывов.
84.jpg
85.jpg

Недалеко расположена действующая метеостанция. Живут ли там постоянно метеорологи или приезжают для проведения наблюдений и снятия показаний, я не знаю – людей не видел, но видел припаркованный около ворот велосипед.
А между «арсеналом» и метеостанции нашел руины какого-то старого дома, от которого остались только печные трубы. А ведь еще несколько лет назад – это был обычный деревянный одноэтажный дом.
86.jpg

Дошел до основания ряжевого мола. Того самого, что строился в середине 19 века для гавани канонерских лодок под руководством инженерного полковника Заржецкого. От гавани ничего не осталось. Мол тоже сильно пострадал от действий волн и льдов за прошедшие 150 лет, хоть и довольно сильно зарос кустами. Надо было прогуляться до его окончания, но чего-то об этом я как-то не подумал.
87.jpg

На этом решил закончить, поскольку в планах был еще осмотр старых домов в поселке Лисий Нос. Двинулся в обратный путь той же дорогой, по которой и пришел.
Прогулка по историческому Лисьему Носу
Лисий Нос — поселок на северном берегу Финского залива. В писцовой книге Водской пятины 1500 года упоминается «село Лисичье в Корине носу» (Корин или карин по-фински означало «подводный камень» или «риф»), относившееся к Воздвиженскому Корбосельскому погосту Ореховского уезда. По тем временам это было довольно крупное село — в нём насчитывалось 28 дворов. В 1617 году эта местность была захвачена Швецией и вернулась в состав России лишь в начале XVIII века.
При Петре I здесь так же, как в Лахте и Сестрорецке, была посажена дубовая роща («Средние Дубки»). В 1854 году (во время Крымской войны) на оконечности мыса были устроены гавань и редут из 11 орудий для защиты Санкт-Петербурга от английского флота. Тогда же здесь возникло небольшое поселение. После открытия в конце XIX века Приморской железной дороги Лисий Нос стал застраиваться дачами.
Частное землевладение на территории современного Лисьего Носа было начато в 1764 году, когда императрица Екатерина II пожаловала земли Лахтинской мызы графу Орлову. С 1 мая 1813 года мызой Лахта, в состав которой входил и Лисий Нос, руководила статская советница Яковлева. 5 октября 1844 года новым владельцем Лахтинского имения стал Александр Иванович Стенбок-Фермор. Род Стенбок-Ферморов владел этими землями вплоть до 1907 года.
Дачный посёлок образовался в 1905 году, когда Стенбок-Ферморы поделили земли вокруг Лахты на отдельные участки с намерением выгодно распродать их под дачи. Так возникли посёлки Ольгино (названо в честь жены А. В. Стенбок-Фермора Ольги Платоновны), Владимировка (в честь хозяина; центральная и прибрежная части современного посёлка Лисий Нос) и Александровская (в честь тогдашнего владельца Лахты Александра Владимировича).

Используя план поселка с отмеченными интересными домами и дачами по материалам сайтов Wikimapia и CityWalls, начал неспешную прогулку, рассматривая и фотографируя достопримечательности старой дореволюционной России.
Дом начальника железнодорожной станции Лисий Нос Алексея Петровича Кошкина – рядовая застройка 1913 года по адресу: Морской проспект, 23
88.jpg
На Короткой улице под номером 3 стоит дом в стиле Модерн, когда-то принадлежавший русскому натуралисту и исследователю Ричарду Карловичу Мааку (1825-86).
Уроженец эстонского острова Сааремаа. Окончил Ларинскую гимназию и естественное отделение Санкт-Петербургского университета; в 1852 году начал службу старшим учителем естественных наук в иркутской мужской гимназии. В течение десяти лет (1868—1879) прослужил директором училищ Иркутской губернии и главным инспектором училищ Восточной Сибири. В 1879 году был отозван в Санкт-Петербург в связи с назначением членом совета Министерства народного просвещения. Совершил ряд важных экспедиций — в Вилюйский округ (1853—1855), впервые описавшей орографию, геологию и население бассейна рек Вилюй, Олёкма и Чона; Амурский край (1855—1856) и в долину реки Уссури (1859—1860). Его работы позволили продвинуться в изучении флоры приамурских и приуссурийских стран. В 1857 году по представлению ИРГО ему был пожалован орден Св. Владимира 4-й степени. В честь Маака названо три вида бабочек (Парусник Маака, Бражник Маака и листовертка-плодожорка Маака), два вида деревьев (Маакия и Черемуха Маака) и два вида кустарников (из Бересклетов и Жимолостей)
89.jpg

На углу Короткой улицы и Морского проспекта, имея двойной адрес, расположен жилой дом, построенный в 1907 году в стиле Модерн.
90.jpg

Свернув на Межевую улицу, дошел до большого дома рядовой застройки начала ХХ века (дом №22). В настоящее же время дом расселен, поскольку был признан аварийным, предназначенным к капитальному ремонту или сносу.
91.jpg

Еще один симпатичный дом из категории рядовой застройки, построенный в 1910 году, расположен на углу Балтийского проспекта (дом 25) и Петровской улицы (дом 15).
92.jpg

Вернулся снова на Межевую улицу, где на пересечении с Мариинской, находится еще один дом в стиле Модерн, построенный до 1917 года.
93.jpg
На Балтийском проспекте в доме 57 находится единственная сохранившаяся в Лисьем Носу церковь святого равноапостольного великого князя Владимира.
Построена по инициативе купца А.И.Нефедова и бригадира плотников Ф.П.Воробъьева в 1916-17 годах архитектором Павлом Михайловичем Мульхановым в стиле Модерн. Деревянная шатровая церковь с двумя большими и шестью малыми куполами. В 1937-38 годах храм был закрыт, но под давлением местных жителей богослужения были возобновлены и церковь продолжала действовать даже в время блокады Ленинграда. В 1951 году был освящен второй малый престол храма во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Особо чтимыми иконами храма являются иконы Казанской Божией Матери, Божией Матери Скоропослушницы, Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", а также Святителя Николая, преподобного Серафима Саровского и святого великомученика Пантелеймона. В храме находятся большие напольные иконы, перевезенные сюда верующими по льду Финского залива из Кронштадта после разорения Андреевского собора. Храм продолжает действовать до сих пор.
94.jpg
94.jpg (254.96 КБ) 2755 просмотров

На Холмистой улице рядом расположены два дома, построенные кронштадтским купцом Николаем Романовым. Дом 20А построен в 1907 году в неорусском стиле. Потомки Романова владели домом до блокады Ленинграда, когда продали его за мешок зерна.
95.jpg

А на улице Боровой рядом расположены два очень похожих жилых дома (25 и 27), построенных в стиле Модерн с разницей примерно в 10-15 лет (дом 25 – до 1917 года, а дом 27 – в 1929), но только один сохранился до наших дней, а второй сильно пострадал от пожара в период между 2011 и 2016 годами и сейчас заброшен.
96.jpg
97.jpg

А дальше слегка испортилась погода и я решил отправиться домой. Выбирая между электричкой и автобусом, выбрал последний, поскольку идти было ближе, и прогадал – ехали медленно и уныло, поскольку застряли в пробке. Но все-таки домой успел попасть еще до наступления вечера.
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

fedor
ветеран
Сообщения: 4175
Зарегистрирован: Пт ноя 09, 2007 2:09
Откуда: Могилев, Беларусь

Записки сталкера: Лисий Нос

Сообщение fedor » Сб сен 22, 2018 22:55

:co_ol: :co_ol:

Vinny M писал(а):
Сб сен 22, 2018 19:23
А приснилось мне, что работаю я кочегаром в такой же полузаброшенной промзоне
Зона...зона - сукка... :-) :-) :-)

Tim1656
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс янв 27, 2019 17:20
Имя: Евгений
Откуда: Санкт-Петербург

Записки сталкера: Лисий Нос

Сообщение Tim1656 » Вс янв 27, 2019 17:32

Понравилось! Есть предложение на новый маршрут. Сообщение в отправил в личку.

Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6296
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Записки сталкера: Лисий Нос

Сообщение Vinny M » Пн янв 28, 2019 13:45

Tim1656 писал(а):
Вс янв 27, 2019 17:32
Сообщение в отправил в личку.
Евгений, в личку ничего не поступило. :-( Попробуйте на почту - vinnymancini@yandex.ru
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Ответить

Вернуться в «Альманах путешествий»