Случайно обнаружил статью с вашего сайта под названием "Бычак - нож каждого карачаевца". К сожалению, не смог узнать, кто является автором данной статьи. Мне, как представителю карачаевского народа приятно почитать мнение других людей о своей родине, своей культуре. Изготовление ножей - это ведь тоже часть культуры.
Но поскольку это, все же, форум, то будьте добры принять и мои критические замечания и уточнения к данной статье. Я ведь, все-таки, наверное, знаю кое-какие вещи несколько лучше, поскольку являюсь-таки представителем карачаевского народа.
Текст из статьи буду приводить в виде форумной цитаты и затем приводить свой комментарий.
Позвольте небольшое уточнение: высочайшей точкой Карачаево-Черкесии (с одной "с" пишется слово "Черкесия") является не Домбай-Ульген (Доммай-Ёлген), а гора Эльбрус (Минги-Тау) - ее западная вершина, высотой 5642 м, которая находится на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.Карачаево-Черкессия расположена вдоль северных склонов Главного Кавказского Хребта к западу от Эльбруса до Краснодарского края. С другой стороны хребта находится Абхазия и Сванетия.
Высшей точкой является гора Домбай-Ульген (4046м).
Это совершенно не соответствует действительности! Карачаевцы с давних пор проживали именно на нынешней территории Карачаево-Черкесии, начиная от Лабы на западе до нынешних восточных пределов республики. Об этом имеется множество исторических свидетельств. Если будет такая необходимость, могу их привести. Д.и.н. Е.П. Алексеева в монографии "Карачаевцы и балкарцы - древний народ Кавказа" абсолютно однозначно относит древние захоронения и поселения Карачаево-Черкесии к карачаевцам и их предкам, утверждая, что карачаевцы жили здесь непрерывно. Я же уже от себя могу добавить следующее: карачаевцы и балкарцы являются народом двукомпонентным, включающим в себя автохтонный и тюркский (аланский) компоненты, которые даже характеризуются разными гаплогруппами Y-хромосомы ДНК: автохтоны - G2a1a, а тюркоязычные аланы - R1a1a.Первоначально они появились в современной балкарии и расселились там по ущельям (так, можно встретить название безенгийцы, чегемцы). И уже оттуда, после ряда охотничьих походов, ряд семей решило переселиться в верховья Кубани, основав там аул Карт-Джюрт (старое место). Преданья говорят, что к этому месту они присматривались несколько лет, пытаясь там сеять ячмень и на зиму возвращаясь в Балкарию. И решились на переселения только после получения хорших урожаев ячменя.
Что касается того, что, дескать, остальные относили себя к ногайцам, то ничего подобного ни в преданиях, ни даже в работах ученых-исследователей нет и в помине! Боюсь, что автора кто-то ввел в заблуждение! Во-первых, языки ногайский и карачаево-балкарский весьма существенно отличаются, они в разных подгруппах тюркских языков: ногайский близок казахскому и каракалпакскому, а карачаево-балкарский - кумыкскому, караимскому и крымскотатарскому. Во-вторых, мне весьма хорошо известна история своего народа и то, какие самоназвания у него имелись. Так вот, никогда и никто из карачаевцев себя не называл ногайцем! Это абсолютно однозначно!Первопоселенцами были семьи Боташевых, Дудовых, Трамовых и Карабашевых. Интересно, что в этот момент карачаевцами себя считали чуть меньше половины переселенцев, остальные относили себя к ногайцам, но ни в языке, ни в обычаях разницы не было.
Да и насчет первопоселенцев тоже немножко неверно. Дудовы и Карабашевы - это два из княжеских родов Карачая, Трамовых как таковых нет у нас, а есть три рода, составляющих трамовцев - Коркмазовы, Джанибековы и Семеновы. Забыли еще адурхаевские, наурузовские и будияновские рода. А этих родов еще около 40.
Забыли почему-то еще один древнейший и очень крупный в прошлом аул Учкулан, а также аулы Дуут и Джазлыкъ. Следует отметить, что в аулах Хурзук, Учкулан, Къарт-Джурт, Дуут и Джазлык до войны население было около 25 тысяч.По вероисповеданию карачаевцы — мусульмане–сунниты. Следующим карачаевским аулом после Карт-Джюрта стал аул Хурзук, выше по течению Кубани. В Тебердинском ущелье первые поселения появились в 1860-1870 годах: аул Тебердинский или Ожаевский (ныне Верхняя Теберда) и Кара-кул-кабакъ (Сенты или Нижняя Теберда).
Из более поздних аулов, появившихся в 60 - 80 гг. 19 в. появились еще аулы Джегута, Нижняя и Верхняя Мара и Каменномост.
Алан - это обращение карачаевцев друг к другу! Кроме того, аланами карачаевцев называли соседи карачаевцев - сваны, мегрелы, а асами (другой этноним алан) карачаевцев и балкарцев называли осетины и абхазы. Кроме того, этноним "алан" вообще в исторических сведениях всегда относили именно к карачаевцам. Это признал и академик Всеволод Миллер в своей работе "Осетинские этюды".Видимо, в 8-11 веках этот путь пользовался большой популярностью и в долинах Теберды, Кубани и Архыза были выстроены христианские храмы по византийскому образцу (ныне существуют: Сенты в Нижней Теберде, Шаон под Карачаевском и храмовый комплекс в Нижнем Азхызе, по Теберде есть еще ряд разрушенных фундаментов). Все они датируются 9-11 веками и считаются постройками аланов — народа, населяющего эти земли вплоть до 14 века. Аланы были христианами и храмы, видимо, принадлежали к грузинской епархии.
Некоторые авторы считают, что в районе Архыза был центр Алании, или, по крайне мере, крупный город.
Ну, конечно, неправда то, что в каждом приличном ресторане Петербурга и Москвы присутствовали блюда из карачаевского барашка. Не до такой степени наши барашки были популярны, чтобы сказать, что в каждом приличном ресторане...в начале века в каждом приличном ресторане Санкт-Петербурга и Москвы присутствовали блюда из черного карачаевского барашка с непревзойденным вкусом (в настоящее время этой породы в Карачае не существует — последнее стадо утеряно во время войны, правда имеется ресторан во Франции, который владеет стадом этой породы, но делиться они не собираются). Современная карачаевская баранина тоже замечательная, но как мне говорили старики, разница имеется.
Неверно то, что, дескать, исчезли все карачаевские барашки! Никуда они не исчезли! Их и сейчас весьма активно разводят у нас в Карачае. Так что, всё с ними в полном порядке!
Ислам Крымшамхалов - представитель древнего княжеского рода Карачая, но он не был предводителем карачаевского народа.Всем известна дружба в начале 20 века предводителя Карачаевского народа Ислама Крымшамхалова с осетином, поэтом и просветителем Костой Хетагуровым, русскими художником Ярошенко и промышленником Александром Утяковым.
Эти места всегда использовались карачаевцами для содержания и выпаса скота. В Тебердинском ущелье был аул Джамагъат, население которого в начале 19 века вымерло от чумы. Потому долгое время там люди боялись селиться.Несмотря на красивейшие места, жизнь карачаевцев была очень тяжелой. Это сейчас Теберда и Домбай — центры туризма, а сто пятьдесят лет назад эти красивые места были никому из соседних племен не нужны (может поэтому карачаевцам и удалось там поселиться). В то время главной политической и военной силой в тех местах были кабардинцы.
Что касается кабардинцев, то их полномочия выше степных и равнинных районов Предкавказья не распространялись абсолютно! Горные районы для кабардинцев были закрыты! Кабардинцы занимали равнинную территорию Предкавказья и карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши были вынуждены платить кабардинцам арендную плату за выпас скота в степных районах зимой. Так что, ни о какой политической или военной доминанте кабардинцев в районе Теберды и Домбая вообще не приходится говорить, поскольку они никогда туда не поднимались!
Смотря что считать бедностью. У карачаевцев было очень много скота, потому говорить о бедности невозможно. Бедно жила зависимая часть населения, а она составляла не более 20 процентов населения Карачая. А все остальные имели немало скота и мясо ели весьма стабильно. Это в советские годы скромно пытались утверждать, что, дескать, все были бедные и мясо нечасто ели, чтобы в кулаки никого не записали. )))Несмотря на обилие дичи, охотится могли далеко не все и подавляющая часть населения жила очень бедно. Каменных домов не строили, обычным делом считался деревянный сруб с земляной крышей и узкой дверью, без печки (такие еще можно увидеть в Хурзуке). В любом случае мясо ели только по большим праздникам.
А каменных домов не строили в Карачае, поскольку не было такой традиции. Была традиция строительства срубных деревянных домов. Карачаевцы отличаются этим от всех остальных народов Кавказа. Срубные дома гораздо теплее и уютнее каменных, между прочим.
Опять же, как я сказал выше, население в Карачае было весьма зажиточным. Достаточно сказать, что мелкого рогатого скота на душу населения в Карачае было гораздо больше, чем у остальных горских народов Кавказа. Это официальные статистические данные. Кинжалы - къама были у каждого (!) карачаевца свободного сословия, а это 80 процентов населения.Знатные и зажиточные карачаевцы (те, кто имел средства приобрести, а таковых было не более 5%-10%), как и большинство горских народов , носили кинжал — КЪАМА, длиной 50-60 см, но это было боевое оружие и поэтому, как правило, к кинжалу полагался маленький нож — КЕЗЛИК (длина 4-7 см, обух — до 2,5 мм) для еды, бритья и мелких работ. Часто ножны для кинжала и ножа были совместные. Собственно карачаевцы не занимались ковкой кинжалов, а покупали привезенные (как правило, из Дагестана). Стоимость къамы (недорогой, без серебряных украшений)достигала стоимости бычка.
Неправда, что карачаевцы сами не занимались ковкой кинжалов! Было немало кузнецов, которые этим занимались. Были среди них и настоящие мастера. Известен мастер Каппушев. Но поскольку карачаевцы были весьма состоятельными людьми, то они могли позволить себе покупать дорогое и более красивое (хотя, не всегда с лучшим клинком!) дагестанское оружие. Те, кто победнее, пользовались кинжалами местного - карачаевского производства.
Для барашка это верно - разрубание костей не допускается, а делится всё ножом, а вот кости крупного рогатого скота разрубают топором.Бычак использовали для забития овец и коров (причем это должен уметь каждый от мала до велика — очень часто корова или овца могла упасть в ущелье или просто подвернуть ногу), разделки мяса (каждый барашек должен разделываться на 24 порции, по суставам — разрубание костей не допускается)
Наоборот, латунь (желтая медь) - это "джез", а красная медь - "багъыр". А насчет того, что были боюнла из золота, то это явно кто-то приврал. ))))) Золото даже в ножнах кинжала крайне редко использовалось, не говоря уже о ручке ножа. ))Основание клинка (как это видно на фото) зажимается пластиной из цветного металла (латуни — багр(багъыр), меди — джез, ну и говорят, что были (??) и из золота — алтын)
Джумарыкъ Гочияев и Мудалиф Джатдоев.В конце 19 – начале 20 века большой известностью также пользовались мастера Джумарен Гочияев из Карт-Джурта и Муталиб Джиттоев из Хурзука.
"Забыть" отдать некрасиво! Нож (бычакъ) можно украсть, например, за столом. Когда хозяин ножа дает его кому-либо за столом, то обязательно говорит, что "с возвратом", а то могут украсть... )))Карачаевцы очень трепетно относятся к своему ножу и очень расстраиваются когда теряют, есть даже поговорка «ТАС БОЛГЪАП БЫЧАКЪНЫ САБЫ АЛТЫН» — дословно «ручка утерянного ножа золотая была», при этом считается вполне допустимым попросить нож у родственника или приятеля для выполнения какой-либо работы и «забыть» его отдать.
Еще раз хочу поблагодарить за статью, но попросить более внимательно относиться хотя бы к историческим вопросам. Ведь это весьма болезненные для многих вопросы и неточности и несуразицы могут сильно задеть!
P.S. Прошу простить за порой резковатые выражения, порой употребляемые мною в отношении отдельных положений статьи. Видно, что автор отнюдь не намеренно допускал неточности, просто информаторы могли по недомыслию ввести его в заблуждение. У нас, как и везде, к сожалению, много людей, которые ничего из истории сами не знают, но не без удовольствия делают свои совершенно фантастические выводы :( . Так что, вина лежит на этих людях, а отнюдь не на авторе статьи, которому готов выразить свою признательность за то, что он затронул эту тему в своей статье и выложил массу интересных фотографий.