Википедия:
Филлипс (PHILLIPS) не следует путать с Philips.
Филлипс (PHILLIPS) — зарегистрированная торговая марка, обозначающая наиболее старый и известный вид крестообразного шлица резьбовых крепёжных изделий и отвёрток для них.
Генри Филлипс (англ: Henry F. Phillips; 1890 - 1958) - американский бизнесмен из Портленд, изобретатель одного из видов головок для отвертки.
У американцев есть "Национальный Зал Славы Изобретателей" (National Inventors Hall of Fame). Там портреты великих изобретателей.
Среди них: -Эдисон, Тесла, Форд, Жиллетт (бритвы), Зворыкин Владимир Козьмич (изобретатель телевидения) и т.д. Хотя зал славы "национальный", но чтобы попасть в когорту избранных, необязательно быть гражданином Америки. Нобель, граф Цеппелин, Дизель - иностранцы. Но они имели патенты США, а это одно из обязательных условий, дабы тебя причислили к великим изобретателям. В 2015 г в США было 516 великих.
Каждый год на пышной церемонии (подобной киношному Оскару) список великих изобретателей расширяют. В 2011 году в когорту великих приняли Henry Frank Phillips. Правда, его уж как лет 50 не было в живых.
- ph4.jpg (54.66 КБ) 80617 просмотров
Давайте я сегодня буду мелким, завистливым, противным, пакостным разрушителем легенд.
Итак, что нам известно по документам про великого изобретателя.
Henry Frank Phillips родился 4 июня 1889 г. в городе Боливар, округ Полк, штат Миссури, США. В 1920 г он живет уже в Вашингтоне. Там же родились его четыре сына. В 1930 г. родилась дочка, уже в Портленде. В Портленде Генри Филлипс и умер в 1958 г. Предприятие Phillips Screw Company он создал в 1934 г., а покинул в 1945 г.
Phillips Screw Company в бизнесе до сих пор.
Cудя по всему, родственники Филлипса "имеют зуб" на компанию, названную фамилией их деда. Во всяком случае, в интернете они употребляют глагол " scammed out" (мошенничество). Его правнуки пишут, что он не просто покинул компанию, а его выгнали.
https://timpanogos.wordpress.com/2007/0 ... celebrate/
Насчет изобретения.
1932 год, Филлипсу уже 43 года. Никаких патентов у него нет. Кто он по образованию, мне не удалось установить. На сайте Phillips Screw Company пишу, что он был финансист. Может быть, не знаю. Но собственной фирмы у него еще нет. И работает он traveling salesman (
http://www.fastenerdata.co.uk/10d-pozi-phill). Дословно - путешествующий продавец. По нашему- коммивояжер. Стоит сказать, вернее, вспомнить, что те годы - это годы бурной автомобилизации Америки. Форд уже наштамповал дюжину миллионов «Жестяных Лиззи». А в своей знаменитой книге-биографии пишет, что винтоверты уже изобретены. И автоматические и ручные. Правда, они были не совершенны и крутили, в основном, винты с шестигранной головкой. Пробовали механизировать установку винтов и с прямым шлицем. Но нельзя сказать, что такие головки пользовались большим спросом. Нужно было что-то самоцентрирующееся.
Напомню, даже в 30-х годах большинство автомобилей имели деревянный кузов или, как у "жестяной Лизи", деревянный каркас обшитый жестью. А молдинг, разумеется, нужно было чем-то крепить к каркасу.
- ph4a.jpg (96.59 КБ) 80617 просмотров
Забегая вперед скажу, что первые шурупы Филлипс в автомобилестроении оценили в 1937 ребята из Fisher Body Corporation. Именно они изготавливали кузова для Кадиллака, а до 1919 года и для всех конкурентов GM: Studebaker , Chrysler, Ford и т.д.
Да, кузова для легендарной "жестяной Лизы" поставляли на конвейер Форду специализированные компании- C.R. Wilson (1903), Everitt Brothers (1908), O.J. Beaudette (1910), Kelsey-Herbert Co. (1910), American Body Co. (1911), Hayes Mfg. Co.(1911) Milburn Wagon Co. (1911), Fisher Body Co.(1912), Kahler Co. (1915). Прикольно, неизвестно чей кузов был установлен на первых Ford-T. Список кузовных предприятий, конечно, неполный. Fisher Body Corporation в этом списке, безусловно, выделялась. В свое время, это была одна из крупнейшая корпораций мира- 100 тысяч работников, 10 заводов, 450 тысяч акров лесных угодий, 40 лесоперерабатывающих мануфактур. В 1919 году ее поглотил GM. И с тех пор Fisher Body делал кузова только для General Motors. В 1934 в Fisher Body решили, что пора отказываться от дерева и переходить на полностью металлический кузов. В том числе и крышу сделать "одним куском" из металла. В прессе по этому поводу тогда писали, что на скорости получиться барабанный резонатор, портящий слух пассажиров :).
Как бы там ни было, но с 1934 по 1937 Fisher Body перевел все производство на метал (
https://www.youtube.com/watch?v=Jy-3oe2gF0Y)
Сделать это было не просто, так как грянул кризис - "великая депрессия". Кадиллак, к примеру, чуть не обанкротился. Вопрос снижения издержек производства стоял остро. Шурупы Филлипс позволяли экономить человеко-часы сборщиков. Fisher Body первыми в Америке стали применять крестовые винты. В 1937 г. в Кадиллаках ими стали крепить внутренние молдинги.
Крепить обшивку к каркасу нужно было не только в авто, но и в авиастроении. Там и сейчас море заклепок и винтов.
Ну, и строительство, само собой разумеется. Современный гипсокартон, которым облицовано большинство офисов, начал завоевывать Америку в те же депрессивные года. Sheetrock( Шит-лист; Рок- скала, камень)- торговая марка гипсокартона от USG Company стала настолько популярной, что превратилась в Америке в нарицательное имя всего семейства гипсокартона. Но доминирующим строительным материалом гипсокартон стал в Америке только после войны. После изменений технологии монтажа ГКЛ. В предвоенные годы "каменные листы" из гипсокартона прибивали гвоздями к деревянному каркасу, что не есть хорошо. Крутить же шурупы в Шитрок вручную - врагу не пожелаешь.
Короче, потребность механизировать установку шурупов с потайной головкой была у многих компаний.
Идея использовать крестовой шлиц лежала на поверхности. Поэтому не удивительно, что патенты на такой девайс зарегистрировали разные люди и в Европе , и в Британии, и в Америках.
По легенде, Филлипс встретил изобретателя John P. Thompson, у которого он купил права на самоцентрирующийся крестовой шлиц.
Типа, Томпсон ходил по фирмам производящие шурупы со своим изобретением, но ему везде отказывали. Потеряв надежду, он и продал изобретение Филлипсу.
Не знаю, действительно ли Филлипс что-то покупал, или были иные договоренности…
У Томпсона оформленного патента еще не было. Филлипс зарегистрировал патент на себя. Изобретателем, правда, указал Thompson John P
http://www.google.ru/patents/US1908081,
http://www.google.ru/patents/US1908080
Это шлиц Phillips - Thompson. В 1932 г выглядел он вот так:
Дальше, красивая история успеха из разряда - в 40 лет все только начинается.
Заполучив в 1933 г патент, Phillips и Thompson находят инвестора в лице местной компании по производству купальников -Jantzen Knitting Mills.
- ph6.jpg (40.08 КБ) 80617 просмотров
И эта троица основывают фирму Phillips Screw Company. Ни одного шурупа (Screw) эта компания на свет не произвела. Зато теперь Henry Frank Phillips из "свободного художника" превращается в Президента Компании. И ему удается познакомиться с другим президентом- с Юджином Кларк (Eugene Clark), главой American Screw Company. А это фирма была не просто крупнейшим производителем шурупов в США, она была монополистом. Там крутились миллионы долларов.
Короче, Филлипсу удалось заинтересовать руководство American Screw Company крестовым шлицем. Инженеры, правда, были не в восторге. Главе компании пришлось даже заявить им - "Если я еще раз услышу, что такой шуруп изготовить невозможно, уволю вас всех".
Инженеры American Screw Company справились с поставленной задачей. Дизайн шлица, правда, пришлось поменять. Приспособить к тогдашнему уровню производства. Головки винтов "высаживали" в пуансонах. Поэтому и ни одной параллельной грани в шлице Филлипса делать не стали.
Такой дизайн провоцирует "cam out". Это то, за что ненавидят шлицы Phillips до сих пор. При определенной нагрузке, отвертка стремиться выскочить из шлица шурупа.
Значительно позже, в оправдание этого глюка, возникла легенда, что "cam out" добавили в шлиц Phillips намерено. Типа, Филлипс увидел, что его прототип шурупа при завинчивании в алюминиевое крыло самолета повредил деталь (пошли трещины). Вот он и придумал "cam out". Ограничители крутящего момента в "шуруповертах" тогда были несовершенны. И лучше испортить винт, чем испортить дорогущую деталь. Однако это только легенда. Ни в патентах, ни в архиве тогдашней "прессы", ни в поздних мемуарах нет ни слова о намеренности такой "добавки" в дизайн крестового шлица. Главная инновация шлица Филлипс - самоцентрирование.
https://theses.lib.vt.edu/theses/availa ... pter_2.pdf
https://theses.lib.vt.edu/theses/availa ... estricted/
В 1936 г. Филлипс получил 4 патента - US2046837,38,39,40
https://www.google.com/patents/US2046839
Кто изобретатель? Филлипс, само собой разумеется.
Но есть и второе имя в патентах- Thomas M Fitzpatrick. Информации по нему нет никакой. Моя версия - это инженер из American Screw Company или из какой-нибудь технологической лаборатории. Человек, который разбирался в технологиях производства массовой продукции. Придумать и сделать на коленке можно ведь все, что угодно, а вот изготовить миллион шурупов в месяц на коленке не получиться. Короче, Thomas M Fitzpatrick - никто его не знает и не помнит. А финансист Филлипс в зале славы изобретателей…
……
Phillips lost the patent to his eponymous invention in 1949
Филлипс потерял права на патент в 1949 году.
Phillips Screw Co. lost the trademark rights to the name
Компания потеряла права на торговую марку Phillips
http://portlandtribune.com/component/co ... e?id=85369
it was so widely copied that by 1949 Phillips lost his patent.
Phillips Screw Company не могло отследить все незаконные использования своего патента, и в 1949 году патент был отменен
https://www.geni.com/people/Henry-Phill ... 0142137868
http://techelectro.ru/info/arts/instrument/philips/
На самом деле, никто в Америке контрафактом шурупов Филлипс не занимался. И никто патент не отменял. И авторских прав Филлипса не лишали. И торговая марка "Phillips" до сих пор у Phillips Screw Company, чтоб там в интернете не писали по этому поводу. Легко проверить:
https://trademarks.justia.com/722/43/ph ... 43577.html
А в 1949 году действительно произошли интересные события. Токо в этих событиях Phillips Screw Company была не жертвой контрафакта, а участником финансового сговора. За что и поплатилась.
С самого начала, с 1936 года эксклюзивная лицензия на кресты Филлипса была у American Screw Company. А она уже продавала сублицензии другим производителям. Но продавала с условиями. Среди которых были: жестко "рекомендованная" цена на конечные изделие; квоты; территориальные ограничения; запрет на экспорт; обязательства не выпускать иные кресты, кроме Филлипсовских и т.д.
В 1949 году Американское правительство подало на American Screw Company и всех его лицензиатов в суд за сговор и ограничения конкуренции. Прокурор выиграл.
Все лицензионные соглашения были отменены. А на новые, если будут, наложены ограничения.
http://www.leagle.com/decision/19595223 ... MMISSIONER
В том же 1949 году American Screw Company, чуть изменив дизайн креста Phillips, запатентовала свой вариант (изобретатель Joseph Tomalis). Говорят, что и именно этот вариант стал мировым стандартом в дальнейшем.
http://portlandtribune.com/component/co ... e?id=85369
Итого: С 1949 году золотой поток в Phillips Screw Company стал иссякать, но патент еще действовал, и какие-то деньги за него они продолжали получать.
Еще одна легенда касаемо шлицев Phillips.
Пишут, что …:
В Россию «крест» попал благодаря американским дальним бомбардировщикам B-29. В 1944 году эти американские самолеты, бомбардировавшие Манчжоу-го и Японию, совершали аварийные посадки на территории Советского Союза. В соответствии с русско-японским пактом о ненападении, бомбардировщики и их экипажи были принудительно оставлены в СССР. Именно с них скопировали заморский винт. Так появился советский Ту-4 с принципиально новым для нашей страны крепежом. Крестовый поход обновленной отвертки по миру завершился мировой экспансией «креста» Филлипса.
http://www.project-house.by/#!screw/cgc7
Наверно, так оно и было. Просто я не нашел подтверждения этой легенде в доступных документах.
Да, Сталин приказал скопировать B-29 "один-в один", дабы ускорить сроки производства Ty-4.
Но указание вождя нарушили сразу. Поэтому готовые Ту-4 военные долго не принимали на вооружение из-за отсутствия акта госприемки. Генералы боялись его подписывать, так как изменений в проект "В-29" внесли немерено. Поменяли двигатели, вооружение, авионику. Перевели дюймы в метры, из-за этого увеличился вес обшивки. Болты и винты, естественно, тоже стали метрические. Смысл копировать Филлипс не было. Но в то время …
Если кто видел живой ТУ-4 в Монино, отзовитесь. Есть там Phillips?
Что касается знакомства наших инженеров с диковинным шлицем, то оно возможно произошло немного раньше. Кроме 5 упавших на нашу территорию B-29, Советский Союз по Ленд-Лизу получал у союзников и другую американскую технику. Например, знаменитый "Додж три четверти" (WC 51/52). По слухам, там винты Phillips уже применялись.
- ph8.jpg (93.41 КБ) 80617 просмотров
Летали советские летчики и на легендарных Боингах B-17G, найденных на освобожденных территориях, и отремонтированных собственными силами (
http://www.airpages.ru/uk/b17su.shtml).
Там тоже были винты Филлипс
В наших ГОСТах "крест" появился в 1964 году (ГОСТ 10753-64). Но уже не от американцев, а через ИСО (Международная организация по стандартизации), членами которой мы являемся со дня ее основания в 1946 г.