Холодное оружие Индии

Здесь беседуют о любом историческом холодном оружии

Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Холодное оружие Индии

Сообщение Vinny M »

Вступление
Прочитав книгу Константина Носова «Традиционное оружие Индии», пришел к выводу, что нам явно не хватает обзора холодного оружия данного региона. Книга Носова, конечно, хороша, но в ней много место отведено истории региона, защитному вооружению и огнестрельному оружию. Поэтому в обзоре постарался выделить самое главное, оперируя книгами Константина Носова и Эрла Эгертона, а также статьями Михаила Горелика, Дмитрия Самойлова, Евгения Доброванова, Виктора Кленкина, Михаила Андреева, Виталия Шлайфера и Виталия Лизвинского, за что им большое человеческое спасибо! В обзоре не затронуты самые древние виды оружия, поскольку хорошо сохранившихся экземпляров нет, а относительно названий их до сих пор нет согласия, как у археологов, так и у лингвистов. В итоге вот, что получилось…
Мечи и сабли
Кханда
Широкий меч, иногда именуемый еще палашом, хотя в переводе с санскрита кханда означает именно «меч». Один из древнейших видов индийского клинкового оружия, встречающийся на барельефах династии Пратихаров Х века.
Кханда-1.jpg
Кханда-2.jpg

Клинок кханда прямой, в сечении линзовидный или ромбический, без долов, иногда расширяющийся к острию, которое может быть прямым, округлым или треугольным. Таким образом, кханда в первую очередь рубящее оружие.
Кханда-3.jpg
Кханда-4.jpg
Кханда-4.jpg (18.52 КБ) 57711 просмотров
Кханда-5.jpg

Среди ранних образцов встречаются обоюдоострые, хотя большинство имеет полуторную заточку, а вдоль большей части обуха идет металлическая ажурная накладка, придающая жесткость краю клинка.
Кханда-6.jpg
Кханда-6.jpg (18.87 КБ) 57711 просмотров

Ножны деревянные, обтянутые бархатом. Кханда имели несколько вариантов гард – от простой крестовины (индо-мусульманский эфес) до эфеса-корзины. Распространена кханда была в Центральной Индии, в Южной Индии кханда со староиндийским эфесом (края гарды направлены вверх, навершие дисковидное, из которого выходит немного изогнутый стержень) иногда называлась патисса.
Ката (катти)
Меч с прямым широким обоюдоострым (реже полуторным или однолезвийным) клинком, широко распространенный в эпоху Средневековья, в основном в Раджастхане. Обычно ката имели индо-мусульманский эфес. Иногда ката путают с кханда – отличие в форме клинка, который расширяется к острию у кхандаката этого нет).
Ката.JPG
Ката.JPG (19.33 КБ) 57711 просмотров

Сукхела
Палаш с длинным прямым узким клинком с выраженным острием. Бывают однолезвийные, полуторные и обоюдоострые, а также с гладкой и зубчатой заточкой. Встречаются разные варианты эфесов. Особенно этот палаш был популярен в Декане, где назывался дхуп. Сукхела считалась придворным оружием, дарилась правителям и вручалась воинам за боевые заслуги.
Сукхела-1.jpg
Сукхела-1.jpg (48.54 КБ) 57711 просмотров
Сукхела-2.JPG

«Мадрасский» меч
Меч с длинным узким прямым обоюдоострым клинком, расширяющимся к гарде, зачастую «пламенеющей» формы. Клинок обычно ромбический в сечении или с ребрами жесткости, хотя встречаются и клинки с долами. Гарда широкая, напоминающая взмах крыльев птицы. Рукоять круглая в сечении с кольцевидным уширением в центральной части. Навершие в форме овальной или круглой платформы с возвышением в виде ступы. Гарда и навершие зачастую снабжались отверстиями, в которые вставлялись металлические колечки, издававшие характерный звон, что служило своего рода оберегом. Распространены были в Южной Индии. Название присвоено Ф.Роусоном по вероятному центру производства – городу Мадрас. Возможно название не совсем корректное, но более точное не установлено.
Мадрасский меч-1.jpg
Мадрасский меч-2.jpg
Мадрасский меч-2.jpg (16.99 КБ) 57711 просмотров

Мел путтах бемох
Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек.
Мел путтах бемох-1.jpg
Мел путтах бемох-1.jpg (19.3 КБ) 57711 просмотров
Неоднократно встречается в индийских книгах по оружию XVI в («Ниханг-нама», «Нуджум ал-Улум»).
Мел путтах бемох-2.jpg
Есть предположение, что ведет свое происхождение от двуручных немецких мечей, хотя оно несколько сомнительно. Скорее больше похоже на, имевшие некоторое распространение в Европе, раздвижные шпаги.
Пата (пуддха)
Меч, рукоять которого расположена перпендикулярно клинку с эфесом в форме большой стальной рукавицы, защищающей кисть руки и предплечье.
Пата-1.jpg
Пата-2.jpg
Пата-3.jpg

Клинок и рукавица жестко скреплены друг с другом. Изнутри рукавица снабжена подкладкой. Внутри рукавица имела поперечную перекладину под кулак и петлю, которая охватывала предплечье, благодаря чему пата становилась как бы продолжением руки.
Пата-4.jpg

С внешней стороны рукавица зачастую оформлялась в виде голов животных (слонов, тигров, драконов) и демонов.
Пата-5.jpg
Пата-6.jpg
Пата-7.jpg

Есть несколько версий относительно происхождения пата. По одной из версий пата произошла от кинжала катар (джамадхар), имевшего сходное строение рукояти, но более короткий клинок. По другой версии все было в точности до наоборот и именно пата стала прародительницей катара в результате уменьшения длины клинка и упрощения строения рукояти. По третьей версии развитие и пата и катара шло параллельными путями, поскольку они были в ходу в один и тот же исторический период. Согласно же индийским преданиям меч возник из светящегося небесного метеора, созданного Брахмой для победы над демонами-асурами. Правда по другим преданиям способы изготовления и применения меча придумала принцесса Джая.
Пата-8.jpg
Пата входила в арсенал, как пеших, так и конных воинов. Обычно использовалась в паре с круглым щитом. Основу атакующей техники составляли рубящие удары, а защитной – отведение плоскостью клинка оружия противника с мгновенным переводом этого движения в собственную атаку. Некоторые воины использовали сразу два меча и тогда в действии они напоминали ветряную мельницу. Пата была популярна среди маратхов, сикхов, раджпутов и мусульман Декана.
Шамшир (шамшер, шемшир)
Персидская сабля с сильно изогнутым, узким и плавно сужающимся к острию клинком (Шамшир в переводе означает «тигриный коготь»).
Шамшир-1.jpg
Шамшир-1.jpg (17.68 КБ) 57711 просмотров

В первой половине XVII века шамширы получили широкое распространение в могольской Индии, поскольку могольские правители всегда тяготели к персидскому искусству. Сначала в Индию ввозились персидские шамширы и клинки, но постепенно индийские мастера освоили персидские методы ковки и орнаментики и стали выпускать собственные шамширы.
Шамшир-2.jpg
Шамшир-3.jpg

Из-за сильной кривизны клинка и смещения острия по отношению к рукояти шамширы мало подходили для колющих ударов, но были хороши для рубки с коня, поэтому в основном ими были вооружены конные воины. Боевые клинки редко декорировались, разве что иногда встречаются имена мастеров и владельцев. В отличии от боевых образцов клинки шамширов, предназначенных для охоты (их называли шикаджар) украшались сценами охоты и изображениями животных.
Шамшир-4.jpg

Шамширы имели деревянные ножны, обтянутые кожей или бархатом и иногда декорированные металлическими пластинами.
Килич (килидж, кылыч)
Турецкая сабля с сильно изогнутым клинком, полуторной заточкой и ярко выраженной елманью. В Индию килич попал в середине XVII века транзитом через Персию.
Килич.jpg

Клинки часто богато украшались надписями и изображениями. Индийские киличи имели персидские, индо-мусульманские или зооморфные эфесы. Из-за сильной кривизны клинка и наличия елмани ножны ножны близ устья со стороны обуха имели специальный разрез, иногда прикрытый отдельной пластинкой на пружине или петлях.
Зульфикар (Зуль-Факарг, Килич-и-Зульфикар)
Легендарный арабский меч (сабля) пророка Мухаммеда с раздвоенным клинком.
Встречался в мусульманской части Индии в XVI-XVII вв. Индийские зульфикары имеют клинки, по форме напоминающие шамшир или килич, с волнистой заточкой и раздвоенным кончиком клинка.
Зульфикар.jpg

Талвар (тальвар)
Индийская сабля с клинком малой кривизны, узкими долами (до 6 штук) и украшенной поверхностью. Клинки бывают как с елманью и полуторной заточкой, так и без. Ножны деревянные, обтянутые кожей, иногда с металлическим устьем (мухнал) и наконечником (технал).
Талвар-1.jpg
Талвар-2.jpg
Талвар обычно имел индо-мусульманский эфес - например, марвари или делишахи (на фото). Реже эфес-корзину или пулуар.
Талвар-3.jpg
Талвар-4.jpg

Благодаря популярности у могольских императоров, талвары со временем стали считаться неотъемлемой регалией индийских правителей.
Южноиндийские талвары немного отличались от североиндийских, поскольку их эфесы располагались под углом к клинку, в то время как у североиндийских они распологались с клинком на одной линии.
Тега
Индийская сабля с широким, сильно изогнутым клинком. Тега снабжалась индо-мусульманским эфесом, эфесом-корзиной или эфесом-пулуаром. Ножны имела деревянные, обтянутые кожей или бархатом с металлическими устьем и наконечником.
Тега.jpg
Тега.jpg (64.13 КБ) 57711 просмотров

Сосун патта
Меч или сабля. В переводе с персидского и урду сосун патта означает «лист лилии». Клинок имеет заточку по вогнутой стороне, чем напоминает махайру (копис). Выделяют три разновидности сосун патта:
1. Исламская форма – с плавным изгибом клинка по всей длине и индо-мусульманским эфесом.
Сосун патта-1.jpg

2. Индусская форма – с прямым обухом и изгибом клинка в последней трети и эфесом-корзиной.
Сосун патта-2.jpg

3. Южноиндийская форма – либо с двойным изгибом клинка (ранняя форма), либо с клинком широким в основании и около острия и сильно зауженным в центре (поздняя форма). Круглая рукоять имела четырехлепестковый эфес и куполообразное навершие. Кроме того иногда клинки южноиндийских вариантов сосун патта снабжались возле гарды ажурными или рельефными пластинами, а также имели полуторную заточку.
Сосун патта-3.jpg
Сосун патта-4.JPG
Сосун патта-4.JPG (24.02 КБ) 57711 просмотров

Сосун патта была очень эффективным боевым оружием, которым было удобно наносить как колющие, так и рубящие удары. В Южной Индии сосун патта оставалась боевым оружием до XVII века, превратившись позднее в храмово-ритуальный предмет.
Кастане
Оружие традиционное для Шри-Ланки и встречающееся также в Южной Индии. Длина клинка варируется от короткой кинжальной до длинной сабельной. Кроме того клинки бывают прямые, а также изогнутые. Встречаются кастане с европейскими клинками, а также клинками местной работы.
Кастане-1.jpg
Кастане-2.jpg
Кастане-2.jpg (18.13 КБ) 57711 просмотров
Эфес имеет прямую рукоять с отогнутой в сторону лезвия головкой-навершием. Гарда-крестовина сложной формы – с четырьмя концами, два из которых загнуты к клинку. Часто от крестовины к навершию идет фигурная дужка, не соединенная с головкой. Характерной особенностью эфеса кастане является рельефное изображение головы демона, дракона, льва или змеи на головке эфеса, дужке или крестовине.
Кастане-3.jpg
Кастане-3.jpg (35.54 КБ) 57711 просмотров
Ножны деревянные резные, часто с чеканными металлическими оковками. В настоящее время на флаге Шри-Ланки изображен лев, вооруженный кастане.
Кастане-4.jpg

Наган
В переводе буквально означает «змея» или «змеиный меч». Оружие с волнистым клинком, расширяющимся у острия наподобие капюшона змеи, и зубчатой заточкой. Обычно имел эфес-корзину и не имел ножен.
Наган.jpg
Уруми
Меч-пояс с прямым длинным (90-120 см) обоюдоострым и очень гибким клинком, который носили обернув вокруг пояса, как ремень. На конце клинка имелось небольшое отверстие, а на головке эфеса кнопка – с помощью этих приспособлений оружие застегивалось на поясе.
Уруми.jpg

Зафар такиа
Зафар такиа дословно означает «подушка победы». Свое название данный вид оружия получил из-за того, что правители во время аудиенций держали его под рукой. Сидя на подушках, его обычно держали в руках вместо боевого меча, а полулежа на диване, его прислоняли к углу дивана и опирались на него одной рукой. Публичные зафар такиа обычно имели очень дорогое оформление – украшались позолотой, гравировкой и драгоценными камнями, рукояти иногда делались из нефрита. Отличительная особенность зафар такиа – поперечное навершие рукояти по типу костыля.
Зафар такиа-1.jpg
Зафар такиа-1.jpg (8.05 КБ) 57711 просмотров
Обычно выделяют два типа зафар такиа:
1. С прямыми кинжальными или узкими, как у шпаги-трости, клинками и замысловатой формой рукояти (сложно витой или в форме животных).
Зафар такиа-2.jpg
Зафар такиа-2.jpg (18.92 КБ) 57711 просмотров

2. С коротким сабельным клинком и индо-мусульманским эфесом, но с навершием в виде поперечного бруска длиной около 10 см. Такие зафар такиа еще называли салапа.
Зафар такиа-3.jpg

Гупти
Трость со спрятанным внутри клинком. Аналогичное маскированное оружие использовалось и в Европе. Клинок узкий, часто граненый или витой, иногда европейского производства. Длина клинка варьировалась от короткой (стилетной) до длинной (шпажной). Рукоять прямая или изогнутая из дерева или слоновой кости. Ножны обычно деревянные, иногда стальные или кожаные. Иногда в ножнах прятался еще и пистолет. Гупти был распространен в Северной и Центральной Индии.
Гупти-1.jpg

Таппаш
Довольно редкий гибрид копья с мечом. Металлический клинок длиной 70-100 см, круглый в сечении, заканчивается коротким (10-20 см) граненным копьецом. Эфес с дисковидной вогнутой гардой, прямой рукоятью и шаровидным или грибовидным навершием.
Таппаш.JPG
Арадам
Сабля с изогнутым обоюдоострым клинком, имеющим зубчатую заточку с обеих сторон. Возможно разновидность талвара. Был распространен в Южной Индии.
Арадам.jpg
Арадам.jpg (43.63 КБ) 57711 просмотров

Арапуста
Сабля аналогичная арадаму, но имеет зубчатую заточку только с одной стороны. Также возможно является разновидностью талвара.
Фиранги (фиринги, феринги)
От искаженного «франк». Так в Индии называли европейцев – «чужеземец». Обычно мечи или палаши с прямыми клинками европейского происхождения и индийским эфесом-корзиной.
Фиранги.jpg
Фиранги.jpg (11.21 КБ) 57711 просмотров
Аламани (алемани)
Сабля с немецким клинком небольшой кривизны. Множество таких клинков было ввезено в Индию в XVII веке.
Гуддара (годдара, гаддара)
Сабля со слегка изогнутым клинком, расширяющимся у острия, которое имеет треугольную форму. Обычно имела прямой эфес и пистолетную рукоять.
Бане (банех)
Меч с узким прямым длинным клинком, расширяющимся на конце в треугольное острие.
Бане.jpg
Бане.jpg (5.57 КБ) 57711 просмотров
Дха (да, дао)
Меч, распространенный в Бирме, Лаосе, Таиланде и у народов Северной Индии. Обычно имел клинок с прямоугольным концом, но встречались и иные формы – со скосом обуха, с выраженным острием, с зубчатой заточкой тыльной части обуха и т.д. Рукояти делались из дерева и кости, украшались резьбой, металлом, зубами медведей и т.п. Ножны делались из дерева открытыми или закрытыми.
Дха-1.jpg
Дха-2.jpg
Дха-2.jpg (5.11 КБ) 57711 просмотров

Свои названия мечи дха получали по именам племен – Кхамти дха, Абор дха, Мишми дха, Капи дха, Бхотан дха и т.д.
Нандака
Храмовый (ритуальный) меч наяров – дравидийского народа с Малабарского берега (штат Керал). Нандака переводится как «радость» или «радующий». Изначально нандака использовался в качестве сельскохозяйственного инструмента, поэтому его до сих пор иногда именуют «рисовым мечом». Отсюда и своеобразное серповидное окончание клинка. Со временем меч стал боевым, а потом и ритуальным оружием, которое использовали приверженцы богини Дурги, которой приносили кровавые жертвы дабы получить хороший урожай. До сих пор нандака используется в некоторых религиозных ритуалах.
Нандака-1.jpg
Нандака-2.jpg

Рам Дао
Ритуальный меч, связанный с культом богини Кали, связанного с кровавыми жертвоприношениями. Массивный клинок серповидной формы, однолезвйный с заточкой по внутренней стороне.
Рам дао-1.jpg

В нижней части изгиба клинка зачастую имелось гравированное изображение глаза богини Кали. Рукоять деревянная с бронзовыми втулками и рифленым навершием.
Рам дао-2.jpg
На юге Индии в штате Керал Рам дао отличались отсутствием глаза Кали и пятой клинка выполненной в виде стилизованной головы тигра.
Рам Дао-3.jpg

Рам дао из Непала отличались серповидными клинками более сложной формы и круглой тонкой рукоятью, являющейся как бы продолжением обуха клинка.
Рам дао-4.jpg

Аюдха катти (айда катти)
Боевой и ритуальный меч кургов, населявших Малабарский берег Юго-Западной Индии. Клинок серповидной формы с заточкой по внутренней стороне. Рукоять из дерева, рога, слоновой кости или металла имеет загнутое книзу навершие. Совмещал в себе ударные функции меча и топора.
Аюдха катти-1.jpg
Аюдха катти-1.jpg (16.1 КБ) 57711 просмотров
Аюдха катти-2.jpg
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Vinny M »

Ножи и кинжалы
Банк (бэнк)
Кинжал с прямой рукоятью и серповидным клинком. Был распространен на всей территории Индии, хотя обычно приписывается маратхам. Рукояти изготавливались из дерева, стали и слоновой кости, а ножны – из дерева, обтянутого бархатом.
Банк.jpg
Банк.jpg (45.25 КБ) 57696 просмотров
Бичва (бичхва)
Кинжал с обоюдоострым клинком двойного изгиба. Такая форма клинка связана с тем, что самые первые кинжалы полностью изготавливались из рога буйвола. В переводе бичва означает «жало скорпиона». Кинжал был излюбленным оружием наемных убийц и носился спрятанным в рукаве.
Бичва-1.jpg
Бичва-2.jpg

Клинки бичва имели в сечении разную форму – плоские, линзовидные, с долами, с ребрами жесткости. Иногда встречались варианты с раздвоенными клинками.
Бичва-3.jpg

Эфес обычно снабжался дужкой и напоминал петлю. Чаще всего эфесы металлические (стальные или медные), реже – из слоновой кости. Дужки часто делались рельефными и богато украшались серебряной или золотой насечкой. Ножны – деревянные, обтянутые бархатом, с металлическим наконечником.
Бичва делались как для правшей, так и для левшей. Иногда бичва комбинировались с «тигриными когтями» баг-нах, образовывая гибридный вариант бичва-баг-нах, в котором «тигриные когти» образовывали рукоять кинжала.
Бичва-4.jpg

Богато декорированные образцы бичва были излюбленным оружием знати.
Джамадхар (катар)
Кинжал с обоюдоострым клинком и перпендикулярно расположенной Н-образной рукоятью. Мнение специалистов относительно названия расходятся. Одни считают, что это разные виды оружия, имеющие внешнее сходство. Другие же полагают, что это одно и тоже оружие, просто имеющее разные названия на разных языках. В переводе с санскрита джамадхар означает «язык бога смерти» («клинок бога смерти»).
Джамадхар-1.jpg

Джамадхары были распространены на всей территории Индии. Большинство кинжалов имели прямой широкий треугольный клинок, но встречались варианты с изогнутыми клинками – со слабым изгибом клинка и с сильным.
Джамадхар-2.jpg
Джамадхар-3.jpg

Встречались катары с волнистыми (пламенеющими клинками).
Джамадхар-4.jpg

Часто использовались узкие длинные европейские клинки. У маратхов такие кинжалы носили название Паттани джамдаду («Несущий смерть»).
Джамадхар-5.jpg

Обычно боковые планки рукояти были прямыми, хотя на северо-западе Индии в моде были планки изогнутые наподобие рогов. Некоторые джамадхары снабжались дополнительным изогнутым щитком (часто богато украшенным) для защиты руки.
Джамадхар-6.jpg
Длина клинка катара варировалась от 8 см до почти метра. Джамадхары с короткой рукоятью и длинным клинком носили название Бара джамдаду.
Джамадхар-7.jpg
Джамадхар-8.JPG
Джамадхар-8.JPG (16.5 КБ) 57696 просмотров

Встречались катары с двойными или тройными клинками, а также раздвоенными кончиками. Катар с двумя клинками назывался Джамадхар дуликане (имеющий два клинка).
Джамадхар-9.jpg
Джамадхар-9.jpg (18.91 КБ) 57696 просмотров

Трехклинковые катары назывались Джамадхар селикане и имели либо три клинка, расположенных параллельно, либо клинок нажатием потайной кнопки раскрывавшийся по типу веера и превращающийся в три клинка.
Джамадхар-10.jpg

С развитием огнестрельного оружия появились катары, совмещенные с небольшими кремневыми пистолетами.
Джамадхар-11.jpg
Джамадхар обычно использовали, как одиночное оружие ближнего боя, но известно и искусство фехтования двумя катарами. Большинство техник работы катаром используют колющие удары по прямым (иногда дуговым) траекториям. При уколах в шею и боковых в корпус кинжал обычно поворачивают плоскостью клинка параллельно земле – это позволяет кинжалу проходить меж ребер, а также повышает вероятность поражения кровеносных сосудов шеи. Рубящие удары (чаще всего в область шеи) наносятся с мощным вложением корпуса диагонально сверху вниз. Существует также особая техника порезов при обратном движении.
Джамбия
Арабский кинжал с изогнутым клинком. Встречался во всех странах, где проживали арабы, в т.ч. в Персии и Индии. Клинки обоюдоострые, иногда волнистые (пламенеющие), как правило с продольным ребром жесткости. Часто клинки изготавливались из булатной или дамасской стали. В качестве материалов для рукоятей использовались слоновая кость, рог, камень или металл. Навершие рукояти обычно делалось в виде завитка или головы животного (лошади, тигра, барана и т.д.). Реже рукояти имели форму песочных часов.
Джамбия-1.JPG
Джамбия-1.JPG (8.7 КБ) 57696 просмотров
Джамбия-2.JPG
Ножны делались из дерева, обтягивались кожей, бархатом или шелком. Обычно джамбию носили заткнутой за пояс, но иногда использовали специальную кожаную портупею.
Джамбия-3.JPG
Джамбия-3.JPG (12.66 КБ) 57696 просмотров
Зира бхонк (Зира бонк)
Зира бхонк – «пробиватель кольчуги». Персидский кинжал с изогнутым клинком и граненым усиленным острием. Встречался в Индии. Известны кинжалы с долами, в которых перекатывались маленькие жемчужины, символизировавшие слезы раненых, или маленькие рубины (капли крови).
Зира бхонк.jpg
Зира бхонк.jpg (9.79 КБ) 57696 просмотров

Кард
Бытовой хозяйственный нож родом из Персии, но широко распространенный в Индии. Клинок однолезвийный с прямым обухом, плавно сужающийся к острию. Рукоять, обычно прямая (редко с навершием в виде звериной головы), изготавливалась из кости, рога, слоновых бивней, металла, различных камней (яшма, нефрит, агат и т.д.). Клинки часто делались из булатной и дамасской стали.
Кард-1.jpg
Кард-2.jpg

Иногда клинки имели усиленный кончик, позволявший пробивать доспехи.
Кард-3.jpg

Карды очень часто богато украшались, так как они служили символом статуса их владельца.
Пешкабз (пеш кабз)
Боевой кинжал, распространенный в Персии и Индии. Клинок однолезвийный, широкий у рукояти, резко сужающийся к острию. Клинок обычно либо прямой, либо изогнутый (иногда с двойным изгибом).
Пешкабз-1.jpg
Пешкабз-2.jpg

Пешкабз с клинком двойного изгиба предназначался для мощных колющих ударов, способных пробить кольчугу и стеганый доспех и зачастую имел усиленный кончик.
Пешкабз-3.jpg
Пешкабз-3.jpg (17.11 КБ) 57696 просмотров
Рукоять, слегка вогнутая в нижней части, обычно имела накладной монтаж (накладки из рога, кости, слоновых бивней). Изредка встречались экземпляры с полой стальной рукоятью. Ножны из дерева, обтянутые кожей или бархатом.
Пичангатти
Хозяйственный нож кургов с широким тяжелым однолезвийным клинком. Рукоять простая, тонкая, без гарды с массивным круглым навершием, иногда выполняемым в виде звериной или птичьей головы.
Пичангатти-1.jpg
Ножны деревянные, обтянутые кожей и украшенные металлическими накладками. Кончик наконечника ножен отогнут под прямым углом. К ножнам на серебряной или золотой цепочке крепится хозяйственно-маникюрный набор – зубочистка, пинцет, шило, палочка для чистки ушей и другие мелкие предметы.
Пичангатти-2.jpg
Пичангатти носили в комплекте с мечом аюдха каттипичангатти спереди, аюдха катти сзади.
Пичангатти-3.jpg
Пиха каетта
Традиционный нож Шри-Ланки с однолезвийным клинком, имеющим прямой или слегка переломленный обух. Рукояти обычно из дерева или слоновой кости. Чаще всего имели рукояти «пистолетного» типа, хотя встречаются экземпляры и с прямыми рукоятями.
Пиха каетта-1.jpg
Ножны деревянные, часто рифленые, иногда обтянуты кожей или покрыты металлом. Нередко в комплект с ножом шел еще и небольшой стилет.
Пиха каетта-2.jpg

Выделяют несколько разновидностей пиха каетта: пихия каттха – с широким, как у тесака, клинком (на фото - два крайних слева); ул пихия – с узким прямым клинком (в центре); вак пихия – с довольно изогнутым клинком (два крайних справа).
Пиха каетта-3.JPG
Пиха каетта-3.JPG (27.46 КБ) 57696 просмотров
Чиланум
Индийский кинжал с обоюдоострым изогнутым, иногда двойного изгиба, клинком. У чиланума очень характерной формы рукоять – тонкая с круглым расширением в середине; гарда и навершие либо дисковидной формы, либо напоминают два выгнутых стебля; навершие обязательно имеет круглую шишечку; зачастую рукоять снабжена замкнутой душкой-эфесом. Как правило клинок и рукоять выковывались из единого куска стали.
Чиланум-1.jpg
Чиланум-2.jpg

Встречаются кинжалы чиланум с раздвоенными клинками, с большим количеством узких долов, со сквозными отверстиями в клинке.
Чиланум-3.jpg
Чиланум-3.jpg (27.03 КБ) 57696 просмотров

Чиланум был особенно популярен у маратхов и в Непале, а также встречался в империи Виджаянагар в XVI-XVII вв.
Халади
Раджпутский кинжал, состоящий из двух коротких клинков, закрепленных по разные стороны прямой рукояти. Клинки обычно изогнутые, хотя встречаются и прямые. Клинки снабжались деревянными ножнами, покрытыми кожей или бархатом. Является разновидностью маду.
Халади.jpg

Маду (мару, сингаута)
Двойные кинжалы на одной рукояти (аналог халади), распространенные в Махараштре и Раджастхане. Сначала они изготавливались из парных рогов антилопы или газели, связанных или скрепленных болтами так, концы рогов, усиленные стальными наконечниками, были направлены в разные стороны. В центре рога соединялись так, чтобы образовывалась рукоять. Позднеее маду стали изготавливать из стали либо имитируя рога, либо просто соединяя на одной рукояти два разнонаправленных клинка. Иногда клинков было три и в этом случае третий клинок был направлен вперед под прямым углом к основным клинкам. Часто также маду снабжались небольшими круглыми щитами для защиты рукояти.
Маду.jpg
Маду.jpg (39.18 КБ) 57696 просмотров

Маду использовались либо как самостоятельное оружие, либо в паре с палашом или саблей. В последнем случае его держали в левой руке, используя для отражения ударов и неожиданных выпадов.
Ханджар (кханджар)
Ханджар – арабское слово, означающее разные виды оружия в разных странах (русское слово «кинжал» тоже произошло от ханджара). В Индии ханджаром называли кинжал со слегка изогнутым (иногда с двойным изгибом) обоюдоострым клинком и рукоятью с завитком-навершием загнутым вниз. Клинки нередко изготавливались из дамасской и булатной сталей. Клинок равномерно сужается к острию, иногда имеет ребра жесткости, иногда долы.
Ханджар-1.jpg

Рукояти делали из бивней слонов, клыков моржа, камня, рога или металла и часто инкрустировали золотом, драгоценными камнями или цветными эмалями. Навершие порой имело форму головы лошади, козла, попугая или цветка лотоса.
Ханджар-2.jpg

Ножны обычно делали из дерева, обтянутого кожей, хотя встречались ножны целиком из металла. Ханджары обычно либо не имели гарды, либо гарда была маленькой, но встречались образцы и с развитой двусторонней гардой.
Ханджар-3.jpg

Ханджаром было удобно как резать, так и колоть.
Ханджарли (кханджарли)
Кинжал с обоюдоострым клинком двойного изгиба. По форме похож на чиланум, от которого видимо и произошел, но клинок ханджарли короче и сильнее изогнут. Рукоять прямая с грибовидным навершием. Кроме того у некоторых ханджарли рукоять снабжалась дужкой. Ножны деревянные, покрытые бархатом, часто с металлическим устьем и наконечником.
Ханджарли-1.jpg
Ханджарли-2.jpg

Ханджарли был особенно распространен в Южной Индии
Чурра (чура, чхура)
Большой нож, распространенный среди племен населявших северо-запад Индостана и Афганистан. Длинный и широкий около рукояти клинок с прямым или слегка изогнутым обухом, постепенно сужающийся к острию. Рукоять похожа на рукоять пешкабза, но тоньше и с меньшим изгибом. Крючок-навершие загнутое книзу.
Чурра-1.jpg
Чурра-2.jpg

Носят чурру заткнутой спереди за пояс. Это повседневное оружие суровых горцев обычно имеет очень скромную фурнитуру и только отдельные богатые экземпляры могли иметь золотую таушировку, гравировку или сквозной прорезной узор.
Чхури (чури)
Небольшой хозяйственный нож, распространенный на западе и юго-западе Индии. Небольшой узкий клинок, иногда с долом. Тонкая рукоять с крючком-навершием. Ножны из дерева, обтянутые кожей или бархатом.
Чхури-1.jpg
Внешне очень похож на распространенный севернее нож чурра (чхура), напоминая его уменьшенную копию. Вероятнее всего именно от этого ножа и ведет свое происхождение.
Чхури-2.jpg
Бхудж (кути, гандаса)
Большой тяжелый однолезвийный тесак (иногда с полуторной заточкой) с длинной (до 50 см) прямой рукоятью. Бхуджем наносили мощные раскалывающие удары, поэтому его иногда называли «нож-топор». Встречалось и название «слоновый нож», связанное с тем, что в основании клинка часто изображалась голова слона (изображались там также головы других животных и демонов). Часто встречались клинки с двойным изгибом. Рукоять обычно делалась из металла (сталь, медь или бронза), реже из дерева. В торце рукояти часто прятали стилет. Встречались образцы, у которых конец рукояти делался в виде сабельного эфеса. Иногда бхудж комбинировался с капсюльным пистолетом. Нож снабжался деревянными ножнами, покрытыми бархатом. Свое происхождение бхудж ведет от одноименного местечка в Гуджарате и был распространен на территории Индии, особенно в северных регионах.
Бхудж.jpg

Вичарувал (вечарувал, вечеворал, верчеворал, чо катти)
Тяжелый нож-тесак с большим изогнутым серповидным клинком и длинной прямой рукоятью. Был распространен в Южной Индии.
Вичарувал.jpg
Конгавал (конгавеллум)
Схожий по форме с вичарувалом нож-тесак (такой же изогнутый клинок и прямая рукоять), но меньшего (примерно в два раза) размера. Рукоять обычно из дерева с медной оправой. Был в ходу в Южной Индии.
Багнак (баг накх, баг нах)
В переводе означает «тигриные когти». Представляет собой оружие из нескольких стальных «когтей», закрепленных на руке. Число когтей варьировались от трех до пяти, чаще всего четыре.»Когти» имели острые концы и зачастую заточку по внутренней стороне. «Когти» прикреплялись к поперечному бруску, снабженному двумя кольцами для пальцев (указательного и мизинца, среднего и безымянного). Иногда вместо бруска использовалась широкая пластина с отверстиями с обоих краев. Порой «когти» крепились к самим кольцам для пальцев. Иногда багнак имел вид стальной перчатки, закрывавшей руку с внешней стороны.
Багнак-1.jpg

Зачастую багнак комбинировался с другими видами клинкового оружия. В этом случае либо с одного края, либо с обоих крепились кинжальные клинки.
Багнак-2.jpg
Багнак-3.jpg

«Тигриные когти» были оружием как для одной руки, так и парным. Иногда украшались кисточками, но в целом это было скрытое оружие, которое прятали в руке и пускали в ход в самый неожиданный момент. В сжатой в кулак руке «когти» были не видны, а кольца для пальцев иногда украшались для маскировки драгоценными камнями. Багнак считался оружием убийц и не относился к категории благородного оружия.
Чакра (чакар, чакрам)
Круглый метательный нож, который по преданию создали боги Кришна, Шива и Вишну. В трактате XIII века «Искусство войны» Фахр-аль-Дина описывается два типа чакра: 1 – легкий диск с большим отверстием в середине, который метали горизонтально; 2 – тяжелый диск без отверстия, который метали вертикально. Более распространен был первый тип – плоское металлическое кольцо с внешним диаметром от 10 до 30,5 см, шириной кольца от 1,25 до 2,5 см, с заточенной внешней кромкой. На Цейлоне в ходу была чакра с зазубренной внешней кромкой, которую называли пара валалла.
Чакра-1.jpg
Чакра-1.jpg (36.75 КБ) 57696 просмотров
В XVI веке чакра получил новое рождение, став излюбленным оружием сикхов, которые использовали его вплоть до второй половины XIX века, причем вытеснить чакра из арсенала не смогло даже огнестрельное оружие. Обычно сикхи носили до шести ножей на руке или тюрбане дастар бунгга – конический тюрбан до 50 см из тростниковой рамы, обтянутой синей тканью. На тюрбан, помимо чакра, крепились когти багнак, стальные полумесяцы и небольшие ножи кирпан.
Чакра-3.jpg

По свидетельству лорда Эрла Эгертона, прежде чем метать чакра, воин раскручивал его вокруг указательного пальца поднятой над головой правой руки. Дальность броска достигала 80 шагов.
Чакра-2.jpg
Чакра-2.jpg (65.66 КБ) 57696 просмотров

В книге же Дж. Стоуна описывается иной способ метания чакра: воин становится лицом к мишени, берет диск между указательным и большим пальцами правой руки, удерживая его внизу с левой стороны, и производит бросок, резко разворачивая тело так, чтобы правое плечо подалось как можно дальше вперед. При точном броске чакра с 30 метров легко перерубал стебель бамбука толщиной в 2 см.
Сикхи во время боя применяли залповую тактику метания чакра, когда первый ряд воинов производил одновременный бросок своих дисков, а задний ряд в это время раскручивал свои чакра на пальце.
Искусство метания чакра постепенно угасло только к середине ХХ века.
Кирпан
Традиционный нож сикхов, церемониальное оружие и символ сикхизма. Клинок имеет характерный изогнутый профиль с задранным кверху острием.
Кирпан-1.jpg
Кирпан-1.jpg (97.47 КБ) 57696 просмотров

Кирпан может иметь размеры от нескольких сантиметров до метра. Миниатюрные кирпаны носят на головном тюрбане или шейной подвеске. Остальные носятся на поясе на специальном ремне.
Кирпан-2.jpg
Кирпан-2.jpg (26.61 КБ) 57696 просмотров

Заповеди сикхов предписывают носить кирпан всем мужчинам, поэтому в ряде государств ношение кирпана для сикхов является легитимным, невзирая на наличие жестких запретов на иные типы ножей и холодного оружия.
Пхурба (кила, пхурпа, пхурбу, пхур-бу)
Кила (санскр.. कील kila; тиб. ཕུར་བ, phur ba - "кол" или "гвоздь") — ритуальный кинжал или кол, обычно имеющий форму рукоятки в виде трёх голов гневного божества и трёхгранную форму клинка, вероятно предназначенный для закалывания жертвы во время обрядов (по некоторым данным, использовался в качестве гвоздя для привязывания ритуальной жертвы, но также есть иные версии предназначения). Предмет берёт своё происхождение ещё с ведической эпохи (возможно и доведической), но позже нашёл предназначение в контексте тибетских версий буддизма и тантры.
В контексте тибетского буддизма, пхурба — ритуальный кинжал, используют для изгнания злых духов. Рукоятку кинжала с трёхгранным клинком увенчивает лошадиная голова свирепого охранительного тибетского божества Хаягривы. Пхурбу также украшают «узлами» бессмертия, головой макары — чудовища с туловищем крокодила — и сплетшимися змеями. Ритуальный кинжал используется для заклинания и истребления демонов следующим образом: заклинатели наносят им колющие удары, повторяя основную мантру «хум», материальным воплощением которой является данный кинжал.
Пхурба символизирует разрушение всех концепций и привязанности к собственному «я», а также представлений об иллюзорности реального мира. Три грани клинка отсекают три главных человеческих омрачения – гнев, привязанность и глупость. В некоторых специальных ритуалах тантрического Буддизма, пхурба используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению.
Пхурба.jpg

Дригуг (дигуг)
Дригуг (санскр. karttṛkā, kārtika, тиб. gri gug – «отсекающий нож»), – используется в тантрическом Буддизме, представляет из себя изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дригуг символизирует отсечение трёх корневых ядов и контроль над злыми духами. Дригуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения).
Дригуг.jpg
Дригуг.jpg (63.97 КБ) 57696 просмотров

Существуют варианты скрещенных пхурбы и дригуга, объединяющие сакральные предназначения обоих ритуальных предметов.
Пхурба-дригуг.jpg
Последний раз редактировалось Vinny M Сб апр 11, 2015 10:36, всего редактировалось 1 раз.
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Vinny M »

Топоры и прочая
Анкуша (анкус)
Жезл погонщика слонов. Начал использоваться в VI-V в. до н.э., когда человек стал использовать слонов в боевых действиях. С тех пор анкуша является неизменным атрибутом погонщиков слонов в Индии и других странах, где использовали слонов. Анкуша представляет собой жезл с длинной или короткой ручкой, снабженный острием и посаженным под углом крюком. У пеших погонщиков рукоять анкуши была длиннее, у верховых – короче. Большинство анкуша были полностью металлическими, хотя встречались образцы, имевщие рукоять из дерева или слоновой кости.
Анкуша-1.jpg
Иногда анкуша снабжали небольшим топориком, установленным с другой стороны от крюка.
Анкуша-3.jpg
Анкуша часто преподносились в подарок храмам и использовались в парадных шествиях слонов. В Южной Индии анкуша считался королевской регалией, необходимой для проведения парадных церемоний. Все это привело к появлению богато декорированных образцов.
Анкуша-2.jpg
Анкуша-2.jpg (20.8 КБ) 57694 просмотра

Байраджи
«Посох факира». Индийским факирам устав запрещал носить оружие. Дабы обойти этот запрет они носили короткие посохи, на которые можно было опереться. Такой посох был довольно тяжел, чтобы при случае оказаться эффективной булавой. Кроме того иногда в полой рукояти прятался стилет.
Байраджи-1.jpg
Байраджи-1.jpg (17.37 КБ) 57694 просмотра
Байраджи-2.jpg

Ваджра
Главный символ буддизма. Символизирует собой скрещенный пучок молний, защищающий истинность учения Будды. Отлитая из металла и зажатая в кулаке ваджра представляет собой отличный кастет.
Ваджра-1.jpg
Ваджра-2.jpg
Ваджра-2.jpg (43.5 КБ) 57694 просмотра
Ваджра-3.jpg
Ваджра-3.jpg (91.17 КБ) 57694 просмотра

Но боевые свойства ваджры еще больше расширялись, когда она комбинировалась с клинковым оружием, в результате чего получались пхурба и дригуг.
Венмуру
Боевой топор, распространенный на Малабарском берегу. Лезвие имеет форму полумесяца. Восьмигранная рукоять из дерева в металлической оправе.
Гурз (горз, гарз, гаргаз)
Персидское название булавы, которое было общим названием булав в Индии в XVI-XIX вв. Правда по мнению Эрла Эгертона гарз (гурз) – название булав простым древком, а гаргаз – с мечевидным.
Отталкиваясь от работ Э.Эгертона, Дж.Стоуна, Дж.Поля, С.З.Хейдера, а также средневековых трактатов «Айн-и-Акбари» и «Нуджум ал-Улум» можно вывести еще несколько видов булав по характерным особенностям:
Шашпар (шишпар) – булава с большим шаровидным навершием с шестью ребрами-перьями (шашпар в переводе значит «шестиклинковый»)
Паязи – булава с навершием в виде луковицы и неровными выступами
Хар-и-Махи – булава с металлической рукоятью и навершием с шипами
Санглакх – булава с шаровидным шипастым навершием
Конпал – булава с навершием в форме бутона цветка
Амуд – булава в виде колонны с небольшими дисковидными уширениями по длине
Начах – булава с шаровидным навершием, снабженным маленькими топориками
Пушт хар – булава с навершием в виде кисти руки (раскрытой или сжатой в кулак)
Кара (када) и Мудгар – булавы с большой круглой «головкой», поделенной на «дольки», напоминающей тем самым лимон, с длинной рукоятью, снабженной захватом для руки с дисковидной гардой и круглым навершием.
Гурз-1.JPG
Гурз-1.JPG (44.33 КБ) 57694 просмотра
Гурз-2.JPG
Гурз-3.JPG

Загнал
Боевой клевец, известный с XVI века. В переводе с персидского означает «вороний клюв». Имел узкий прямой или слегка изогнутый клинок, напоминающий по форме «вороний клюв» (отсюда и название), насаженный под прямым углом на прямую рукоять. Рукоять делалась из дерева или металла, иногда была полой внутри и в нее прятался стилет. Клинок был стальным, с долами или ребром жесткости. Если клинок был изогнутым, то острие всегда было направлено вниз (к рукояти). С другой стороны от клинка загнал снабжался бойком или острым шипом, реже маленьким топориком (такой вариант именовался табар-загнал)
Загнал-1.jpg
Загнал-1.jpg (17.29 КБ) 57694 просмотра
Загнал-2.jpg

Часто с другой стороны от клинка размещали фигурку слона или иного животного, с головой направленной от рукояти.
Загнал-3.jpg
Загнал-4.jpg
Загнал-4.jpg (17.16 КБ) 57694 просмотра

Изредка встречались клевцы с боевой частью иной формы. Длина варьировалась от 40 до 100 см. Загнал был предназначен для применения одной рукой.
Камбаджанг (кумберджанг)
Двойной кистень, распространенный в штате Гуджарат. К довольно короткой прямой деревянной рукояти с обеих концов цепочками были прикреплены шары с острыми стальными дисками, отчего шары были похожи на планету Сатурн. Камбаджанг держали за рукоять обеими руками и, приведенные в действие, шары вращались по обе стороны от тела война.
Камбаджанг.JPG
Камбаджанг.JPG (14.31 КБ) 57694 просмотра

Киптан (кестан)
Кистень с прямой рукоятью с двумя или тремя боевыми шарами, соединенными с рукоятью цепочками. Рукоять изготавливалась из дерева или металла. Иногда снабжалась гардой. Рабочая часть (било) имело форму шаров или «лимонов» с гладкой или шестигранной поверхностью. Длина цепочек и рукоятей варьировалась довольно сильно.
Киптан.JPG
Киптан.JPG (10.77 КБ) 57694 просмотра

Парашу
Секира с клинком полулунной формы и рукоятью длиной в руку. Вариант с меньшей длиной лезвия назывался кутхара.
Сайнти
Копьеподобное оружие, имеющее рукоять с душкой в середине древка. Обычно сайнти имело цельножелезное древко, заканчивающееся с одной стороны наконечником копья. Однако Эрл Эгертон приводит вариант сайнти без наконечника на древке (оба конца древка тупые), зато душка рукояти снабжена коротким кинжальным клинком. Длина сайнти варьировалась от 50 до 70 см.
Сайнти.JPG
Сайнти.JPG (27.83 КБ) 57694 просмотра
Синан (шанг)
Общий термин для обозначения копья, получивший распространение при мусульманских правителях. Шанг – широко использовавшееся санскритское обозначение копья.
Синан-1.JPG
На основе исследований Э.Эгертона, П.Чакраварти и С.Д.Сингха, а также упоминаний в «Махабхарате», «Артхашастре» и «Айн-и-Акбари» можно составить следующий примерный список видов индийских копий и дротиков:
Санк (санг, сангу, сангам) – копье средней длины с цельностальным древком и длинным узким граненным копьецом, имевшее повсеместное распространение.
Бхала – пика с маленьким наконечником и длинным бамбуковым древком (до 4 м длиной).
Неза – пика с длинным узким наконечником и деревянным или бамбуковым древком.
Баллам – пехотное короткое копье с широким листовидным наконечником, который иногда заканчивался опущенными вниз жальцами. Общая длина – около 1,8 м, длина наконечника – 0,5 м.
Панди баллам (кабанье копье) – более длинная разновидность баллама (длина около 2,5 м) с наконечником примерно 0,6 м длиной.
Барчха (бирчха, барчи) – короткое тяжелое цельностальное копье.
Чехоута – копье средней длины с наконечниками с обеих сторон древка.
Лаанге – цельнометаллическое копье с полым древком и четырехгранным наконечником.
Панджмух – распространенное в Гуджарате копье с пятигранным наконечником.
Праса – метательное копье, в т.ч. и всадников, с широким и острым наконечником.
Хатака – копье с тремя остриями, т.е. трезубец.
Бхиндипала – длинное метательное копье с большим наконечником.
Канайя – цельнометаллический дротик с трехгранными наконечниками на обоих концах.
Вараха-карна – копье с наконечником в виде кабаньего уха
Синан-2.JPG
Синан-2.JPG (19.39 КБ) 57694 просмотра
Синан-3.JPG

Кроме того существовали следующие виды копий, пик и дротиков, точно происхождение и предназначение не установлено или является предметом споров – селара, шула, томара, карпана, савния, хети, вараха-карна, шакти, кунта, паттаса, трясика.
Табар (табарзин, бхарас)
Общим названием топоров в Индии стало персидское табар или табарзин («седельный топор»), хотя встречалось и чисто индийское название бхарас. В средневековом трактате «Нуджум ал-Улум» приводятся стандартные размеры табара, согласно которым можно было говорить скорее о секире, нежели топоре, но в реальности встречались табары с самой разной формой топора (полумесяцем, с бородой, лопатообразной и т.д.) и длиной рукояти (как длинной, так и короткой).
Табар-1.JPG
Табар-1.JPG (41.84 КБ) 57694 просмотра
Табар-2.JPG

Церемониальные табары иногда были двулезвийные. Встречались варианты с полым топорищем, в котором скрывался стилет. Некоторые табары имели острый крюк для перерезания поводьев лошадей противника (возможно), некоторые снабжались небольшим копьецом или острым шипом. Иногда топоры комбинировались с огнестрельным оружием и тогда топорище превращали обычно в ствол. Некоторые топоры имели корзинчатую рукоять. Индийские боевые табары были в основном оружием всадников и предназначались для использования одной рукой. Поэтому обычно топорища были довольно короткими, хотя встречались и длинные двуручные образцы. Ну и в целом индийские топоры были заметно легче европейских.
Тонги (пхаретри)
Двуручная секира с клинком в форме полумесяца, часто с вогнутым в середине лезвием. Также известны варианты тонги, имевшие несколько клинков с многочисленными остриями.
Тонги.JPG
Тонги.JPG (29.3 КБ) 57694 просмотра

Тонги было распространено в Восточной Индии (нынешний штат Орисса) у племени кхонда. Это оружие использовалось, как на войне, так и для охоты. Мужчины племени славились умением выйти победителем из поединка с медведем или тигром, будучи вооружены только тонги.
Заключение
Ну вот и окончен очередной обзор. Старался максимально охватит данную тему, но уверен, что все-таки где-то что-то упустил. Что ж значит будет повод обзор дополнить. Или кто-то в свое время на другом форуме напишет более полный обзор. Главное, чтобы обзоры писались, а кто это будет делать и где – это уже дело пятое. Аминь!
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Аватара пользователя
T-L7
опытный
Сообщения: 1810
Зарегистрирован: Пт апр 27, 2007 23:29
Имя: Тимофей
Откуда: СПб
Контактная информация:

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение T-L7 »

С большим интересом прочитал. Спасибо! :a_g_a:
Аватара пользователя
MaxjeG
ветеран
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: Пн фев 03, 2014 13:01
Имя: Максим
Откуда: СПб

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение MaxjeG »

Серега... Труд колоссальный! :bra_vo:
Действительно очень самобытное и интересное оружие. Технику работы с некоторыми экземплярами представляю с трудом. :du_ma_et:
Есть виды о которых бы хотелось поговорить, поскольку с приходом Британии много поменялось. В частности по талварам.
Кстати, если интересно, индусы никогда, до британцев, не использовали сабли в верховом бое, только в пешем строю. :a_g_a:
Изображение
"Я живой! Это дерзость, но это в крови!" КК
Тупые люди, как тупые ножи - вреда причинить не могут, но бесят!
Аватара пользователя
кутум
эксперт
Сообщения: 5842
Зарегистрирован: Пн ноя 01, 2010 17:53
Имя: Нажмудин
Откуда: г.Санкт-Петербург

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение кутум »

Сергей , молодец ! Не перестаю удивляться твоему терпению и упорству в подготовке материала :co_ol:
Будет еще всякая тарашка себя кутумом мнить !
Аватара пользователя
Чечако
модератор
Сообщения: 5465
Зарегистрирован: Пт июн 26, 2009 0:44
Имя: Николаич
Откуда: С.-Петербург

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Чечако »

Очень интересно и познавательно. Сергей, спасибо!
Доверять можешь кому угодно, но вот твердо рассчитывать – только на себя. Каждый – сам себе глобус, сам себе и Атлант. (Макс Фрай)

Зри в корень! (Козьма Прутков)
Мои работы Вконтакте http://vk.com/album-28450477_166673967" onclick="window.open(this.href);return false;
Изображение
кинолог
эксперт
Сообщения: 5486
Зарегистрирован: Вс дек 27, 2009 1:12
Имя: Валерий.
Откуда: Юго-Запад СПб.

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение кинолог »

:co_ol: Молодец!
Собака - друг человека.
Знание - сила.
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Andrzej »

Мега-обзор! :co_ol: :uch_tiv: Еле осилил. Чрезвычайно интересно. :-ok-: Аналогов не встречал. :!:
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
Аватара пользователя
Mike
ветеран
Сообщения: 2005
Зарегистрирован: Чт ноя 29, 2007 17:02
Имя: Михаил
Откуда: СПб

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Mike »

Спасибо, Серёга. Как всегда, великолепно!
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Аватара пользователя
Black Wolf
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Сб мар 20, 2010 16:26
Откуда: София, Болгария
Контактная информация:

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Black Wolf »

Очень хороший обзор! :dr_ink:
Аватара пользователя
Михалыч
clubman
Сообщения: 1997
Зарегистрирован: Сб янв 07, 2006 20:11
Имя: Игорь
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Михалыч »

Сергей, ну ты вообще зверь. :bra_vo:
http://armatox.com" onclick="window.open(this.href);return false;
Аватара пользователя
Israguest
опытный
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: Сб май 30, 2009 17:50
Откуда: Израиль

Re: Холодное оружие Индии

Сообщение Israguest »

Мои пять копеек :D На всех фотографиях с голубым фоном и надписью oriental-arms предметы из собрания известного израильского коллекционера восточного оружия Арци Ярома .Я с ним знаком и в этом месяце виделся .
Тадмор 004.jpg
Вот этот Рам-дао с его стола (с глазиком) продался при мне .
Тадмор 007.jpg
Постараюсь добавить фоток .
Сергею спасибо !
Ответить

Вернуться в «Историческое холодное оружие»