Где хранится клинок Надир-Шаха?

Здесь беседуют о любом историческом холодном оружии

Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
borgia1
опытный
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: Ср авг 21, 2013 23:40

Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение borgia1 »

'Царя царей - великого Надира
Я славила, сверкая и звеня,
И в двадцати походах он полмира
Смог покорить при помощи меня.'
Р. Гамзатов

Один мой коллега после поездки в Кубачи для проведения фокус-групп рассказал мне легенду о сабле Надир-шаха. О том, что надпись, выгравированная неизвестным мастером на клинке гласит, что она 'изготовлена в мастерской Лахора в 473 году'. На грани клинка, в продольном углублении, написано: 'Эту саблю захватил в качестве трофея Победитель Вселенной - Тимур в числе оставшихся вещей Султана Махмуд-Шаха Насреддина после его бегства в Гуджарат в 801 году (Хиджры), и он, опоясавшись ею, возвратился в страну Фарс'. С правой стороны клинка подпись: ':Надир-шах, в качестве трофея, захватил эту саблю в городе Дели из казны Равшан - сестры Мухаммед-шаха сына Джахан-шаха - одного из Гурханийских владык, и он опоясался ею в 1152 году (хиджры)'. Так же по фотографиям было видно, что это сабля зульфикар. Так часто называют клинки с лезвием, раздвоенным горизонтально или вертикально.

Зульфикар - название сабли пророка Мухаммеда, который после смерти Мухаммеда перешёл к праведному халифу Али ибн Абу Талибу, первому имаму в учении шиитов. Один из знаменитых мечей доисламской Аравии, принадлежавший до Пророка Мухаммеда мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. Пророк Мухаммед взял его при разделе трофеев, захваченных в битве при Бадре в 624 году. Существуют разные мнения относительно формы Зульфикара, но его главный признак - раздвоенное острие.
В легендах Зульфикар часто наделяется магической силой и волшебными свойствами. Например говорили, что у легендарной сабли одна сторона лечит, другая убивает. По преданию, Мухаммед передал (по другой версии - завещал) Зульфикар своему двоюродному брату и зятю Али, женатому на его дочери Фатиме. Большинство источников сходятся в том, что это произошло во время битвы при горе Оход, произошедшей 23 марта 625 года, хотя легенда утверждает, что саблю для Али принес с небес сам архангел Гавриил (Джебраил) после того, как в жестокой сече тот уже сломал девять мечей. С Зульфикаром в руке Али бросился на вражеского предводителя Амра ибд Абдауда, сила которого превосходила силу тысячи воинов. Никто не отваживался сойтись с ним в единоборстве. Однако для Али не было препятствий. Одним ударом волшебного меча он разрубил пополам щит противника, разбил его шлем и поверг силача на землю.
Видя это, пророк Мухаммед восхищенно воскликнул: 'Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!' В последующие века этот девиз стал боевым кличем мусульманских армий, оружейники часто делали гравировку с такой надписью на клинках мечей и сабель.
В руке Али, действительно выдающегося воина, Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама. Меч имел два лезвия и обладал волшебными свойствами: например, им невозможно было убить невинного человека. Когда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в случае нужды меч чудесным образом оказывался у него в руке. Считалось, что Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Однако, как гласит известная в Средней Азии легенда, этот меч ломался, если умерший где-либо мусульманин не был похоронен. Захоронение следовало произвести как можно быстрее - для того, чтобы обломки Зульфикара срослись и он снова встал на стражу границ.
После моих рассказов об этом удивительном оружии другой коллега попросил сделать ему точную копию этой сабли. И когда ему из Кубачей прислали копию знаменитой сабли Надир-шаха мы с ним долго спорили насколько это точная копия легендарного оружия свирепых завоевателей. И когда, я в очередной раз отправился проводить исследования в Дагестан, решил, что обязательно заеду в Кубачи посмотреть на это знаменитое оружие. Скажу сразу, что всё, что рассказывали мне о Кубачах в Махачкале оказалось враньем и выдумкой. Легендарный город мастеров, спрятанный в небесных облаках на вершине гор, и его мастера, которые передают свои традиции тысячу лет - это большой рассказ, поэтому отложим его на другой раз, а сейчас поговорим о сабле Надир-шаха.
Сентябрь, 1741 г. Правитель Персии Надир-Шах отступает в Дербент. Очередная попытка усмирить, утопив в крови, непокорных дагестанских горцев окончилась полным провалом. После пяти дней битвы от пятидесятитысячного войска осталось не более половины. Из тех, кто еще жив, многие ранены и измотаны. И совершенно ясно, что не все они доберутся до безопасных мест - отстоявшие свою свободу дагестанцы постоянно преследуют Надир-Шаха. Почти все вьючные животные пали, приходится бросать все, что задерживает наступление - артиллерию, обозы. Где-то там - позади остался обоз с полевой казной, он достался дагестанцам. И что самое ужасное, там же на поле битвы осталась знаменитая сабля, принадлежавшая когда-то самому Тимуру, символ полководческой удачи Надир-Шаха, сабля которой по легенде более 1500 лет, возможно родственница знаменитого волшебного меча пророка Зульфикара. Сабля, которую более 1000 лет носили завоеватели на поясе, стирая в порошок города вместе с жителями. Сабля, клинок которой украшен надписями предыдущих владельцев, а так же змеями, которых на ней не один десяток:
Кстати, в Чеченском Государственном Музее в открытом доступе лежит сабля, на клинке которой нанесен рисунок зульфикара, в ножнах, так же украшенного змеями. Автор хотел показать, что сабля имеет двойное лезвие, но из-за специфики передачи изображения вместо горизонтального зульфикара изобразил вертикальный. Скорей всего это следствие того, что язык змеи имеет горизонтальное строение, поэтому подлинный зульфикар горизонтальный, а вертикальный зульфикар - это неверная передача анатомической идеи. А если зульфикары имели природу змеи, становится понятно, откуда взялась идея о том, что один клинок убивает, а другой лечит. Вероятно, сабля раньше была отравлена, а раздвоенное лезвие является символом языка змеи.

Но вернемся к истории клинка. В первой половине 18-го века Персия переживала далеко не лучшие свои времена. Некогда великая империя раздроблена - северные территории поделили между собой Россия и Турция, столицу заняли афганские мятежники. Казалось, ничто не может спасти страну. Молодой шах Тахмасп собирает войска, чтобы вернуть себе хотя бы столицу, на его призыв отвечает и Надир. Надир не мог похвастаться знатным происхождением, однако выдающиеся воинские и полководческие таланты позволили подняться ему очень высоко. К 1726-му году он уже управлял отменным войском собранным им со всей Персии, огромную дань ему платили многие персидские феодалы, однако его амбиции были гораздо больше.
Начинается длинная кампания по освобождению Ирана от афганского ига, пять лет потребовалось Надиру, чтобы отчистить страну от мятежников. Тахмасп, опасаясь своего удачливого полководца, приказывает ему сложить оружие. Надир в ответ окружает дворец шаха и принуждает персидского правителя фактически отречься от власти. Захватив родную страну, Надир-Шах решает преследовать афганских мятежников укрывшихся на территории Империи Великих Моголов - современных Индии и Пакистана, где правят потомки Тимура. В 1737-м году войска Надир-Шаха взяли Дели, среди трофеев нашлась удивительная сабля.
Надпись, выгравированная на лезвии, гласила, что выкован он в 473 году. Возможно, что он старше самого Пророка на полторы сотни лет. Так же как и у Зульфикара - у клинка два лезвия. Возможно, они выкованы одним мастером. Безусловно, такая версия крайне льстила Надиру. Хотя, скорее всего, имеется в виду исламское летоисчисление, которое идет от 622 года по европейскому календарю.
Многие мастера исламского мира делали оружие подражающее Зульфикару. Понятно, что подобные клинки делались не столько для боя, а как символ воинской доблести и предназначались мусульманским владыкам. У сабли, оказавшейся в руках Надира, богатая судьба. Доподлинно известно, что к Тимуру она попала в 1398-м году в качестве трофея, а до этого принадлежала индийскому султану. Клинок был при Тамерлане во время его походов в Турцию и Китай, а после его смерти вернулся в Индию и несколько сотен лет хранился у его потомков. Тимур очень дорожил клинком, чему свидетельствует надпись на нем.
В истории Дагестана ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. В 1395 г. Тимур снова обрушился на кумыков, живущих между Тереком и Сулаком. Затем, оросив кровью предгорные районы, Тимур двинулся в Аварию, которая оставалась союзницей враждебных Тимуру монголов. По сохранившейся легенде, все мужчины сел Гагатль и Анди современного Ботлихского района сражались до последнего. Оставшихся в живых Тимур растоптал копытами коней. Затем, вернувшись в Тарки, Тимур направился в сторону нынешнего Буйнакска. Тимур саблей насаждал ислам (той которая сейчас называется сабля Надир-шаха) и свою войну называл 'войною с неверными за веру'. (Напомним, что важным фактом в истории Дербента, входившего, согласно ряду авторов, в состав Кавказкой Албании под названием Диауна, было принятие христианства в 313 году. Так что в этом году исполняется 1700 лет принятия христианства в Дагестане. Город служил северным форпостом Албании. Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал город Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Албании в борьбе с зороастризмом). Одно из трагических событий во время пребывания Тимура в Дагестане произошло у с. Ушкуджа (ныне Акуша). По преданию, 'всех верующих убили мечом джихада, а из убитых сделали холмы и опустошили всю их область'. Тогда же, в 1396 г., Тимур захватил селение Акуша и разорил его. На помощь даргинцам пришли аварцы и лакцы, которые также потерпели поражение. Известно, что Тимур, покорив аварцев, обратил их в ислам и назначил им мулл, которых обязал учить детей арабскому письму. Среднеазиатский завоеватель не трогал местных феодалов, оставил в их руках земли. У основания горы Цебе-меэр пришедшие жить из Гуниба в Аркас увидели фундаменты домов. Везде виднелись разрушенные до половины стены, сложенные из больших камней. По неизвестной причине в те далекие времена люди покинули эти места. Их судьба была сродни судьбе гунибцев. В одной арабской книге упоминается имя некоего Хоздала Хулубека, которому якобы принадлежала гора Цебе-меэр, и что местное население было изгнано оттуда воителями-мусульманами. Кто не успел убежать, были перебиты, сброшены в глубокую яму и засыпаны землей.
Это предположение основывается на легенде, услышанной ученым Магомедом Дибировым от 100-летнего нижнеказанищенца Яши Арсланбекова. По легенде выходило, что Тамерлан захватил и разорил Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли. А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения старого Аркаса произошло невероятное. Избежавшие наказания женщины достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана. Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня.
Еще в предании говорится, что девушка из Аркаса через дымоход проникла в дом, где остановился Тамерлан, убила троих телохранителей и расправилась бы с Тамерланом, если бы не помощь других воинов: а может быть и сабли Надир-Шаха.
Завоеватель пришел в ярость и приказал загнать женское население, в том числе детей и старух, в один дом и сжечь. Что и было сделано. Таким образом, пребывание Тимура в Дагестане - это время неслыханных жестокостей, которые надолго остались в памяти горцев в виде легенд и преданий. В IV-VII вв. с вторжением арабов, татаро-монгол, а затем и Тамерлана в Дагестане постепенно вытеснялось христианство. В XV в. здесь уже господствовал ислам, хотя еще долго бытовали пережитки домусульманских религий.
Вещи, принадлежавшие Тимуру, как и сам средневековый правитель, всегда были окутаны огромным количеством легенд и наделялись прямо магической силой. А клинок Тимура к тому же, как две капли напоминал Зульфикар. Само собой, Надир-шах не мог пройти мимо подобной реликвии.
Клинок вместе с Надиром отправился на Кавказ. За очень короткое время персидский правитель с поразительной легкостью смог отвоевать назад все утерянные за пятнадцать лет до этого территории. Казалось, что Персия вот-вот вернет свое былое величие, никто не мог оказать сопротивления владельцу легендарной сабли. И тут на пути у Надир-Шаха встал Дагестан. Восстание в Дербенте было жестоко подавлено. Мурад-Али-хан по приказу Надир-шаха был казнен, а на его место был назначен Наджеф-султан. Отзвуком этих событий служит легенда о жестокости Надир-шаха, при взятии города велевшего вырвать защитникам Дербента по одному глазу, которые якобы были захоронены под каменным столбом во дворе Джума-мечети (по другой версии вырывали глаза только тем христианам которые не приняли ислам). После чего озлобленный упорством дагестанцев в сопротивлении своей власти, он уничтожил первые попавшиеся четырнадцать аулов. На протяжении нескольких лет Надир предпринимал попытки усмирить гордых горцев, но дальше окраин Дербента его власть не простиралась. Походы Надира вглубь территории страны отличались огромной жестокостью, перс сжигал деревни и истреблял местных жителей под корень. Так например о его злодеяниях до сих пор рассказывают почти во всех аулах Курах-дере. Осенью 1735 года завоеватели вторглись на территории Курах-дере. Жители героически сражались с врагами, однако силы были не равные, полчища шаха разрушили села до основания. Персы согнали женщин с грудными младенцами и стариков на площадь, связали их по рукам и ногам и топтали конскими копытами. В каждом ауле вам покажут такие места.
Во время очередного похода войска Надир-Шаха были разгромлены, и клинок оказался у кубачинцев. После утраты клинка удача отвернулась от прославленного полководца, он погиб в результате заговора через шесть лет, особых военных успехов за это время у него не было, зато развилась практически маниакальная подозрительность, переступавшая за грань с сумасшествием. Что в итоге и привело к заговору. Тем временем, нагрянувшие в Индию британцы отстранили от власти могольского султана.
Создается впечатление, что клинок хранил своих владельцев - три с половиной сотни лет Тимуридов, и несколько лет Надира. Люди, владевшие им, покоряли целые империи, но стоило им утратить клинок, как на них обрушивались все несчастья мира.
Как бы то ни было, гордые горцы смогли справиться с магической силой сабли, и клинок оказался в Дагестане. И вот тут следует очень интересное развитие истории. Во время наших путешествий по Кавказу мы нашли две сабли Надир-Шаха, которые очень похожи: саблю в Кубачах, и саблю в республиканском краеведческом музее Махачкалы. Сабля в музее города Махачкалы хранится тоже как сабля Надир-Шаха, которая до 20-го века хранилась в семье Чупановых-Аварских - потомков полководца, участвовавшего в битве против Надир-Шаха. В 1936-м году клинок был продан в Дагестанский Музей за 300 рублей, которые помогли выжить семье при депортации. В Кубачах говорят, что сабля у них настоящая и хранится уже более 200 лет.
Когда президент республики Дагестан Рамазан Абдулатипов посещал Кубачи, он удивился, как это сабля их Махачкалинского музея оказалась в Кубачах? Совместно с мастерами кубачинцами мы детально изучали саблю, в современных условиях точную копию сабли сделать невозможно, сам клинок невероятно изящно исполнен, и повторить все гравировки очень сложно. Рукоятка из кости очень тонкой работы, она повторяет анатомические подробности хищной кошки. Пасть хищника даже внутри очень детально проработана анатомически. Помимо большого количества змей на клинке, как внутри, так и снаружи и даже на обухе, на сабле есть много надписей и изображений львов (что вероятно подчеркивает ее царское предназначение), а так же людей - араба с тростью или индуса с саблей. Все 6 мест на клинке сабли, где возможно разместить гравировки, использованы. Местные мастера сказали, что они пробовали рубить мясо саблей, и она выхватывала кусок, лезвия при ударе сходились. Так же местные называли ее 'ухорубкой', так как если ударить ей по голове сверху вниз, то она должна аккуратно срубить два уха, скользнув по черепу.
Итак, сабли Надир-Шаха две. Так что хранится в Кубачах, более поздняя копия? Или оригинал, а копия находится в Дагестанском музее? Еще один клинок, 'подражающий' Зульфикару и когда-то принадлежавший какому-нибудь знатному исламскому правителю? К сожалению, экземпляр в Махачкале нам не удалось подробно изучить, так что у нас пока нет ответов на эти вопросы, экспертам еще предстоит установить судьбу этого клинка. Но вполне вероятно, что сабле, хранящейся в небольшом дагестанском селении, уже более тысячи лет и она представляет огромную историческую ценность. Возможно эта сабля стоит дороже Кубачей.

Интересно, что история с попыткой похищения сабли арабами произошла именно с экземпляром из Кубачей, а не из Дагестанского музея. По рассказам кубачинцев, в начале 90-х один из потомков Надир-Шаха пообещал одному из руководителей районного КГБ 1000000 долларов, если он сможет доставить саблю из Кубачей до аэродрома, на который влиятельный араб прислал свой самолет с условием, что тот взлетит, как только сабля окажется на его борту.
Похититель нашел несколько помощников, которые, убив нескольких охранников, пробрались лунной ночью в музей кубачинского предприятия. Похитители завладели саблей, но у них взыграла жадность, преступники стали разбивать витрины и решили забрать все ценное, что есть в музее. Успех опьянил их настолько, что при лунном свете они даже стали фехтовать шашками, которые хранились в музее. На этих шашках до сих пор остались зазубрины:
Тем временем старый охранник, раненый, единственный выживший из троих, полз к ближайшему дому, чтобы поднять тревогу. Грабители, упаковав все, стали спускаться по дороге из Кубачей. Эта вьющаяся вниз, как змея вдоль клинка, дорога, никогда не знала асфальта. Каждый раз, когда льется дождь, ее сильно размывает, и местные жители засыпают ямы грунтом. По такой дороге быстро не поедешь, а если хочешь ехать ночью и доехать хоть куда-то, надо быть осторожным. Пока тяжело нагруженные добычей преступники медленно продвигались по дороге вниз, раненый сторож поднял тревогу.
Быстро собравшееся народное ополчение пустилось в погоню, сообщив при этом в аул, куда шла дорога, чтобы там ждали воров и схватили их, если погоня не успеет. Внизу у моста воры поняли, что не смогут уйти с награбленным от преследователей. Выбросив все в бурный поток горной реки, они попытались скрыться, но погоня их настигла. На родной горе от местного жителя не спрятаться. Оказалось, что один из похитителей кубачинец и его тут же линчевали. Остальных сильно избили. Мешки с экспонатами из музея извлекли из речки.
Они до сих пор радуют кубачинцев и тех туристов, кто не боится мифов о горах Кавказа и приезжает посмотреть на работы серебряных дел мастеров и знаменитую саблю. Тот самый сторож тоже до сих пор жив и так же охраняет саблю, хотя ему уже немало лет, но в Кубачах, городе серебряных дел мастеров, облака прячут город не только от врагов, но и его жителей от старости. Настоящие мастера живут долго, а их наследие делает их бессмертными.
Спасибо судьбе, что дала возможность прикоснуться к этой удивительной истории. Жалею лишь об одном, что так и не удалось понять, какая сабля Надир-шаха настоящая, в Кубачах или Махачкале. Неужели кто-то все же смог сделать копию, которую не под силу сделать современным мастерам: или это разные старинные сабли, живущие до сих пор под одним именем. В любом случае, каждый ценитель оружия должен их увидеть, ибо не так много на территории России легендарных клинков такого уровня.

По материалам сайта politkavkaz.ru
http://www.politkavkaz.ru/proj...-shah+04.09.13/" onclick="window.open(this.href);return false;
Вложения
1.jpg
2.jpg
2.jpg (98.53 КБ) 44001 просмотр
6.jpg
3.jpg
3.jpg (49.28 КБ) 44001 просмотр
4.jpg
4.jpg (74.58 КБ) 44001 просмотр
7.jpg
8.jpg
8.jpg (65.02 КБ) 44001 просмотр
Аватара пользователя
кутум
эксперт
Сообщения: 5842
Зарегистрирован: Пн ноя 01, 2010 17:53
Имя: Нажмудин
Откуда: г.Санкт-Петербург

Re: Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение кутум »

Не могу судить об исторической ценности аналогичного оружия , это прерогатива историков , а вот боевая ценность мне кажется сомнительна - раздвоенные концы будут вибрировать , сдвигая балланс и нарушая точность работы оружия и проникающую способность, мне так кажется , хотя я могу ошибаться , я не имею такого опыта . Скорее всего оружие такого вида носило устрашающее и мистическое значение , придававшее статус его владельцу .
И при всем уважении к своей Родине , к сожалению , в Дагестане раньше , а тем более сейчас , довольно вольно трактуют исторические события , в угоду " национальным интересам ". С созданием Дагестанской академии наук , сразу стало много академиков ( в том числе и уважаемый Рамзан Кадыров ) и эти новоявленные академики стали зарабатывать авторитет созданием своей истории .....
С интересом прочитал , спасибо автору за подробный экскурс в историю . Кстати в Махачкалинском музее был с семьей , мы там были одни , все бедненько и запущено , а жаль ...
И одно не понял - почему говорится что в современности такое оружие не воспроизвести , в том же Кубачи прекрасные мастера , да даже на нашем форуме если объединить мастеров , я думаю сделают не хуже :mi_ga_et:
Заранее извиняюсь , если сказанное мною умаляет достоинство прекрасного исторического оружия , высказываю лишь свое мнение дилетанта :nez-nayu:
Будет еще всякая тарашка себя кутумом мнить !
Аватара пользователя
Simishka
ветеран
Сообщения: 3424
Зарегистрирован: Ср янв 14, 2009 19:19
Откуда: Санкт-Петербург, Сибирь

Re: Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение Simishka »

Почитал с большим интересом! Спасибо! :bra_vo:
Белое сшивай с белым,красное с красным,жёлтое с желтым-так хорошо будет. (Л.В.Поташов, великий хирург)
Аватара пользователя
Роман
ветеран
Сообщения: 3949
Зарегистрирован: Вс окт 14, 2007 15:23
Имя: Роман
Откуда: Санкт Петербург
Контактная информация:

Re: Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение Роман »

borgia1
Спасибо интересно и познавательно. :co_ol:
...Главное, чтобы тебя окружали достойные люди! /генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс/
кинолог
эксперт
Сообщения: 5486
Зарегистрирован: Вс дек 27, 2009 1:12
Имя: Валерий.
Откуда: Юго-Запад СПб.

Re: Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение кинолог »

Роман писал(а):borgia1
Спасибо интересно и познавательно. :co_ol:
+1.
Собака - друг человека.
Знание - сила.
Аватара пользователя
Mike
ветеран
Сообщения: 2005
Зарегистрирован: Чт ноя 29, 2007 17:02
Имя: Михаил
Откуда: СПб

Re: Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение Mike »

Очень интересно, спасибо. В части исторической достоверности согласен с Нажмудином.
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Sasha27
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Вт дек 10, 2013 13:38

Re: Где хранится клинок Надир-Шаха?

Сообщение Sasha27 »

Очень поучительная, расширенная информация! спасибо!!!
Ответить

Вернуться в «Историческое холодное оружие»