Страница 1 из 1

Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пт июл 05, 2013 13:28
Vinny M
Давненько не баловал почтенное общество, надеюсь, интересными обзорами. Исправляюсь.
1. Вступление
Нивхи, гольды, эвенки, коряки, орочи, негидальцы, долганы… - перечень малых народов Севера можно продолжать и продолжать. Они исстари жили, причем неплохо, в суровых условиях в единении с природой. Их, наивных детей природы, обманывали китайские, маньчжурские и русские торговцы, французские миссионеры – скупали у них по дешевке ценные меха, спаивали водкой, заражали опасными болезнями. Но они все равно находили силы справляляться с трудностями. Из их среды выходили известные охотники и ученые, писатели и певцы. Так, например, гольдом был знаменитый проводник и охотник, спутник известного ученого и путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева Дерсу Узала. Вот как раз и пришло время поговорить о ножах гольдов (или нанайцев).
2. Историческая справка
Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Слово «нанай» расшифровывается, как «человек земли» («на» - земля, «най» - человек). В прошлом были известны, как гольды. Гольдами до сих пор себя называют нанайцы старшего поколения в некоторых районах Приморья. В Китае нанайцы известны под названием «хэчжэ».
1.jpg
Нанайцы относятся к тунгусо-манчжурской языковой группе. Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие.
Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.
2.jpg
2.jpg (22.24 КБ) 55879 просмотров
В настоящее время большинство нанайцев России проживает в Хабаровском крае по обоим берегам Среднего Амура и по восточному (российскому) берегу Уссури. В Китае (провинция Хэйлунцзян) нанайцы проживают на правом берегу Амура между устьями Сунгари и Уссури (Тунцзянская и Фуюаньская волости Цзямусыйского (Jiamusi) уезда) и на левом берегу Уссури (в Жаохэйской волости Шуанъяшаньского (Shuangyashan) уезда).
В России по результатам переписи 2002 года проживало 12160 нанайцев, а в Китае (перепись 2000 года) – 4600.
Известные нанайцы: охотник и проводник Дерсу Узала, эстрадный певец Кола Бельды, герой Советского Союза Александр Пассар, писатель Аким Самар, кандидат филологических наук Сулунгу Оненко и др.
3. Нанайские ножи
Как и любой народ, живущий в тесном соседстве с природой, нанайцы не могли обходится в жизни и в быту без ножей. В принципе быт и традиции малых северных народов во многом были схожи, то и ножи их походили на ножи соседей, но так как мы говорим о ножах гольдов-нанайцев, то и названия и типы этих ножей будут именно нанайскими.
3.jpg
Мужские ножи (хусэнэй кучэни)
1. Гиасо (гесу) – нож для работ по дереву с узким клинообразным лезвием чуть выгнутым в сторону (длина клинка – 85 мм, наибольшая ширина – 8 мм). Таким ножом строгали дерево по направлению к себе.
4.jpg
4.jpg (14.3 КБ) 55879 просмотров
4. Харпо – охотничий нож с прямым лезвием (длина клинка – 65 мм, ширина – 20 мм)
5.jpg
Женские ножи (эктэнэй кучэни)
2. Сингнапун – большой нож для чистки рыбы с изогнутым клинком
3. Чуруэн – малый нож для вырезания орнамента на бересте (длина клинка – 35 мм, ширина – 6 мм)
5. Гирсу – малый нож для чистки рыбы и приготовления пищи
8.jpg
6. Гиригда – нож для вырезания орнамента
9.jpg
Кроме того нанайцы использовали костяной нож Посику (Согбипо), сделанный из рога лося. Этим ножом нанайцы снимали с рыбы кожу и расправляли ее для дальнейшей выделки.
10.jpg
10.jpg (30.99 КБ) 55879 просмотров
4. Использование ножа
Заготовка бересты
Бересту по весне заготавливали мужчины. Выбрав подходящую березу, делают надрезы по окружности дерева вверху и внизу, а затем соединяют их вертикальным разрезом. После этого ножом гиасо бересту снимают и сворачивают в рулон, после чего она передается для дальнейшей обработки женщинам.
Обработка дерева
Обрабатывали дерево с помощью ножа и специального приспособления, название которого установить не удалось. Это приспособление состояло из двух палочек: одной круглой, диаметром 3 см и длиной 45 см, и другой четырехгранной, шириной 2,5 см и длиной 53 см. Между собой они были соединены ремнем длиной 55 см. Круглая палочка является рукояткой и имеет на одном конце небольшое углубление, а на другом конце – стержень, на который насажены две половинки деревянного наконечника. В наконечник закрепляют нож, ручку вставляют в центр обрабатываемого сосуда, а вторую часть с ножом вращают. По мере вращения ремень наматывается и приближает к центру нож, который выполняет роль резца. После этого тянут на себя другой ремень, с помощью которого ручке придается вращение в другую сторону и резец занимает первоначальное положение.
Разделка рыбы (один из способов)
7.jpg
Специальным ножом (гирсу или сингнапун) женщины чистили и потрошили рыбу. Затем начинали разделывать ее на части. Описываемый способ назывался сигдэури. Вначале отрезали во всю длину брюшки хуйкэ, вынимали внутренности, икру или молоки. От хвоста к голове, во всю длину рыбы, срезали верхний тонкий слой мяса вместе с кожей, но без костей – нгалама (орихта). Затем в том же порядке снимали ножом несколько тонких слоев сигдэ. Оставшийся костяк с тонким слоем мяса и голова кисоакта шли в пищу собакам. Приготовленные куски подвешивали и вялили на воздухе.
Приготовление блюда тала
Брали свежую рыбу, преимущественно калугу или осетра, потрошили. Затем на специальной подставке ее мелко нарезали ножом в виде небольших узких и тонких ленточек. Обязательной приправой к тала являются соль, черемша, дикий лук или дикий перец.
Медвежий праздник
Ритуальная пища приготавливалась из мяса медведя. Прежде чем ободрать шкуру, брали девять палочек и раскладывали их вдоль всего тела. Они назывались хумэтэ, под которыми подразумевались девять застежек. Когда брали нож, то говорили «хумэтэси хэгдиэмби», что означало «пуговицы буду расстегивать» и ножом вдоль тела распарывали шкуру. Голову медведя отделяли и обдирали кожу в тайге, затем привозили в селение и устанавливали на видном месте, где она и сохранялась до начала праздника.
5. Нанайский нож в литературе (фрагменты из книги Н.Задорнова «Далекий край»)
… Чумбока отпрянул и сорвал с пояса нож.
- Бей дикого, бей Самара! – дружно заорали Бельды.
Рыжебородый старик рассвирепел. Белые глаза его выкатились.
- За косу тебя схвачу и отрежу голову, как у калуги, - вытащил он большой нож. – Сейчас тебя съем, - осклабился Локке.
Над головой Чумбоки сверкнуло железо.
«А если и верно кусать станет?» - Чумбока похолодел от страха.
- Уши сначала отрежу, ноздри съем.
Чумбока увидел мясистый калтык старика над кольчугой.
Пока старик мешкал, парень, замахнувшись, изо всей силы метнул свое последнее оружие в горло Локке. Старик запрокинул голову, нож вывалился из его руки. Он захрипел и повалился на песок. Частое хриплое дыхание вырывалось из раны…»

«…Чумбо схватил котел с огня и выплеснул вчерашнюю уху в воду.
Одака, стоя на коленях, пластала ножом на бересте тяжелых рыб и бросала куски в котел с чистой водой…»

«…Четыре гольда, вынув острые ножи, свежевали зверя и тут же съедали вкусные куски. Дядя съел ноздри. Обрубили ноги и, разбивая кости топориками, сосали мозг. Насытившись, Алчика сидел на корточках у реки. Мочил лицо и лысину. Дядюшка Дохсо устроился около ухи, у костра…»
6.jpg
6. Современный вариант нанайского ножа
Ну и напоследок современная реплика нанайского ножа, выполненная ростовским мастером Евгением Аслановым.
11.jpg

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пт июл 05, 2013 16:25
Starypios
Познавательно! Тему - вверх!

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Сб июл 06, 2013 1:16
Михалыч
Шикарно, Сергей!

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пн июл 08, 2013 13:50
Mike
Серёга, пора тебе издаваться...

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пн июл 08, 2013 14:55
harm633
Отличная статья!

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пн июл 08, 2013 15:22
Shah
Спасибо.

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пн июл 08, 2013 18:26
Валерий
Отличный материал. Успеваешь посмотреть, прочитать, понять, получить эстетическое удовольствие и не устать при всём при этом :) Всего в меру.
Mike писал(а):Серёга, пора тебе издаваться...
Поддержу. Во всяком случае, для начала я бы все материалы Сергея собрал в одном месте.

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Ср июл 10, 2013 17:49
Роман
Vinny M
Действительно отлично :co_ol: Много интересного,а Кола Бельды я почему то был уверен что якут :smu:sche_nie: В детстве помню была у меня книжка нанайские сказки,сказки не помню о чем но впечатление о них осталось,что то необычное и загадочное.

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Ср июл 10, 2013 22:16
Vinny M
Mike писал(а):Серёга, пора тебе издаваться...
Да я вроде не прочь, но катастрофически не хватает времени - с начала года пытаюсь сесть за книгу, но что-то постоянно мешает, а сейчас в сезон походный и подавно вряд ли получится. Думается мне раньше октября-ноября дело с мертвой точки не сдвинется.

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пн дек 01, 2014 14:44
Ляо
:)Хорошая статья про нанайские ножи. Спасибо, тронуло очень. Я такие ножи хорошо помню. Сама пользовалась тоже. Ездила на собаках, носила соломенные и берестовые шляпы , носила обувь из рыбьей кожи и шкуры кабарги, которые обшивались нитками из сухожилий , при разделке использовались только такие ножи. Да и до сих пор , многие в Нанайском районе пользуются ими. В частности, мои родители, проживающие в Дада . Еще раз спасибо, что проявили такой интерес к нашим ножам.
О народе.. может кому интересно..
Нанайцы - название современное ( НА- земля, НАЙ- человек), ввели от слова наНГка (нг- произносится прижатым к нёбу языком)- дословно, человек с этой местности, .. это был ответ любого аборигена на вопрос русского Кто ты?... абориген не понимал, что его спрашивают о национальном происхождении.
Я сама отношусь к нанайцам , которые и по сей день называют себя ХЭ ЦЗЭ НАЙ (хэдзэни, ходза, ходзэны в русском писании), если хотят подчеркнуть национальность. А про место проживания говорят МИ эй Нангка , могут уточнить село Да нгка (житель села ДАДА), Доли нгка(житель села Троицкое, по нашему Долин) , Бури нгке(житель города Хабаровска- по нашему БуРИ) и тд... :)

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Пн дек 01, 2014 15:11
Vinny M
Ляо писал(а)::)Хорошая статья про нанайские ножи. Спасибо, тронуло очень. Я такие ножи хорошо помню. Сама пользовалась тоже. Ездила на собаках, носила соломенные и берестовые шляпы , носила обувь из рыбьей кожи и шкуры кабарги, которые обшивались нитками из сухожилий , при разделке использовались только такие ножи. Да и до сих пор , многие в Нанайском районе пользуются ими. В частности, мои родители, проживающие в Дада . Еще раз спасибо, что проявили такой интерес к нашим ножам.
О народе.. может кому интересно..
Нанайцы - название современное ( НА- земля, НАЙ- человек), ввели от слова наНГка (нг- произносится прижатым к нёбу языком)- дословно, человек с этой местности, .. это был ответ любого аборигена на вопрос русского Кто ты?... абориген не понимал, что его спрашивают о национальном происхождении.
Я сама отношусь к нанайцам , которые и по сей день называют себя ХЭ ЦЗЭ НАЙ (хэдзэни, ходза, ходзэны в русском писании), если хотят подчеркнуть национальность. А про место проживания говорят МИ эй Нангка , могут уточнить село Да нгка (житель села ДАДА), Доли нгка(житель села Троицкое, по нашему Долин) , Бури нгке(житель города Хабаровска- по нашему БуРИ) и тд... :)
Ответное спасибо за добрые слова! Значит пишу не зря :)

И спасибо за этнографическую справку. Конечно же она интересна

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Вт дек 02, 2014 12:03
Andrzej
Очень интересно!
Этнические ножи всегда обладают харизмой.

Re: Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Вт дек 02, 2014 12:42
кинолог
Очень интересно, спасибо.

Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Вт ноя 28, 2017 11:23
Andrzej
нож Дерсу Узала (1849 — 13 марта 1908) — охотник, коренной житель Уссурийского края, участник экспедиций В. К. Арсеньева. Выступает главным действующим лицом в документированных романах В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
Dersu_Uzala2.jpg
Дерсу Узала родился в Уссурийском крае. Свою национальность Дерсу определил так: «Моя гольд».
"Каждый мужчина и даже мальчики носят у пояса два ножа: один - обыкновенный охотничий, а другой - маленький кривой, которым владеют очень искусно и который заменяет им шило, струг, буравчик, долото и все прочие инструменты."
"Тогда Дерсу взял нож и, нимало не обращая на них внимания, начал рубить молоденькую елочку, потом очистил ее от сучков и к концу привязал веревочную петлю. Затем он подошел к птицам и надел петлю на шею одной из них."
"По мере того как он вынимал свои вещи из котомки, я все больше и больше изумлялся. Чего тут только не было: порожний мешок из-под муки, две старенькие рубашки, свиток тонких ремней, ... шило, маленький топор, жестяная коробочка, спички, кремень, огниво, трут, смолье для растопок, ... маленький котелок, туземный кривой ножик, жильные нитки, две иголки, пустая катушка,..
"
Арсеньев В.К. "Дерсу Узала"
Коллективный разум на форумах пришел к выводу что большой нож был наподобие леуки, а малый из разряда т.н. "афили".
3943289.jpg
3970137.jpg
3970137.jpg (74.07 КБ) 52106 просмотров

Ножи нанайцев-гольдов

Добавлено: Вт ноя 28, 2017 12:18
fedor
Andrzej писал(а): ч1его тут только не было: порожний мешок из-под муки, две старенькие рубашки, свиток тонких ремней, ... шило, маленький топор, жестяная коробочка, спички, кремень, огниво, трут, смолье для растопок, ... маленький котелок, туземный кривой ножик, жильные нитки, две иголки, пустая катушка,.."
сейчас это называют модным словом НАЗ :-):