Ножи нанайцев-гольдов
Добавлено: Пт июл 05, 2013 13:28
Давненько не баловал почтенное общество, надеюсь, интересными обзорами. Исправляюсь.
1. Вступление
Нивхи, гольды, эвенки, коряки, орочи, негидальцы, долганы… - перечень малых народов Севера можно продолжать и продолжать. Они исстари жили, причем неплохо, в суровых условиях в единении с природой. Их, наивных детей природы, обманывали китайские, маньчжурские и русские торговцы, французские миссионеры – скупали у них по дешевке ценные меха, спаивали водкой, заражали опасными болезнями. Но они все равно находили силы справляляться с трудностями. Из их среды выходили известные охотники и ученые, писатели и певцы. Так, например, гольдом был знаменитый проводник и охотник, спутник известного ученого и путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева Дерсу Узала. Вот как раз и пришло время поговорить о ножах гольдов (или нанайцев).
2. Историческая справка
Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Слово «нанай» расшифровывается, как «человек земли» («на» - земля, «най» - человек). В прошлом были известны, как гольды. Гольдами до сих пор себя называют нанайцы старшего поколения в некоторых районах Приморья. В Китае нанайцы известны под названием «хэчжэ». Нанайцы относятся к тунгусо-манчжурской языковой группе. Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие.
Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык. В настоящее время большинство нанайцев России проживает в Хабаровском крае по обоим берегам Среднего Амура и по восточному (российскому) берегу Уссури. В Китае (провинция Хэйлунцзян) нанайцы проживают на правом берегу Амура между устьями Сунгари и Уссури (Тунцзянская и Фуюаньская волости Цзямусыйского (Jiamusi) уезда) и на левом берегу Уссури (в Жаохэйской волости Шуанъяшаньского (Shuangyashan) уезда).
В России по результатам переписи 2002 года проживало 12160 нанайцев, а в Китае (перепись 2000 года) – 4600.
Известные нанайцы: охотник и проводник Дерсу Узала, эстрадный певец Кола Бельды, герой Советского Союза Александр Пассар, писатель Аким Самар, кандидат филологических наук Сулунгу Оненко и др.
3. Нанайские ножи
Как и любой народ, живущий в тесном соседстве с природой, нанайцы не могли обходится в жизни и в быту без ножей. В принципе быт и традиции малых северных народов во многом были схожи, то и ножи их походили на ножи соседей, но так как мы говорим о ножах гольдов-нанайцев, то и названия и типы этих ножей будут именно нанайскими. Мужские ножи (хусэнэй кучэни)
1. Гиасо (гесу) – нож для работ по дереву с узким клинообразным лезвием чуть выгнутым в сторону (длина клинка – 85 мм, наибольшая ширина – 8 мм). Таким ножом строгали дерево по направлению к себе. 4. Харпо – охотничий нож с прямым лезвием (длина клинка – 65 мм, ширина – 20 мм) Женские ножи (эктэнэй кучэни)
2. Сингнапун – большой нож для чистки рыбы с изогнутым клинком
3. Чуруэн – малый нож для вырезания орнамента на бересте (длина клинка – 35 мм, ширина – 6 мм)
5. Гирсу – малый нож для чистки рыбы и приготовления пищи 6. Гиригда – нож для вырезания орнамента Кроме того нанайцы использовали костяной нож Посику (Согбипо), сделанный из рога лося. Этим ножом нанайцы снимали с рыбы кожу и расправляли ее для дальнейшей выделки. 4. Использование ножа
Заготовка бересты
Бересту по весне заготавливали мужчины. Выбрав подходящую березу, делают надрезы по окружности дерева вверху и внизу, а затем соединяют их вертикальным разрезом. После этого ножом гиасо бересту снимают и сворачивают в рулон, после чего она передается для дальнейшей обработки женщинам.
Обработка дерева
Обрабатывали дерево с помощью ножа и специального приспособления, название которого установить не удалось. Это приспособление состояло из двух палочек: одной круглой, диаметром 3 см и длиной 45 см, и другой четырехгранной, шириной 2,5 см и длиной 53 см. Между собой они были соединены ремнем длиной 55 см. Круглая палочка является рукояткой и имеет на одном конце небольшое углубление, а на другом конце – стержень, на который насажены две половинки деревянного наконечника. В наконечник закрепляют нож, ручку вставляют в центр обрабатываемого сосуда, а вторую часть с ножом вращают. По мере вращения ремень наматывается и приближает к центру нож, который выполняет роль резца. После этого тянут на себя другой ремень, с помощью которого ручке придается вращение в другую сторону и резец занимает первоначальное положение.
Разделка рыбы (один из способов) Специальным ножом (гирсу или сингнапун) женщины чистили и потрошили рыбу. Затем начинали разделывать ее на части. Описываемый способ назывался сигдэури. Вначале отрезали во всю длину брюшки хуйкэ, вынимали внутренности, икру или молоки. От хвоста к голове, во всю длину рыбы, срезали верхний тонкий слой мяса вместе с кожей, но без костей – нгалама (орихта). Затем в том же порядке снимали ножом несколько тонких слоев сигдэ. Оставшийся костяк с тонким слоем мяса и голова кисоакта шли в пищу собакам. Приготовленные куски подвешивали и вялили на воздухе.
Приготовление блюда тала
Брали свежую рыбу, преимущественно калугу или осетра, потрошили. Затем на специальной подставке ее мелко нарезали ножом в виде небольших узких и тонких ленточек. Обязательной приправой к тала являются соль, черемша, дикий лук или дикий перец.
Медвежий праздник
Ритуальная пища приготавливалась из мяса медведя. Прежде чем ободрать шкуру, брали девять палочек и раскладывали их вдоль всего тела. Они назывались хумэтэ, под которыми подразумевались девять застежек. Когда брали нож, то говорили «хумэтэси хэгдиэмби», что означало «пуговицы буду расстегивать» и ножом вдоль тела распарывали шкуру. Голову медведя отделяли и обдирали кожу в тайге, затем привозили в селение и устанавливали на видном месте, где она и сохранялась до начала праздника.
5. Нанайский нож в литературе (фрагменты из книги Н.Задорнова «Далекий край»)
… Чумбока отпрянул и сорвал с пояса нож.
- Бей дикого, бей Самара! – дружно заорали Бельды.
Рыжебородый старик рассвирепел. Белые глаза его выкатились.
- За косу тебя схвачу и отрежу голову, как у калуги, - вытащил он большой нож. – Сейчас тебя съем, - осклабился Локке.
Над головой Чумбоки сверкнуло железо.
«А если и верно кусать станет?» - Чумбока похолодел от страха.
- Уши сначала отрежу, ноздри съем.
Чумбока увидел мясистый калтык старика над кольчугой.
Пока старик мешкал, парень, замахнувшись, изо всей силы метнул свое последнее оружие в горло Локке. Старик запрокинул голову, нож вывалился из его руки. Он захрипел и повалился на песок. Частое хриплое дыхание вырывалось из раны…»
«…Чумбо схватил котел с огня и выплеснул вчерашнюю уху в воду.
Одака, стоя на коленях, пластала ножом на бересте тяжелых рыб и бросала куски в котел с чистой водой…»
«…Четыре гольда, вынув острые ножи, свежевали зверя и тут же съедали вкусные куски. Дядя съел ноздри. Обрубили ноги и, разбивая кости топориками, сосали мозг. Насытившись, Алчика сидел на корточках у реки. Мочил лицо и лысину. Дядюшка Дохсо устроился около ухи, у костра…» 6. Современный вариант нанайского ножа
Ну и напоследок современная реплика нанайского ножа, выполненная ростовским мастером Евгением Аслановым.
1. Вступление
Нивхи, гольды, эвенки, коряки, орочи, негидальцы, долганы… - перечень малых народов Севера можно продолжать и продолжать. Они исстари жили, причем неплохо, в суровых условиях в единении с природой. Их, наивных детей природы, обманывали китайские, маньчжурские и русские торговцы, французские миссионеры – скупали у них по дешевке ценные меха, спаивали водкой, заражали опасными болезнями. Но они все равно находили силы справляляться с трудностями. Из их среды выходили известные охотники и ученые, писатели и певцы. Так, например, гольдом был знаменитый проводник и охотник, спутник известного ученого и путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева Дерсу Узала. Вот как раз и пришло время поговорить о ножах гольдов (или нанайцев).
2. Историческая справка
Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Слово «нанай» расшифровывается, как «человек земли» («на» - земля, «най» - человек). В прошлом были известны, как гольды. Гольдами до сих пор себя называют нанайцы старшего поколения в некоторых районах Приморья. В Китае нанайцы известны под названием «хэчжэ». Нанайцы относятся к тунгусо-манчжурской языковой группе. Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие.
Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык. В настоящее время большинство нанайцев России проживает в Хабаровском крае по обоим берегам Среднего Амура и по восточному (российскому) берегу Уссури. В Китае (провинция Хэйлунцзян) нанайцы проживают на правом берегу Амура между устьями Сунгари и Уссури (Тунцзянская и Фуюаньская волости Цзямусыйского (Jiamusi) уезда) и на левом берегу Уссури (в Жаохэйской волости Шуанъяшаньского (Shuangyashan) уезда).
В России по результатам переписи 2002 года проживало 12160 нанайцев, а в Китае (перепись 2000 года) – 4600.
Известные нанайцы: охотник и проводник Дерсу Узала, эстрадный певец Кола Бельды, герой Советского Союза Александр Пассар, писатель Аким Самар, кандидат филологических наук Сулунгу Оненко и др.
3. Нанайские ножи
Как и любой народ, живущий в тесном соседстве с природой, нанайцы не могли обходится в жизни и в быту без ножей. В принципе быт и традиции малых северных народов во многом были схожи, то и ножи их походили на ножи соседей, но так как мы говорим о ножах гольдов-нанайцев, то и названия и типы этих ножей будут именно нанайскими. Мужские ножи (хусэнэй кучэни)
1. Гиасо (гесу) – нож для работ по дереву с узким клинообразным лезвием чуть выгнутым в сторону (длина клинка – 85 мм, наибольшая ширина – 8 мм). Таким ножом строгали дерево по направлению к себе. 4. Харпо – охотничий нож с прямым лезвием (длина клинка – 65 мм, ширина – 20 мм) Женские ножи (эктэнэй кучэни)
2. Сингнапун – большой нож для чистки рыбы с изогнутым клинком
3. Чуруэн – малый нож для вырезания орнамента на бересте (длина клинка – 35 мм, ширина – 6 мм)
5. Гирсу – малый нож для чистки рыбы и приготовления пищи 6. Гиригда – нож для вырезания орнамента Кроме того нанайцы использовали костяной нож Посику (Согбипо), сделанный из рога лося. Этим ножом нанайцы снимали с рыбы кожу и расправляли ее для дальнейшей выделки. 4. Использование ножа
Заготовка бересты
Бересту по весне заготавливали мужчины. Выбрав подходящую березу, делают надрезы по окружности дерева вверху и внизу, а затем соединяют их вертикальным разрезом. После этого ножом гиасо бересту снимают и сворачивают в рулон, после чего она передается для дальнейшей обработки женщинам.
Обработка дерева
Обрабатывали дерево с помощью ножа и специального приспособления, название которого установить не удалось. Это приспособление состояло из двух палочек: одной круглой, диаметром 3 см и длиной 45 см, и другой четырехгранной, шириной 2,5 см и длиной 53 см. Между собой они были соединены ремнем длиной 55 см. Круглая палочка является рукояткой и имеет на одном конце небольшое углубление, а на другом конце – стержень, на который насажены две половинки деревянного наконечника. В наконечник закрепляют нож, ручку вставляют в центр обрабатываемого сосуда, а вторую часть с ножом вращают. По мере вращения ремень наматывается и приближает к центру нож, который выполняет роль резца. После этого тянут на себя другой ремень, с помощью которого ручке придается вращение в другую сторону и резец занимает первоначальное положение.
Разделка рыбы (один из способов) Специальным ножом (гирсу или сингнапун) женщины чистили и потрошили рыбу. Затем начинали разделывать ее на части. Описываемый способ назывался сигдэури. Вначале отрезали во всю длину брюшки хуйкэ, вынимали внутренности, икру или молоки. От хвоста к голове, во всю длину рыбы, срезали верхний тонкий слой мяса вместе с кожей, но без костей – нгалама (орихта). Затем в том же порядке снимали ножом несколько тонких слоев сигдэ. Оставшийся костяк с тонким слоем мяса и голова кисоакта шли в пищу собакам. Приготовленные куски подвешивали и вялили на воздухе.
Приготовление блюда тала
Брали свежую рыбу, преимущественно калугу или осетра, потрошили. Затем на специальной подставке ее мелко нарезали ножом в виде небольших узких и тонких ленточек. Обязательной приправой к тала являются соль, черемша, дикий лук или дикий перец.
Медвежий праздник
Ритуальная пища приготавливалась из мяса медведя. Прежде чем ободрать шкуру, брали девять палочек и раскладывали их вдоль всего тела. Они назывались хумэтэ, под которыми подразумевались девять застежек. Когда брали нож, то говорили «хумэтэси хэгдиэмби», что означало «пуговицы буду расстегивать» и ножом вдоль тела распарывали шкуру. Голову медведя отделяли и обдирали кожу в тайге, затем привозили в селение и устанавливали на видном месте, где она и сохранялась до начала праздника.
5. Нанайский нож в литературе (фрагменты из книги Н.Задорнова «Далекий край»)
… Чумбока отпрянул и сорвал с пояса нож.
- Бей дикого, бей Самара! – дружно заорали Бельды.
Рыжебородый старик рассвирепел. Белые глаза его выкатились.
- За косу тебя схвачу и отрежу голову, как у калуги, - вытащил он большой нож. – Сейчас тебя съем, - осклабился Локке.
Над головой Чумбоки сверкнуло железо.
«А если и верно кусать станет?» - Чумбока похолодел от страха.
- Уши сначала отрежу, ноздри съем.
Чумбока увидел мясистый калтык старика над кольчугой.
Пока старик мешкал, парень, замахнувшись, изо всей силы метнул свое последнее оружие в горло Локке. Старик запрокинул голову, нож вывалился из его руки. Он захрипел и повалился на песок. Частое хриплое дыхание вырывалось из раны…»
«…Чумбо схватил котел с огня и выплеснул вчерашнюю уху в воду.
Одака, стоя на коленях, пластала ножом на бересте тяжелых рыб и бросала куски в котел с чистой водой…»
«…Четыре гольда, вынув острые ножи, свежевали зверя и тут же съедали вкусные куски. Дядя съел ноздри. Обрубили ноги и, разбивая кости топориками, сосали мозг. Насытившись, Алчика сидел на корточках у реки. Мочил лицо и лысину. Дядюшка Дохсо устроился около ухи, у костра…» 6. Современный вариант нанайского ножа
Ну и напоследок современная реплика нанайского ножа, выполненная ростовским мастером Евгением Аслановым.