Кинжал Шарлотты Корде
Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge
Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.
2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!
2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.
2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!
2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
- Михалыч
- clubman
- Сообщения: 1997
- Зарегистрирован: Сб янв 07, 2006 20:11
- Имя: Игорь
- Откуда: Питер
- Контактная информация:
Кинжал Шарлотты Корде
За что Шарлотта кокнула Марата?
Ах, до сих пор меня бросает в дрожь.
А все судьба-злодейка виновата:
Она в него вонзила финский нож
Он ничего не знал, он мылил ляжки
Она ж, паскуда, выбрала момент
Когда он переписывал с бумажки
Доклад, чтоб повезти его в Конвент
Конечно, он бы мог ей врезать в харю
Он мог бы отпихнуть ее ногой
Но он был, блин, такой приличный парень
Не мог же он при даме встать нагой!
У ней водились деньги и кареты
Мужчины преклонялись перед ней
Она была обута и одета
Зачем же, блин, кидаться на людей!?
13 июля 1793 года, без малого 220 лет тому назад, 25-летняя девушка по имени Мария Анна Шарлотта де Корде д'Армон, из нормандских дворян, убила радикального журналиста, идеолога якобинского террора Жан Поль Марата, в его собственном доме, в Париже. Заколола кинжалом, когда он сидел в ванне, как везде говорится. Даже Пушкин написал стихотворение на эту тему:
«Кинжал»
...
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.
Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров...
Вот меня этот кинжал и заинтересовал. Кинжал – это круто. Романтично же. Смерть тирану, трали-вали, девять дюймов в сердце погоди не тычь... Представлялось, что эта красота как минимум швейцарский кинжал "баселард" (Baselard, "базельский")
с рисунком самого Гольбейна-младшего, для пущего эффекта
Или хотя бы такой Тоже, согласитесь, блаародно.
Полез искать, чем же Шарлота запорола товарища Марата. Забил в гугль «Корде кинжал» и на этом, собственно, вся интрига и закончилась, ибо сразу попал на показания самой Шарлоты, где она прямо указывает, что в тот день в Пале-Рояле у ножевщика Будена купила за два франка кухонный нож длиной 6 дюймов, с рукояткой из черного дерева, в бумажном футляре под шагреневую кожу. Какая проза жизни, вернее, смерти: романтичный акт красивой мести сразу перешел (для меня) в банальную бытовую разборку с применением самого распространенного по статистике орудия убийства. Они еще, не удивлюсь, перед этим накатили грамм по 200 бургундского или чего там еще, после чего Марат начал распускать руки или свой мерзкий язык... Тьфу.
Попытался более углубленно поискать информацию о ноже. В то время судебная фотография отсутствовала как класс, сами понимаете, поэтому пришлось полагаться только на художественные изображения и письменные свидетельства из материалов суда над Шарлоттой. Что интересно, материалов по этому делу на русском языке ничуть не меньше, чем на других языках. Собственно, это понятно, революционеры, тираны, народ, партии, все это близко русскому человеку. Светлая память Алданову Марку Александровичу, русскому эмигранту, в начале 30-х годов прошлого века много писавшему о Французской революции. Он, в частности, перевел на русский язык материалы суда на Шарлоттой Корде. Читаем, смотрим... http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/" onclick="window.open(this.href);return false;
Художественные изображения – тот еще документ. В кавычках. Вот, к примеру, всем известна (ну хорошо, почти всем известна) картина Жака-Луи Давида "Смерть Марата".
Оставим в стороне художественные ценности картины, они, без сомнения, превосходные, сосредоточимся на фактах. Сам Жак-Луи Давид был депутатом Национального Конвента, сторонником радикально-экстремистского крыла революционеров, который возглавлялся Маратом и Робеспьером. В день, когда Марата убили, художник был на месте гибели вождя и все видел своими глазами, т.е. свидетель из него стопроцентный. И что же мы видим? На полу лежит нож с БЕЛОЙ рукоятью. В то время, когда материалами суда установлено, что нож с рукоятью из ЧЕРНОГО дерева. И как это называть? Я считаю, к выражению «врет, как свидетель» смело можно добавить синоним «врет, как художник», однозначно.
Обратимся к другой картине, не менее известной. Википедия про нее пишет: «картина художника Бодри (1868), создана в период официального культа Корде и осуждения революции при Наполеоне III. Полотно достаточно точно передаёт сцену убийства Марата»
Вот именно, что «достаточно». Да, нож с черной рукоятью, но он торчит из раны, что совсем не соответствует материалам суда, где сказано, что нож лежал на полке с газетами, т.к. Шарлотта его из раны выдернула. И что за невнятная форма рукояти? Понятно, картина написана через 75 лет после убийства, и я сомневаюсь, что художник был членом клуба ножефилов, поэтому очевидно, что тип ножа совершенно отфонарный, просто какой-то символ, и все. И вообще вся картина - просто символ, википедия сильно преувеличивает ее правдоподобность. Вот что, собственно, Шарлота застыла столбом в углу комнаты, когда на самом деле ее задержали в передней, куда она выбежала, а комиссионер Лоран Ба, случайно оказавшийся рядом, отоварил ее по голове стулом и до прихода гвардейцев «держал ее за груди» (кстати, мне одному кажется, что небезызвестная Евгения Хасис похожа на Шарлоту, изображенную на картине Бодри?).
Или вот, тоже картина. Очевидно, Репина, «Приплыли» называется. Та зомби в красном платье со стулом в руке, вероятно, и есть комиссионер Лоран Ба? И вообще, что там делает толпа народу? Они там что, ЖДАЛИ? Сразу за дверью?
А эта гравюра убийства (датирована этим же годом!) вообще супер.
Коварная Шарлотта держит изящно оттопыренными пальчиками нож и вдумчиво ковыряет в ране. Сзади стоящий мужик дает советы, ага.
Вот, кстати, давайте отвлечемся, интересный факт. Обращает внимание ванна в виде предмета обуви. Гравюра основана, скорее всего, на показаниях самой Шарлоты, где она говорила, что, когда она вошла в комнату, то Марат сидел в ванне в виде сапога. Нормандскую провинциалку явно поразило такое зрелище. Между прочим, ванна такой формы мелькает на многих полотнах той эпохи.
У многих людей это необычный предмет средневекового быта вызывает смех и недоумение, а напрасно. Ванна тогда – неслыханная роскошь, их даже во дворце не было. Это примерно как сейчас «Бентли» у подъезда. Ванны тогда не покупали, а брали напрокат, существуют картины того времени, на которых видны люди, переносящие ванны новым владельцам. Не забываем, что на дворе18 век, водопровод и канализация – вещь редкая. Скажем, объем современной ванны – 200 литров, нагреть, залить, а потом вылить столько воды с помощью ведер или тазов тяжело даже для нескольких человек, пусть она и прислуга, поэтому те ванны оптимизированы для минимального объема воды, чтобы только тело закрыло. Отсюда и сидячее положение, и закрытая форма ванны, чтобы вода медленнее остывала, и то, что она медная, тогда стенки можно выколотить тонкими для уменьшения веса ванны.
За большим количеством слайдов с ваннами и Маратом отсылаю сюда: http://catherine-catty.livejournal.com/ ... tml#cutid1" onclick="window.open(this.href);return false;
Печалит то, что господа художники совсем не хотели придерживаться исторической правдоподобности, видение у них, видите ли, такое. Как апофеоз документальной ценности всех найденных по теме художественных произведений предлагается вот эта картина знаменитого Мунка. Картина называется «Смерть Марата». Марат и Шарлотта, не спорю, присутствуют, если судить по гениталиям.
Вернемся к интересующему нас орудию преступления. Получается, что если даже по такому крупному предмету обстановки как ванна, наблюдаем сплошной разброд и шатание, то картины – фтопку, ничего они нам не скажут.
От безнадеги решил посмотреть, как выглядит сцена убийства в музеях восковых фигур. Их, сцены, известны две – в музее Гревин в Париже и в музее мадам Тюссо в Лондоне. По Алданову, наиболее верна сцена (в левой части) в музее Гревин, там, утверждается, даже ванна настоящая, в которой Марата убили. Правда, сама сцена в этом музее усохла с течением времени: если в начале 20 века весь оживляж представлял собой довольно эпическое зрелище то сейчас басню довольно сильно сократили
В музее мадам Тюссо все выглядит еще бюджетнее, Марат уже в одиночку покидает грешную землю. Более того, целомудренные англичане зачем-то обмотали Марата простыней со всех сторон, складывается такое впечатление, что клиент заранее подготовился проститься с бренной жизнью. И опять же видим торчащие в ране кухонники, что, как мы помним, совсем не соответствует действительности, установленной судом.
Попытался поискать на интернет-аукционах реальные кухонные ножи той эпохи. Сразу говорю, что ничего интересного не нашел. Все найденное относится к более позднему веку, 19-му. Вот, к примеру: Предполагаю, что это из-за того, что наиболее крупные ножевые мануфактуры типа Sabatier и Laguiol организовались в начале 19 века, до этого была просто масса мелких производителей, широкой общественности неизвестных. Логотипа как такового у них не было, друг от друга ничем особо не отличались, соответственно, кухонный нож того века – просто утилитарный инструмент, расходной материал, особой ценности не имеющий. Два франка, отданных Шарлоттой ножевщику – не деньги.
Вот набор шеф-повара папы римского Пия V, конец 16 века.
Просто набор, без всяких указаний, кто и когда сделал.
Попытался зайти с другого бока, задав себе вопрос – а почему все-таки орудие убийства Марата упорно называется кинжалом? Может, дело в том, что само понятие «кинжал» для нас, современных славян, отличается от того, что понимали европейцы тогда? Сейчас нам, воспитанным на классической литературе, при слове «кинжал» представляется что-то симметричное и довольно длинное, как кавказские кинжалы, или как вышеупомянутые баселард и квилон, а также рондель, баллок и стилет.
Хотя, конечно, кинжалы в их классическом понимании – удел профессиональных воинов и дворянства, коих не так много. В это время большее распространение в Европе получает тип ножа, именуемого кордом. Эти ножи 14-17 веков находят по всему региону, от Швейцарии до Польши. Корд, корда, корделяс - клинковое рубящее и колющее холодное оружие с зачастую коротким (64-72 см) широким (прямым или искривленным обоюдоострым или однолезвийным) клинком и эфесом (рукоятью с крестовиной или скобой либо без оных). Термин "корд" появился, по всей вероятности от немецкого определения "кордэляч" или "кордалеч" (Kordelatsch, Kordalatsch), что, в свою очередь, является искаженным итальянским названием "кортэлас" (cortelas) - "большой нож". Также существуют термины Хаусвер (от нем Hauswehre - защитник жилищ) и Бауэрснвер (от нем. Bauersnwehr - защитник крестьян). Крестьяне, ремесленники (основная масса пехоты) как раз и была вооружена этим оружием ближнего боя, представляющим, по сути, здоровый нож с гардой или с какими-нибудь упорами. Ведь жизнь средневековой армии – это, в основном, сплошной быт, эпические сражения крайне редки, и поэтому корд большую часть времени используется как инструмент для разделки туш животных, для обтачивания деревянных кольев и прочих хозяйственных мероприятий. А обоюдоострый кинжальный клинок неудобен и травмоопасен, соответственно, почти все корды с односторонней заточкой и внешне очень похожи на кухонный нож, с некоторыми оговорками про гарду и толщину.
Поиски орудия убийства Марата грустно катились к финалу, так и не приведя к логическому завершению, но тут одна из поисковых ссылок заставила меня сказать «оп-п-п-ааа» и поплотнее усесться перед монитором. Интересно – сказал я сам себе.
Украинский ножевой сайт НОЖиК, форум «Исторические ножи, найденные на территории Украины». http://www.knife.com.ua/forum/index.php ... #msg252836" onclick="window.open(this.href);return false;
Человек показывает эскизы украинского ножа, как он его представляет, узкого временного промежутка, а именно второй половине 18-го века. Основаны эскизы на найденном казацком кинжале конца 18 века.
Цитата: «Я заинтересовался темой ножей и кинжалов казаков-нерубаев, живших в наших краях ещё до присоединения этих земель к Российской империи ("нерубаи" от слов "не рубаться" - это казаки, бежавшие от царского гнёта на территории, тогда принадлежавшие туркам, и обязавшиеся "не рубаться" с турецкими пацанами)»
А теперь смотрим фрагмент картины Жака-Луи Давида
Да, я помню, что выражал большое «фе» ножу на картине, но претензии относились к цвету рукояти. Но если посмотреть внимательно, то формы, формы-то, очень похожи...
А сейчас, господа, я набираю воздуха и решительно вступаю на скользкую стезю гипотезы, а вы внимательно следите за руками. Поехали.
Цитата из Алданова: «За корсажем у нее был спрятан большой столовый нож с черной рукояткой, утром купленный в Пале-Руаяле. Почему она избрала нож, а не пистолет? Никак нельзя было предвидеть, что "друг народа" примет ее голый, в ванне, - но и то Фукье-Тенвиль удивляется, как она могла этим ножом убить наповал Марата».
Вот что меня смущает во всей истории с убийством. Понимаете, кухонный нож – тонкий. Тонким ножом легче нарезать продукты, это аксиома. Вот кухонный нож из «предсабатьеровской» эпохи с антикварного аукциона
Толщина кухонника 2 мм, не больше. Также помним, что металл в то время был довольно дорог, щедро вбухивать его в нож за 2 франка было нерационально. Окей? Итак, как Шарлотта могла пойти на дело с тонким ножом? Ведь Марат мог быть и одет. А одежда того времени – это не современные легкие материалы. «Кирза, чесуча и хлопчатка», как говорил Аркадий Райкин. Посмотрите на костюмы мужчин на вышеприведенных картинах. Фраки, жилетки, камзолы, рубахи – все они из достаточно плотного в те времена льна и фланели. Да, в голое тело спокойно влетает любой нож, но если на теле есть какое-нибудь одеяние, то уже возникают вопросы по пробивной способности тонкого ножа. Тонкий гибкий нож мог просто согнуться, встретив сопротивление. И вот тут возникает дилемма: или Шарлотта прекрасно владела навыками кругового ножевого боя, основанного на резательных движениях, а ее кунг-фу было лучше, чем кунг-фу большинства народа, или у нее был инструмент посерьезнее тонкого кухонного ножа, инструмент с гарантированной пробивной способностью. И это не корд, обращаю внимание. Корд – он длинный, весьма, средняя длина корда того времени колеблется около 40см. Сами понимаете, такой дрын за корсаж не спрячешь.
А откуда у нее компактный, но полноценный протыкатель, не похожий на известный в Европе вид оружия? Вот и я об этом. Кто-то дал, опытный в этом деле. А кто? А пес его знает. Сама предыстория известна только со слов Шарлотты, что было до убийства, с кем встречалась, что делала – тайна, покрытая мраком. Я же могу только сказать, что спецслужбы - отнюдь не современное изобретение. То же Фукье-Тенвиль, общественный обвинитель Революционного трибунала, не один десяток людей отправил на гильотину по обвинению в шпионаже в пользу русской императрицы Екатерины. Скажете, банальная напраслина? А я скажу, что нет дыма без огня. Революционная Франция сильно беспокоила Екатерину, достаточно вспомнить создание антифранцузской коалиции с участием Пруссии, Австрии и Англии, с Россией во главе. И террор в ответ на террор выглядит волне логичным, уничтожаются наиболее одиозные личности, причастные к свержению монархии. Ну а что ж касательно участия казаков в этом деле, то бардак, творившийся на окраинах Европы, как нельзя лучше способствует работе разведок всех мастей, и русской в том числе.
Вот. Мне, конечно, можно предъявить претензии в натягивании совы на глобус, не спорю. Но если вероятность события (сова) довольно большая, а особенности убийства, нестыковки и сомнения (глобус) довольно явные, то пуркуа бы и не па?
Это событие оставило большой пласт в европейской культуре. Многочисленные картины и рисунки, официальный культ Корде во Франции и официальный культ Марата в советской России, скульптуры и памятники, спектакли и балеты, названия улиц, площадей и даже пароходов. Да и сейчас Марат и Корде не забыты – множество перформансов и инсталляций, целые сайты, посвященные этой сцене – я удивился, насколько Шарлотта и Марат вошли в историю.
Кажется мне, это из-за того, что в ней есть что-то от библейской истории с Давидом и Голиафом, хрупкая девушка против большого мужчины, победа духа над материей, пусть и в таком печальном виде. Эта самая известная и знаменитая история про убийцу.
Ах, до сих пор меня бросает в дрожь.
А все судьба-злодейка виновата:
Она в него вонзила финский нож
Он ничего не знал, он мылил ляжки
Она ж, паскуда, выбрала момент
Когда он переписывал с бумажки
Доклад, чтоб повезти его в Конвент
Конечно, он бы мог ей врезать в харю
Он мог бы отпихнуть ее ногой
Но он был, блин, такой приличный парень
Не мог же он при даме встать нагой!
У ней водились деньги и кареты
Мужчины преклонялись перед ней
Она была обута и одета
Зачем же, блин, кидаться на людей!?
13 июля 1793 года, без малого 220 лет тому назад, 25-летняя девушка по имени Мария Анна Шарлотта де Корде д'Армон, из нормандских дворян, убила радикального журналиста, идеолога якобинского террора Жан Поль Марата, в его собственном доме, в Париже. Заколола кинжалом, когда он сидел в ванне, как везде говорится. Даже Пушкин написал стихотворение на эту тему:
«Кинжал»
...
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.
Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров...
Вот меня этот кинжал и заинтересовал. Кинжал – это круто. Романтично же. Смерть тирану, трали-вали, девять дюймов в сердце погоди не тычь... Представлялось, что эта красота как минимум швейцарский кинжал "баселард" (Baselard, "базельский")
с рисунком самого Гольбейна-младшего, для пущего эффекта
Или хотя бы такой Тоже, согласитесь, блаародно.
Полез искать, чем же Шарлота запорола товарища Марата. Забил в гугль «Корде кинжал» и на этом, собственно, вся интрига и закончилась, ибо сразу попал на показания самой Шарлоты, где она прямо указывает, что в тот день в Пале-Рояле у ножевщика Будена купила за два франка кухонный нож длиной 6 дюймов, с рукояткой из черного дерева, в бумажном футляре под шагреневую кожу. Какая проза жизни, вернее, смерти: романтичный акт красивой мести сразу перешел (для меня) в банальную бытовую разборку с применением самого распространенного по статистике орудия убийства. Они еще, не удивлюсь, перед этим накатили грамм по 200 бургундского или чего там еще, после чего Марат начал распускать руки или свой мерзкий язык... Тьфу.
Попытался более углубленно поискать информацию о ноже. В то время судебная фотография отсутствовала как класс, сами понимаете, поэтому пришлось полагаться только на художественные изображения и письменные свидетельства из материалов суда над Шарлоттой. Что интересно, материалов по этому делу на русском языке ничуть не меньше, чем на других языках. Собственно, это понятно, революционеры, тираны, народ, партии, все это близко русскому человеку. Светлая память Алданову Марку Александровичу, русскому эмигранту, в начале 30-х годов прошлого века много писавшему о Французской революции. Он, в частности, перевел на русский язык материалы суда на Шарлоттой Корде. Читаем, смотрим... http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/" onclick="window.open(this.href);return false;
Художественные изображения – тот еще документ. В кавычках. Вот, к примеру, всем известна (ну хорошо, почти всем известна) картина Жака-Луи Давида "Смерть Марата".
Оставим в стороне художественные ценности картины, они, без сомнения, превосходные, сосредоточимся на фактах. Сам Жак-Луи Давид был депутатом Национального Конвента, сторонником радикально-экстремистского крыла революционеров, который возглавлялся Маратом и Робеспьером. В день, когда Марата убили, художник был на месте гибели вождя и все видел своими глазами, т.е. свидетель из него стопроцентный. И что же мы видим? На полу лежит нож с БЕЛОЙ рукоятью. В то время, когда материалами суда установлено, что нож с рукоятью из ЧЕРНОГО дерева. И как это называть? Я считаю, к выражению «врет, как свидетель» смело можно добавить синоним «врет, как художник», однозначно.
Обратимся к другой картине, не менее известной. Википедия про нее пишет: «картина художника Бодри (1868), создана в период официального культа Корде и осуждения революции при Наполеоне III. Полотно достаточно точно передаёт сцену убийства Марата»
Вот именно, что «достаточно». Да, нож с черной рукоятью, но он торчит из раны, что совсем не соответствует материалам суда, где сказано, что нож лежал на полке с газетами, т.к. Шарлотта его из раны выдернула. И что за невнятная форма рукояти? Понятно, картина написана через 75 лет после убийства, и я сомневаюсь, что художник был членом клуба ножефилов, поэтому очевидно, что тип ножа совершенно отфонарный, просто какой-то символ, и все. И вообще вся картина - просто символ, википедия сильно преувеличивает ее правдоподобность. Вот что, собственно, Шарлота застыла столбом в углу комнаты, когда на самом деле ее задержали в передней, куда она выбежала, а комиссионер Лоран Ба, случайно оказавшийся рядом, отоварил ее по голове стулом и до прихода гвардейцев «держал ее за груди» (кстати, мне одному кажется, что небезызвестная Евгения Хасис похожа на Шарлоту, изображенную на картине Бодри?).
Или вот, тоже картина. Очевидно, Репина, «Приплыли» называется. Та зомби в красном платье со стулом в руке, вероятно, и есть комиссионер Лоран Ба? И вообще, что там делает толпа народу? Они там что, ЖДАЛИ? Сразу за дверью?
А эта гравюра убийства (датирована этим же годом!) вообще супер.
Коварная Шарлотта держит изящно оттопыренными пальчиками нож и вдумчиво ковыряет в ране. Сзади стоящий мужик дает советы, ага.
Вот, кстати, давайте отвлечемся, интересный факт. Обращает внимание ванна в виде предмета обуви. Гравюра основана, скорее всего, на показаниях самой Шарлоты, где она говорила, что, когда она вошла в комнату, то Марат сидел в ванне в виде сапога. Нормандскую провинциалку явно поразило такое зрелище. Между прочим, ванна такой формы мелькает на многих полотнах той эпохи.
У многих людей это необычный предмет средневекового быта вызывает смех и недоумение, а напрасно. Ванна тогда – неслыханная роскошь, их даже во дворце не было. Это примерно как сейчас «Бентли» у подъезда. Ванны тогда не покупали, а брали напрокат, существуют картины того времени, на которых видны люди, переносящие ванны новым владельцам. Не забываем, что на дворе18 век, водопровод и канализация – вещь редкая. Скажем, объем современной ванны – 200 литров, нагреть, залить, а потом вылить столько воды с помощью ведер или тазов тяжело даже для нескольких человек, пусть она и прислуга, поэтому те ванны оптимизированы для минимального объема воды, чтобы только тело закрыло. Отсюда и сидячее положение, и закрытая форма ванны, чтобы вода медленнее остывала, и то, что она медная, тогда стенки можно выколотить тонкими для уменьшения веса ванны.
За большим количеством слайдов с ваннами и Маратом отсылаю сюда: http://catherine-catty.livejournal.com/ ... tml#cutid1" onclick="window.open(this.href);return false;
Печалит то, что господа художники совсем не хотели придерживаться исторической правдоподобности, видение у них, видите ли, такое. Как апофеоз документальной ценности всех найденных по теме художественных произведений предлагается вот эта картина знаменитого Мунка. Картина называется «Смерть Марата». Марат и Шарлотта, не спорю, присутствуют, если судить по гениталиям.
Вернемся к интересующему нас орудию преступления. Получается, что если даже по такому крупному предмету обстановки как ванна, наблюдаем сплошной разброд и шатание, то картины – фтопку, ничего они нам не скажут.
От безнадеги решил посмотреть, как выглядит сцена убийства в музеях восковых фигур. Их, сцены, известны две – в музее Гревин в Париже и в музее мадам Тюссо в Лондоне. По Алданову, наиболее верна сцена (в левой части) в музее Гревин, там, утверждается, даже ванна настоящая, в которой Марата убили. Правда, сама сцена в этом музее усохла с течением времени: если в начале 20 века весь оживляж представлял собой довольно эпическое зрелище то сейчас басню довольно сильно сократили
В музее мадам Тюссо все выглядит еще бюджетнее, Марат уже в одиночку покидает грешную землю. Более того, целомудренные англичане зачем-то обмотали Марата простыней со всех сторон, складывается такое впечатление, что клиент заранее подготовился проститься с бренной жизнью. И опять же видим торчащие в ране кухонники, что, как мы помним, совсем не соответствует действительности, установленной судом.
Попытался поискать на интернет-аукционах реальные кухонные ножи той эпохи. Сразу говорю, что ничего интересного не нашел. Все найденное относится к более позднему веку, 19-му. Вот, к примеру: Предполагаю, что это из-за того, что наиболее крупные ножевые мануфактуры типа Sabatier и Laguiol организовались в начале 19 века, до этого была просто масса мелких производителей, широкой общественности неизвестных. Логотипа как такового у них не было, друг от друга ничем особо не отличались, соответственно, кухонный нож того века – просто утилитарный инструмент, расходной материал, особой ценности не имеющий. Два франка, отданных Шарлоттой ножевщику – не деньги.
Вот набор шеф-повара папы римского Пия V, конец 16 века.
Просто набор, без всяких указаний, кто и когда сделал.
Попытался зайти с другого бока, задав себе вопрос – а почему все-таки орудие убийства Марата упорно называется кинжалом? Может, дело в том, что само понятие «кинжал» для нас, современных славян, отличается от того, что понимали европейцы тогда? Сейчас нам, воспитанным на классической литературе, при слове «кинжал» представляется что-то симметричное и довольно длинное, как кавказские кинжалы, или как вышеупомянутые баселард и квилон, а также рондель, баллок и стилет.
Хотя, конечно, кинжалы в их классическом понимании – удел профессиональных воинов и дворянства, коих не так много. В это время большее распространение в Европе получает тип ножа, именуемого кордом. Эти ножи 14-17 веков находят по всему региону, от Швейцарии до Польши. Корд, корда, корделяс - клинковое рубящее и колющее холодное оружие с зачастую коротким (64-72 см) широким (прямым или искривленным обоюдоострым или однолезвийным) клинком и эфесом (рукоятью с крестовиной или скобой либо без оных). Термин "корд" появился, по всей вероятности от немецкого определения "кордэляч" или "кордалеч" (Kordelatsch, Kordalatsch), что, в свою очередь, является искаженным итальянским названием "кортэлас" (cortelas) - "большой нож". Также существуют термины Хаусвер (от нем Hauswehre - защитник жилищ) и Бауэрснвер (от нем. Bauersnwehr - защитник крестьян). Крестьяне, ремесленники (основная масса пехоты) как раз и была вооружена этим оружием ближнего боя, представляющим, по сути, здоровый нож с гардой или с какими-нибудь упорами. Ведь жизнь средневековой армии – это, в основном, сплошной быт, эпические сражения крайне редки, и поэтому корд большую часть времени используется как инструмент для разделки туш животных, для обтачивания деревянных кольев и прочих хозяйственных мероприятий. А обоюдоострый кинжальный клинок неудобен и травмоопасен, соответственно, почти все корды с односторонней заточкой и внешне очень похожи на кухонный нож, с некоторыми оговорками про гарду и толщину.
Поиски орудия убийства Марата грустно катились к финалу, так и не приведя к логическому завершению, но тут одна из поисковых ссылок заставила меня сказать «оп-п-п-ааа» и поплотнее усесться перед монитором. Интересно – сказал я сам себе.
Украинский ножевой сайт НОЖиК, форум «Исторические ножи, найденные на территории Украины». http://www.knife.com.ua/forum/index.php ... #msg252836" onclick="window.open(this.href);return false;
Человек показывает эскизы украинского ножа, как он его представляет, узкого временного промежутка, а именно второй половине 18-го века. Основаны эскизы на найденном казацком кинжале конца 18 века.
Цитата: «Я заинтересовался темой ножей и кинжалов казаков-нерубаев, живших в наших краях ещё до присоединения этих земель к Российской империи ("нерубаи" от слов "не рубаться" - это казаки, бежавшие от царского гнёта на территории, тогда принадлежавшие туркам, и обязавшиеся "не рубаться" с турецкими пацанами)»
А теперь смотрим фрагмент картины Жака-Луи Давида
Да, я помню, что выражал большое «фе» ножу на картине, но претензии относились к цвету рукояти. Но если посмотреть внимательно, то формы, формы-то, очень похожи...
А сейчас, господа, я набираю воздуха и решительно вступаю на скользкую стезю гипотезы, а вы внимательно следите за руками. Поехали.
Цитата из Алданова: «За корсажем у нее был спрятан большой столовый нож с черной рукояткой, утром купленный в Пале-Руаяле. Почему она избрала нож, а не пистолет? Никак нельзя было предвидеть, что "друг народа" примет ее голый, в ванне, - но и то Фукье-Тенвиль удивляется, как она могла этим ножом убить наповал Марата».
Вот что меня смущает во всей истории с убийством. Понимаете, кухонный нож – тонкий. Тонким ножом легче нарезать продукты, это аксиома. Вот кухонный нож из «предсабатьеровской» эпохи с антикварного аукциона
Толщина кухонника 2 мм, не больше. Также помним, что металл в то время был довольно дорог, щедро вбухивать его в нож за 2 франка было нерационально. Окей? Итак, как Шарлотта могла пойти на дело с тонким ножом? Ведь Марат мог быть и одет. А одежда того времени – это не современные легкие материалы. «Кирза, чесуча и хлопчатка», как говорил Аркадий Райкин. Посмотрите на костюмы мужчин на вышеприведенных картинах. Фраки, жилетки, камзолы, рубахи – все они из достаточно плотного в те времена льна и фланели. Да, в голое тело спокойно влетает любой нож, но если на теле есть какое-нибудь одеяние, то уже возникают вопросы по пробивной способности тонкого ножа. Тонкий гибкий нож мог просто согнуться, встретив сопротивление. И вот тут возникает дилемма: или Шарлотта прекрасно владела навыками кругового ножевого боя, основанного на резательных движениях, а ее кунг-фу было лучше, чем кунг-фу большинства народа, или у нее был инструмент посерьезнее тонкого кухонного ножа, инструмент с гарантированной пробивной способностью. И это не корд, обращаю внимание. Корд – он длинный, весьма, средняя длина корда того времени колеблется около 40см. Сами понимаете, такой дрын за корсаж не спрячешь.
А откуда у нее компактный, но полноценный протыкатель, не похожий на известный в Европе вид оружия? Вот и я об этом. Кто-то дал, опытный в этом деле. А кто? А пес его знает. Сама предыстория известна только со слов Шарлотты, что было до убийства, с кем встречалась, что делала – тайна, покрытая мраком. Я же могу только сказать, что спецслужбы - отнюдь не современное изобретение. То же Фукье-Тенвиль, общественный обвинитель Революционного трибунала, не один десяток людей отправил на гильотину по обвинению в шпионаже в пользу русской императрицы Екатерины. Скажете, банальная напраслина? А я скажу, что нет дыма без огня. Революционная Франция сильно беспокоила Екатерину, достаточно вспомнить создание антифранцузской коалиции с участием Пруссии, Австрии и Англии, с Россией во главе. И террор в ответ на террор выглядит волне логичным, уничтожаются наиболее одиозные личности, причастные к свержению монархии. Ну а что ж касательно участия казаков в этом деле, то бардак, творившийся на окраинах Европы, как нельзя лучше способствует работе разведок всех мастей, и русской в том числе.
Вот. Мне, конечно, можно предъявить претензии в натягивании совы на глобус, не спорю. Но если вероятность события (сова) довольно большая, а особенности убийства, нестыковки и сомнения (глобус) довольно явные, то пуркуа бы и не па?
Это событие оставило большой пласт в европейской культуре. Многочисленные картины и рисунки, официальный культ Корде во Франции и официальный культ Марата в советской России, скульптуры и памятники, спектакли и балеты, названия улиц, площадей и даже пароходов. Да и сейчас Марат и Корде не забыты – множество перформансов и инсталляций, целые сайты, посвященные этой сцене – я удивился, насколько Шарлотта и Марат вошли в историю.
Кажется мне, это из-за того, что в ней есть что-то от библейской истории с Давидом и Голиафом, хрупкая девушка против большого мужчины, победа духа над материей, пусть и в таком печальном виде. Эта самая известная и знаменитая история про убийцу.
http://armatox.com" onclick="window.open(this.href);return false;
- Angry Zeka
- ветеран
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: Сб ноя 29, 2008 6:37
- Имя: Станислав
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Предания старины глубокой... Профессионалка она была, эта ваша Шарлот, с одного тычка, как свинью, того Марата
- T-L7
- опытный
- Сообщения: 1810
- Зарегистрирован: Пт апр 27, 2007 23:29
- Имя: Тимофей
- Откуда: СПб
- Контактная информация:
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Игорь, вот тебя прет......
- Andrzej
- эксперт
- Сообщения: 9119
- Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
- Имя: Андрей
- Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Блеск! Очень интересное расследование.
Марат не мылся в ванне, а облегчал страдания:
Марат не мылся в ванне, а облегчал страдания:
Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно принимал ванны; во время одной из них 13 июля 1793 г., его посетительница, дворянка Шарлотта Корде предложила ему новый список «врагов народа». Пока обрадованный Марат записывал их имена, Шарлотта заколола его кинжалом. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, моя подруга!).
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
- СухоВ71
- опытный
- Сообщения: 1450
- Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2012 22:10
- Имя: Александр
- Откуда: СПб, Сенная.
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Мне очень понравилось.
Спасибо.
У человека нет возможности всем делать добро, но у него есть возможность никому не причинять зла.
- Barbarus
- опытный
- Сообщения: 1786
- Зарегистрирован: Вт янв 13, 2009 21:36
- Имя: Георгий
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Мощно!!! В любой журнал можно!
Человек человеку волк, а зомби зомби зомби.
- Чечако
- модератор
- Сообщения: 5467
- Зарегистрирован: Пт июн 26, 2009 0:44
- Имя: Николаич
- Откуда: С.-Петербург
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Респект ножеведу-кордеведу Ммихалычу! Кстати, интересная параллель - корд-Корде...
"После совместного распития на почве внезапно возникших неприязненных отношений..."
А это прямо из милицейских протоколов:Михалыч писал(а):Какая проза жизни, вернее, смерти: романтичный акт красивой мести сразу перешел (для меня) в банальную бытовую разборку с применением самого распространенного по статистике орудия убийства. Они еще, не удивлюсь, перед этим накатили грамм по 200 бургундского или чего там еще, после чего Марат начал распускать руки или свой мерзкий язык... Тьфу.
"После совместного распития на почве внезапно возникших неприязненных отношений..."
Доверять можешь кому угодно, но вот твердо рассчитывать – только на себя. Каждый – сам себе глобус, сам себе и Атлант. (Макс Фрай)
Зри в корень! (Козьма Прутков)
Мои работы Вконтакте http://vk.com/album-28450477_166673967" onclick="window.open(this.href);return false;
Зри в корень! (Козьма Прутков)
Мои работы Вконтакте http://vk.com/album-28450477_166673967" onclick="window.open(this.href);return false;
- Роман
- ветеран
- Сообщения: 3949
- Зарегистрирован: Вс окт 14, 2007 15:23
- Имя: Роман
- Откуда: Санкт Петербург
- Контактная информация:
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Мощно
...Главное, чтобы тебя окружали достойные люди! /генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс/
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Шикарно. Второй день перечитываю и нахожу новые нюансы. Очень интересно. Спасибо, Игорь! Видать, томатный сок правильный попался, торкнул, как следует :)
- Vekt1or
- втянувшийся
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: Чт окт 01, 2009 14:17
- Имя: Андрей
- Откуда: Тольятти
- Контактная информация:
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Михалыч,ты крут запредельно,даже читать с первого раза не буду,разделю на пару-тройку трезвых вечеров......какой слог,какой стиль,какая дивная проделана работа!!!
зы: на фото f23 в роли Марата - явно Безруков!
зы: на фото f23 в роли Марата - явно Безруков!
Война - Путь обмана(с) Суньцзы
急ぐあまりに少しの時間
急ぐあまりに少しの時間
- NikSamara
- ветеран
- Сообщения: 2616
- Зарегистрирован: Пн июн 13, 2011 13:47
- Имя: Николай
- Откуда: Самара
Re: Кинжал Шарлотты Корде
Почитал с огромным интересом
Re: Кинжал Шарлотты Корде
На пятый день понял-таки, что тема происхождения кухонного кинжала Моссада не раскрыта
- Andrzej
- эксперт
- Сообщения: 9119
- Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
- Имя: Андрей
- Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ
Re: Кинжал Шарлотты Корде
из "Словарь Петербуржца" Н. А. СиндаловскийБаня Имени Шарлотты Корде - Невские бани (ул.Марата, 5/7). - По имени Шарлотты Корде, которая в 1793 г. убила в ванне одного из вождей Великой французской революции Жана Поля Марата.
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)