Стальные когти Индонезии
Добавлено: Вт май 01, 2012 23:09
Часть 1. Шуточная прелюдия (подражание «Слову о полке Игореве» Виктора Гагина)
Жил себе когда-то давно на одном тропическом острове… Матрасе…, а нет, Суматре один тропический народ. Разводил скот, че-то там сеял, размножался себе по-тихому. Но невтерпеж оказалось такое тихое счастье матрасчан суматрян соседям ихним с Явы… Сигареты, наверное, в честь них потом обозвали. Вобщем вторглись они то ли на быках, то ли на мотоциклах Ява к суматрасчянам на их, панимаешь, тропический остров. Образовалось у них противостояние вокруг большого поля, которое суматрасцы засевать собрались – с одной стороны явцы на своих бычачих мотоциклах, а может и мотоциклетных быках, с другой суматряне без быков и без мотоциклов. Не равны как-то силы получаются. К тому же у быковатых явцев всякие там кишкорезы и жабоколы имеются, а у суматрюйцев тока железяки какие-то мелкие да кривоватые. Но зато мозги у суматрюков хитрые да мыслявые. Вот и предложили они, шоб поле свежеподготовленное не поганить всякими там отходами организьмов, которые точно в ходе большого мочилова появятся, решить спор между быками – явским и собственным. Ну бычары явские на такое предложение поржали, аки кони какие-то, да и согласились. Выпустили они своего самого больщущего буйвола, чернючего, будто ночь в джунглях, и злобного, как стая голодных ангелов ада. А суматрасяне в ответ выгнали теленка мелкого, неделю некормленного. Ножки у теленка тонюсенькие, рожки ма… да нет их по сути, так пенечки какие-то несформировавшиеся из черепушки торчат. Увидали это чучело хозяйское бычары явские, аж от хохота на землю попадали, а буйвол их стоит, землю копытом копытить, да на телка кровавым глазом косится – тож не догоняет, че это за диво на спичках вместо ног перед ним маячит. А раз не догоняет, то и нападать не спешить. Промычал че-то задумчиво буйволина явская, а суматрюхскому теленку тока того и надо было – услыхал он голос знакомый, да почудилось ему с голодухи, что мамка его хавать зовет, ну и ломанулся он к буйволищу мотоциклетному для заправки молочной. Да только не нашел он вымя мамкиного, вместо этого вдруг из пузищи буйвола вдруг кишки дымящиеся, на толстых змей похожие, на землю повываливались, потому что хитромыслящие суматрюхи к пеньковато-неразвитым еще рогам телка свои кривые железяки привязали и ими то он, пока в брюхо бувола тыкался, титьку мамкину ища, это самое брюхо и вспорол. Пришлось явцам на свою плантацию сигарет Ява возвращаться, а хитро-деланные суматяне с тех пор получили погоняло уважительное Минангкабау (минанг – победивший и кабау – буйвол). Вот такая сказочка поучительная…
Часть 2. История происхождения К чему спрашивается эта сказочка была рассказана? Все очень просто. Именно остров Суматра считается родиной керамбита, а минангкабау, населяющие западную и центральную часть острова – его создателями. Хотя жители острова Ява также предьявляют свои права на родину керамбита, ссылаясь на историю королевства Сунда, жители которого верили, что душа человека после смерти вселяется в тигра, когти которого похожи на что?... Правильно, на керамбит. Есть несколько версий происхождения керамбита.
Версии исторически-оружейные:
1. Керамбит произошел от сельскохозяйственного инструмента. В принципе, если присмотреться повнимательнее к классическому керамбиту минангкабау, то обнаруживается, что он очень похож на уменьшенный серп.
2. Керамбит сразу же был создан как боевое оружие. Именно на использовании керамбита было заточено древнее боевое искусство минангкабау силек, которое считается основой всех стилей современного индонезийского боевого искусства пенчак силат. Причем в качестве исторического прообраза называют индийские когти-кастет багнакх (багх накх), которые попали на Суматру еще в XI веке.
3. Керамбит – уменьшенная повседневная версия больших местных клинков, например ренконга. Также раздаются робкие голоса про арабское влияние джамбии, но оно маловероятно, хотя сходство определенное есть.
4. Есть и еще одна версия, отрицающая все три предыдущие. Согласно ей керамбит не имел исторических прообразов и был создан сразу в своем истинном виде, который и сохранился до сих пор, получив определенные разновидности у разных народностей, населчяющих местные острова.
Версии культово-мистические:
1. Согласно верованиям жителей яванского королевства Сунда, после смерти душа человека вселялась в тигра, который имел два названия: «харимау» – тигр и «па ма хан» (памахан) – великий (большой) тигр. Отсюда появились ножи, похожие на коготь тигра – большой Karambit Kuku Mahan, постепенно трансформировавшийся в уменьшенный вариант Karambit Kuku Harimau.
2. В ХII веке в Индонезии распространился индуизм, основными эпическими сказаниями которого были «Махабхарата» и «Рамаяна». Одними из самых почитаемых персонажей эпосов были Бима* и Хануман**, у которых из центра ладони произрастал волшебный коготь. Отсюда еще вариант названия керамбитов – Karambit Kuku Bima или Karambit Kuku Hanuman
3. Эта версия имеет более приземленный характер и связана с увлечением индонезийцев петушиными боями. Это очень жесткое увлечение, поскольку, чтобы раны наносимые противниками были опаснее, к лапам петухов прикрепляли стальные изогнутые клинки, отсюда названия Karambit Lawi Ayam (петушиная шпора или шпора цыпленка) и Karambit Bulu Ayam (перо из петушиного хвоста)
*Бима (Бхима) – герой эпоса Махабхарата
**Хануман – царь обезьян, герой эпоса Рамаяна
Часть 3. Виды керамбитов
Керамбит Минанг (Karambit Minang)
Классический керамбит народности минангкабау с сильно изогнутым клинком и деревянным кольцом под палец. Именно такая форма клинка служат основанием подозревать, что именно деревенский серп послужил прообразом керамбита.
Керамбит Минанг Харимау (Karambit Minang Harimau)
Вариант керамбита минангкабау, напоминающий про версию происхождения от тигриного когтя, в честь которого на рукояти и ножнах вырезаны тигры Керамбит Таджи (Karambit Taji)
Данный керамбит имеет сильное влияние керамбитов минангкабау, хотя его родиной является центральная часть острова Ява. В отличии от керабитов минангкабау кольцо под палец стальное, а не деревянное Керамбит Куку Махан (Karambit Kuku Mahan)
Еще один керамбит минангкабау. Тот самый «Коготь Великого тигра», о котором уже писалось, с длинным клинком, имеющим меньший изгиб по сравнению с другими керамбитами минангкабау. Керамбит Лави Айям (Karambit Lawi Ayam)
Керамбит «Петушиная шпора». От кольца под палец отходит короткий заточенный шип, отчего керамбит действительно похож на петушиную шпору Керамбит Бесар (Karambit Besar)
Боевой керамбит островов Ява, Ломбок и Сумбава. Имеет удлиненный клинок, позволяющий наносить более глубокие раны противнику. Керамбит Бурунг (Karambit Burung)
Бурунг – переводе с малайского значит «птица». У этих керамбитов клинкам при помощи ковки придано сходство к птичьей головой, также в виде птичьей головы сделаны резные ножны. Керамбит Раджавали (Karambit Rajawali)
В переводе с малайского «голова птицы». Эти керамбиты имеют два клинка, направленные в разные стороны. Иногда встречается другое название таких керамбитов – Karambit Cula Ring Керамбит Кембар (Karambit Kembar)
Такие керамбиты тоже имеют два клинка по обе стороны от рукояти, но направлены клинки в одну сторону, недаром в переводе с малайского «кембар» значит «близнецы». К тому же у этих керамбитов отсутствует кольцо под палец. Керамбит Гаруда (Karambit Garuda)
Гаруда - "царь птиц", ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями-нага. Похож на Керамбит Кембар, но еще больше похож на лапу орла. Недаром ножны вырезаются в виде головы орла Керамбит Панджанг (Karambit Panjang)
Классический керамбит, лишенный каких-либо украшательств. Характерен для прибрежных районов Малаккского пролива со стороны острова Суматра Керамбит Ренконг (Karambit Rencong)
Еще один керамбит с Суматры. Именно этот керамбит породил разговоры о происхождении от длинномерного боевого оружия, поскольку действительно напоминает уменьшенный вариант ренконга – суматранского кинжала. Самая характерная особенность – это гарда, образованная выступом клинка. Часть 4. Три ипостаси керамбита, основные хваты и техника работы
Исторически сложилось так, что керамбит имел три основных ипостаси. Во-первых, он был, так сказать, оружием последнего шанса, или последнего рубежа, когда бой переходил в рукопашную схватку и пользоваться длинномерным оружием уже не было возможности.
Во-вторых, керамбит был повседневным оружием самообороны, причем пользовался особой популярностью у женщин. Ну и в-третьих, он служил оружием убийц, причем зачастую для пущего эффекта клинки смазывались ядом, для изготовления которых тропические острова подлинный рай, и в этом случае достаточно было царапины для наступления летального исхода.
Основных хватов при работе керамбитом два – обратный и прямой. Обратный хват наиболее традиционен, при обратном хвате клинок практически невиден в руке, причем, из-за особенности анатомического строения человеческой руки, обратный хват позволяет нанести более сильный вспарывающий удар, на котором зиждется основа техники применения керамбита. Прямой хват незаменим при нанесении режущих ударов по направлению к себе или резких уколов переходящих в разрезающее движение. Есть варианты основных хватов, которые зависят от удержания керамбита в руке. Эти варианты позволяют наносить резкие неожиданные удары, которые, правда, обладают невысокой проникающей способностью. Смена хватов происходит довольно быстро, но требует долгой тренировки и хорошей координации движений. Вобще работа керамбитом крайне редко дается сразу, обычно умение приходит постепенно с оттачиванием навыков.
За семь столетий существования керамбита существенно расширился и усовершенствовался арсенал приемов работы керамбитом. Изначально заточенный под технику вспарывающего пореза, направленного для атаки паха, сонной артерии, сухожилий, бицепсов, предплечья, запястья и глаз, постепенно арсенал расширился за счет ударов, наносимых кольцом на рукояти или обухом клинка, применения различных хватов, методов атаки, при которых керамбит прокручивался вокруг продетого в кольцо пальца, а также ломающих приемов, при которых керамбит выступает в качестве рычага. Кроме того развилась техника работы двумя керамбитами одновременно. В Малайзии и Индонезии, кстати, до сих пор случаются драки и поножовщины с применением керамбитов. Часть 5. Немного современных керамбитов
В последнее время керамбиты, во многом благодаря инструктору и популяризатору силата Стиву Тарани, получили широкое распространение по всему миру и многие фирмы обратились в своем производстве к «когтистой» тематике, но эти современные керамбиты представляют собой тему для отдельного обзора, поэтому на десерт чутка хэндмейдно-кастомных керамбитов из разных стран.
Керамбит Дона Бишопа (Don Bishop) из Флориды Керамбит «Komodo Dragon» от фирмы «Kali Gear» техасца Лесли Бака (Leslie L. Buck-jr) Миниатюрный керамбит «Тукан», в котором кольцо заменено петлей из шнура, работы питерского мастера Юрия Капустина (ник на BF U-Ka) Керамбит французской фирмы «Saudara Kaum» Ну и напоследок керамбит с клинком нестандартной формы от «SLIP Custom Knife» из Таиланда
Жил себе когда-то давно на одном тропическом острове… Матрасе…, а нет, Суматре один тропический народ. Разводил скот, че-то там сеял, размножался себе по-тихому. Но невтерпеж оказалось такое тихое счастье матрасчан суматрян соседям ихним с Явы… Сигареты, наверное, в честь них потом обозвали. Вобщем вторглись они то ли на быках, то ли на мотоциклах Ява к суматрасчянам на их, панимаешь, тропический остров. Образовалось у них противостояние вокруг большого поля, которое суматрасцы засевать собрались – с одной стороны явцы на своих бычачих мотоциклах, а может и мотоциклетных быках, с другой суматряне без быков и без мотоциклов. Не равны как-то силы получаются. К тому же у быковатых явцев всякие там кишкорезы и жабоколы имеются, а у суматрюйцев тока железяки какие-то мелкие да кривоватые. Но зато мозги у суматрюков хитрые да мыслявые. Вот и предложили они, шоб поле свежеподготовленное не поганить всякими там отходами организьмов, которые точно в ходе большого мочилова появятся, решить спор между быками – явским и собственным. Ну бычары явские на такое предложение поржали, аки кони какие-то, да и согласились. Выпустили они своего самого больщущего буйвола, чернючего, будто ночь в джунглях, и злобного, как стая голодных ангелов ада. А суматрасяне в ответ выгнали теленка мелкого, неделю некормленного. Ножки у теленка тонюсенькие, рожки ма… да нет их по сути, так пенечки какие-то несформировавшиеся из черепушки торчат. Увидали это чучело хозяйское бычары явские, аж от хохота на землю попадали, а буйвол их стоит, землю копытом копытить, да на телка кровавым глазом косится – тож не догоняет, че это за диво на спичках вместо ног перед ним маячит. А раз не догоняет, то и нападать не спешить. Промычал че-то задумчиво буйволина явская, а суматрюхскому теленку тока того и надо было – услыхал он голос знакомый, да почудилось ему с голодухи, что мамка его хавать зовет, ну и ломанулся он к буйволищу мотоциклетному для заправки молочной. Да только не нашел он вымя мамкиного, вместо этого вдруг из пузищи буйвола вдруг кишки дымящиеся, на толстых змей похожие, на землю повываливались, потому что хитромыслящие суматрюхи к пеньковато-неразвитым еще рогам телка свои кривые железяки привязали и ими то он, пока в брюхо бувола тыкался, титьку мамкину ища, это самое брюхо и вспорол. Пришлось явцам на свою плантацию сигарет Ява возвращаться, а хитро-деланные суматяне с тех пор получили погоняло уважительное Минангкабау (минанг – победивший и кабау – буйвол). Вот такая сказочка поучительная…
Часть 2. История происхождения К чему спрашивается эта сказочка была рассказана? Все очень просто. Именно остров Суматра считается родиной керамбита, а минангкабау, населяющие западную и центральную часть острова – его создателями. Хотя жители острова Ява также предьявляют свои права на родину керамбита, ссылаясь на историю королевства Сунда, жители которого верили, что душа человека после смерти вселяется в тигра, когти которого похожи на что?... Правильно, на керамбит. Есть несколько версий происхождения керамбита.
Версии исторически-оружейные:
1. Керамбит произошел от сельскохозяйственного инструмента. В принципе, если присмотреться повнимательнее к классическому керамбиту минангкабау, то обнаруживается, что он очень похож на уменьшенный серп.
2. Керамбит сразу же был создан как боевое оружие. Именно на использовании керамбита было заточено древнее боевое искусство минангкабау силек, которое считается основой всех стилей современного индонезийского боевого искусства пенчак силат. Причем в качестве исторического прообраза называют индийские когти-кастет багнакх (багх накх), которые попали на Суматру еще в XI веке.
3. Керамбит – уменьшенная повседневная версия больших местных клинков, например ренконга. Также раздаются робкие голоса про арабское влияние джамбии, но оно маловероятно, хотя сходство определенное есть.
4. Есть и еще одна версия, отрицающая все три предыдущие. Согласно ей керамбит не имел исторических прообразов и был создан сразу в своем истинном виде, который и сохранился до сих пор, получив определенные разновидности у разных народностей, населчяющих местные острова.
Версии культово-мистические:
1. Согласно верованиям жителей яванского королевства Сунда, после смерти душа человека вселялась в тигра, который имел два названия: «харимау» – тигр и «па ма хан» (памахан) – великий (большой) тигр. Отсюда появились ножи, похожие на коготь тигра – большой Karambit Kuku Mahan, постепенно трансформировавшийся в уменьшенный вариант Karambit Kuku Harimau.
2. В ХII веке в Индонезии распространился индуизм, основными эпическими сказаниями которого были «Махабхарата» и «Рамаяна». Одними из самых почитаемых персонажей эпосов были Бима* и Хануман**, у которых из центра ладони произрастал волшебный коготь. Отсюда еще вариант названия керамбитов – Karambit Kuku Bima или Karambit Kuku Hanuman
3. Эта версия имеет более приземленный характер и связана с увлечением индонезийцев петушиными боями. Это очень жесткое увлечение, поскольку, чтобы раны наносимые противниками были опаснее, к лапам петухов прикрепляли стальные изогнутые клинки, отсюда названия Karambit Lawi Ayam (петушиная шпора или шпора цыпленка) и Karambit Bulu Ayam (перо из петушиного хвоста)
*Бима (Бхима) – герой эпоса Махабхарата
**Хануман – царь обезьян, герой эпоса Рамаяна
Часть 3. Виды керамбитов
Керамбит Минанг (Karambit Minang)
Классический керамбит народности минангкабау с сильно изогнутым клинком и деревянным кольцом под палец. Именно такая форма клинка служат основанием подозревать, что именно деревенский серп послужил прообразом керамбита.
Керамбит Минанг Харимау (Karambit Minang Harimau)
Вариант керамбита минангкабау, напоминающий про версию происхождения от тигриного когтя, в честь которого на рукояти и ножнах вырезаны тигры Керамбит Таджи (Karambit Taji)
Данный керамбит имеет сильное влияние керамбитов минангкабау, хотя его родиной является центральная часть острова Ява. В отличии от керабитов минангкабау кольцо под палец стальное, а не деревянное Керамбит Куку Махан (Karambit Kuku Mahan)
Еще один керамбит минангкабау. Тот самый «Коготь Великого тигра», о котором уже писалось, с длинным клинком, имеющим меньший изгиб по сравнению с другими керамбитами минангкабау. Керамбит Лави Айям (Karambit Lawi Ayam)
Керамбит «Петушиная шпора». От кольца под палец отходит короткий заточенный шип, отчего керамбит действительно похож на петушиную шпору Керамбит Бесар (Karambit Besar)
Боевой керамбит островов Ява, Ломбок и Сумбава. Имеет удлиненный клинок, позволяющий наносить более глубокие раны противнику. Керамбит Бурунг (Karambit Burung)
Бурунг – переводе с малайского значит «птица». У этих керамбитов клинкам при помощи ковки придано сходство к птичьей головой, также в виде птичьей головы сделаны резные ножны. Керамбит Раджавали (Karambit Rajawali)
В переводе с малайского «голова птицы». Эти керамбиты имеют два клинка, направленные в разные стороны. Иногда встречается другое название таких керамбитов – Karambit Cula Ring Керамбит Кембар (Karambit Kembar)
Такие керамбиты тоже имеют два клинка по обе стороны от рукояти, но направлены клинки в одну сторону, недаром в переводе с малайского «кембар» значит «близнецы». К тому же у этих керамбитов отсутствует кольцо под палец. Керамбит Гаруда (Karambit Garuda)
Гаруда - "царь птиц", ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями-нага. Похож на Керамбит Кембар, но еще больше похож на лапу орла. Недаром ножны вырезаются в виде головы орла Керамбит Панджанг (Karambit Panjang)
Классический керамбит, лишенный каких-либо украшательств. Характерен для прибрежных районов Малаккского пролива со стороны острова Суматра Керамбит Ренконг (Karambit Rencong)
Еще один керамбит с Суматры. Именно этот керамбит породил разговоры о происхождении от длинномерного боевого оружия, поскольку действительно напоминает уменьшенный вариант ренконга – суматранского кинжала. Самая характерная особенность – это гарда, образованная выступом клинка. Часть 4. Три ипостаси керамбита, основные хваты и техника работы
Исторически сложилось так, что керамбит имел три основных ипостаси. Во-первых, он был, так сказать, оружием последнего шанса, или последнего рубежа, когда бой переходил в рукопашную схватку и пользоваться длинномерным оружием уже не было возможности.
Во-вторых, керамбит был повседневным оружием самообороны, причем пользовался особой популярностью у женщин. Ну и в-третьих, он служил оружием убийц, причем зачастую для пущего эффекта клинки смазывались ядом, для изготовления которых тропические острова подлинный рай, и в этом случае достаточно было царапины для наступления летального исхода.
Основных хватов при работе керамбитом два – обратный и прямой. Обратный хват наиболее традиционен, при обратном хвате клинок практически невиден в руке, причем, из-за особенности анатомического строения человеческой руки, обратный хват позволяет нанести более сильный вспарывающий удар, на котором зиждется основа техники применения керамбита. Прямой хват незаменим при нанесении режущих ударов по направлению к себе или резких уколов переходящих в разрезающее движение. Есть варианты основных хватов, которые зависят от удержания керамбита в руке. Эти варианты позволяют наносить резкие неожиданные удары, которые, правда, обладают невысокой проникающей способностью. Смена хватов происходит довольно быстро, но требует долгой тренировки и хорошей координации движений. Вобще работа керамбитом крайне редко дается сразу, обычно умение приходит постепенно с оттачиванием навыков.
За семь столетий существования керамбита существенно расширился и усовершенствовался арсенал приемов работы керамбитом. Изначально заточенный под технику вспарывающего пореза, направленного для атаки паха, сонной артерии, сухожилий, бицепсов, предплечья, запястья и глаз, постепенно арсенал расширился за счет ударов, наносимых кольцом на рукояти или обухом клинка, применения различных хватов, методов атаки, при которых керамбит прокручивался вокруг продетого в кольцо пальца, а также ломающих приемов, при которых керамбит выступает в качестве рычага. Кроме того развилась техника работы двумя керамбитами одновременно. В Малайзии и Индонезии, кстати, до сих пор случаются драки и поножовщины с применением керамбитов. Часть 5. Немного современных керамбитов
В последнее время керамбиты, во многом благодаря инструктору и популяризатору силата Стиву Тарани, получили широкое распространение по всему миру и многие фирмы обратились в своем производстве к «когтистой» тематике, но эти современные керамбиты представляют собой тему для отдельного обзора, поэтому на десерт чутка хэндмейдно-кастомных керамбитов из разных стран.
Керамбит Дона Бишопа (Don Bishop) из Флориды Керамбит «Komodo Dragon» от фирмы «Kali Gear» техасца Лесли Бака (Leslie L. Buck-jr) Миниатюрный керамбит «Тукан», в котором кольцо заменено петлей из шнура, работы питерского мастера Юрия Капустина (ник на BF U-Ka) Керамбит французской фирмы «Saudara Kaum» Ну и напоследок керамбит с клинком нестандартной формы от «SLIP Custom Knife» из Таиланда