Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Здесь беседуют о любом историческом холодном оружии

Модераторы: Валерий, leoge, Чечако, Bambr 11

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Ответить
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6180
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Vinny M » Вс апр 16, 2017 16:38

Для начала пояснение, почему обзор в ИХО. В основном потому что большинство упомянутых ножей в силу своего возраста попадают под термин "историческое". А также потому, что чаще всего атрибуция требуется именно старым ножам, хотя бывают и исключения...

Вместо вступления
В процессе работы над обзором случайно узнал, что 20 марта в Польше в возрасте 42 года умер Януш Ланговски - автор многочисленных интересных и полезных, очень системных, материалов по ножам. Именно ео каталог польских клейм вдохновил меня на создание аналогичного каталога наших отечественных клейм. Сколько еще хорошего мог бы сделать Януш, если бы не преждевременная кончина. Так что этот обзор в какой-то степени дань памяти ножевому подвижнику из Польши...
Януш Ланговски.jpg
Януш Ланговски.jpg (49.99 КБ) 1889 просмотров
Когда-то в стародавние времена во времена моего золотого советского детства существовал в ЦПКиО имени Кирова уголок коллекционеров, в котором в специально отведенном загончике на выходных собирались коллекционеры, причем в субботу вход был свободный, а в воскресенье приходилось заплатить за вход некую мзду, но народ собирался, в основном, в воскресенье, да так, что было там не протолкнуться. Ножей я не припомню, возможно интереса к ним тогда не было, вот и не замечал, а скорее – просто это было слегка чревато последствиями, все-таки «В наш тесный круг не каждый попадал…». Зато монет, марок, значков и прочих спичечных этикеток было просто море, вот и процветала там бонистика, филателия, нумизматика и иные увлечения с подозрительными названиями. Я же тогда собирал все подряд – от монет и бумажных денег до календариков и открыток. Спрашивается, куда я веду сие лирическое вступление? Все очень просто. Тем для собирательства была масса, но об интернете тогда даже Жюль Верн бы не дотумкал, да и со специальной литературой дело тоже обстояло плоховато – у меня были три книжки по монетам, но две из них затрагивали наиболее дорогие области нумизматики, а значит были эти монеты советскому школьнику не по карману. Вот и приходилось доверять более старшим, так сказать, товарищам на слово. Так ведь не все были чисты на язык, особенно когда была возможность втюхать задорого какую-нибудь задрипанную монетку легковерному школяру. Зато потом наступила эра интернета и вдруг выяснилось, что нумизматика и филателия – это запредельная банальщина, и что есть люди, которые коллекционируют кирпичи, бутылки, измерительный инструмент, самовары и прочая, и прочая. И ведь люди хорошо в этом разбираются и есть целые форумы и сайты отдельно по кирпичам, отдельно по бутылкам и т. д. А ведь еще и литературы практически по любой теме тоже стало вдоволь – хочешь по каскам, хочешь по фарфору, хочешь по армейским ременным пряжкам. И все это оказалось справедливым и в отношении ножей – есть и специалисты в интернете, есть и отличные полезные книги, которые могут помочь почти в любом вопросе. Нужна информация по советским ножам? Пожалуйста, книги Игоря Заворотько. Возник вопрос с атрибуцией немецкого кинжала – вот книги Александра Кулинского. Непонятный старый американский или французский складень? Помогут книги Бернарда Левина или Доминика Паскаля. Да за книги надо платить и зачастую весьма приличные деньги. Не вопрос. Возвращаемся в просторы всемирного интернета. Сколько там людей, которых можно назвать ножевыми подвижниками, ибо проделанная ими работа приносит страждущим много пользы, но авторам не приносит ничего, кроме разве что морального удовлетворения. Один поляк Януш Ланговски чего стоит! Мне известны два его каталога клейм – польских, который ваш покорный слуга перевел на русский язык, и испанских, а сколько их на самом деле. Им же проделана грандиозная работа по систематике испанских навах. Даже в вопросе наших отечественных клейм я был далеко не первым, просто видимо мне хватило усидчивости довести работу до конца, не бросив на полпути, да и идти по чьим-то следам всегда легче, чем тропить дорогу самому. Казалось бы что еще надо? Вроде все разжевано и разложено по полочкам, надо только правильно воспользоваться поиском в интернете, ну и потратить немного своего личного времени. Но видимо это то ли слишком сложно, то ли жалко времени, то ли просто лень. Гораздо проще оказывается спросить (Ой, не могу типа найти) и пусть то, что делать лень, делает кто-то другой. В итоге складывается ощущение, что работа делалась впустую и зазря. Обидно, однако. Ну и соответственно возникло желание поговорить о ножевой атрибуции. Кое-какие советы… Разные истории… Ну и тому подобное. Ведь многим доводилось читать детективы и даже пытаться вычислить заранее убийцу – садовник или все-таки кто-то иной. Так ведь и ножевая атрибуция сродни детективу или разгадыванию кроссворда – иногда очень сложного, а иногда совсем простого. Вот только в детективе в конце все покрова с тайны срываются, а с атрибуцией такого никто не гарантирует и даже вроде очевидный ответ далеко не всегда может быть именно таким.
Для начала стоит признать, что далеко не всегда есть возможность атрибутировать нож, особенно старый, хотя бы просто по изготовителю. Не секрет, что в СССР изготовление ножей с фиксированными клинками было сопряжено с определенным риском, поэтому часто их делали втихаря сами или просили каких-нибудь заводских Левшей за бутылку. Конечно клейм подобные ножи чаще всего не имели. Ножи меняли хозяев – их выменивали, теряли, дарили и след изготовителя терялся. Как опознать нож, подаренный соседом, которому сделал его мастер на заводе, когда имя мастера забыто, да и сосед уже в лучшем из миров? Или же определить мастера, сделавшего нож, найденный несколько лет назад у водопада на реке Тосне, у которого сырость настолько изуродовала клинок, что прочитать клеймо, даже если оно там и было?
1.jpg
Это практически невозможно? Атрибуция тут почти бессильна, разве что сам мастер случайно не наткнется на тему и не раскроет свое имя.
С мастерами, даже современными, тема вообще сложная. Сколько раз попадались на разных форумах объявления, типа «Продаю нож. Куплен здесь же. Имя мастера не помню…». Вот так вот. Можно конечно перерыть всю мастерскую и даже найти тему мастера с ножом. А можно и не найти. Даже клеймо не гарантирует успех поиска. В гонце прошлого года купил на Ганзе авторский нож с клеймом. Продавец, кроме имени и города, ничего про мастера не знал. Ну, думаю, не беда, спишусь с мастером. Ага, щас!... Мастер на Ганзе не появлялся с лета прошлого года и на письмо соответственно не отреагировал. В итоге на выяснение личности автора ушло несколько месяцев, включивших активный поиск и в соцсетях, и на ножевых форумах, и на мастеровых сайтах, и просто во всяких там Гугло-яндексах. А результат дало выявление других владельцев ножей мастера, которые и поделились информацией. И это современный мастер. Что говорить, когда покупаешь старый нож. Например, такой
2.JPG
Классический многопредметник примерно середины ХХ века. Но из клейм на нем только «Республика Ирландия». И все…
3.JPG
3.JPG (52.63 КБ) 1889 просмотров

Сколько не пытался, опознать производителя так и не сумел, поскольку все известные ирландские фирмы, которых не так уж и много, имели свои, вполне себе ясные клейма с названиями этих самых фирм.
Очень сложно заниматься атрибуцией этнических ножей, особенно из Азии и Африки. Причин тому много. Вот ряд примеров.
Два узбекских пчака
Ни восточная женщина на выставке, ни русский мужик на удельненской барахолке, у которых приобретались ножи, имен мастеров не знали.
4.JPG

Каждый из пчаков имеют тамгу, но это не приблизило к разгадке, поскольку на одном пчаке тамга традиционная для Чуста и использовали ее разные мастера со времен еще СССР (вверху), а тамга на другом таила в себе просто название города – Шахрихан (внизу).
5.JPG
6.JPG

Никаких других зацепок так и не обнаружилось, хоть и пытался вычислить чустский пчак по ножнам, ибо в таком варианте исполнения они крайне редки. Так и числятся они в коллекции, как неопознанные.
Японский хигоноками
Нож куплен был у проверенного продавца. Нож старый, об этом говорит классическая оригинальная форма клинка – современные хигоноками имеют клинки иной формы. Да и рукоять «согнута» иначе, чем у современных.
7.JPG
На рукояти есть иероглифы. Но к сожалению они тоже не дали ответа ни о производителе, ни о точном возрасте ножа. Надпись на рукояти гласит: «Зарегистрированная торговая марка Хигономори». Что есть Хигономори? Фирма? Сомнительно. Скорее есть связь с городом Мори из префектуры Сидзуока – что-то типа «Хиго из Мори» (Нож Хиго из города Мори).
8.JPG

Это вполне логично, поскольку истинные хигоноками делались только в городе Мики (префектура Хиго), а все похожие ножи, сделанные в иных местах, назывались «Ножи Хиго». Сам процесс атрибуции был весьма увлекателен, но к производителю он так и не привел.
Индонезийские крисы
Сколько доводилось видеть этнические ножи из Юго-Восточной Азии (крисы, паранги, керамбиты, ренконги и т.д.), большинство из них, что старых, что современных, клейм не имели. Это всегда заметно осложняет атрибуцию, поскольку опознать их удается только в том случае, когда знаешь, что и чье приобретаешь. С обоими крисами из коллекции такой фокус не прошел – приобретались они с рук и продавцы информацией о производителях не владели.
9.JPG
10.JPG

Причем продавец малого криса старательно пытался увеличить его возраст, рассказывая сказки про 20-е года ХХ века. Ну, Удельная, что с нее возьмешь. Понятно было, что это совершенно не так. Если малый размер еще можно было списать на что-нибудь ритуальное, то упрощенная конструкция без некоторых обязательных для классических крисов элементов и слишком хорошее (для углеродки из джунглей) состояние клинка слова продавца напрочь опровергали. Более вероятным представлялся, да и представляется, конец XX или начало XXI века. Ну и предназначение его – сувенир для туристов. С большим дело обстояло сложнее. Во-первых, хранился он где-то в гараже, т.е. не в самых лучших условиях, причем около 10 лет. Во-вторых, углеродка в агрессивных условиях азиатских джунглей стареет очень быстро. Получалось, что крису примерно с равной вероятностью могло быть и 100 лет и, допустим, 30. Столетний возраст был сомнителен, поскольку все-таки на клинке использовался не памор (местная разновидность дамаска), а углеродка, а вот 20, 30, 40 или даже 50 лет вполне реальны. Но это только решило вопрос с возрастом, а вот мастера или фирму опознать так и не удалось. По особенностям оформления рукояток и элементов ножен смог только вычислить острова, на которых были сделаны эти крисы: большой – на острове Мадура, малый – на Суматре.
11.JPG
12.JPG

Так и числятся они в каталоге коллекции «кустарным производством».
Нож из Африки
Как-то Лёня aka Starypios подарил на найфовке в «Собаках» нож из Африки. Поскольку он привез его не сам, то вполне логично, что и информации по вопросам «кто и откуда» у него не было. В итоге даже не ставил перед собой задачи определить возраст или производителя. Хотелось хотя бы вычислить страну.
13.JPG
Нож и ножны красивые – плетение из плоских кожаных ремешков, кисточки, тиснение… Даже клеймо на клинке имелось. Четко читалось большинство букв, кроме двух последних, но и их можно было разобрать. Получилось – «45HONORE».
14.JPG

Рискнул предположить, что: а) это на французском языке; б) клеймо принадлежит только производителю клинка. Скорее всего донором выступил какой-то небольшой кухонный нож французского производства. Учитывая, что удалось найти кухонные ножи с подобным клинком, предположение это скорее верное, чем нет. Встретились и упоминания фирмы с названием похожим на «Couteau 45 Honore». Правда вероятно сейчас такой фирмы уже нет. После этого переключился на определение страны. Логично было предположить, что раз клинок французский, то и нож должен был быть сделан во франкоговорящей стране африканского континента. Тут возникли некоторые загвоздки, поскольку в похожем стиле свой колюще-режущий инструмент украшали туареги и мандинго (мандинка), причем и те и другие жили в странах, говорящих по-французски. Но у туарегов в основном были более длинноклиновые орудия, а вот у мандинго встречались похожие ножи, в том числе и с таким клеймом. Другое дело, что населяли они не только бывшие французские колонии (Мали, Сенегал, Кот-д’Ивуар, Гвинея), но и английские (Гамбия) и португальские (Гвинея-Бисау). Фактически подходила любая из франкоговорящих стран, но повезло наткнуться на такой, чертовски похожий, нож с кисточками и плетеным узором ножен и рукояти.
15.jpg
15.jpg (12.49 КБ) 1889 просмотров
Нож был сделан в Гвинее. Рискнул предположить, что и мой сделан там же, хотя сначала склонялся больше к Мали, но у тамошних ножей имелись заметные отличия. Вот так, только страна и ни примерного года, ни производителя.
В целом мы выявили основные моменты мешающие атрибуции. Это отсутствие клейм на ножах, клейма в очень плохом сохране, клеймо на экзотических языках (японские иероглифы, арабская вязь и т.д.), отсутствие информации от продавца. Последнее чаще всего связано с тем, что продавцы в комиссионках и на блошиных рынках не обладают обычно достаточным уровнем знаний по данной теме. Хотя подобное встречается и не только у них. Как-то хотел купить на Ганзе у одного очень известного в ножевом мире человека (автора четырех книг по ножам) тайский ритуальный нож. На ноже было видно клеймо, но на вопрос о производителе продавец ответил, что он языком не владеет и не мог при покупке выяснить этот вопрос. Удивился конечно и от покупки отказался. А потом и вовсе появились сомнения – а покупал ли он их действительно во время поездки в Таиланд или просто приобрел на Ебее, где подобных ножей довольно много и производители там обычно тоже не указаны…
Теперь попробуем рассмотреть ряд советов-вопросов, связанных с проведением атрибуции.
1. Интернет в помощь
Всемирная паутина, конечно, представляет собой большую помойку, в которой активно копошаться не очень адекватные личности, возомнившие себя супер-пупер-экспертами, ведущие свои блоги и снимающие видео (к нормальным людям этот спич не относится). Но известно, что алмаз может блеснуть и в дерь навозной куче. Благо алмазов в ножевом интернете хватает, важно лишь суметь их найти. Понятно, что по импортным ножам лучше вести поиск по забугорным сайтам – там вероятность найти нужную информацию выше, чем в рунете. А вот наши ножи, будь то современные, советские или дореволюционные, они на то и наши, так же как и рунет. Правда времени на это зачастую требуется много, ибо на большинстве ножевых форумов темы про ножи СССР насчитывают не одну сотню страниц, да и наш каталог клейм уже приблизился к отметке «1400». Но зато поиск зачастую дает атрибуцию ножей, которые казалось бы атрибутировать крайне проблематично. Примеры? Их есть у меня...
Серия советских мини финок
Как-то давным-давно на Ганзе приобрел парочку маленьких финок без опознавательных знаков, если не считать бирку на одном из ножей с надписью «». Продавец помнил только, что делал эти финки какой-то эстонский завод. Отсутствие клейм усложнило поиск и первые шаги в этом направлении результата не дали. Не помогла даже книга Саши Марьянко о финских ножах, в которой была фотография этих финочек, но не было ни слова о производителе. Удалось выяснить только, что таких ножей была серия. Это подтвердила и барахолка на Удельной, на которой увидел третий вариант с плетеными ножнами из лыка. И только тщательное изучение темы «Ножи СССР» на Ганзе, которая
тогда состояла где-то из 250 страниц, дало результат, благо людей, хорошо секуших в теме советских ножей, на Ганзе было несколько. Они правда всегда не очень ладили между собой, но зато их подсказки были всегда достойны доверия. Короче серию этих финок делал Нарвский экспериментальный литейно-механический завод (НЭЛМЗ). Это закрыло вопрос сразу по двум ножам, а ведь казалось, что шансов мало, ведь даже клейм не было.
16.JPG
Нож туристский
Еще с детства, несмотря на определенные трудности с ножами в Стране Советов, через мои руки прошло много ножей, начиная с памятного складня, который мы с другом нашли еще будучи в детском саду. Но как-то все эти ножи постепенно канули в Лету, причем непонятно где и как. В итоге страна благополучно скукожилась в размерах и сменила название, а дома из множества советских складней остался только один, похожий на изуродованный нож сомелье.
17.JPG

С одной стороны штопора была указана цена, а с другой имелось нечто, которое я долго считал производственным дефектом. Но выяснилось, благодаря все той же теме про советские ножи на Ганзе, что просто нечеткое клеймо днепропетровского завода «Южмаш».
18.JPG
18.JPG (45.59 КБ) 1889 просмотров

Ну а еще через некоторое время выяснилось, что полное название сего девайса было «Нож складной туристский»
2. Читайте книги
Сейчас время абсолютного раздолья для коллекционирования чего-либо, поскольку, благодаря интернету, ты уже не бродишь как ежив в тумане, а можешь вполне уверенно определить предметы коллекции по возрасту, происхождению и цене, если есть желание их продать. Кроме интернета большую помощь в атрибуции оказывают книги, хоть среди них и встречается литература откровенно вредная, но ее все ж меньше нежели полезной. Не будем углубляться в дебри коллекционной литературы, а коснемся только той ее части, что касается ножей как объектов коллекционирования. Вот далеко не полный список авторов, писавших на эту тему – Андрей Мак (армейское короткоклинковое оружие), Александр Марьянко (финские ножи), Дмитрий Ильясов (кортики, джамбии и шибрии), Александр Кулинский (штыки, русское и немецкое оружие), Доминик Паскаль (французские ножи), Игорь Заворотько (русские и советские ножи), Бернард Левин (складные ножи мира), Андрей Ядловский (ножи III Рейха), Дервуд Холлис (охотничьи ножи) и многие другие. А если владеешь буржуйскими языками, то тут список становится еще больше. Хотя и в этих книгах встречаются неожиданные ошибки, опечатки и некоторые недоработки, но… не ошибается только тот, кто ничего не делает (самому неоднократно приходилось исправлять довольно курьезные и непонятные промашки в каталоге клейм, но об этом речь вкратце пойдет ниже). А книги помогают сильно и часто, жаль только стоят они зачастую очень уж дорого (дороже даже, чем некоторые очень интересные ножи). Вот пара примеров.
Пуукко от «Luomanen»
Как-то однажды приобрел по случаю маленький финский пуукко в неродных ножнах. Нож заметно старый, состояние сильно потрепанное. В доле заметны обрывочные остатки клейма, не поддающиеся прочтению.
19.JPG
20.JPG

И оставался бы нож в неопознанных, если бы в книге Саши Марьянко «Финский нож на гранях времен» не обнаружилась фотография шюцкоровской спарки от фирмы «Luomanen & Kumppanit» (стр. 92).
21.jpg

Малый нож (вверху) практически один в один всеми деталями похож на мой. Ответ был найден. Цитирую книгу: «Фирма «Луоманен и Компания» начала работать в Каухаве в 1922 году. Закрылась в послевоенные годы, в 1947 году, в связи с кончиной основателя Юхо Луоманена.»
Многопредметный фолдер от «Elosi»
На барахолках, что живых, что интернетных часто проскакивают интересные старые импортные многопредметники разной степени сохранности и разной редкости. Так приобрел энное количество лет назад на Удельной многопредметник со стеклорезом немецкой фирмы «Elosi».
22.JPG
23.JPG
23.JPG (32.55 КБ) 1889 просмотров

Поначалу найти информацию по фирме не удавалось, поскольку в книгах Кулинского о ней не было ни слова, да и в сети сведения попадались довольно обрывочные. А вот список фирм в книге Берни Левина «Каталог ножей» позволил найти больше полезной инфы. Выяснилось, что фирма Эрнста Лора (Ernst Lohr) и Отто Штиля (Otto Stiehl) существовала в Золингене в 30-х годах ХХ века, т.е. нож довоенный. Удивительно, но ножи от «Elosi» на Удельной появляются довольно часто.
О чем еще стоит упомянуть в качестве возможных рекомендаций?
3. Опасайтесь подделок
Как гласит известная шутка, «если у вас паранойя, то это не значит, что за вами не следят». Так и коллекционированием. Всегда где-то рядом витает призрак возможных подделок. Скажу честно, когда приобрел в этом году английский трехпредметный гарнитур, тоже пробудил сразу паранойю, поскольку казалось, что цена была слишком уж несерьезной. Но постепенно, включив мозг, начал рассуждать здраво, что подделывать такую специфичную вещь слишком рискованно, поскольку ее можно не продать вовсе, ведь она даже не отечественного производства. Был бы это Самсонов… Или Аносов… Или Завьялов… Тогда да. А тут какой-то неизвестный Макклори. Кроме того смысл подделки для продажи – это зарабатывание денег. А что можно было заработать с моего гарнитура? Геморрой при предварительной работе по подделыванию предмета. Ведь в любом случае даже само создание подделки требует определенное вложение средств. И смысл она будет иметь только тогда, когда многократно окупиться – например вложив 10 тысяч, выручишь от продаже 100. Но в любом случае надо быть готовым ко всему. Что пользуется в нашей стране особым коллекционным спросом? Медвежьи ножи и охотничьи кинжалы Самсонова! Изделия из булата Аносова! Кавказские шашки, ножи и кинжалы! Ножи и кинжалы Третьего Рейха! И вот, если вам предлагают что-то из этого по смешной цене, то есть весомый повод насторожиться. Вероятность подделки весьма высока. Подобная история недавно была описана на Ганзе и касалась она как раз подделки ножа Егора Самсонова. Сам тоже однажды чуть было не повелся на подобное, когда еще на «Молотке» чуть было не влез в аукцион за тесак егерей Третьего Рейха. Вот кольнуло что-то и, «покурив» тему (в интернете и литературе), понял, что глаз не зря зацепился за некоторые нестыковки. Тесак оказался поддельным. Так что забывать о существовании мошенников никогда не стоит, ведь они даже Лувр в свое время сумели обмануть…
Вот вроде коснулись ряда нюансов, важных при опознании ножей, но так и не определились для чего же это вообще нужно. А действительно для чего? Определить страну, город, фирму, тип ножа, возраст или даже год изготовления, лимитированность и т.д. В большинстве случаев для этого требуется хотя бы клеймо. Разве что, определяя этнические ножи, сделанные в большинстве случаев кустарным способом, по виду (или типу), можно обойтись без клейм, тем более, что они могут ничего еще и не сказать. Хорошо известно, что непальские кукри, эскимосские улу, индонезийские керамбиты и крисы, узбекские пчаки, ножи гаучо и прочая этника часто имела различные формы, характерные для разных мест или народностей. Каждый такой нож целая тема для отдельного исследования, поэтому останавливаться подробно на них мы сейчас не будем. Во всех иных случаях клеймо желательно. Опознание страны обычно не составляет проблемы, равно как и города, поскольку эта информация обычно содержится в клейме, особенно у зарубежных фирм. Если же клеймо не содержит названия фирмы, то иногда возникают сложности, которые помогают решать каталоги клейм, если конечно известна страна происхождения. Чаще всего главную сложность вызывает определение возраста, а также лимитированности, юбилейности или рекламности ножа. Попробуем по порядку. И начнем с возраста.
Кроме книг и интернета в этом помогают каталоги и зачастую сайты фирм-производителей. Некоторые импортные фирмы сохраняют историю изменений собственных клейм. Вот например история клейм финской фирмы «Fiskars», позволяющая определить примерный год изготовления.
24.jpg

Аналогичную информацию представляют швейцарцы из «Victorinox».
25.jpg
25.jpg (217.12 КБ) 1889 просмотров

Еще дальше пошли американцы из фирмы «Buck» - дабы коллекционерам или поклонникам продукции их фирмы было легче ориентироваться в годах изготовления, они с 1986 года ввели специальную систему кодов (рассчитана на данный момент до 2022 года), которые ставятся на клинке рядом с номером модели.
26.jpg

Возьмем для примера один из ножей «Buck». Вот модель под названием «Reaper Viper», которая участвовала в наших тестах бивачных ножей. На клинке около рукояти мы видим страну происхождения (USA), номер модели (620) и странный значок (точка с дугой на ней).
27.JPG

Смотрим в таблицу и видим, что этот знак соответствует 2013 году выпуска. Все гениально, как говорится, просто.
Некоторые фирмы стараются отметить и каждого своего сотрудника, трудящегося над изготовлением ножей и не только их. Так шведская фирма «Gransfors» клеймит свои топоры личными клеймами кузнецов, эти топоры ковавших. А французы из «Laguiole en Aubrac» отличают работы своих мастеров по индивидуальному файлворку на «спинке» рукояти.
28.jpg
28.jpg (79.5 КБ) 1889 просмотров
Но в большинстве случаев возраст удается определить только в определенных пределах. Кстати, применительно к нашей стране стоит помнить, что в первые годы после Революции 1917 года национализированные заводы клеймили ножи клеймами старых владельцев с добавлением «Быв.», т.е. если на клейме стоит «Быв. Ф-ка Теребина, или Сидорова, или Кондратова, или и т.д.», то это значит, что нож сделан после революции. Также надо отметить, что артельный период в советском ножепроме длился где-то с 1922 года, когда в артели начали объединять мелких кустарей до 1960, поскольку, согласно постановлению от 1956 года, именно к этому времени артели должны были полностью переподчинены государству с превращением в заводы или колхозы. Таким образом ножи с артельными клеймами вписываются в этот временной отрезок. Ну и стоит не забывать, что некоторые заводы сумели пережить развал СССР и продолжить свою деятельность в новом государстве, а некоторые дожили и до наших дней. Иначе возможны курьезы. Так приобрел на выставке «ОиР» несколько маленьких ножей-брелоков павловского завода «Сувенир» в абсолютной уверенности, что это старые советские ножики. Еще помнится порадовался их отличной сохранности. И уже дома, рассматривая их, почувствовал некоторое недоумение.
29.JPG

Смотрю на надпись… «850 лет Москвы»… Как же это? Вроде сей юбилей справляли совсем недавно. Лезу в интернет. Точно – 1997 год. А Союз развалился когда? Дату не помню, но помню, что явно раньше… Оказывается в 1997 году завод «Сувенир» еще существовал, равно как и некоторые другие ножевые заводы бывшего СССРа – «Октябрь» в Ворсме, Завод имени Кирова в Павлово, Мясомолмаш в Питере, Труд в Ваче и некоторые другие.
Теперь попробуем посмотреть в каких пределах возможно опознать возраст того или иного ножа. Начнем с редкого и старого трехпредметного гарнитура от английской фирмы «John McClory & Sons» из Шеффилда.
30.JPG
31.JPG
31.JPG (27.82 КБ) 1889 просмотров

Все источники, будь то книга Бернарда Левина или интернет-ресурсы, датируют годы существования этой фирмы промежутком между 1870 и 1919 годами. Все остальные умозаключения являются по сути только предположениями, хотя вполне логично было бы сместить возраст ножа лет на пять, т.е. до начала Первой мировой войны.
С большей точностью удалось атрибутировать столовый нож немецкой фирмы «Hugo Moser Nachfolger».
32.JPG
33.JPG
33.JPG (31.2 КБ) 1889 просмотров

До 1890 года фирма, основанная Гуго Мозером, носила имя своего владельца с соответствующим клеймом, а в 1890 она поменяла название на «Hugo Moser Nachfolger», что означало «Наследники Гуго Мозера» и именно это мы видим на клейме нашего ножа. Ну а в 1904 наследники решили устраниться из названия фирмы, которая снова сменила название на «HUMOSO» (HUgo MOser SOlingen), что благополучно отразилось в новом клейме. Таким образом, легко посчитать, что год изготовления ножа попал в довольно узкий промежуток между 1890 и 1904 годами.
Но даже и такие, весьма узкие, временные рамки не предел. До точного года сужают время всякие юбилейные, лимитированные или заказные ножи. Сам однажды делал подобный проект совместно с ПП «Кизляр», посвященный 18-ти летию Компании «СПЛАВ». Приобретаешь такой нож, выясняешь год основания фирмы, набрасываешь 18 лет и готов год изготовления. Подобная практика корпоративных подарков распространена по всему миру. Вот пример ножа, который ограниченной серией по заказу природоохранительной организации «Ducks Unlimited» (Утки без границ) выпустила канадская фирма «Grohmann Knives».
38.JPG
Международная некоммерческая организация «Ducks Unlimited», занимающаяся охраной водно-болотных угодий, служащих ареалом обитания водоплавающих птиц и зверей, была основана в далеком 1937 году в Мемфисе Джозефом Наппом, И.Эр. Лоу и Робертом Уинтропом. С определенного момента они каждый год заказывали у разных фирм ножи со своим логотипом. В 1999 году они выбрали у «Grohmann Knives» модель «Large Skinner», получившую в 1977 году награду за дизайн «Outdoor Dream» (Мечта туриста). Нож украшен изображениями птиц в разной технике исполнения (на клинке, рукояти и ножнах) и названием организации. Даже если бы на клинке не стоял бы год, выяснить это не составило бы труда. Подобные проекты осуществляют и другие организации – в коллекции найдется с десяток ножей подобных совместных проектов.
Но бывает, что даже дополнительные клейма не дают сильно сузить временные рамки производства того или иного ножа. На ДР в этом годе Серега aka наЖдак подарил отреставрированный четырехпредметный фолдер американской фирмы «Imperial Knife Co» из Провиденса (штат Род-Айленд).
34.JPG
34а.JPG
34а.JPG (43.94 КБ) 1889 просмотров

Ножи данной фирмы не редкость. Известно также, что существовала она, почти как СССР, с 1917 по 1987 год. Приличный, однако, получается временной период, но… На консервном ноже, входящем в комплект данного ножа стояло еще одно клеймо с номером патента.
35.JPG
36.JPG
36.JPG (37.57 КБ) 1889 просмотров

И вот тут снова сказались достоинства интернета. Раньше пришлось бы ехать в Америку, идти в библиотеку, искать архивы с патентами. А счас ввел номер в поисковик и вуа ля…
37.png

Итак, удается выяснить, что патент на консервный ключ за номером 2391732 выдан в декабре 1945 года Майклу Мирандо. Здорово, но помогло не сильно, разве что сократило возраст ножа с возможных 70 лет до 40 с небольшим. И даже неясно хорошо это или плохо. Дальнейший поиск ничего пока не дал, так что возраст получается пока в промежутке между 1945 и 1987 годом. Но еще есть шансы, если вдруг выясняться дальнейшие изменения в дизайне инструментов.
Кстати, хочется признаться, как на духу, что иногда проведенная атрибуция, равно как и ведение каталога коллекции, позволяет исправлять собственные ошибки, например, в каталоге клейм. Так приобретенная на барахолке «Щучка» - известный советский набор ножа и вилки, выполненный в виде рыбки щучки, позволила внести коррективы в созданный каталог.
39.JPG
40.JPG
40.JPG (33.68 КБ) 1889 просмотров

Видимо из-за некоторого сходства сначала посчитал это клеймо старым клеймом Медико-инструментального завода имени Ленина из Ворсмы. И только после приобретения «Щучки» понял свою ошибку. Это оказалось клеймо киевского завода «Сокол», который существует до сих пор, хоть ножей уже и не делает.
В целом, наверное, удалось разобрать почти все нюанс ножевой атрибуции, но хочется коснуться нескольких историй таких разгаданных ножевых головоломок. Все-таки это доставляет большое удовольствие, как полностью разгадать сложный кроссворд, что, кстати, удается далеко не всегда.
История первая. Нож «Haraldkniven» (J & S/Норвегия)
Нож мне предложил хороший знакомый с Ганзы, который много возит разных старых ножей из Скандинавии. Что имелось изначально? Вполне классический старый норвег с наборной кожаной рукоятью. Клеймо – J & S, Geilo. Надо признать, что Гейло, где базируется «Brusletto» и ряд других фирм – это норвежский Золинген, Шеффилд или Тьер… Ну или Златоуст, Альбасете и Эскильстуна. В общем ножевая столица Норвегии.
41.JPG
44.JPG
44.JPG (17.6 КБ) 1889 просмотров

Кроме того, на ножнах было тисненый профиль то ли мальчика, то ли юноши, а в навершии медальон с королевской короной и надписью «Prins Harald».
42.JPG
43.JPG
43.JPG (57.75 КБ) 1889 просмотров

О чем это говорило? Нож и фирма норвежские, а значит и речь идет о норвежской королевской семье. Единственный в ней за довольно продолжительный срок Харальд – это нынешний король Харальд V. Вероятно речь шла именно о нем, только в молодости или детстве, но событие должно быть очень значимым.
При опознании фирмы, что было делом очень нелегким, ибо известны были только два инициала и город, удалось найти в интернете шикарный документ (почти что меморандум), в котором на 200 с лишним страниц содержались сведения о фирмах и мастерах Скандинавии. Благодаря этому документу удалось вычислить фирму, полное название которой гласило «Johannessen og Solhaug». Основали ее Педер Йоханнессен и Герман Олавсон Сольхауг. В 1963 году после смерти Йоханнессена фирма постепенно прекратила свое существование. Это означало, что нож был сделан до 1963 года. Дальше последовало тщательное изучение истории норвежской королевской династии в ХХ веке, особенно той ее части, которая касалась короля Харальда, который королем стал только в 1994 году. Что же это могло быть? В итоге постепенно отбрасывая различные возможные даты остановился на 1957 году, когда 20-летний принц Харальд после смерти своего деда Хаакона и взошествия на престол отца Олава официально стал крон-принцем (наследным принцем) Норвегии, к которому в дальнейшем должен был перейти норвежский престол, т.е. до этого он был просто принцем, так же как принцами и принцессами были его братья и сестры, а тут стал наследником престола. И это действительно такая веха, ради которой можно было сделать серию ножей. Что и проделала фирма «Johannessen og Solhaug».
История вторая – столовый нож (Gebr. Buch/Российская Империя)
История этого ножа, или точнее ножей, достойна отдельного рассказа. В свое время собирался написать обзор, даже фотографии подготовил, но так в итоге и не дозрел. Если вкратце, то ножи были найдены на чердаке старого дома в центре Питера, предназначенного к сносу. Обычно такие дома старательно обшаривались по возможности копателями. Я был не исключением и мне повезло. Нашел на чердаке схрон, в котором была, завернутая в дерюжку, деревянная шкатулка, хранившая пять ножей (Gebr. Buch и Rob. Schaaf), немного ювелирки и старых фотографий. Адрес не скажу – дома нет давно, а смотреть на современный бизнес-центр вряд ли очень интересно. Ювелирка разошлась, фотографии хранятся дома… Если говорить про ножи, то с Робертом Шаафом, из золингеновских Шаафов, не златоустовских, все в принципе было понятно, то четыре одинаковых ножа от братьев Бах (Gebruder Buch) заставили поразмыслить над решением новой головоломки.
45.JPG

Фирма основана в Санкт-Петербурге в 1809 году, производя изначально пуговицы для армии. В 1860 году фирма братьев Бах открывает завод в Варшаве, а в 1865 году покупает фабрику братьев Хеннигер, производившую посуду из нейзильбера. В 1882 году фабрика Бахов получает золотую медаль на выставке в Москве и заслуживает право печатать на своей продукции императорского орла. Но это не спасло фирму от банкротства – в 1882 году фирму выкупила польская компания «Норблин», правда до 1893 года на продукции продолжало ставиться клеймо «Gebrüder Buch». Это основные вехи истории фирмы.
Что это давало для выяснения возраста? На ножах имелось клеймо.
46.JPG
46.JPG (26.32 КБ) 1889 просмотров

Отсутствие на клейме российского императорского орла означало, что нож сделан до 1882 года. Рукоять, судя по всему, из нейзильбера, а значит нож сделан после 1865, когда был приобретен нейзильберовый завод Хеннигеров. Получились довольно неширокие временные рамки – от 1865 до 1882. Но самым интересным во всей этой головоломке стало то, что я не смог даже примерно понять стоимость этих ножей, ибо найти ножей с клеймо «Gebruder Buch» я так и не смог – находил подстаканники, посуду и т.д., но не ножи.
История третья – Нож "Okuliermesser" (S.Kunde & Sohn/Германия)
Приобретен на барахолке на Удельной. Немецкий окулировочный (прививочный) нож. Состояние весьма приличное – сохранность рукояти хорошая, но клинок потрепан временем и работой. Сохранилось клеймо.
47.JPG
48.JPG
48.JPG (49.47 КБ) 1889 просмотров

Проведенное расследование показало следующее. Фирма «S.Kunde & Sohn», специализирующаяся на выпуске ножей и инвентаря для садоводов, была основана в Дрездене в 1787 году. В 1824 году образовалась «братская» фирма «W.Moritz Kunde». К 1900 году фирмы работали практически объединено и по одному адресу, но каждая под своим именем. В 1949 году фирмы, оказавшиеся в «советском» секторе Германии были национализированы и переименованы в Dresdner Gartenwerkzeugfabrik (Дрезденская фабрика садовых инструментов). Некоторым членам семьи Кюнде удалось в 1945 году оказаться в “американском» секторе и они создали в Ремшайде небольшую фирму «Kunde & Cie», которая обанкротилась в 1994 году и была выкуплена золингеновской фирмой «Karl Jung GmbH». Причем клеймо использовалось, как дрезденской основной фирмой, так и послевоенной ремшайдовской приемницей. Но ключевым в вопросе атрибуции стало слово «Dresden» на клейме моего ножа. Это значило, что нож был сделан до 1949 года, т.е. до восточно-германской национализации фирмы. Но сомнительно, что в первые послевоенные годы такие ножи вообще производились, а также сомнительно, что нож был сделан до начала ХХ века. Наиболее вероятно его происхождение из 30-х годов ХХ века, но возможно точнее удастся сказать, когда получится расшифровать значение «31 А 10», которое пока остается загадкой.
История четвертая – Нож «Montörskniv» (EKA-Knivar/Швеция)
Этот нож, тоже приобретенный на Удельной, задал аж несколько задач. И это притом, что с производителем, благополучно существующим и поныне, все было предельно ясно сразу – и по клейму, и по характерному внешнему виду. Шведская фирма «EKA».
49.JPG

Первой непоняткой стало предназначение ножа, поскольку подобных ножей ни на сайте фирмы, ни в интернете найти не удалось. Рассматривал вариант – нож для резьбы по дереву, но в сравнении с другими ножами, для этого предназначенными, он отпал. Был сомнительный вариант с охотничьим ножом для тонких работ. Тоже не подошло. Даже предположил обломанный клинок, но полировка тонкого обуха у обломанного клинка выглядело сомнительной операцией. А потом в одной из книг попалась фотография ножа электрика со схожей формой клинка и выступом рукояти над обухом. Вопрос назначения ножа был решен.
Со временем изготовления клинка пришлось еще повозиться. Хорошо имелось клеймо.
50.JPG

Особых изменений в дизайне клейма не производилось, но удалось выяснить, что в разные исторические периоды существования фирмы клеймо размещалось на клинке в разных местах. Например параллельно обуху или перпендикулярно, ближе к рукояти или смещенным к центру клинка и т.п. Эта информация была доступна на старой версии сайта, но после смены интерфейса она исчезла. Тем не менее благодаря ей удалось выяснить, что сделан был нож в конце 60-х или начале 70-х годов ХХ века, поскольку именно в то время клеймо располагалось на клинке подобным образом.
История пятая – Нож «Feldemesser» (Boker/Германия)
Этот нож подарил мне Паша aka Циркач и найден он был во время раскопок по Великой Отечественной войне в сумке немецкого солдата.
51.JPG

Нож характерный пример рекламного ножа. Он был сделан известнейшей немецкой фирмой «Boker» по заказу старинной фирмы из Ремшайда «Richard Felde GmbH», которая с 1818 года занимается изготовлением инструментов для деревообработки. На одной из накладок рукояти название фирмы-заказчика («Richard Felde») и город ее обитания (Remscheid-Hasten), а на другой в центре эмблема фирмы Рихарда Фельде (сделать нормальные фотографии не получилось). Все три инструмента ножа имеют заводские клейма фирмы «Boker».
52.JPG
52.JPG (21.75 КБ) 1889 просмотров
52а.JPG
52а.JPG (27.85 КБ) 1889 просмотров

Именно по клейму, которое с деревом и определился промежуток, в который нож был изготовлен, благо на сайте фирмы была такая небольшая информация, связанная с изменением клейм по годам.
52б.jpg
52б.jpg (15.7 КБ) 1889 просмотров

Благодаря этой фотографии понятно, что нож сделан между 1924 и 1935 годом, что вполне соотносится и с рекламой для фирмы «Felde», и с солдатской сумкой времен войны.
История шестая – Navaja Albacetena (Zafrilla/Испания)
Эта наваха, или точнее альбацета, была приобретена в комиссионном магазине по пути в «Старые Собаки». Наваха старая, довольно прилично ушатанная, но не убитая. На клинке клеймо «Zafrilla».
53.JPG

Казалось, что может быть проще с атрибуцией, но это было только на первый взгляд. Реальность оказалась куда сложнее. Поиск вывел на целую династию мастеров из Альбасете по фамилии Зафрилья, занимавшихся изготовлением ножей с 19 века.
Франсиско Зафрилья Тобарра (Francisco Zafrilla Tobarra) – 2-3 четверть XIX в.
Рикардо Зафрилья Гонсалес (Ricardo Zafrilla Gonzalez) – 4 четверть XIX в.
Хоакин Зафрилья Гонсалес (Joaquin Zafrilla Gonzalez) – конец XIX – начало ХХ (до 1924) в.
Рикардо Зафрилья Мартинес (Ricardo Zafrilla Martinez) – с 1938 года
Хосе, Энрике и Рикардо Зафрилья Валеро (Jose, Enrique & Ricardo Zafrilla Valero) – с 1955 г.
Кроме того в середине ХХ века отдельным брендом (Viuda de Zafrilla) выпускала ножи вдова Хосе Зафрилья Валеро Петронилла Валера (Petronilla Valera).
Найти клейма удалось почти всех членов этого почтенного семейства, кроме собственно основателя династии Франсиско Зафрилья Тобарра и Хоакина Зафрилья Гонсалеса. Клейма включали первую букву имени, фамилию и название города, а позднее еще и марку стали.
54.jpg
54.jpg (6.82 КБ) 1889 просмотров

Получилось, что наваха должна быть сделана либо Франсиско, либо Хоакином. Дальше шло выстраивание логического ряда. Когда ты в чем-то первый, есть ли резон добавлять в клеймо что-то еще, кроме своей фамилии? Ведь ты первый и ассоциация у людей будет именно с тобой. Так и здесь – Франсиско первый ножедел в семье и, когда в то время произносилась фамилия Зафрилья, то любой понимал, что речь идет именно о нем. В то время, как Хоакин был третьим (после Франсиско и Рикардо I), а значит ему уже был резон как-то конкретизировать себя, чтобы не путали с предшественниками. Получается, что, если следовать логике, эта наваха должна была быть сделанной Франсиско Зафрилья Тобарра, т.е. в XIX веке. Это круто… Но всегда есть вероятность ошибки в атрибуции.
История седьмая – складной нож «London» (Brabec Freres/Российская Империя)
Из всех успешно проведенных атрибуций ножей в коллекции эта была наиболее сложной и продолжительной – заняла около четырех лет и завершилась только в этом году. Кстати, она же подтвердила невысокий уровень знаний, несмотря на все внешние понты, у продавцов на наших блошиных рынках. Нож был куплен на Удельной.
55.JPG
При покупке продавец утверждал, что нож английский середины ХХ века. Про возраст навскидку сказать я ничего не мог, а вот относительно происхождения, надо признать меня тоже ввела в заблуждение надпись на рукояти.
56.JPG

Причем заблуждение оказалось настолько стойким, что долгое время не обращал внимания на то, что линейка на рукоятке ножа выполнена в двух вариантах – дюймах и сантиметрах, а метрическая система длины в Англии не принята. При покупке, осмотрев нож, решил, что остатки клейма есть, а значит и опознать производителя смогу.
57.JPG
57.JPG (42.33 КБ) 1889 просмотров

Клеймо в две строки. В верхней строке четко читались первые три буквы «BRA…». Остальные вызывали сомнения: четвертая – то ли «R», то ли «B»; пятая похожая на «E» и шестая смахивающая на «S». Во второй строке с натяжкой тоже читались первые три, напоминающие «FRE…». Смотрел под разным освещением и через разные лупы. Прикидывал варианты. Даже к Палычу aka Bozman обратился за помощью, в надежде на его более мощные увеличительные стекла. Все было безрезультатно. Всякие варианты типа «BRARES» (Брэйрс) или «BRABES» (Брэйбс) безжалостно опровергались ножевыми источниками. И только в этом году, в очередной раз взяв в руки нож, вдруг кольнула мысль, что в первом слове четвертая буква может быть «В», а шестая не «S», а «С». В результате у меня получилось слово «BRABEC». И тут я вспомнил про известную в Российской Империи фирму братьев Брабец. Ухватившись за ниточку, начал разматывать клубок и в интернете нашел название фирмы на ненашенском языке – «Brabec Freres». Надо было понять, что значит «Freres». Оказалось все просто – это «Братья» на французском. Что было известно о фирме братьев Брабец?
В 1884 году Эдуард Брабец организовал в Москве фирму по производству ножей, инструментов и прочих стальных изделий. В 1884 году он перевел фирму в Поповку, где позднее возникли фирмы его братьев «А.О.Брабец» и «В.М. и Э.Брабец», имевшие тот же профиль. В начале ХХ века Антон Брабец открыл под названием "Brabec Freres" (Братья Брабец) фирму и в Петербурге. Брабецы имели звание придворных поставщиков. Кроме собственного магазина они производили товары для других торговых домов под их марками. После революции все предприятия семьи были национализированы.
58.jpg

Таким образом, получалось, что нож должен был быть сделан в начале ХХ века до Октябрьской Революции 1917 года. Оставалось убедиться в том, что ножи такого типа фирмой выпускались. Удалось это довольно легко, а клеймо в две строки на фотографии совпадало с клеймом на моем ноже.
59.jpg
59.jpg (42.59 КБ) 1889 просмотров
60.jpg
60.jpg (36.99 КБ) 1889 просмотров

Получилось, что продавец на барахолке ошибся примерно на полвека с возрастом ножа и со страной, где нож был сделан. Ну и, полагаю, ценник тоже оказался не в его пользу. Ну и конечно, надо признать, что разгадка такой головоломки доставила истинное удовольствие. Правда так и не смог понять с чем связана надпись «London» на рукояти. Была версия, что нож сделан ко всемирной промышленной выставке, но она хоть и проводилась дважды в Лондоне, но было это в середине XIX века. Возможно, конечно, нож сделан на заказ для британского рынка, но в Англии хватало и в то время своих ножевых фирм. Так что загадка все-таки слегка сохранилась.
История восьмая – набор «Vorschneider Ensemble» (Alph. Kapps/Франция)
Неожиданно проснулся интерес к столовым ножам в целом и форшнейдерским наборам в частности. Сначала в коллекцию попал один набор, потом второй. В итоге возникло стойкое желание добыть набор, в который бы входил манш-а-жиго (manche a gigot), он же держатель для бараньей ноги. Тема эта большей частью французская и в России довольно редкая, поэтому и искать начал за границей (на Ебее). Нашел аж целых три предложения, но два были в Штатах, откуда слать в Россию, видимо, из чувства патриотизма, не хотят. А вот третье как раз с родины манш-а-жиго – из Франции. Договорились. Оплатил. Приехало. Все как положено – нож, вилка, манш-а-жиго, коробка.
1.JPG
2.JPG
Манш-а-жиго в наиболее распространенном варианте «tulipe» (тюльпан), поскольку формой похоже именно на этот цветок. Есть и другие разновидности, но это тема для отдельного обзора.
3.JPG

Казалось бы, какие могут быть сложности с атрибуцией, когда на коробке указан производитель, но не все так однозначно, поскольку информации по старым (рубеж XIX и ХХ века) французским производителям удручающе мало.
4.JPG
4.JPG (26.9 КБ) 601 просмотр

Проще всего было перевести слово «orfevre»означающее «ювелир», и «Nevers», т.е. город Невер – административный центр департамента Ньевр (Центральная Франция). Получилось, что набор есть работа некоего А.Каппа – ювелира из Невера. Тут возникло следующее препятствие, поскольку на клинке ножа стояло слово «Paris» - тот самый, который столица Франции. Между тем от Парижа до Невера несколько сотен километров. Кстати форма клинка характерно для времен 3-ей Республики и длилось сие время с 1870 по 1940 года.
5.JPG
Рискнул предположить, что клинок был сделан на заказ в одной из ножевых мастерских Парижа, поскольку вряд ли ювелир одновременно был еще и кузнецом (мог, конечно, им быть, но все же это сомнительно). Зато немного сузили рамки рукоятки предметов в наборе, ибо цветочный орнамент был характерен для, так называемого, периода Art Nouveau (Ар Нуво), известного также, как Модерн. А вот этот период ограничивается 1890 и 1914 годами.
6.JPG

Временные рамки, конечно, хорошо, но оставалось загадкой, кто же такой А.Капп («S» на конце не читается). Перепробовал искать в интернете в самых разных вариациях и на французском, и на русском языках, но безрезультатно. Решил тогда пойти по сложному пути, подбирая французские имена на букву «А», рассудив, что Невер расположен достаточно далеко от Германии, Италии или Испании, а значит имя должно быть традиционно французским. Начал с Антуана (Antoine). Никаких совпадений. Следом решил попробовать Андре (Andre). Тоже ничего общего, но… Наткнулся на ссылку, где был указан некто «Kapps (Alph.)» с адресом в городе Невер по Рю де Коммерс, 52 (Rue de Commerce). Смущало немного указанная профессия - bijoutier-horloger. Почему-то решил, что это связано с какой-то галантереей. Но для начала начал выяснять, какое же полное имя имеет сокращение «Alph.». Оказалось, что Альфонс (Alphonce). Таким образом выяснил, что звали мастера Альфонс Капп. Ну а после вяснилось, что мои предположения относительно «bijoutier-horloger» не оправдались, ибо перевод дал следующую профессию – ювелир-часовщик, что вполне отвечало нашему набору. Книга, в которой нашел упоминание о мастере Каппе датирована 1924 годом, а вот в шеститомнике Камиля Пажа, изданном в 1896 году и посвященном французскому ножепрому, нет упоминаний об Альфонсе Каппе из Невера. Значит работал он в первой четверти ХХ века, а учитывая временные рамки эпохи Модерна, то сделан набор до 1914 года.
История девятая - Набор «Jälkiruoka Joukko Veitset» (Fiskars Oy Ab/Финляндия)
Казалось бы, что может быть таинственного в наборе из шести десертных (фруктовых) ножей известнейшей финской фирмы «Fiskars»? Клеймо на ножах есть. На коробке тоже есть. Таблица клейм фирмы по годам указывает на предвоенные годы.
7.JPG
8.JPG

Но во-первых выяснилось, что таблица не совсем корректна и в ней отсутствуют некоторые клейма. А во-вторых, в некоторый ступор ввела буква «R» под клеймом.
9.JPG
9.JPG (17.96 КБ) 601 просмотр

Начал думать и искать информацию в интернете. Ножи с подобными клеймами встречались, но значит «R» оставалось неясным. Предположение, что «R» от слова Россия отмел сразу – как-то в 30-е годы ХХ века мы с финнами не очень то дружили. Следующеи два варианта выглядели реально, но тоже вызывали сомнения: 1. «R» от финского слова «Ruukki» (деревня), поскольку существовало понятие «Деревня Фискарс» (Fiskarsin ruukki); 2. «R» от названия Расеборг (Raseborg), где когда-то базировалась фирма. Вот думалось почему-то, что не то это все, не то. Оказалось, что предвидение не подвело. Удалось найти два старых каталога фирмы за 1924 и 1936 года. Первый помог исправить ошибку в атрибуции другого ножа, а во втором, где клейма выглядели именно так, как на моем наборе, нашелся точно такой же нож, имевший артикул 2311. Над ним и другими малыми ножами и вилками имелось две строки текста. Первая строка гласила – «Десертные ножи и вилки». А вот вторая состояла из одного слова и начиналось оно на букву «R» - ruostumattomia, которое переводится, как «нержавеющая». Т.е. буква «R» под клеймом означала, что продукция сделана из нержавеющей стали (если «R» отсутствовала, то материалом была углеродка). Набора в каталоге не было, поэтому предположил, что сделан он был в 1937 или 38 году, поскольку потом началась «Зимняя война» и было уже не до десертных ножей.
История десятая – две старые опасные бритвы
К собственному стыду признаюсь, всегда считал, что опасные бритвы созданы для бритья заросшей физиономии. Есть конечно и нецелевое использование, о котором хорошо знает герой фильма Суини Тодд, но оно на то и нецелевое, чтоб не считаться основой. Оказалось, что я заблуждался, да еще как…
Чего всегда хватало на барахолке на Удельной, так это самых разных опасных бритв – советских и импортных, старинных и не очень, в хорошем состоянии и ломанных, задешево и чертовски задорого. Главное было знать, где искать и у кого смотреть.
10.JPG

К первой бритве нашего рассказа просматривался очень долго, ибо сильно смущала форма клинка. Казалось, что бритва поломана и уточена. Но следов этому при самом внимательном рассмотрении не нашлось, поэтому и купил ее.
11.JPG

С производителем все было ясно, поскольку клеймо читалось очень четко.
12.JPG
«George Butler & Co»
Фирма была основана Уильямом Батлером в Шеффилде в 18 веке. В начале 19 века фирму возглавили Джордж и Джеймс Батлеры и компания получила название «George Butler & Co». Просуществовала фирма аж до середины 90-х годов 20 века.
Не менее просто было определить примерные временные рамки, когда эта бритва была сделана, благо в 1891 году вступили в силу два международных соглашения – The Madrid Agreement (Мадридское соглашение) и The McKinleyTariff Act (Тарифный акт Маккинли), согласно которым на продукции обязательно должна стоять страна-производитель. На моей бритве это есть, значит бритва сделана после 1891 года. А вот с 1914 года, согласно Акту о тарифах, страна-производитель должна указываться, как «Сделано в …» (Made in …). А вот этого на бритве уже нет. Получается выпущена она была в промежуток между 1891 и 1914 годами. Но это не приблизило нас к разгадке ее формы…
13.JPG

Несколько дней старательно рыл земли аки хрюшка в поисках трюфелей, но видимо на трюфели был не сезон. Грустно подготовил подробные фотографии, чтобы с ними пойти на поклон к Алексею aka manah Цейтлину, благо тот признанный специалист в данной области. Но решил использовать последнюю попытку и влез на сайте Алексею в старые каталоги производителей. И что я там увидел? А увидел я бритву чертовски похожую на мою.
14.JPG
14.JPG (9.71 КБ) 601 просмотр

Оставалось выяснить, что же такое «Corn Razors». Оказалось, что это бритва для срезания мозолей. О как! Никогда бы сам не догадался…
Со второй бритвой долгих раздумий не было вовсе, ибо, взяв ее в руки, увидел добротное состояние и отсутствие страны-производителя, что означала, как я писал выше, что бритва сделана до 1891 года. Ну а когда я услышал ее стоимость, которая составила целые 150 рублей, то понял, что иных вариантов, кроме как «брать», быть попросту не может.
15.JPG

С производителем и здесь проблем не возникло, ибо на эрле было аж два клейма с фамилиями владельцев фирмы и городом Париж.
16.JPG
16.JPG (25.77 КБ) 601 просмотр

«Charriere, Collin & Cie»
Жозеф-Фредерик Бенуа Шаррьер основал свою компанию в 1820 году в Париже. В 1852 он завещал ее сыну Жан-Жюлю, который передал ее в свою очередь братьям Коллен — Адольфу и Роберту, добавившим свою фамилию в название. С 1870 года Адольф Коллен был единственным владельцем, передав ее своим детям. Существовала компания до 1978 года.
Получилось, что сделана бритва где-то в период между 1866 и 1891 годом. Но и здесь оставались вопросы по форме клинка и отсутствию хвостика. Причем внешний вид клинка, линию РК и форму клинка можно было списать на сильную изношенность.
17.JPG
Но вот списать на то же самое отсутствие хвостика было нельзя. Причем полного отсутствия хвостика у опасных бритв вроде не наблюдалось, ведь на заре их существования в привычном виде (примерно до 1810 года) хвостик был очень коротким, но все-таки он был. А здесь его нет и тщательное изучение исключило вероятность его отлома.
18.JPG

В итоге какое-то время бритва была описана для каталога коллекции как некий нетипичный бритвенный казус из XIX века. А потом в четвертом томе шеститомника Камиля Пажа, о котором я уже упоминал, я наткнулся на очень похожую картинку, да еще и с подписью.
19.JPG
19.JPG (15.89 КБ) 601 просмотр

Выяснилось, что и эта бритва совсем не для бритья. Это бритва для микроскопии (изучения объектов при помощи микроскопа). При помощи бритвы (а позднее ножа) и прибора микротома приготовлялись срезы биологической и не биологической ткани для изучения их под микроскопом. Вот так вот… Может в будущем наткнусь еще на опасные бритвы неканонического, так сказать, предназначения.
Кстати, если кого-то интересует шеститомник Камиля Пажа, то он называется «La coutellerie depuis l’origine jusqu’a nos jours. La fabrication ancienne & moderne» (все тома можно скачать в интернете).
Вот наверное и все, что хотелось сказать относительно атрибуции старых ножей. Надеюсь своим словоблудием надоел не сильно…
Последний раз редактировалось Vinny M Пн май 21, 2018 21:22, всего редактировалось 2 раза.
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Аватара пользователя
Чечако
модератор
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: Пт июн 26, 2009 0:44
Имя: Николаич
Откуда: С.-Петербург

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Чечако » Вс апр 16, 2017 19:36

Сережа, браво! Не только познавательно, но и радует, что ты раскрылся для меня в новой грани, не просто собиратель, но и серьезный коллекционер. Снимаю шляпу.
Доверять можешь кому угодно, но вот твердо рассчитывать – только на себя. Каждый – сам себе глобус, сам себе и Атлант. (Макс Фрай)

Зри в корень! (Козьма Прутков)
Мои работы Вконтакте http://vk.com/album-28450477_166673967" onclick="window.open(this.href);return false;
Изображение

Аватара пользователя
Starypios
clubman
Сообщения: 4994
Зарегистрирован: Пт фев 08, 2013 23:49
Имя: Леонид
Откуда: Санкт-Петербург Ленинский пр.
Контактная информация:

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Starypios » Вс апр 16, 2017 20:26

Интересно! :a_g_a:
Даже я в эту историю попал. :-)
Умоляю вас, живите счастливо, ведь всё равно, все умрём!
Изображение

Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6180
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Vinny M » Пн апр 17, 2017 10:23

Чечако писал(а): Сережа, браво! Не только познавательно, но и радует, что ты раскрылся для меня в новой грани, не просто собиратель, но и серьезный коллекционер. Снимаю шляпу.
Николаич, спасибо на добром слове!
Starypios писал(а): Интересно! :a_g_a:
Даже я в эту историю попал. :-)
Не без этого :-)
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 8115
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Andrzej » Пн апр 17, 2017 11:42

Прочел с интересом. :uch_tiv:
Мну ножевых книг практически не имеет, поэтому информацию приходится искать в интернете.
Конечно очень интересно отыскать производителя по клейму. Ограничивает знание, а точнее слабо-знание буржуинских языков. Помню с радостью отыскал производителей двух своих немецких, довоенных топоров.
Да вот еще клеймо баварского никера тоже было интересно и даже швейной машинки Singer. ))
Но время от времени всплывают новые вопросы, требующие ответа. Щас вот шукаю по клейму итальянского армейского складня.
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)

Аватара пользователя
CCCPknife
втянувшийся
Сообщения: 568
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2014 12:44
Имя: Сергей
Откуда: СПб, Гражданка
Контактная информация:

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение CCCPknife » Пн апр 17, 2017 12:06

Очень познавательно! В советских с атрибуцией вроде кое как выровнялось))) после того как две книги И.Заворотько вышли, но все равно вопросы часто выскакивают.
Принцип "Нож свою ручку не режет" в складных ножах СССР не работает)))
Мой канал на Ютубе

Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6180
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Vinny M » Пт апр 21, 2017 13:04

CCCPknife писал(а): Очень познавательно! В советских с атрибуцией вроде кое как выровнялось))) после того как две книги И.Заворотько вышли, но все равно вопросы часто выскакивают.
Это да, но к сожалению книги не идеальны. Полезны, познавательны, но...
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6180
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение Vinny M » Пн май 21, 2018 21:23

Добавил в обзор еще три истории, связанные с последними приобретениями. Поиск был весьма занимателен :-):
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")

Аватара пользователя
MaxjeG
ветеран
Сообщения: 2075
Зарегистрирован: Пн фев 03, 2014 13:01
Имя: Максим
Откуда: Купчино

Ножевые головоломки (немного об атрибуции)

Сообщение MaxjeG » Пн май 21, 2018 23:15

Сергей, спасибо за тему.
Вроде и читал, а сейчас открыл и снова, как в первый, на одном дыхании. :co_ol:
Изображение
"Я живой! Это дерзость, но это в крови!" КК
Тупые люди, как тупые ножи - вреда причинить не могут, но бесят!

Ответить

Вернуться в «Историческое холодное оружие»