Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Здесь беседуют о любом историческом холодном оружии

Модераторы: Чечако, Bambr 11, leoge

Правила форума
1. Общие Правила форума.
1.1. Форум принадлежит и является неотъемлемой частью Санкт-Петербургского Ножевого КЛУБА "Bladeforum.ru"
1.2. Правила обязательны к исполнению!!! Не выполнение всех пунктов правил форума – БАН. (Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.3. Невыполнение требований Модераторов, Администраторов и Председателя Клуба, касающихся всех пунктов Правил форума или обсуждение их действий (публично или в личных сообщениях), равно как и игнорирование замечаний – БАН.( Срок блокировки, а также решения о удалении тем и сообщений на усмотрение Модератора)
1.4. МОДЕРАТОРЫ оставляют за собой право наказывать нарушителей БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!!! Незнание или нежелание ознакомиться с ПРАВИЛАМИ не освобождает от ответственности за любое нарушение любого пункта данных правил.
1.5. Форум Русскоязычный и для общения на форуме используется только русский язык.
1.6. Администрация оставляет за собой право отказать пользователю в доступе (заблокировать) без объяснения причин.

2. На Форуме ЗАПРЕЩЕНО!!!

2.1. Любые сообщения, содержащие информацию, противоречащую законодательству РФ.
2.2. Пренебрежительно высказываться в отношении различных национальностей, а также образа их жизни и быта, вероисповедания, включая историческое прошлое.
2.3. Размещение материалов и высказывания, провоцирующие или разжигающие расовые или межнациональные конфликты.
2.4. Оскорбления, клевета, уничижительные высказывания в адрес других участников форума (определяется модератором), использование ненормативной лексики (в т.ч. замаскированные).
2.5. Несанкционированная коммерческая информация (определяется модератором). Это касается также ссылок и рекламных сообщений в подписи.
2.6. Флуд, флэйм и офтоп (Определяется Модератором)
2.7. Размещение сообщений типа "куплю" или "продам" в любых разделах форума, кроме соответствующих разделов.
2.8. Мультирегистрация. Внимание! Вход нескольких пользователей на форум с одного персонального устройства допускается по согласованию с модераторами.
2.9. Дискуссии на политические темы и религиозные темы если они нарушают любой из пунктов Настоящих правил (Степень нарушения определяет Модератор!)
2.10. Использовать в текстах сообщений слова, состоящие ТОЛЬКО ИЗ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Допускается использование для выделения отдельных слов, но общий объем слов, написанных заглавными буквами, не должен превышать одной трети от сообщения. Запрещено использовать в сообщениях шрифт Красного Цвета!!! Красный - цвет модераторов!
2.11. Цитировать (QUOTE) весь текст предыдущего сообщения. Удаляйте лишнее и оставляйте только самое необходимое.
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Vinny M »

Давно не публиковал новых обзоров. Пришло время исправиться...

Унылая плоская, как стол, равнина раскинулась до самого горизонта. Ветерок слегка шевелит куртинки травы. Лишь изредка промелькнет, пыхтя, похожий на заводную игрушку, броненосец. Но вот легкий шорох мелких камешков нарушил тишину – белый конь с такой же белой, выбеленной солнцем, гривой аккуратно переставляет ноги, стараясь не попасть в норы вискача, виднеющиеся среди травы. На коне всадник. На нем старая потрепанная широкополая шляпа и выцветшее пончо, из-под которого поблескивают серебром бляшки широкого пояса и виднеется рукоять ножа. Это гаучо…
1.jpg
2.jpg
Интерлюдия
«…Повозка продвигалась вперед, громыхая и покачиваясь; перед нами до самого горизонта простиралась пампа – ровное, безмятежное море золотистой травы, чуть темневшее в тех местах, где чертополох рос гуще, Там и сям, словно темные волны на водной глади, виднелись небольшие рощицы искривленных ветром деревьев, в тени которых отдыхал скот…» (Дж.Даррелл. «Под пологом пьяного леса»)
3.jpg
Место действия (из Википедии)
Пампа (Пампа́сы) (исп. Pampa, мн. ч. Pampas) — степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе, в районе устья реки Ла-Плата. На западе пампасы ограничены Андами, на востоке Атлантическим океаном. К северу простирается саванна Гран-Чако.
Пампа представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах, формирующихся на вулканических породах. Она состоит из южноамериканских видов тех родов злаков, которые широко распространены в Европе в степях умеренного пояса (ковыля, бородача, овсяницы). С лесами Бразильского нагорья пампа связана переходным типом растительности, близким к лесостепи, где травы сочетаются с зарослями вечнозелёных кустарников. Растительность пампы подверглась наиболее сильному истреблению и в настоящее время почти полностью замещена посевами пшеницы и других культурных растений. При отмирании травянистого покрова формируются плодородные серо-коричневые почвы. На открытых степных просторах преобладают быстробегающие животные — пампасный олень, пампасская кошка, из птиц — страус нанду. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев. Пампа становится всё более засушливой по мере удаления от Атлантического океана. Климат пампы субтропический. На востоке перепады температуры между летом и зимой менее значительны, на западе климат имеет более континентальный характер. Государствами, чью территорию затрагивает пампа, являются Аргентина, Уругвай и Бразилия. Пампа является основной сельскохозяйственной областью Аргентины и используется главным образом для скотоводства.
4.jpg
Интерлюдия
«…Возле дома стоял табунчик кляч. На их спинах были необычные седла, распространенные на севере Аргентины, - глубокие, изогнутые, с очень высокой передней лукой. Сидеть в таком седле удобно, как в кресле. Спереди к седлу прикреплены большие куски кожи, похожие на крылья ангелов. Они отлично защищают ноги и руки, когда приходится ехать через колючие кусты. В предрассветных сумерках лошади со странными седлами были похожи на грустных Пегасов, пасущихся на мокрой от росы траве. Радом отдыхала группа проводников и охотников, которые должны были нас сопровождать. У них был восхитительно дикий и небритый вид, одеждой им служили грязные бомбачас, большие сморщенные башмаки и громадные драные соломенные шляпы. Они наблюдали, как Хельмут, с блестящими от росы пшеничными волосами, метался от лошади к лошади и совал в переметные сумы всякие свертки…» (Дж.Даррелл. «Земля шорохов»)
5.jpg
Люди
Кто же все-таки эти загадочные гаучо – вольные люди просторов пампы? Есть два варианта происхождения данного слова. Первый возможный, хоть и сомнительный – от арабского «чаучо», что означает «плеть для выпаса скота». Почем у возможный? Потому что завоевание Америки шло из Испании, в которой были сильны арабские корни, недаром в Испании долго обитали арабы. Почему сомнительный? Потому что первые упоминания гаучо датированы 1816 годом, а значит арабское влияние на католическую Испанию должно было давно ослабнуть. Ну а второй вариант имеет самое, что ни на есть, южноамериканское происхождение – на языке индейцев кечуа «хуачу» означает «сирота», «бродячий». Ну да оставим дальнейший спор на тему филологам. Нас же интересует другое. По сути гаучо – это пастух южноамериканских пампасов, в основном в Аргентине, Уругвае и Бразилии, ну или на худой конец мелкий ранчеро, занимающийся скотоводством. Но ни дай бог сказать нечто подобное где-нибудь в Аргентине. Это будет всем оскорблениям оскорбление и может вполне закончиться вызовом на дуэль, ну или банальным членовредительством. Гаучо – это фактически сложная социальная субэтническая группа населения, близкая по духу и традициям к ковбоям Северной Америки. Формироваться культура гаучо начала в XVI – XVII веках от браков белых испанских завоевателей с местными индейскими женщинам племен тупи, гуарани, кечуа и др., поэтому большинство гаучо были метисами или креолами. Наибольшее распространение гаучо получили во времена ранней колонизации Южной Америки, ведя вольную полукочевую жизнь и работая пастухами. А когда бывшие испанские колонии в Новом Свете в результате многочисленных гражданских войн начали отделяться от Испании, гаучо превратились фактически в бандитов, которых местные начальники-каудильос или богатые ранчеро и гасиендадо нанимали для борьбы с соседями и прочими инакомыслящими. Ничего не напоминает? Фактически один в один Дикий Запад Северной Америки. Как и на севере, так и на юге процветали и даже поощрялись пьянство и разврат, поножовщина и азартные игры, поскольку это считалось признаками мужской силы и доблести (сейчас все это можно было бы назвать понтами). В итоге после того как в Аргентине установился мир и порядок власти не нашли в своем мире места для гаучо и фактически объявили им войну на уничтожение. Прошло время и власти опомнились, да так, что объявили гаучо почти что национальным достоянием. Но по большому счету было уже поздно и «настоящих» гаучо практически не осталось. Даже само слово гаучо встречается не так уж часто, замененное на безликое - пеоны (батраки, пастухи).
6.jpg
7.jpg
Кстати в разных странах Южной Америки, согласно местной культурно-языковой специфики, гаучо носили разные названия:
Гаучо – Аргентина, Уругвай и некоторые штаты Бразилии
Гуасо – Чили
Сартанежу – некоторые штаты Бразилии
Льянеро – Венесуэла.
А если забраться севернее, то тут найдутся и Вакеро (Мексика, Юго-Запад США), и Чарро (Мексика), и Ковбои (США).
Интерлюдия
«…На них было типичное снаряжение: заскорузлые черные полусапожки с небольшими шпорами, bombachas – широкие шаровары, нависающие над полусапожками, словно брюки гольф, похожие на блузы рубашки, обвязанные под воротником цветистыми платками, и небольшие черные шляпы с круглой плоской тульей и узкими, загнутыми спереди полями, державшиеся на голове при помощи эластичной тесьмы, охватывавшей затылок. Широкие кожаные пояса пестрели серебряными венками, звездами и другими украшениями, и с каждого свисал короткий, но очень удобный в обращении нож…» (Дж.Даррелл. «Земля шорохов»)
8.jpg
Когда нож Amigo
Нож сопровождает человека с тех самых бородатых времен, когда наш волосатый и косноязычный первобытный предок обнаружил, что найденный им на берегу реки камень со сколотым краем или острый кусок обломанного рога хорошо разделяет на части добытую добычу, справляясь с этой задачей куда лучше, чем просто руки, даже очень сильные. И с тех пор нож всегда рядом с человеком. Как и человек, нож развивался и совершенствовался, но всегда оставался верным и надежным товарищем. И разве кого-то удивляет, что пастухи, будь то узбекский чабан со складным чол-гюзаром или испанский горец с навахой Pastora, уходил на пастбище с обязательным ножом на поясе или в пастушьей суме. Вот и для гаучо нож был верным товарищем, продолжением руки. Легче было представить гаучо без коня или пончо, чем без ножа.
9.jpg
При этом, несмотря на задиристый и непоседливый нрав, гаучо считали нож предметом очень личным, почти интимным, и предпочитали скрывать его под одеждой. Гаучо могли меняться одеждой, лошадьми или предметами снаряжения ради налаживания дружеских отношений или в качестве залога, но они никогда не менялись ножами. Нож можно было дать близкому другу на время, но подарить его было нельзя. Публично обнажать нож можно было только по очень убедительной причине, пустое же размахивание ножом считалось бахвальством и дурным тоном.
10.jpg
Несмотря на всю свою интимность, нож гаучо был настоящим работягой. Им забивали и свежевали скот, готовили пищу, чинили снаряжение и одежду, заготавливали топливо, с его помощью ухаживали за животными. Приникнув ухом к рукояти воткнутого в землю ножа, пастух слышал топот лошадей, которые еще даже не появились на горизонте. Нож служил гаучо и в качестве столового прибора – впившись зубами в кусок мяса, зажатый в одной руке, ножом , зажатым в другой, гаучо ловко подрезал мясо у самых губ движением снизу вверх.
11.jpg
11.jpg (42.06 КБ) 56841 просмотр
А еще в умелых руках гаучо, слывших лихими забияками и сорви-головами, нож становился грозным оружием, то в разбоях, то в ножевых дуэлях Esgrima criolla, которые устраивались по малейшему поводу, а зачастую и без повода и даже, так сказать, из спортивного интереса. Но главное, что моральный кодекс требовал смыть оскорбление кровью в честном поединке. Причем убийство не являлось целью, более того истинные виртуозы наносили ножом противнику множество мелких порезов, складывавшихся в презрительное слово или же символ – не от гаучо ли перенял Зорро привычку наносить шпагой свой знак. Последняя известная дуэль состоялась в 1957 году в небольшом баре одного из провинциальных городков Аргентины.
12.jpg
13.jpg
Свои ножи гаучо любили, ценили и уважали. Их берегли и за ними ухаживали воистину с любовью. Ножи считали за своих товарищей и им давали имена, отражавшие их характер или же их владельца – Valeroso (Доблестный), Encarnizado (Яростный) или, например, Montanes (Горец). А вот нож, принадлежащий неумелому человеку или праздно хранящийся в футляре, мог получить и презрительное имя, как например Chucheria (Безделушка). Воистину про нож гаучо можно сказать: «О, нож, ты – Друг!».
14.jpg
Интерлюдия
«…Кто дал перед отъездом этот драгоценный совет? Я отлично помнил: это был Хуан Эрейра, по прозвищу Красавчик. Он шесть дней скакал на коне, чтобы сразиться на ножах с нахалом, посмевшим утверждать, что может выпить больше, чем мой приятель…» (Ант.Арлетти. «Трампеадор»)
14а.jpg
Анатомия ножа
Если взглянуть на ножи гаучо, то сразу бросается в глаза сходство с кухонными шефами. Этому было довольно простое объяснение – в первой половине XIX века в Латинскую Америку поставлялись в основном именно кухонные ножи от лидеров тогдашней мировой ножевой индустрии Англии (Шеффилд), Германии (Золинген) и Франции (Тьер).
15.jpg
Спрос на ножи был очень высок, что привело к возникновению собственного кустарного производства. Кроме переделывания рукояток шефов на более удобные, в ход шло также и подручное стальное сырье, начиная от списанного железнодорожного оборудования и заканчивая старыми напильниками и обломанными сабельными клинками. Именно последние привели к появлению некоторых других видов ножей гаучо, о которых речь пойдет чуть ниже.
16.jpg
Чаще всего плавно сужающиеся к острию клинки имели прямой обух, реже встречались ножи с фальшлезвием. Секрет этого был довольно прост – часто обух клинка использовался гаучо для массирования спины лошади, затекшую под седлом, а делать это было удобнее именно прямым обухом.
Поскольку нож был больше, чем просто аксессуаром, на его украшение денег не жалели. Отсюда и корни переделок рукоятей классических европейских шефов. Рукояти в сечении обычно имели формы квадрата, круга или овала.
17.JPG

Рукояти делались из цветных металлов, в том числе и драгоценных, с гравировками и литьем, местных пород дерева (ипе, ятоба, амарант, сантос и др.), рогов и костей представителей местной фауны, среди которых встречались и такие экзотические варианты, как коготь страуса или хвост броненосца.
18.jpg
18.jpg (73.17 КБ) 56841 просмотр
19.jpg
Ножны у ножей гаучо тоже имели свои характерные признаки и особенности, сообразно условиям обитания, ношения и использования. Обычно ножны были в двух вариантах исполнения, общим для которых была неглубокая посадка клинка, т.е. ножны скрывали только клинок, а рукоять целиком выступала наружу. Первый вариант – это металлические ножны с металлической же клипсой с наружной стороны и фигурным наконечником, характерным скорее для сабельных ножен.
20.jpg
Второй вариант – это кожаные ножны с центральным швом с наружной стороны, жесткой кожаной клипсой и широким округлым выступом с внутренней стороны верхней части ножен, похожим на ухо. Иногда на ножны добавляли металлические оковки.
21.jpg
21.jpg (48.85 КБ) 56841 просмотр
Обычно ножны носились за спиной, заткнутыми под углом при помощи клипсы за богато украшенный широкий пояс-тирадор, лезвием вверх и рукоятью в сторону рабочей руки. Это обеспечивало комфортное ношение даже длинного ножа, в том числе и при езде на лошади, а также позволяло максимально быстро извлекать нож. Именно поэтому рукоять ножа не была заглублена в ножны и отсутствовали всякие возможные фиксирующие ремешки и прочие подвязки.
22.png
22.png (519.52 КБ) 56841 просмотр
Нож и пояс-тирадор обычно были самыми ценными предметами в снаряжении гаучо, красиво украшенными и богато декорированными.
22а.jpg
Интерлюдия
«…Франческо отыскал узловатую палку и стал неторопливо остругивать ее ножом. Догадавшись о его намерениях, я попытался вступиться за лиса. Нельзя ли его прикончить выстрелом из ружья? Моя просьба была отвергнута. Франческо объявил, что пуля может попортить шкуру…» (Ант.Арлетти. «Трампеадор»)
22б.jpg
Cuchillo gaucho
Ножей у гаучо было много и имели они самые разные формы, так что любая попытки их систематизации практически заранее обречена на провал. Чаще всего это ножи называли просто cuchillo gaucho (ножи гаучо), или по-португальски faca gaucha. Долгое время считалось, что основных видов ножей гаучо было четыре (до сих пор именно эта цифра преобладает в ножевом рунете), но, согласно испанским источникам, ножи гаучо делились все-таки на пять групп, поэтому будем придерживаться этой точки зрения, все ж таки Испания ближе по своим корням к Южной Америке.
23.jpg

Описывать их будем в порядке убывания размеров, т.е. двигаясь от большого к малому:
Каронеро (Caronero)
Самый мощный и большой из всех ножей гаучо. Обычно представлял собой длинный кинжал с полуторной заточкой. Часто под него переделывались сабли, палаши и тесаки. Нож предназначался для «тяжелых» лагерных и полевых работ, а также для самообороны.
Caronero-1.jpg
Caronero-2.jpg

Обычно Каронеро возили, прикрепленным к седлу лошади. Встречал упоминание про ношение за спиной на погонном ремне, как винтовку, но документальных подтверждений этому не нашел.
Caronero-3.jpg
Caronero-3.jpg (50.25 КБ) 56841 просмотр

Факон (Facon)
Самая обширная и разнообразная группа ножей гаучо, в которую входят большие кухонные шефы, а также переделки из обломанных сабельных клинков с гардами и без. Носят факоны за спиной заткнутыми за пояс.
Facon-1.jpg
Facon-2.jpg
Facon-3.jpg

Кучильо (Кучильо криолло)(Кухонный креольский)(Cuchillo, Cuchillo criollo)
Наиболее известная и широко распространенная группа ножей. Сначала это были классические европейские шефы среднего размера. Затем переделки этих шефов. Ну а потом ножи делались фирмами и мастерами, просто сохраняя классическую форму клинка. Чаще имели прямой обух, реже фальшлезвие. Традиционно носились и носятся за поясом за спиной.
Cuchillo-1.jpg
Cuchillo-2.jpg
Cuchillo-2.jpg (68.09 КБ) 56841 просмотр
Cuchillo-3.jpg

Дага (Daga)
Средних размеров классической формы кинжал с двусторонней гардой. Сначала делался из сабельных обломков небольшого размера, потом уже специально заказывался у местных мастеров. Носился аналогично факону и кучильо за спиной.
Daga-1.jpg
Daga-2.jpg
Daga-2.jpg (180.83 КБ) 56841 просмотр
Daga-3.jpg
Daga-3.jpg (45.71 КБ) 56841 просмотр

Верихеро (Verijero)
Уменьшенная разновидность Кучильо, имеющая такую же форму европейского шефа, только маленькую. Название происходит от формы клинка – «сужающегося под углом» (verija).
Verijero-1.jpg
Verijero-2.jpg

Верихеро носились спереди, закрепленные за ремень или пояс клипсой наружу. Версия ношения на шее подтверждения не нашла. Ну а предположение, что Верихеро из-за малых размеров можно было носить спереди без ножен без риска получить травму, связанное с неправильным переводом названия, вообще не выдерживает никакой критики – ну кто в здравом уме станет носить остро заточенный нож спереди да без ножен? (прям дамоклов меч получается).
Verijero-3.jpg
Интерлюдия
«…Но охотник, словно ничего не произошло, спокойно произнес:
- Хоакин, дайте-ка мне свой нож, мне кажется, я где-то видел его.
Мгновение метис колебался. Он чувствовал себя хуже, чем если бы его уже обезоружили.
Нож мог еще помочь ему сохранить жизнь, но, увидев, что охотник не ведет себя враждебно по отношению к нему, он подал ему нож и отскочил в сторону…» (Ал.Вой.Фрич. «Приключения охотника в Гран-Чако»)
24.jpg
Ножи гаучо в старину
В мире сохранилось довольно много старых ножей гаучо – как в музейных и в частных коллекциях, так и просто в свободной интернет и рыночной продаже, причем среди них встречаются и совершенно «убитые» экземпляры, и близкие к шедеврам. Но заметно, что ножей с металлическими рукоятями и ножнами встречается ощутимо больше.
25.jpg
26.jpg

То ли «металлических» гаучо было больше сделано, то ли они сохранялись лучше, а может их просто больше берегли, но вот процентное соотношение ножей гаучо с металлическими рукоятями относительно ножей с деревянными, костяными или роговыми можно определить примерно как 4 к 1.
27.jpg
28.jpg

Кстати хорошо заметно, что металлические рукояти и ножны были значительно более богато декорированы и украшены гравировкой и прочими тонкими техниками, нежели деревянные или роговые рукояти и кожаные ножны, исключая ножны с металлическим прибором.
29.jpg
30.jpg

Среди самых старых сохранившихся ножей гаучо есть датированные серединой XIX века (1860 г).
31.jpg
32.jpg
А также можно обратить внимание на ножи, сделанные очень известными в ножевом мире фирмами – «Boker Arbolito» из немецкого Золингена и «Joseph Rogers» из английского Шеффилда.
33.jpg
34.jpg
34.jpg (22.16 КБ) 56841 просмотр
Интерлюдия
«…Патрон рассказал нам, что шрам остался как память об одной жестокой попойку, когда Живодер, осерчав на Вскрывателя Бутылок, бросился на него с разделочным ножом. Тот в целях самообороны воспользовался разбитой бутылкой из-под каньи, да так ловко, что Живодер мигом протрезвел, а жене Патрона было предложено зашить рану. Но, судя по всему, кровавый инцидент нисколько не повлиял на взаимоотношения этих трех родственников…» (Дэв.Эттенборо. «В Парагвай за броненосцами»)
35.jpg
Современные ножи гаучо
Настоящее время, когда гаучо стали скорее легендой, чем реальностью, слегка нивелировало эти ножи обратно до кухонных или ножей для пикников и чурраско, добавив в комплект к ножу большую вилку или мусат.
36.JPG
37.jpg
37.jpg (23.65 КБ) 56841 просмотр

В итоге самыми доступными и широко распространенными из ножей гаучо сейчас являются ножи бразильские ножи «Tramontina».
38.jpg

К счастью легенды, как и сказки, всегда остаются частью нашей жизни даже в наше суетное и не склонное к сентиментальности время, а легендарные ножи и вовсе всегда продолжают находить своих поклонников и последователей. В итоге ножи гаучо делают не только фирмы тех стран, что производили их всегда, как Германия или Испания (на фото ножи фирм «Linder» и «Muela»),
39.jpg
40.jpg

но и Японии (G.Sakai)
41.jpg

и даже Китая, нагло содравших дизайн ножей испанцев из «Nieto».
42.jpg

Ну и конечно не могли остаться в стороне и мастера-найфмейкеры, являя собственный взгляд на ножи гаучо (вверху – нож мастерской Энди Роя из США «Fiddleback Forge», внизу – нож бразильца Сандро Бека)
43.jpg
44.jpg

В странах же, которые были основными центрами развития субкультуры гаучо каждая фирма и каждый мастер делают такие ножи, причем зачастую в больших количествах и самых разных вариациях. Вот только несколько примеров:
Рубен Кало (Аргентина)
45.jpg

Жоао Алешандре Восс де Оливейра (Бразилия)
46.jpg

Фернандо Нуньес (Уругвай)
47.jpg

Ну а разнообразие материалов для рукояток в странах гаучо просто поражает воображение, причем любое дерево смотрится довольно обыденно, а металл, даже покрытый гравировкой или литьем, тоже впечатляет не сильно, особенно когда встречаешь рукояти из рога буйвола,
48.jpg
хвоста броненосца,
49.jpg
когтя страуса нанду
50.jpg
или же из плетенных кожаных ремешков.
51.jpg
51.jpg (181.5 КБ) 56841 просмотр

Остается только признать, что здорово, когда, проверенные временем, ножи продолжают жить и пользоваться заслуженным спросом и популярностью.
Интерлюдия
«…После ухода метиса Нене, которого заинтересовала история с ножом, заметил:
- В наших краях редко случается, чтобы нож перешел в другие руки. Это не совсем обычный случай.
- Я очень внимательно осмотрел нож, который сейчас у Хоакина и который видел в сотне миль к северу, где этот негодяй, по его словам, никогда не бывал. Но я не понимаю, как он оказался у него. Я бросил нож в реку и странно, если он случайно нашел его…» (Ал.Вой.Фрич. «Приключения охотника в Гран-Чако»)
52.jpg
Ну и вместо многоточия…
Когда на небо сползают тучи,
Пути по жизни, увы, неясны,
Возьму facones, уйду к гаучо,
Сбегу в пампасы, сбегу в пампасы.

Там, где вискачи копают норы,
Где броненосец неутомимо,
Как энерджайзер, бежит простором
Цветущей пампы необозримой.

Там, где пасутся стада альпаки,
Летит над ними со свистом bolas,
Там, где знакома любой собаке
Та донна Роза де Альвадорец.

Там, где надену дырявый пончо,
Под ним за пояс заткнута daga.
Все мелодичней, ритмичней, звоньче
Звенят гитары в часы асадо.

Но там ведь тоже не все задаром,
Потратив в лавке остатки денег,
Куплю в Оране я шаль в подарок
Для синьориты на гасиенде.

Но если в дело вдруг встрянет случай,
Прикрывшись ликом Хосе-ранчеро,
То тут же вступит за честь гаучо
Cuchillo или же verijero.

И будут снова на небе звезды
Светится тускло, как будто лампы,
И будет конь мой вполне серьезно
Лететь куда-то простором пампы...
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
fedor
эксперт
Сообщения: 5093
Зарегистрирован: Пт ноя 09, 2007 2:09
Откуда: Могилев, Беларусь

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение fedor »

:co_ol: :co_ol: :co_ol:

отличный обзор, шикарные ножи....исключительно функциональные - хоть помидор нарезать, хоть дичь приколоть...
Аватара пользователя
MaxjeG
ветеран
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: Пн фев 03, 2014 13:01
Имя: Максим
Откуда: СПб

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение MaxjeG »

Сергей, супер! :co_ol:
Как всегда ровно по делу, нормальным языком с уместными художественными вставками. :bra_vo:
За ножи могу сказать что ничего нового они не придумали, даже наоборот. Не привнесли ничего своего. :ne_vi_del:
Изображение
"Я живой! Это дерзость, но это в крови!" КК
Тупые люди, как тупые ножи - вреда причинить не могут, но бесят!
Аватара пользователя
Чечако
модератор
Сообщения: 5465
Зарегистрирован: Пт июн 26, 2009 0:44
Имя: Николаич
Откуда: С.-Петербург

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Чечако »

Сергей, спасибо. Очень интересно и познавательно.
Доверять можешь кому угодно, но вот твердо рассчитывать – только на себя. Каждый – сам себе глобус, сам себе и Атлант. (Макс Фрай)

Зри в корень! (Козьма Прутков)
Мои работы Вконтакте http://vk.com/album-28450477_166673967" onclick="window.open(this.href);return false;
Изображение
Аватара пользователя
Earl
втянувшийся
Сообщения: 931
Зарегистрирован: Пн июн 08, 2009 0:03
Откуда: Санкт-Петербург

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Earl »

Сергей, Спасибо за статью, как всегда очень интересно!
У меня вопрос - каким образом нож удерживается в ножнах?
При такой жизни Гаучо были достаточно подвижными "персонажами", а нож с открытой рукояткой без крепящих ремешков склонен к вываливаться из ножен, даже с большим клинком.
И металлические рукояти судя по всему литые и не известно ещё в какую сторону баланс перевесит...
- Лишних ножей не бывает.
© Логен Девятипалый
Аватара пользователя
predsedatel7
ветеран
Сообщения: 3009
Зарегистрирован: Ср апр 09, 2014 18:15
Имя: Юрий
Откуда: В лесах под Питером.

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение predsedatel7 »

Спасибо Серёг! Интересно...Теперь тебе бы отоспаться. :-) Поди месяц потратил.
Хорошие люди должны размножаться!
По настоящему свободным человека может сделать только нож!(Соловей-Охлобыстин)
Изображение
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

Спасибо, Сергей, за интересную статью!
Вот еще парочка красавцев:
post-3197-0-71093200-1489994141_thumb.jpg
post-3197-0-75283800-1489994151.jpg
post-3197-0-68544500-1489994256.jpg
Пояс иногда украшается монетами разных стран.
post-3197-0-10356100-1489994268.jpg
...взято с http://www.interesmir.ru/festival-gauch ... tradicion/
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

Кто-нибудь резал трамантиновским ножом? Как он вообще?
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
Аватара пользователя
MaxjeG
ветеран
Сообщения: 2747
Зарегистрирован: Пн фев 03, 2014 13:01
Имя: Максим
Откуда: СПб

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение MaxjeG »

Andrzej писал(а): Кто-нибудь резал трамантиновским ножом? Как он вообще?
У Сереги был меньший. Толщина 2,5 мм. Кухня кухней плюс(точнее минус) рукоять круглая. :nez-nayu:
Изображение
"Я живой! Это дерзость, но это в крови!" КК
Тупые люди, как тупые ножи - вреда причинить не могут, но бесят!
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

MaxjeG писал(а):
Andrzej писал(а): Кто-нибудь резал трамантиновским ножом? Как он вообще?
У Сереги был меньший. Толщина 2,5 мм. Кухня кухней плюс(точнее минус) рукоять круглая. :nez-nayu:
А-а-а-а... не тянет для брутального мачо. :du_ma_et:
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Vinny M »

Andrzej писал(а):
MaxjeG писал(а):
Andrzej писал(а): Кто-нибудь резал трамантиновским ножом? Как он вообще?
У Сереги был меньший. Толщина 2,5 мм. Кухня кухней плюс(точнее минус) рукоять круглая. :nez-nayu:
А-а-а-а... не тянет для брутального мачо. :du_ma_et:
У меня ваще-то и большой и малый есть. Резал обоими. Что сказать? Когда "Трамонтина" плохо резала? Кстати у малого рукоять скорее квадратная со скругленными углами, нежели круглая (у большого она овальная)
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Vinny M »

Earl писал(а): У меня вопрос - каким образом нож удерживается в ножнах?
При такой жизни Гаучо были достаточно подвижными "персонажами", а нож с открытой рукояткой без крепящих ремешков склонен к вываливаться из ножен, даже с большим клинком.
Так и удерживался, как описано и показано, т.е. никак. :-) Да подвижности у гаучо хватало, но нож крепился надежно рукоятью вверх, а длины клинка и веса хватало, чтобы нож не вытряхивался из ножен даже при быстрой скачке.
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Vinny M »

predsedatel7 писал(а): Спасибо Серёг! Интересно...Теперь тебе бы отоспаться. :-) Поди месяц потратил.
Не, как ни странно в неделю уложился. Наверное потому, что еще есть планы по материалам для форума :-):
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

Так ведь нож носится затнутым за пояс. Вот и поджат постоянно, не теряется.
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
Аватара пользователя
Mike
ветеран
Сообщения: 2005
Зарегистрирован: Чт ноя 29, 2007 17:02
Имя: Михаил
Откуда: СПб

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Mike »

Серёга, в очередной раз скажу: пора издаваться... Вот все должники взносы заплатят - издадим твой сборник.
Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев "Дом для бродяг")
Аватара пользователя
Vinny M
эксперт
Сообщения: 6471
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 19:56
Имя: Сергей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Vinny M »

Mike писал(а): Вот все должники взносы заплатят - издадим твой сборник.
Дождешься от них :-)
"- Я предпоследний авантюрист.
- Почему предпоследний?
- Обидно, если я буду последним." (Олег Куваев. "Территория")
fedor
эксперт
Сообщения: 5093
Зарегистрирован: Пт ноя 09, 2007 2:09
Откуда: Могилев, Беларусь

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение fedor »

просто именно тут увидел кожаные клипсы на ножнах...хотя нож совсем не гаучский :-)
Вложения
shirt3.jpg
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

Хороший обзор, но, думаю, форумчанам не до конца понятно, кто такой гаучо , а это интересно особенно на примере культуры Аргентины. Вы вообще подняли очень интересную тему, т.к. гаучо- это удивительное явление мировой культуры, а связка гаучо-нож- вообще что-то замечательное. Проблема феномена гаучо- это отголосок большого вопроса о цивилизации и варварстве. Бедность многих стран Латинской Америки коренится еще в том, что они принимают себя такими, какие они есть, плохо интегрируются в современный мир и сами мало понятны ему (как тот гаучо), т.к. не всегда готовы играть по его правилам и что-то в себе менять ибо цивилизация сама часто разочарование. В 1959-ом великий аргентинец Че Геваре становится команданте Кубы, входит в руководство страны, но его мысли о идеальном коммунистическом обществе рушатся- чиновничий аппарат растет вместе со взяточничеством, он стремится к революции в Латинской Америке, но она ему не по силам, в 1967-ом его расстреливают, а он как никто исколесив всю Латинскую Америку видел ее лицо и хотел сделать шаг от варварства к цивилизации и справедливости. Но, возвращаясь к гаучо, с вашего позволения немного дополню тему для всех. В первую очередь порекомендую отличную книгу Земскова, "Аргентинская поэзия гаучо" 1977. Книга удивительна тем, что помогает понять кто такой гаучо, его природу. Не менее замечательна книга Сармьенто, "Факундо". 1988 год. Но это для тех, кто хочет глубоко в тему, а кто просто желает ознакомиться, если не знаком, предлагаю вспомнить Борхеса, коренного аргентинца, любившего культуру своей страны, впитавшего ее.

Гаучо

Кто-то сказал им, что их предки пришли по морю; кто им
сказал что такое море.
Метисы белых кровей. Их врагами были метисы красной крови.
Миллионы людей не слышали слова "гаучо", или знали его как
ругательство.
Им было знакомо движение звезд, повадки птиц и законы
ветров, они помнили форму туч и знали луну в лицо.
Они пели тихо и медленно, до зари у них не было голоса
вовсе.
В отличие от крестьян им была не чужда ирония.
Нищие и забитые, -- как они были гостеприимны!
Когда-то их сбил с пути хмель сумасшедших суббот.
Они убивали и умирали спокойно.
Они не были набожны (что им глупые суеверия!), жизнь
приучила их уважать только силу и волю.
Приписываемый им диалект, их грубый, вульгарный стих --
это дело людей из города.
Они не искали себе приключений, это кони несли их вдаль.
Далеко-далеко, к войне.
У них нет одного вождя. Они были людьми Рамиреса, Лопеса,
Артигаса, Кироги, Бустоса, Педро Кампбеллы, Росаса, Пеналосы,
Саравии, Уркезы, и того Рикардо Лопеса Джордана, который убил
Уркезу.
Они не за родину умирали, это только пустое слово, они
умирали вслед за своим случайным вождем, либо если опасность
зазывала их в гости, либо просто так получалось.
Их прах затерялся в разных краях Америки, на полях
знаменитых сражений.
Хиларио Аскасуби видел их драки и слышал их песни.
Они прожили жизнь во сне, не зная кем или чем они были.
Когда-нибудь это случится и с нами.
Последний раз редактировалось newone Ср май 31, 2017 2:28, всего редактировалось 3 раза.
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

Борхес: "Встреча".

[spoiler=]Тот, кто каждое утро читает газеты, делает это, чтобы тут же забыть прочитанное либо поддержать послеобеденную беседу, а потому нет ничего удивительного в том, что ныне никто не вспомнит или вспомнит, как сон, о некогда вызвавшем много толков и нашумевшем случае, происшедшем с Манеко Уриарте и Дунканом. Случилось все это, кстати сказать, в 1910-м, в год кометы и нашего Столетия , а в последующем еще много происходило всякого – и доброго и плохого. Действующие лица уже умерли, а свидетели торжественно поклялись хранить молчание. Я тоже поднял руку для клятвы и воспринял значимость этого ритуала со всей серьезностью и романтичностью своих девяти-десяти лет. Не знаю, обратили ли внимание остальные на данное мною слово; не знаю, сдержали ли они свое. Как бы там ни было, вот эта история – с неизбежными искажениями, вносимыми временем, и хорошей или скверной литературной записью.
Мой кузен Лафинур повез меня как-то вечером на пикник с асадо в усадьбу «Лавры». Я не помню ее точного месторасположения; представим себе одно из селений Севера, тихое и затененное, спускающееся к речке и совсем не похожее на длинные поселки с их равнинным пейзажем. Путешествие в поезде было долгим и мне изрядно наскучило, но, как известно, время в детстве тянется очень медленно. Уже опускались сумерки, когда мы въехали в ворота усадьбы. Там, мне почудилось, было все то исконное и простое, что существовало всегда: запах золотящегося мяса, деревья, собаки, сухие ветки и огонь, сближающий людей.
Гостей собралось не более дюжины, все – взрослые. Впрочем, старшему, как я потом выяснил, не исполнилось и тридцати. Все они, как мне скоро стало понятно, были сведущи в областях, для меня и поныне недосягаемых: скаковые лошади, модные портные, экипажи, дорогостоящие женщины. Никто не смущал мою робость, никто за мной не присматривал. Барашек, зажаренный с неспешной ловкостью одним из пеонов, не долго стыл в длинной столовой. Спорили о сроках выдержки вин. В доме нашлась и гитара. Кузен, помнится, спел «Старую хижину» и «Гаучо» Элиаса Регулеса и несколько куплетов на лунфардо , на песенном лунфардо тех лет, о ножовой дуэли в доме на улице Хунин. Подали кофе и местные сигары. О возвращении не было речи. Я почувствовал (по выражению Лугонеса) страх, что уже слишком поздно. На часы смотреть не хотелось. Чтобы скрыть свое одиночество мальчика среди взрослых, я без всякого удовольствия выпил одну или две рюмки вина. Уриарте громко вызвал Дункана сразиться в покер, один на один. Кто-то заметил, что такая игра скучновата, и предложил сделать партию вчетвером. Дункан был согласен, но Уриарте с необъяснимым упорством не желал и слушать и настаивал на своем. Кроме фокусов, заполняющих время трюками и мистификациями, и кроме незатейливых лабиринтов пасьянса, мне никогда не нравились карты. И я незаметно скрылся. Дом, незнакомый и темный (только в столовой был свет), значил для мальчика больше, чем чужие края для странников. Шаг за шагом я обследовал комнаты. Помню бильярдную, застекленную галерею с ромбовидными и квадратными стеклами, пару кресел-качалок и большое окно, через которое виднелась беседка. Во тьме я совсем потерялся. Хозяин дома, чье имя мне застилают годы и, кажется, звавшийся Асеведо или Асе-баль, в конце концов разыскал меня. Чтобы мне сделать приятное или потешить свою гордость коллекционера, он подвел меня к стеклянному шкафу. Когда зажглась лампа, я увидел массу холодного оружия. Там были ножи и кинжалы, которые чем-нибудь да прославились. Он мне сказал, что неподалеку от Пергамино у него имеются земли, и при поездках в провинцию он насобирал эти вещи. Открыв дверцы, не глядя на бирки, он рассказывал мне истории, в целом более или менее сходные и разнившиеся только местами и датами. Я спросил, нет ли в коллекции кинжала Морейры, бывшего в те времена идеалом гаучо, каковым потом стали Мартин Фьерро и Дон Сегундо Сомбра. Он признался, что нету, но может показать мне похожий, с эфесом в форме буквы «У». Его прервали громкие голоса. Он тут же захлопнул шкаф, я пошел вслед за ним.
Уриарте вопил, что партнер мошенничает. Приятели окружали их тесным кругом. Дункан, помню, был выше всех, крепкий, немного сутулый, сдержанный, с очень светлыми, почти белыми волосами. Манеко Уриарте был проворен, смугл, немного похож на индейца, с редкими холеными усиками. Все были, как видно, пьяны; не знаю, правда ли на полу валялись две или три бутылки, или сейчас меня сбивает с толку мое увлечение в детстве кинематографом. Брань Уриарте не прекращалась, напротив, становилась все более наглой и оскорбительной. Дункан делал вид, что не слышит. Наконец, словно нехотя, встал и ударил его наотмашь. Уриарте рухнул на пол и закричал, что не стерпит позора и вызывает обидчика на поединок.
Дункан отказался и добавил, как бы в свое оправдание:
– Дело в том, что я вас побаиваюсь. Все разразились хохотом. Уриарте, встав на ноги, проговорил:
– Я буду с вами сражаться, и сию же минуту. Кто-то заметил, да простит его бог, что оружие в доме имеется.
Не знаю, кто отпер шкаф. Манеко Уриарте выбрал себе кинжал, самый длинный и самый красивый, с эфесом в форме буквы «У». Дункан взял почти наугад нож
с деревянной ручкой и с силуэтом деревца на клинке. Кто-то нашел, что выбор Манеко – в стиле его характера. И никого не удивило, что, беря оружие, его рука дрогнула. Но все удивились, что и с рукою Дункана произошло то же самое.
Мужчины, готовые свести счеты, не оскорбляют дом дракой и, по традиции, выходят наружу. Не то забавляясь, не то всерьез мы все ринулись в мглистую ночь. Я тоже захмелел, но не от вина, а от приключения; мне хотелось, чтобы кто-то кого-то убил, а потом всем об этом рассказывать и вспоминать. Наверное, в ту минуту другие были вовсе не старше меня. Я вместе со всеми чувствовал, как нас подхватил и несет ураган, одолеть который никто не в силах. Обвинению Манеко не слишком верили и считали его следствием давней неприязни, подогретой вином.
Мы шествовали посреди деревьев, миновали беседку. Дункан и Уриарте шли впереди. Меня удивляло, что они не спускали друг с друга глаз, словно страшась внезапной атаки. Возле лужайки с невысокой травой Дункан мягко, но властно сказал:
– Это место подходит.
Оба стояли в центре, не решаясь начать. Чей-то голос им крикнул:
– Бросьте эти железки, они вам мешают, деритесь на кулаках!
Но люди уже сражались. Вначале оба действовали нерешительно, словно боялись пораниться; вначале смотрели на оружие, но затем – только в глаза противника. Уриарте забыл свой гнев, Дункан – свое безразличие или презрение. Опасность их изменила, теперь это были двое бьющихся насмерть мужчин, а не двое юношей. Я ожидал хаотического блеска стали, а на деле мог следить за поединком – или почти следить, – как за игрой в шахматы. Годы, я уверен, не сделают ни ярче, ни тусклее то, что мне довелось увидеть. Не знаю, как долго все это длилось; иные события не подчиняются нашему счету времени.
Не имея пончо, которым надо обертывать левую руку, они парировали удары локтем. Искромсанный левый рукав быстро темнел у обоих от крови. Я подумал, что мы обманывались, полагая, будто им неведом этот вид фехтования. Но я сразу заметил, что ведут они бой по-разному. Оружие не было одинаковым. Дункан, спасая себя, старался сблизиться с противником; Уриарте отступал, делая длинные низкие выпады. Тот же голос, который напомнил о шкафе с оружием, крикнул:
– Они убивают друг друга! Не давайте им драться!
Никто не отважился их разнять. Уриарте вдруг оступился, Дункан кинулся на него. Два тела почти касались друг друга. Клинок Уриарте был нацелен в сердце Дункана. И у нас на глазах его длинный кинжал стал коротким, ибо вонзился в грудь. Дункан вытянулся на траве. И сказал очень тихо:
– Странно. Все как во сне.
Его глаза остались открытыми, он больше не двигался. Я увидел, как человек убил человека.
Манеко Уриарте склонился над мертвым и просил у него прощения. Он рыдал, не стесняясь. То, что он сделал, его потрясло. Сейчас мне известно, что меньше раскаиваются в злодействе, чем в непоправимой оплошности.
Мне больше ни хотелось смотреть. То, чего я желал, случилось и поразило меня. Лафинур мне позже сказал, что кинжал из мертвого еле вынули. А потом состоялся наш тайный сговор. Решили умалчивать лишь о самом необходимом и представить дуэль на ножах как поединок на шпагах. Четверо вызвались слыть секундантами, в том числе Асебаль. В Буэнос-Айресе, мы надеялись, все будет улажено; ведь всегда кто-то приятель кого-то.
На столе красного дерева валялись игральные карты вперемежку с банкнотами, и никто не желал их ни видеть, ни трогать.
В последующие годы мне не раз хотелось поверить эту историю своему другу, но всегда представлялось, что быть владельцем тайны много приятнее, чем выдавать ее. В 1929-м cлучайная беседа побудила меня вдруг нарушить старое обещание. Полицейский инспектор в отставке дон Хосе Олаве рассказывал мне о поножовщиках нижнего Ретиро и заметил, что этот народ был способен на любое коварство, дабы убрать соперника, и что до братьев Подеста и Гутьерреса почти не было креольских дуэлей. Я сообщил ему, что сам видел такую дуэль, и поведал ему историю, происшедшую многие годы назад. Он меня выслушал с профессиональным интересом и сказал:
– Вы уверены, что Уриарте и тот, другой, раньше никогда не дрались на ножах? Может быть, они этому научились где-либо в сельской местности?
– Нет, – ответил я ему. – Все, кто был там той ночью, друг друга прекрасно знали, и все удивились.
Олаве медленно заговорил, словно вслух размышляя:
– Один из кинжалов имел эфес в форме «У». Таких кинжалов, из тех, что печально известны, было лишь два: один у Морейры, другой у Хуана Альмады из Тапалькена.
В моей памяти оживало воспоминание; Олаве продолжил:
– Вы также упомянули про нож с деревянной ручкой и с маркой «Деревце». Таких – тысячи, но был один…
Он на мгновение умолк, и опять продолжал:
– Усадьба сеньора Асеведо находится близ Пергамино. Именно в тех местах скитался в конце прошлого века другой известный головорез – Хуан Альманса. После первого своего убийства, совершенного им в четырнадцать лет, он не расставался с таким вот коротким ножом, приносившим ему удачу. Хуан Альманса и Хуан Альмада ненавидели друг друга, ибо люди их путали. Долгое время искали они встречи, но так и не встретились. Хуана Аль-мансу убила шальная пуля во время каких-то выборов. Другой, мне кажется, умер естественной смертью в больнице Лас Флорес.
Больше ни о чем в тот вечер не говорилось. Мы предались размышлениям.
Девять или десять человек, которых уже нет на свете, видели то, что видели мои глаза – кинжал в теле по рукоятку и тело под небом, – но в действительности мы видели финал другой, более давней истории. Манеко Уриарте не убивал Дункана; оружие, не люди – вот что сражалось. Орудия смерти дремали бок о бок в стеклянном шкафу, пока их не пробудили руки. Нож и кинжал, наверное, пришли в волнение, проснувшись. Поэтому дрогнула рука Уриарте, поэтому дрогнула рука Дункана. Оружие знало, как драться – не в пример его служителям, людям, – и лихо дралось той ночью. Нож и кинжал долго искали друг друга по долгим путям провинции и в конце концов встретились, когда их хозяева-гаучо уже были прахом. В клинках спала, но не мертвым сном, злоба людская.
Вещи живут долее, чем люди. Кто знает, завершилась ли эта история; кто знает, не будет ли новой встречи.[/spoiler]
Последний раз редактировалось newone Ср май 31, 2017 13:22, всего редактировалось 1 раз.
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

Вот еще одна великолепная вещь
Борхес
Другой поединок

Перевод Б. Дубина

[spoiler=]Немало времени прошло с тех пор, как сын уругвайского писателя Карлоса
Рейлеса рассказал мне эту историю летним вечером в квартале Адроге. Длинная
хроника ненависти и ее страшный конец слились у меня в памяти с аптечным
запахом эвкалиптов и птичьими голосами.
Как всегда, мы говорили о перепутавшихся историях двух наших стран.
Рейлес поинтересовался, не доводилось ли мне слышать о Хуане Патрисио
Нолане, известном в свое время удальце, весельчаке и плуте. Солгав, я
ответил, что слышал. Хотя Нолан скончался еще в девяностых годах, многие и
по сей день дружески его вспоминали. Находились, впрочем, и недоброжелатели.
Рейлес рассказал мне об одной из его бесчисленных каверз. Случай произошел
незадолго до боя при Манантьялес, главными героями были двое гаучо из
Серро-Ларго -- Мануэль Кардосо и Кармен Сильвейра.
Как и отчего зародилась их ненависть? Как теперь, почти век спустя,
воскресить смутную историю двух мужчин, от которых осталась в памяти только
их последняя схватка? Управляющий имением Рейлеса-отца, человек, носивший
имя Ладереча и "усы тигра", восстановил по устным преданиям кое-какие
детали, которые я и привожу здесь без особой уверенности, поскольку и
забвение, и память равно изобретательны на выдумки.
Мануэль Кардосо и Кармен Сильвейра владели небогатыми участками по
соседству. Истоки ненависти, как и других страстей, темны. Поговаривали не
то о распре из-за неклейменого скота, не то о скачках, на которых Сильвейра,
превосходя соперника силой, обошел лошадь Кардосо. Несколько месяцев спустя
они долго резались один на один в труко за столиком местной пульперии;
Сильвейра громко поздравлял противника с каждой взяткой, но в конце концов
обыграл его подчистую. Убирая Деньги в кожаный пояс, Сильвейра поблагодарил
Кардосо за урок. Еще чуть-чуть -- и дело, полагаю, дошло бы до рукопашной.
Игра была жаркая, зрители, которых собралось немало, разняли партнеров. В
здешних суровых краях по тем временам только так и жили -- мужчина против
мужчины, нож против ножа; однако в
истории Кардосо и Сильвейры то и примечательно, что они, должно быть,
не раз сталкивались на окрестных холмах и утром, и вечером, но никогда не
дрались до самого конца. Видимо, в убогой, примитивной жизни каждого не было
ничего дороже этой ненависти, и оба заботливо копили ее. Сами того не
подозревая, они стали рабами друг друга.
Рассказывая о дальнейших событиях, я не знаю, где здесь причины, а где
-- следствия. Кардосо, не столько по любви, сколько для развлечения, сошелся
с некоей Сервильяной, девицей, жившей по соседству; прослышав об этом,
Сильвейра тоже приударил за ней, забрал к себе, а через несколько месяцев
выгнал, чтобы не путалась под ногами. В бешенстве она кинулась искать защиты
у Кардосо, но тот переспал с ней ночь, а утром распростился, гнушаясь чужими
объедками.
Примерно тогда же, не помню, до или после Сервильяны, приключилась
история со сторожевым псом. Сильвейра питал к нему слабость и звал, по числу
основателей Уругвая, Тридцать Три. Пса нашли мертвым в канаве; Сильвейре не
пришлось ломать голову, кто подсыпал яд.
Зимой 1870-го мятеж, поднятый Апарисио, застал их за картами в той же
пульперии. Воззвав ко всем присутствующим, командир отряда повстанцев,
бразилец-мулат, провозгласил, что они нужны родине и не станут больше
терпеть гнет властей, раздал белые кокарды и, окончив речь, которой никто не
понял, погнал наших героев вместе с остальными. Их даже не отпустили
проститься с семьями. Мануэль Кардосо и Кармен Сильвейра приняли это как
должное: жизнь солдата мало чем отличалась от жизни гаучо. Спать на земле,
положив под голову седло, они давно привыкли; рукам, запросто валившим быка,
не составляло труда уложить человека. Не обладая воображением, они не
чувствовали ни жалости, ни страха, хотя порой им случалось холодеть, идя в
атаку. Лязг стремян и оружия, когда в дело вступает конница, услышит любой.
Но, если сразу не ранят, потом ощущаешь себя неуязвимым. Тоски по дому они
не знали. Идея патриотизма была им чужда, и, кроме кокард на тулье, ничто не
связывало их ни с той, ни с другой стороной. Скоро они наловчились орудовать
пиками. В атаках и контратаках оба поняли, что можно быть соратниками и
оставаться врагами. Сражаясь бок о бок, они, насколько известно, не
перекинулись ни словом.
Душной осенью семьдесят первого пришел их конец. Короткий, меньше часа,
бой завязался в одном из тех глухих углов, названия которых никто не знал
(историки окрестили их гораздо позже). Утром перед схваткой Кардосо на
четвереньках пробрался в палатку командира и приглушенным голосом попросил в
случае победы оставить ему кого-нибудь из Колорадо, поскольку он в жизни не
перерезал человеку горло и хочет узнать, каково это на деле. Офицер обещал
не забыть, если в бою он покажет себя настоящим мужчиной.
Бланко подавляли числом, но Колорадо были лучше вооружены и косили
противника с холма. После двух безрезультатных бросков на вершину
тяжелораненый командир бланко приказал своим сдаваться. В ту же минуту его,
по собственной просьбе, прикончили ударом ножа.
Нападавшие сложили оружие. Капитан Хуан Пат-рисио Нолан, командовавший
Колорадо, продумал предстоящее уничтожение пленных до мельчайших деталей.
Сам из Серро-Ларго, он знал о застарелой вражде Сильвейры и Кардосо.
Приказав отыскать их, он объявил:
-- Вы, я слышал, терпеть друг друга не можете и с давних пор ищете
случая поквитаться. Считайте, вам повезло. Еще до заката у вас будет случай
показать, кто из двоих настоящий мужчина. Вам перережут горло, а потом
пустят наперегонки. Выигрыш -- в руках Божьих. Конвоир отвел их обратно.
Новость тут же облетела лагерь. Сперва Нолан распорядился устроить
гонки по окончании вечерней акции, но пленные прислали делегата сообщить,
что они тоже хотят быть зрителями и делать ставки на претендентов. Человек с
понятием, Нолан пошел им навстречу. В заклад принимались деньги, сбруя,
оружие, кони: они отходили вдовам и сиротам. Стояла редкая духота; начать
условились в четыре, дабы никого не лишать сиесты. Верный латиноамериканской
манере, Нолан продлил ожидание еще на час. Видимо, он обсуждал с остальными
офицерами нынешнюю победу; вестовой с чайником мелькал туда и обратно.
По обе стороны пыльной дороги вдоль палаток тянулись ряды пленных со
связанными за спиной руками,
рассевшихся на земле, чтобы зря не трудить ноги. Некоторые облегчали
душу бранью, другие повторяли "Отче наш", почти все выглядели оглоушенными.
Курить, понятно, никто не мог. Было уже не до гонок, но все смотрели вперед.
-- Скоро и меня прирежут, -- с завистью вздохнул один.
-- Да еще как, со всем гуртом вместе, -- подхватил сосед.
-- А то тебя по-другому, -- огрызнулся первый.
Сержант провел саблей черту поперек дороги. Сильвейру и Кардосо
развязали, чтоб свободней было бежать. Оба встали у черты шагах в пяти друг
от друга. Офицеры призывали их не подвести, говоря, что на каждого надеются
и поставили кучу денег.
Сильвейре выпало иметь дело с цветным по имени Нолан; видимо, его
предки были рабами в поместье капитана и потому носили его фамилию. Кардосо
достался профессионал, старик из Коррьентес, имевший обыкновение
подбадривать осужденных, трепля их по плечу и приговаривая: "Ну-ну, парень,
женщины и не такое терпят, а рожают".
Подавшись вперед, двое измученных ожиданием не смотрели друг на друга.
Нолан дал знак начинать.
Гордясь порученной ролью, цветной с маху развалил горло от уха до уха;
коррьентинец обошелся узким надрезом. Из глоток хлынула кровь. Соперники
сделали несколько шагов и рухнули ничком. Падая, Кардосо простер руки. Так,
вероятно, и не узнав об этом, он выиграл[/spoiler]
Последний раз редактировалось newone Ср май 31, 2017 13:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

newone, много букв, ниасилил...
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
fedor
эксперт
Сообщения: 5093
Зарегистрирован: Пт ноя 09, 2007 2:09
Откуда: Могилев, Беларусь

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение fedor »

Andrzej, :ne_ne_ne: :ne_ne_ne: :-) :-)
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

Andrzej писал(а): newone, много букв, ниасилил...
Было бы желание.
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

newone писал(а):
Andrzej писал(а): newone, много букв, ниасилил...
Было бы желание.
Полагаю что вы не поняли. Кроме первого абзаца, ваш объемный текст мало имеет отношения к теме. И что бы не отягощать тему пользительно прятать его под спойлер. А по тексту - оба эпизода поножовчины мало способствует раскрытию тяжелой работы гаучо - пастуха и скотовода.
[spoiler=Принцев Юзеф. "Скачу за радугой"]Вениамин поднял руку, приветственно помахал мальчишке и стал затягивать узел на повязке.
— Руки вверх! — повторил мальчишка.
— Ты разведчик или ковбой? — спросил Вениамин, с силой нажимая пяткой на землю и болезненно морщась.
— Ковбой... — растерялся мальчишка. — А что?
— Да так... — усмехнулся Вениамин. — Где же твое стадо?
— Какое еще стадо? — нахмурился мальчишка и оглянулся.
Из кустов выглядывало шесть недоуменных физиономий.
— Это мы, что ли, стадо? — угрожающе спросил Тяпа и шагнул к нахальному очкарику.
— Спокойно, Билл! — предостерег Генка.
— О! Билл?! — преувеличенно изумился очкарик. — Разрешите представиться: Вениамин.
— Витамин? — ухмыльнулся Тяпа.
— Можно и так! — засмеялся очкарик. — Но лучше — Веня. Кто такие ковбои — знаете?
— Мы сами ковбои! — отмахнулся Тяпа.
— А все-таки?
— Благородные люди, — застенчиво сказал Шурик.
— Чем же они занимаются? — улыбнулся ему Вениамин.
— Мало ли... — пожал плечами Пахомчик.
— Ковбои — это пастухи, ребятки! — Вениамин попробовал встать и, охнув, опустился на землю.
— Это ты брось! — возмутился Тяпа.
— Точно! — Вениамин дотянулся до ольховника и выломал ветку потолще. — Коров пасут. Только на лошадях. А вы пистолетами в спину тычете. Какие же вы ковбои? Гангстеры! Маски еще нацепите![/spoiler]
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

Тут все дело в том, что нож нельзя в этом случае отделять от человека и культуры в целом. Гаучо не совсем пастух, не совсем скотовод. Если вы внимательно читали автора темы, то заметите, что гаучо-это еще и солдат наемник: " А когда бывшие испанские колонии в Новом Свете в результате многочисленных гражданских войн начали отделяться от Испании, гаучо превратились фактически в бандитов, которых местные начальники-каудильос или богатые ранчеро и гасиендадо нанимали для борьбы с соседями и прочими инакомыслящими" (цитата взята из сообщения выше). Пастухам "войну на уничтожение не объявляют". Тоже самое в стихотворении пишет и Борхес ; "У них нет одного вождя. Они были людьми Рамиреса, Лопеса, Артигаса, Кироги, Бустоса, Педро Кампбеллы, Росаса, Пеналосы,Саравии, Уркезы, и того Рикардо Лопеса Джордана, который убилУркезу." Все было бы слишком хорошо, если бы гаучо был только пастухом, как друг степей калмык, но история Латинской Америки по-своему страшная. И если вы внимательно прочитали рассказ "Другой поединок", то увидели бы совсем иное лицо гаучо для которого нож- это оружие и судьба гаучо тоже в чем-то не завидная. Борхес не придумывал, он знал историю своей страны от и до.
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

А что до ножей, к знати гаучо никак не относились и искать там что-то высоко художественное в большинстве случаев не стоит. Здесь как раз тот случай, когда человек интересен больше, чем предмет, которым он обладал, но не сам по себе, а в контексте культуры своей страны. Тоже самое как нельзя рассказывать о кавказском кинжале и при этом ни слова не сказать о кавказской войне и натуре горца. Своими дополнениями я хотел показать, что гаучо и его нож представляют куда больший интерес, чем кажется на первый взгляд. В этом плане рассказ о Боуи у автора темы получился интереснее, но это мое мнение.
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

Да нож и нож. Кухонник он и в Южной Америке кухонник. Со свойственными для региона отличиями. Для этого и использовался. Как сейчас называют - аутдорный нож, полевая кухня. Ну и в собутыльника воткнуть - тоже запросто.
армейские поварские ножи
армейские поварские ножи
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
newone
любознательный
Сообщения: 139
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2017 11:10
Имя: Newone

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение newone »

Интересно, что знаменитый аргентинский диктатор 19-го века Хуан Росас сам рос среди гаучо и фактически в последствии был гаучо у власти (во всяком случае по манерам управлять):
В 13-летнем возрасте в составе патриотических сил участвовал в отражении британской интервенции 1806-1807. Затем стал "вакеро" (помещиком-скотоводом) и организовал сельскую милицию, при поддержке которой сделался самой влиятельной фигурой в провинции Буэнос- Айрес. Избранный в 1929 губернатором Буэнос-Айреса, Росас твердой рукой навел порядок в провинции. В свои отряды он набирал преимущественно гаучо, пеонов и бывших негритянских невольников.
Тем самым Аргентинская конфедерация стала реальностью не на бумаге, а на деле. При этом Росас установил в стране режим кровавой тирании и доносительства. Особое противодействие политика Росаса вызывала в других провинциях, которые обвиняли Буэнос-Айрес в стремлении к господству в рамках конфедерации. В 1838-1840 Росас успешно отстаивал интересы Аргентины во время французской блокады Буэнос-Айреса. В 1842 он пытался распространить свое влияние на Уругвай, заключив союз с Мануэлем Урибе, уругвайским президентом в изгнании. При поддержке Росаса Урибе начал долгую и безуспешную гражданскую войну, продлившуюся до 1851. В 1845 из-за неуплаты Росасом внешнего долга Англия и Франция начали вооруженную экспансию в Аргентину, разгромили ее флот и блокировали Буэнос-Айрес. Только спустя четыре года диктатору удалось урегулировать конфликт и заключить в 1849 мирный договор с Англией, а в 1850 - с Францией. В 1852 генерал Хусто Хосе Уркиса, губернатор провинции Энтре-Риос, поднял восстание против Росаса и в союзе с войсками Бразилии и Уругвая покончил с диктатурой. Росас вместе с дочерью бежал в Англию. Умер Росас в Саутгемптоне 14 марта 1877.

Чем не Гаучо?
Аватара пользователя
Starypios
эксперт
Сообщения: 6211
Зарегистрирован: Пт фев 08, 2013 23:49
Имя: Лёнчик
Откуда: Санкт-Петербург пр. Ветеранов
Контактная информация:

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Starypios »

Andrzej, Андрей, здесь ты не прав! Невозможно рассматривать национальный нож, в отрыве от истории страны!
Я с интересом прочитал отрывки. Мы упёрлись в историю своих и европейских войн, и практически ничего не знаем об истории Южно-Американских войн. Если начать интересоваться, то понимаешь, что всю Южную-Америку потрясали войны, не менее опустошительные, чем Европейские! Взять, хотя бы такое массовое явление как кангасейро! Ведь какой обыденной должна стать война, чтоб появился целый класс сельских жителей воинов-бандитов! Поэтому нож гаучо, на протяжении ХХ века, был в первую очередь орудием убийства, а уж потом хоз инвентарём. А использование готовых, ввозимых из Европы клинков, продиктовано сравнительно поздней индустриализацией всего материка. :nez-nayu:
Умоляю вас, живите счастливо, ведь всё равно, все умрём!
Изображение
Аватара пользователя
Andrzej
эксперт
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2009 22:02
Имя: Андрей
Откуда: СПБ, ЗА РУБЕЖОМ

Где среди пампасов... (ножи гаучо)

Сообщение Andrzej »

Starypios писал(а): Andrzej, Андрей, здесь ты не прав! Невозможно рассматривать национальный нож, в отрыве от истории страны!
А я этого никогда не говорил. Нож гаучо - кухонник по архитектуре и неотъемлемая часть национального костюма и истории ряда стран Южной Америки. Но первоочередная его задача была - помощь в выживании на природе сельских жителей. А уж далее - как оружие. Да и то тока потому что на другое оружие банально не было средств.
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!"(c)
Ответить

Вернуться в «Историческое холодное оружие»