Где среди пампасов... (ножи гаучо)
Добавлено: Сб апр 01, 2017 21:31
Давно не публиковал новых обзоров. Пришло время исправиться...
Унылая плоская, как стол, равнина раскинулась до самого горизонта. Ветерок слегка шевелит куртинки травы. Лишь изредка промелькнет, пыхтя, похожий на заводную игрушку, броненосец. Но вот легкий шорох мелких камешков нарушил тишину – белый конь с такой же белой, выбеленной солнцем, гривой аккуратно переставляет ноги, стараясь не попасть в норы вискача, виднеющиеся среди травы. На коне всадник. На нем старая потрепанная широкополая шляпа и выцветшее пончо, из-под которого поблескивают серебром бляшки широкого пояса и виднеется рукоять ножа. Это гаучо… Интерлюдия
«…Повозка продвигалась вперед, громыхая и покачиваясь; перед нами до самого горизонта простиралась пампа – ровное, безмятежное море золотистой травы, чуть темневшее в тех местах, где чертополох рос гуще, Там и сям, словно темные волны на водной глади, виднелись небольшие рощицы искривленных ветром деревьев, в тени которых отдыхал скот…» (Дж.Даррелл. «Под пологом пьяного леса») Место действия (из Википедии)
Пампа (Пампа́сы) (исп. Pampa, мн. ч. Pampas) — степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе, в районе устья реки Ла-Плата. На западе пампасы ограничены Андами, на востоке Атлантическим океаном. К северу простирается саванна Гран-Чако.
Пампа представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах, формирующихся на вулканических породах. Она состоит из южноамериканских видов тех родов злаков, которые широко распространены в Европе в степях умеренного пояса (ковыля, бородача, овсяницы). С лесами Бразильского нагорья пампа связана переходным типом растительности, близким к лесостепи, где травы сочетаются с зарослями вечнозелёных кустарников. Растительность пампы подверглась наиболее сильному истреблению и в настоящее время почти полностью замещена посевами пшеницы и других культурных растений. При отмирании травянистого покрова формируются плодородные серо-коричневые почвы. На открытых степных просторах преобладают быстробегающие животные — пампасный олень, пампасская кошка, из птиц — страус нанду. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев. Пампа становится всё более засушливой по мере удаления от Атлантического океана. Климат пампы субтропический. На востоке перепады температуры между летом и зимой менее значительны, на западе климат имеет более континентальный характер. Государствами, чью территорию затрагивает пампа, являются Аргентина, Уругвай и Бразилия. Пампа является основной сельскохозяйственной областью Аргентины и используется главным образом для скотоводства. Интерлюдия
«…Возле дома стоял табунчик кляч. На их спинах были необычные седла, распространенные на севере Аргентины, - глубокие, изогнутые, с очень высокой передней лукой. Сидеть в таком седле удобно, как в кресле. Спереди к седлу прикреплены большие куски кожи, похожие на крылья ангелов. Они отлично защищают ноги и руки, когда приходится ехать через колючие кусты. В предрассветных сумерках лошади со странными седлами были похожи на грустных Пегасов, пасущихся на мокрой от росы траве. Радом отдыхала группа проводников и охотников, которые должны были нас сопровождать. У них был восхитительно дикий и небритый вид, одеждой им служили грязные бомбачас, большие сморщенные башмаки и громадные драные соломенные шляпы. Они наблюдали, как Хельмут, с блестящими от росы пшеничными волосами, метался от лошади к лошади и совал в переметные сумы всякие свертки…» (Дж.Даррелл. «Земля шорохов») Люди
Кто же все-таки эти загадочные гаучо – вольные люди просторов пампы? Есть два варианта происхождения данного слова. Первый возможный, хоть и сомнительный – от арабского «чаучо», что означает «плеть для выпаса скота». Почем у возможный? Потому что завоевание Америки шло из Испании, в которой были сильны арабские корни, недаром в Испании долго обитали арабы. Почему сомнительный? Потому что первые упоминания гаучо датированы 1816 годом, а значит арабское влияние на католическую Испанию должно было давно ослабнуть. Ну а второй вариант имеет самое, что ни на есть, южноамериканское происхождение – на языке индейцев кечуа «хуачу» означает «сирота», «бродячий». Ну да оставим дальнейший спор на тему филологам. Нас же интересует другое. По сути гаучо – это пастух южноамериканских пампасов, в основном в Аргентине, Уругвае и Бразилии, ну или на худой конец мелкий ранчеро, занимающийся скотоводством. Но ни дай бог сказать нечто подобное где-нибудь в Аргентине. Это будет всем оскорблениям оскорбление и может вполне закончиться вызовом на дуэль, ну или банальным членовредительством. Гаучо – это фактически сложная социальная субэтническая группа населения, близкая по духу и традициям к ковбоям Северной Америки. Формироваться культура гаучо начала в XVI – XVII веках от браков белых испанских завоевателей с местными индейскими женщинам племен тупи, гуарани, кечуа и др., поэтому большинство гаучо были метисами или креолами. Наибольшее распространение гаучо получили во времена ранней колонизации Южной Америки, ведя вольную полукочевую жизнь и работая пастухами. А когда бывшие испанские колонии в Новом Свете в результате многочисленных гражданских войн начали отделяться от Испании, гаучо превратились фактически в бандитов, которых местные начальники-каудильос или богатые ранчеро и гасиендадо нанимали для борьбы с соседями и прочими инакомыслящими. Ничего не напоминает? Фактически один в один Дикий Запад Северной Америки. Как и на севере, так и на юге процветали и даже поощрялись пьянство и разврат, поножовщина и азартные игры, поскольку это считалось признаками мужской силы и доблести (сейчас все это можно было бы назвать понтами). В итоге после того как в Аргентине установился мир и порядок власти не нашли в своем мире места для гаучо и фактически объявили им войну на уничтожение. Прошло время и власти опомнились, да так, что объявили гаучо почти что национальным достоянием. Но по большому счету было уже поздно и «настоящих» гаучо практически не осталось. Даже само слово гаучо встречается не так уж часто, замененное на безликое - пеоны (батраки, пастухи). Кстати в разных странах Южной Америки, согласно местной культурно-языковой специфики, гаучо носили разные названия:
Гаучо – Аргентина, Уругвай и некоторые штаты Бразилии
Гуасо – Чили
Сартанежу – некоторые штаты Бразилии
Льянеро – Венесуэла.
А если забраться севернее, то тут найдутся и Вакеро (Мексика, Юго-Запад США), и Чарро (Мексика), и Ковбои (США).
Интерлюдия
«…На них было типичное снаряжение: заскорузлые черные полусапожки с небольшими шпорами, bombachas – широкие шаровары, нависающие над полусапожками, словно брюки гольф, похожие на блузы рубашки, обвязанные под воротником цветистыми платками, и небольшие черные шляпы с круглой плоской тульей и узкими, загнутыми спереди полями, державшиеся на голове при помощи эластичной тесьмы, охватывавшей затылок. Широкие кожаные пояса пестрели серебряными венками, звездами и другими украшениями, и с каждого свисал короткий, но очень удобный в обращении нож…» (Дж.Даррелл. «Земля шорохов») Когда нож Amigo
Нож сопровождает человека с тех самых бородатых времен, когда наш волосатый и косноязычный первобытный предок обнаружил, что найденный им на берегу реки камень со сколотым краем или острый кусок обломанного рога хорошо разделяет на части добытую добычу, справляясь с этой задачей куда лучше, чем просто руки, даже очень сильные. И с тех пор нож всегда рядом с человеком. Как и человек, нож развивался и совершенствовался, но всегда оставался верным и надежным товарищем. И разве кого-то удивляет, что пастухи, будь то узбекский чабан со складным чол-гюзаром или испанский горец с навахой Pastora, уходил на пастбище с обязательным ножом на поясе или в пастушьей суме. Вот и для гаучо нож был верным товарищем, продолжением руки. Легче было представить гаучо без коня или пончо, чем без ножа. При этом, несмотря на задиристый и непоседливый нрав, гаучо считали нож предметом очень личным, почти интимным, и предпочитали скрывать его под одеждой. Гаучо могли меняться одеждой, лошадьми или предметами снаряжения ради налаживания дружеских отношений или в качестве залога, но они никогда не менялись ножами. Нож можно было дать близкому другу на время, но подарить его было нельзя. Публично обнажать нож можно было только по очень убедительной причине, пустое же размахивание ножом считалось бахвальством и дурным тоном. Несмотря на всю свою интимность, нож гаучо был настоящим работягой. Им забивали и свежевали скот, готовили пищу, чинили снаряжение и одежду, заготавливали топливо, с его помощью ухаживали за животными. Приникнув ухом к рукояти воткнутого в землю ножа, пастух слышал топот лошадей, которые еще даже не появились на горизонте. Нож служил гаучо и в качестве столового прибора – впившись зубами в кусок мяса, зажатый в одной руке, ножом , зажатым в другой, гаучо ловко подрезал мясо у самых губ движением снизу вверх. А еще в умелых руках гаучо, слывших лихими забияками и сорви-головами, нож становился грозным оружием, то в разбоях, то в ножевых дуэлях Esgrima criolla, которые устраивались по малейшему поводу, а зачастую и без повода и даже, так сказать, из спортивного интереса. Но главное, что моральный кодекс требовал смыть оскорбление кровью в честном поединке. Причем убийство не являлось целью, более того истинные виртуозы наносили ножом противнику множество мелких порезов, складывавшихся в презрительное слово или же символ – не от гаучо ли перенял Зорро привычку наносить шпагой свой знак. Последняя известная дуэль состоялась в 1957 году в небольшом баре одного из провинциальных городков Аргентины. Свои ножи гаучо любили, ценили и уважали. Их берегли и за ними ухаживали воистину с любовью. Ножи считали за своих товарищей и им давали имена, отражавшие их характер или же их владельца – Valeroso (Доблестный), Encarnizado (Яростный) или, например, Montanes (Горец). А вот нож, принадлежащий неумелому человеку или праздно хранящийся в футляре, мог получить и презрительное имя, как например Chucheria (Безделушка). Воистину про нож гаучо можно сказать: «О, нож, ты – Друг!». Интерлюдия
«…Кто дал перед отъездом этот драгоценный совет? Я отлично помнил: это был Хуан Эрейра, по прозвищу Красавчик. Он шесть дней скакал на коне, чтобы сразиться на ножах с нахалом, посмевшим утверждать, что может выпить больше, чем мой приятель…» (Ант.Арлетти. «Трампеадор») Анатомия ножа
Если взглянуть на ножи гаучо, то сразу бросается в глаза сходство с кухонными шефами. Этому было довольно простое объяснение – в первой половине XIX века в Латинскую Америку поставлялись в основном именно кухонные ножи от лидеров тогдашней мировой ножевой индустрии Англии (Шеффилд), Германии (Золинген) и Франции (Тьер). Спрос на ножи был очень высок, что привело к возникновению собственного кустарного производства. Кроме переделывания рукояток шефов на более удобные, в ход шло также и подручное стальное сырье, начиная от списанного железнодорожного оборудования и заканчивая старыми напильниками и обломанными сабельными клинками. Именно последние привели к появлению некоторых других видов ножей гаучо, о которых речь пойдет чуть ниже. Чаще всего плавно сужающиеся к острию клинки имели прямой обух, реже встречались ножи с фальшлезвием. Секрет этого был довольно прост – часто обух клинка использовался гаучо для массирования спины лошади, затекшую под седлом, а делать это было удобнее именно прямым обухом.
Поскольку нож был больше, чем просто аксессуаром, на его украшение денег не жалели. Отсюда и корни переделок рукоятей классических европейских шефов. Рукояти в сечении обычно имели формы квадрата, круга или овала.
Рукояти делались из цветных металлов, в том числе и драгоценных, с гравировками и литьем, местных пород дерева (ипе, ятоба, амарант, сантос и др.), рогов и костей представителей местной фауны, среди которых встречались и такие экзотические варианты, как коготь страуса или хвост броненосца. Ножны у ножей гаучо тоже имели свои характерные признаки и особенности, сообразно условиям обитания, ношения и использования. Обычно ножны были в двух вариантах исполнения, общим для которых была неглубокая посадка клинка, т.е. ножны скрывали только клинок, а рукоять целиком выступала наружу. Первый вариант – это металлические ножны с металлической же клипсой с наружной стороны и фигурным наконечником, характерным скорее для сабельных ножен. Второй вариант – это кожаные ножны с центральным швом с наружной стороны, жесткой кожаной клипсой и широким округлым выступом с внутренней стороны верхней части ножен, похожим на ухо. Иногда на ножны добавляли металлические оковки. Обычно ножны носились за спиной, заткнутыми под углом при помощи клипсы за богато украшенный широкий пояс-тирадор, лезвием вверх и рукоятью в сторону рабочей руки. Это обеспечивало комфортное ношение даже длинного ножа, в том числе и при езде на лошади, а также позволяло максимально быстро извлекать нож. Именно поэтому рукоять ножа не была заглублена в ножны и отсутствовали всякие возможные фиксирующие ремешки и прочие подвязки. Нож и пояс-тирадор обычно были самыми ценными предметами в снаряжении гаучо, красиво украшенными и богато декорированными. Интерлюдия
«…Франческо отыскал узловатую палку и стал неторопливо остругивать ее ножом. Догадавшись о его намерениях, я попытался вступиться за лиса. Нельзя ли его прикончить выстрелом из ружья? Моя просьба была отвергнута. Франческо объявил, что пуля может попортить шкуру…» (Ант.Арлетти. «Трампеадор») Cuchillo gaucho
Ножей у гаучо было много и имели они самые разные формы, так что любая попытки их систематизации практически заранее обречена на провал. Чаще всего это ножи называли просто cuchillo gaucho (ножи гаучо), или по-португальски faca gaucha. Долгое время считалось, что основных видов ножей гаучо было четыре (до сих пор именно эта цифра преобладает в ножевом рунете), но, согласно испанским источникам, ножи гаучо делились все-таки на пять групп, поэтому будем придерживаться этой точки зрения, все ж таки Испания ближе по своим корням к Южной Америке.
Описывать их будем в порядке убывания размеров, т.е. двигаясь от большого к малому:
Каронеро (Caronero)
Самый мощный и большой из всех ножей гаучо. Обычно представлял собой длинный кинжал с полуторной заточкой. Часто под него переделывались сабли, палаши и тесаки. Нож предназначался для «тяжелых» лагерных и полевых работ, а также для самообороны.
Обычно Каронеро возили, прикрепленным к седлу лошади. Встречал упоминание про ношение за спиной на погонном ремне, как винтовку, но документальных подтверждений этому не нашел.
Факон (Facon)
Самая обширная и разнообразная группа ножей гаучо, в которую входят большие кухонные шефы, а также переделки из обломанных сабельных клинков с гардами и без. Носят факоны за спиной заткнутыми за пояс.
Кучильо (Кучильо криолло)(Кухонный креольский)(Cuchillo, Cuchillo criollo)
Наиболее известная и широко распространенная группа ножей. Сначала это были классические европейские шефы среднего размера. Затем переделки этих шефов. Ну а потом ножи делались фирмами и мастерами, просто сохраняя классическую форму клинка. Чаще имели прямой обух, реже фальшлезвие. Традиционно носились и носятся за поясом за спиной.
Дага (Daga)
Средних размеров классической формы кинжал с двусторонней гардой. Сначала делался из сабельных обломков небольшого размера, потом уже специально заказывался у местных мастеров. Носился аналогично факону и кучильо за спиной.
Верихеро (Verijero)
Уменьшенная разновидность Кучильо, имеющая такую же форму европейского шефа, только маленькую. Название происходит от формы клинка – «сужающегося под углом» (verija).
Верихеро носились спереди, закрепленные за ремень или пояс клипсой наружу. Версия ношения на шее подтверждения не нашла. Ну а предположение, что Верихеро из-за малых размеров можно было носить спереди без ножен без риска получить травму, связанное с неправильным переводом названия, вообще не выдерживает никакой критики – ну кто в здравом уме станет носить остро заточенный нож спереди да без ножен? (прям дамоклов меч получается). Интерлюдия
«…Но охотник, словно ничего не произошло, спокойно произнес:
- Хоакин, дайте-ка мне свой нож, мне кажется, я где-то видел его.
Мгновение метис колебался. Он чувствовал себя хуже, чем если бы его уже обезоружили.
Нож мог еще помочь ему сохранить жизнь, но, увидев, что охотник не ведет себя враждебно по отношению к нему, он подал ему нож и отскочил в сторону…» (Ал.Вой.Фрич. «Приключения охотника в Гран-Чако») Ножи гаучо в старину
В мире сохранилось довольно много старых ножей гаучо – как в музейных и в частных коллекциях, так и просто в свободной интернет и рыночной продаже, причем среди них встречаются и совершенно «убитые» экземпляры, и близкие к шедеврам. Но заметно, что ножей с металлическими рукоятями и ножнами встречается ощутимо больше.
То ли «металлических» гаучо было больше сделано, то ли они сохранялись лучше, а может их просто больше берегли, но вот процентное соотношение ножей гаучо с металлическими рукоятями относительно ножей с деревянными, костяными или роговыми можно определить примерно как 4 к 1.
Кстати хорошо заметно, что металлические рукояти и ножны были значительно более богато декорированы и украшены гравировкой и прочими тонкими техниками, нежели деревянные или роговые рукояти и кожаные ножны, исключая ножны с металлическим прибором.
Среди самых старых сохранившихся ножей гаучо есть датированные серединой XIX века (1860 г). А также можно обратить внимание на ножи, сделанные очень известными в ножевом мире фирмами – «Boker Arbolito» из немецкого Золингена и «Joseph Rogers» из английского Шеффилда. Интерлюдия
«…Патрон рассказал нам, что шрам остался как память об одной жестокой попойку, когда Живодер, осерчав на Вскрывателя Бутылок, бросился на него с разделочным ножом. Тот в целях самообороны воспользовался разбитой бутылкой из-под каньи, да так ловко, что Живодер мигом протрезвел, а жене Патрона было предложено зашить рану. Но, судя по всему, кровавый инцидент нисколько не повлиял на взаимоотношения этих трех родственников…» (Дэв.Эттенборо. «В Парагвай за броненосцами») Современные ножи гаучо
Настоящее время, когда гаучо стали скорее легендой, чем реальностью, слегка нивелировало эти ножи обратно до кухонных или ножей для пикников и чурраско, добавив в комплект к ножу большую вилку или мусат.
В итоге самыми доступными и широко распространенными из ножей гаучо сейчас являются ножи бразильские ножи «Tramontina».
К счастью легенды, как и сказки, всегда остаются частью нашей жизни даже в наше суетное и не склонное к сентиментальности время, а легендарные ножи и вовсе всегда продолжают находить своих поклонников и последователей. В итоге ножи гаучо делают не только фирмы тех стран, что производили их всегда, как Германия или Испания (на фото ножи фирм «Linder» и «Muela»),
но и Японии (G.Sakai)
и даже Китая, нагло содравших дизайн ножей испанцев из «Nieto».
Ну и конечно не могли остаться в стороне и мастера-найфмейкеры, являя собственный взгляд на ножи гаучо (вверху – нож мастерской Энди Роя из США «Fiddleback Forge», внизу – нож бразильца Сандро Бека)
В странах же, которые были основными центрами развития субкультуры гаучо каждая фирма и каждый мастер делают такие ножи, причем зачастую в больших количествах и самых разных вариациях. Вот только несколько примеров:
Рубен Кало (Аргентина)
Жоао Алешандре Восс де Оливейра (Бразилия)
Фернандо Нуньес (Уругвай)
Ну а разнообразие материалов для рукояток в странах гаучо просто поражает воображение, причем любое дерево смотрится довольно обыденно, а металл, даже покрытый гравировкой или литьем, тоже впечатляет не сильно, особенно когда встречаешь рукояти из рога буйвола, хвоста броненосца, когтя страуса нанду или же из плетенных кожаных ремешков.
Остается только признать, что здорово, когда, проверенные временем, ножи продолжают жить и пользоваться заслуженным спросом и популярностью.
Интерлюдия
«…После ухода метиса Нене, которого заинтересовала история с ножом, заметил:
- В наших краях редко случается, чтобы нож перешел в другие руки. Это не совсем обычный случай.
- Я очень внимательно осмотрел нож, который сейчас у Хоакина и который видел в сотне миль к северу, где этот негодяй, по его словам, никогда не бывал. Но я не понимаю, как он оказался у него. Я бросил нож в реку и странно, если он случайно нашел его…» (Ал.Вой.Фрич. «Приключения охотника в Гран-Чако») Ну и вместо многоточия…
Когда на небо сползают тучи,
Пути по жизни, увы, неясны,
Возьму facones, уйду к гаучо,
Сбегу в пампасы, сбегу в пампасы.
Там, где вискачи копают норы,
Где броненосец неутомимо,
Как энерджайзер, бежит простором
Цветущей пампы необозримой.
Там, где пасутся стада альпаки,
Летит над ними со свистом bolas,
Там, где знакома любой собаке
Та донна Роза де Альвадорец.
Там, где надену дырявый пончо,
Под ним за пояс заткнута daga.
Все мелодичней, ритмичней, звоньче
Звенят гитары в часы асадо.
Но там ведь тоже не все задаром,
Потратив в лавке остатки денег,
Куплю в Оране я шаль в подарок
Для синьориты на гасиенде.
Но если в дело вдруг встрянет случай,
Прикрывшись ликом Хосе-ранчеро,
То тут же вступит за честь гаучо
Cuchillo или же verijero.
И будут снова на небе звезды
Светится тускло, как будто лампы,
И будет конь мой вполне серьезно
Лететь куда-то простором пампы...
Унылая плоская, как стол, равнина раскинулась до самого горизонта. Ветерок слегка шевелит куртинки травы. Лишь изредка промелькнет, пыхтя, похожий на заводную игрушку, броненосец. Но вот легкий шорох мелких камешков нарушил тишину – белый конь с такой же белой, выбеленной солнцем, гривой аккуратно переставляет ноги, стараясь не попасть в норы вискача, виднеющиеся среди травы. На коне всадник. На нем старая потрепанная широкополая шляпа и выцветшее пончо, из-под которого поблескивают серебром бляшки широкого пояса и виднеется рукоять ножа. Это гаучо… Интерлюдия
«…Повозка продвигалась вперед, громыхая и покачиваясь; перед нами до самого горизонта простиралась пампа – ровное, безмятежное море золотистой травы, чуть темневшее в тех местах, где чертополох рос гуще, Там и сям, словно темные волны на водной глади, виднелись небольшие рощицы искривленных ветром деревьев, в тени которых отдыхал скот…» (Дж.Даррелл. «Под пологом пьяного леса») Место действия (из Википедии)
Пампа (Пампа́сы) (исп. Pampa, мн. ч. Pampas) — степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе, в районе устья реки Ла-Плата. На западе пампасы ограничены Андами, на востоке Атлантическим океаном. К северу простирается саванна Гран-Чако.
Пампа представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах, формирующихся на вулканических породах. Она состоит из южноамериканских видов тех родов злаков, которые широко распространены в Европе в степях умеренного пояса (ковыля, бородача, овсяницы). С лесами Бразильского нагорья пампа связана переходным типом растительности, близким к лесостепи, где травы сочетаются с зарослями вечнозелёных кустарников. Растительность пампы подверглась наиболее сильному истреблению и в настоящее время почти полностью замещена посевами пшеницы и других культурных растений. При отмирании травянистого покрова формируются плодородные серо-коричневые почвы. На открытых степных просторах преобладают быстробегающие животные — пампасный олень, пампасская кошка, из птиц — страус нанду. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев. Пампа становится всё более засушливой по мере удаления от Атлантического океана. Климат пампы субтропический. На востоке перепады температуры между летом и зимой менее значительны, на западе климат имеет более континентальный характер. Государствами, чью территорию затрагивает пампа, являются Аргентина, Уругвай и Бразилия. Пампа является основной сельскохозяйственной областью Аргентины и используется главным образом для скотоводства. Интерлюдия
«…Возле дома стоял табунчик кляч. На их спинах были необычные седла, распространенные на севере Аргентины, - глубокие, изогнутые, с очень высокой передней лукой. Сидеть в таком седле удобно, как в кресле. Спереди к седлу прикреплены большие куски кожи, похожие на крылья ангелов. Они отлично защищают ноги и руки, когда приходится ехать через колючие кусты. В предрассветных сумерках лошади со странными седлами были похожи на грустных Пегасов, пасущихся на мокрой от росы траве. Радом отдыхала группа проводников и охотников, которые должны были нас сопровождать. У них был восхитительно дикий и небритый вид, одеждой им служили грязные бомбачас, большие сморщенные башмаки и громадные драные соломенные шляпы. Они наблюдали, как Хельмут, с блестящими от росы пшеничными волосами, метался от лошади к лошади и совал в переметные сумы всякие свертки…» (Дж.Даррелл. «Земля шорохов») Люди
Кто же все-таки эти загадочные гаучо – вольные люди просторов пампы? Есть два варианта происхождения данного слова. Первый возможный, хоть и сомнительный – от арабского «чаучо», что означает «плеть для выпаса скота». Почем у возможный? Потому что завоевание Америки шло из Испании, в которой были сильны арабские корни, недаром в Испании долго обитали арабы. Почему сомнительный? Потому что первые упоминания гаучо датированы 1816 годом, а значит арабское влияние на католическую Испанию должно было давно ослабнуть. Ну а второй вариант имеет самое, что ни на есть, южноамериканское происхождение – на языке индейцев кечуа «хуачу» означает «сирота», «бродячий». Ну да оставим дальнейший спор на тему филологам. Нас же интересует другое. По сути гаучо – это пастух южноамериканских пампасов, в основном в Аргентине, Уругвае и Бразилии, ну или на худой конец мелкий ранчеро, занимающийся скотоводством. Но ни дай бог сказать нечто подобное где-нибудь в Аргентине. Это будет всем оскорблениям оскорбление и может вполне закончиться вызовом на дуэль, ну или банальным членовредительством. Гаучо – это фактически сложная социальная субэтническая группа населения, близкая по духу и традициям к ковбоям Северной Америки. Формироваться культура гаучо начала в XVI – XVII веках от браков белых испанских завоевателей с местными индейскими женщинам племен тупи, гуарани, кечуа и др., поэтому большинство гаучо были метисами или креолами. Наибольшее распространение гаучо получили во времена ранней колонизации Южной Америки, ведя вольную полукочевую жизнь и работая пастухами. А когда бывшие испанские колонии в Новом Свете в результате многочисленных гражданских войн начали отделяться от Испании, гаучо превратились фактически в бандитов, которых местные начальники-каудильос или богатые ранчеро и гасиендадо нанимали для борьбы с соседями и прочими инакомыслящими. Ничего не напоминает? Фактически один в один Дикий Запад Северной Америки. Как и на севере, так и на юге процветали и даже поощрялись пьянство и разврат, поножовщина и азартные игры, поскольку это считалось признаками мужской силы и доблести (сейчас все это можно было бы назвать понтами). В итоге после того как в Аргентине установился мир и порядок власти не нашли в своем мире места для гаучо и фактически объявили им войну на уничтожение. Прошло время и власти опомнились, да так, что объявили гаучо почти что национальным достоянием. Но по большому счету было уже поздно и «настоящих» гаучо практически не осталось. Даже само слово гаучо встречается не так уж часто, замененное на безликое - пеоны (батраки, пастухи). Кстати в разных странах Южной Америки, согласно местной культурно-языковой специфики, гаучо носили разные названия:
Гаучо – Аргентина, Уругвай и некоторые штаты Бразилии
Гуасо – Чили
Сартанежу – некоторые штаты Бразилии
Льянеро – Венесуэла.
А если забраться севернее, то тут найдутся и Вакеро (Мексика, Юго-Запад США), и Чарро (Мексика), и Ковбои (США).
Интерлюдия
«…На них было типичное снаряжение: заскорузлые черные полусапожки с небольшими шпорами, bombachas – широкие шаровары, нависающие над полусапожками, словно брюки гольф, похожие на блузы рубашки, обвязанные под воротником цветистыми платками, и небольшие черные шляпы с круглой плоской тульей и узкими, загнутыми спереди полями, державшиеся на голове при помощи эластичной тесьмы, охватывавшей затылок. Широкие кожаные пояса пестрели серебряными венками, звездами и другими украшениями, и с каждого свисал короткий, но очень удобный в обращении нож…» (Дж.Даррелл. «Земля шорохов») Когда нож Amigo
Нож сопровождает человека с тех самых бородатых времен, когда наш волосатый и косноязычный первобытный предок обнаружил, что найденный им на берегу реки камень со сколотым краем или острый кусок обломанного рога хорошо разделяет на части добытую добычу, справляясь с этой задачей куда лучше, чем просто руки, даже очень сильные. И с тех пор нож всегда рядом с человеком. Как и человек, нож развивался и совершенствовался, но всегда оставался верным и надежным товарищем. И разве кого-то удивляет, что пастухи, будь то узбекский чабан со складным чол-гюзаром или испанский горец с навахой Pastora, уходил на пастбище с обязательным ножом на поясе или в пастушьей суме. Вот и для гаучо нож был верным товарищем, продолжением руки. Легче было представить гаучо без коня или пончо, чем без ножа. При этом, несмотря на задиристый и непоседливый нрав, гаучо считали нож предметом очень личным, почти интимным, и предпочитали скрывать его под одеждой. Гаучо могли меняться одеждой, лошадьми или предметами снаряжения ради налаживания дружеских отношений или в качестве залога, но они никогда не менялись ножами. Нож можно было дать близкому другу на время, но подарить его было нельзя. Публично обнажать нож можно было только по очень убедительной причине, пустое же размахивание ножом считалось бахвальством и дурным тоном. Несмотря на всю свою интимность, нож гаучо был настоящим работягой. Им забивали и свежевали скот, готовили пищу, чинили снаряжение и одежду, заготавливали топливо, с его помощью ухаживали за животными. Приникнув ухом к рукояти воткнутого в землю ножа, пастух слышал топот лошадей, которые еще даже не появились на горизонте. Нож служил гаучо и в качестве столового прибора – впившись зубами в кусок мяса, зажатый в одной руке, ножом , зажатым в другой, гаучо ловко подрезал мясо у самых губ движением снизу вверх. А еще в умелых руках гаучо, слывших лихими забияками и сорви-головами, нож становился грозным оружием, то в разбоях, то в ножевых дуэлях Esgrima criolla, которые устраивались по малейшему поводу, а зачастую и без повода и даже, так сказать, из спортивного интереса. Но главное, что моральный кодекс требовал смыть оскорбление кровью в честном поединке. Причем убийство не являлось целью, более того истинные виртуозы наносили ножом противнику множество мелких порезов, складывавшихся в презрительное слово или же символ – не от гаучо ли перенял Зорро привычку наносить шпагой свой знак. Последняя известная дуэль состоялась в 1957 году в небольшом баре одного из провинциальных городков Аргентины. Свои ножи гаучо любили, ценили и уважали. Их берегли и за ними ухаживали воистину с любовью. Ножи считали за своих товарищей и им давали имена, отражавшие их характер или же их владельца – Valeroso (Доблестный), Encarnizado (Яростный) или, например, Montanes (Горец). А вот нож, принадлежащий неумелому человеку или праздно хранящийся в футляре, мог получить и презрительное имя, как например Chucheria (Безделушка). Воистину про нож гаучо можно сказать: «О, нож, ты – Друг!». Интерлюдия
«…Кто дал перед отъездом этот драгоценный совет? Я отлично помнил: это был Хуан Эрейра, по прозвищу Красавчик. Он шесть дней скакал на коне, чтобы сразиться на ножах с нахалом, посмевшим утверждать, что может выпить больше, чем мой приятель…» (Ант.Арлетти. «Трампеадор») Анатомия ножа
Если взглянуть на ножи гаучо, то сразу бросается в глаза сходство с кухонными шефами. Этому было довольно простое объяснение – в первой половине XIX века в Латинскую Америку поставлялись в основном именно кухонные ножи от лидеров тогдашней мировой ножевой индустрии Англии (Шеффилд), Германии (Золинген) и Франции (Тьер). Спрос на ножи был очень высок, что привело к возникновению собственного кустарного производства. Кроме переделывания рукояток шефов на более удобные, в ход шло также и подручное стальное сырье, начиная от списанного железнодорожного оборудования и заканчивая старыми напильниками и обломанными сабельными клинками. Именно последние привели к появлению некоторых других видов ножей гаучо, о которых речь пойдет чуть ниже. Чаще всего плавно сужающиеся к острию клинки имели прямой обух, реже встречались ножи с фальшлезвием. Секрет этого был довольно прост – часто обух клинка использовался гаучо для массирования спины лошади, затекшую под седлом, а делать это было удобнее именно прямым обухом.
Поскольку нож был больше, чем просто аксессуаром, на его украшение денег не жалели. Отсюда и корни переделок рукоятей классических европейских шефов. Рукояти в сечении обычно имели формы квадрата, круга или овала.
Рукояти делались из цветных металлов, в том числе и драгоценных, с гравировками и литьем, местных пород дерева (ипе, ятоба, амарант, сантос и др.), рогов и костей представителей местной фауны, среди которых встречались и такие экзотические варианты, как коготь страуса или хвост броненосца. Ножны у ножей гаучо тоже имели свои характерные признаки и особенности, сообразно условиям обитания, ношения и использования. Обычно ножны были в двух вариантах исполнения, общим для которых была неглубокая посадка клинка, т.е. ножны скрывали только клинок, а рукоять целиком выступала наружу. Первый вариант – это металлические ножны с металлической же клипсой с наружной стороны и фигурным наконечником, характерным скорее для сабельных ножен. Второй вариант – это кожаные ножны с центральным швом с наружной стороны, жесткой кожаной клипсой и широким округлым выступом с внутренней стороны верхней части ножен, похожим на ухо. Иногда на ножны добавляли металлические оковки. Обычно ножны носились за спиной, заткнутыми под углом при помощи клипсы за богато украшенный широкий пояс-тирадор, лезвием вверх и рукоятью в сторону рабочей руки. Это обеспечивало комфортное ношение даже длинного ножа, в том числе и при езде на лошади, а также позволяло максимально быстро извлекать нож. Именно поэтому рукоять ножа не была заглублена в ножны и отсутствовали всякие возможные фиксирующие ремешки и прочие подвязки. Нож и пояс-тирадор обычно были самыми ценными предметами в снаряжении гаучо, красиво украшенными и богато декорированными. Интерлюдия
«…Франческо отыскал узловатую палку и стал неторопливо остругивать ее ножом. Догадавшись о его намерениях, я попытался вступиться за лиса. Нельзя ли его прикончить выстрелом из ружья? Моя просьба была отвергнута. Франческо объявил, что пуля может попортить шкуру…» (Ант.Арлетти. «Трампеадор») Cuchillo gaucho
Ножей у гаучо было много и имели они самые разные формы, так что любая попытки их систематизации практически заранее обречена на провал. Чаще всего это ножи называли просто cuchillo gaucho (ножи гаучо), или по-португальски faca gaucha. Долгое время считалось, что основных видов ножей гаучо было четыре (до сих пор именно эта цифра преобладает в ножевом рунете), но, согласно испанским источникам, ножи гаучо делились все-таки на пять групп, поэтому будем придерживаться этой точки зрения, все ж таки Испания ближе по своим корням к Южной Америке.
Описывать их будем в порядке убывания размеров, т.е. двигаясь от большого к малому:
Каронеро (Caronero)
Самый мощный и большой из всех ножей гаучо. Обычно представлял собой длинный кинжал с полуторной заточкой. Часто под него переделывались сабли, палаши и тесаки. Нож предназначался для «тяжелых» лагерных и полевых работ, а также для самообороны.
Обычно Каронеро возили, прикрепленным к седлу лошади. Встречал упоминание про ношение за спиной на погонном ремне, как винтовку, но документальных подтверждений этому не нашел.
Факон (Facon)
Самая обширная и разнообразная группа ножей гаучо, в которую входят большие кухонные шефы, а также переделки из обломанных сабельных клинков с гардами и без. Носят факоны за спиной заткнутыми за пояс.
Кучильо (Кучильо криолло)(Кухонный креольский)(Cuchillo, Cuchillo criollo)
Наиболее известная и широко распространенная группа ножей. Сначала это были классические европейские шефы среднего размера. Затем переделки этих шефов. Ну а потом ножи делались фирмами и мастерами, просто сохраняя классическую форму клинка. Чаще имели прямой обух, реже фальшлезвие. Традиционно носились и носятся за поясом за спиной.
Дага (Daga)
Средних размеров классической формы кинжал с двусторонней гардой. Сначала делался из сабельных обломков небольшого размера, потом уже специально заказывался у местных мастеров. Носился аналогично факону и кучильо за спиной.
Верихеро (Verijero)
Уменьшенная разновидность Кучильо, имеющая такую же форму европейского шефа, только маленькую. Название происходит от формы клинка – «сужающегося под углом» (verija).
Верихеро носились спереди, закрепленные за ремень или пояс клипсой наружу. Версия ношения на шее подтверждения не нашла. Ну а предположение, что Верихеро из-за малых размеров можно было носить спереди без ножен без риска получить травму, связанное с неправильным переводом названия, вообще не выдерживает никакой критики – ну кто в здравом уме станет носить остро заточенный нож спереди да без ножен? (прям дамоклов меч получается). Интерлюдия
«…Но охотник, словно ничего не произошло, спокойно произнес:
- Хоакин, дайте-ка мне свой нож, мне кажется, я где-то видел его.
Мгновение метис колебался. Он чувствовал себя хуже, чем если бы его уже обезоружили.
Нож мог еще помочь ему сохранить жизнь, но, увидев, что охотник не ведет себя враждебно по отношению к нему, он подал ему нож и отскочил в сторону…» (Ал.Вой.Фрич. «Приключения охотника в Гран-Чако») Ножи гаучо в старину
В мире сохранилось довольно много старых ножей гаучо – как в музейных и в частных коллекциях, так и просто в свободной интернет и рыночной продаже, причем среди них встречаются и совершенно «убитые» экземпляры, и близкие к шедеврам. Но заметно, что ножей с металлическими рукоятями и ножнами встречается ощутимо больше.
То ли «металлических» гаучо было больше сделано, то ли они сохранялись лучше, а может их просто больше берегли, но вот процентное соотношение ножей гаучо с металлическими рукоятями относительно ножей с деревянными, костяными или роговыми можно определить примерно как 4 к 1.
Кстати хорошо заметно, что металлические рукояти и ножны были значительно более богато декорированы и украшены гравировкой и прочими тонкими техниками, нежели деревянные или роговые рукояти и кожаные ножны, исключая ножны с металлическим прибором.
Среди самых старых сохранившихся ножей гаучо есть датированные серединой XIX века (1860 г). А также можно обратить внимание на ножи, сделанные очень известными в ножевом мире фирмами – «Boker Arbolito» из немецкого Золингена и «Joseph Rogers» из английского Шеффилда. Интерлюдия
«…Патрон рассказал нам, что шрам остался как память об одной жестокой попойку, когда Живодер, осерчав на Вскрывателя Бутылок, бросился на него с разделочным ножом. Тот в целях самообороны воспользовался разбитой бутылкой из-под каньи, да так ловко, что Живодер мигом протрезвел, а жене Патрона было предложено зашить рану. Но, судя по всему, кровавый инцидент нисколько не повлиял на взаимоотношения этих трех родственников…» (Дэв.Эттенборо. «В Парагвай за броненосцами») Современные ножи гаучо
Настоящее время, когда гаучо стали скорее легендой, чем реальностью, слегка нивелировало эти ножи обратно до кухонных или ножей для пикников и чурраско, добавив в комплект к ножу большую вилку или мусат.
В итоге самыми доступными и широко распространенными из ножей гаучо сейчас являются ножи бразильские ножи «Tramontina».
К счастью легенды, как и сказки, всегда остаются частью нашей жизни даже в наше суетное и не склонное к сентиментальности время, а легендарные ножи и вовсе всегда продолжают находить своих поклонников и последователей. В итоге ножи гаучо делают не только фирмы тех стран, что производили их всегда, как Германия или Испания (на фото ножи фирм «Linder» и «Muela»),
но и Японии (G.Sakai)
и даже Китая, нагло содравших дизайн ножей испанцев из «Nieto».
Ну и конечно не могли остаться в стороне и мастера-найфмейкеры, являя собственный взгляд на ножи гаучо (вверху – нож мастерской Энди Роя из США «Fiddleback Forge», внизу – нож бразильца Сандро Бека)
В странах же, которые были основными центрами развития субкультуры гаучо каждая фирма и каждый мастер делают такие ножи, причем зачастую в больших количествах и самых разных вариациях. Вот только несколько примеров:
Рубен Кало (Аргентина)
Жоао Алешандре Восс де Оливейра (Бразилия)
Фернандо Нуньес (Уругвай)
Ну а разнообразие материалов для рукояток в странах гаучо просто поражает воображение, причем любое дерево смотрится довольно обыденно, а металл, даже покрытый гравировкой или литьем, тоже впечатляет не сильно, особенно когда встречаешь рукояти из рога буйвола, хвоста броненосца, когтя страуса нанду или же из плетенных кожаных ремешков.
Остается только признать, что здорово, когда, проверенные временем, ножи продолжают жить и пользоваться заслуженным спросом и популярностью.
Интерлюдия
«…После ухода метиса Нене, которого заинтересовала история с ножом, заметил:
- В наших краях редко случается, чтобы нож перешел в другие руки. Это не совсем обычный случай.
- Я очень внимательно осмотрел нож, который сейчас у Хоакина и который видел в сотне миль к северу, где этот негодяй, по его словам, никогда не бывал. Но я не понимаю, как он оказался у него. Я бросил нож в реку и странно, если он случайно нашел его…» (Ал.Вой.Фрич. «Приключения охотника в Гран-Чако») Ну и вместо многоточия…
Когда на небо сползают тучи,
Пути по жизни, увы, неясны,
Возьму facones, уйду к гаучо,
Сбегу в пампасы, сбегу в пампасы.
Там, где вискачи копают норы,
Где броненосец неутомимо,
Как энерджайзер, бежит простором
Цветущей пампы необозримой.
Там, где пасутся стада альпаки,
Летит над ними со свистом bolas,
Там, где знакома любой собаке
Та донна Роза де Альвадорец.
Там, где надену дырявый пончо,
Под ним за пояс заткнута daga.
Все мелодичней, ритмичней, звоньче
Звенят гитары в часы асадо.
Но там ведь тоже не все задаром,
Потратив в лавке остатки денег,
Куплю в Оране я шаль в подарок
Для синьориты на гасиенде.
Но если в дело вдруг встрянет случай,
Прикрывшись ликом Хосе-ранчеро,
То тут же вступит за честь гаучо
Cuchillo или же verijero.
И будут снова на небе звезды
Светится тускло, как будто лампы,
И будет конь мой вполне серьезно
Лететь куда-то простором пампы...